Отличительные признаки законов, их виды, порядок и стадии принятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличительные признаки законов, их виды, порядок и стадии принятия



Понятие и сущность права

 

Право как нормативно-регулятивная система есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения.

Праву присущи следующие признаки:

государственно-властный характер. Нормы права устанавливаются компетентными государственными органами при соблюдении особой процедуры;

общеобязательность. Право распространяет свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории данного государства;

формальная определенность. Нормы права формулируются кратко, логично, однозначно, чаще всего – по следующему образцу: диспозиция (вводная, описательная часть); гипотеза (формулировка запрета); санкция (меры, принимаемые к субъекту за невыполнение нормы);

системность. Вся совокупность правовых норм представляет собой четкую логическую систему, состоящую из норм, институтов, подотраслей и отраслей права; (например семейное, уголовное, финансовое право и др.);

подкрепленность принудительной силой государства. Соблюдение норм права обеспечивается не только их выполнением на основе добровольного признания, но и путем применения принудительной силы государства или под угрозой применения такой силы. Принудительное исполнение норм права осуществляют правоохранительные органы.

Сущность права проявляется в его функциях:

Социальная функция права проявляется в том, что право закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, культуры.

Экономическая функция права проявляется в правовом закреплении основ свободной деятельности личности, ее материальную и интеллектуальную собственность, гарантирует возможность владения, пользования и распоряжения принадлежащим ей имуществом, обеспечивает свободу предпринимательства, договоров, завещаний и т.п.

Политическая функция права проявляется в обеспечении правом участия личности в делах общества, ее возможности объединяться с другими в общественные организации и партии, влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений, гарантирует разные способы выражения отношения человека к деятельности государства.

Воспитательная функция выполняется правом посредством описания в диспозициях правовых норм моделей необходимого или дозволенного поведения людей.

Право выполняет специально-юридические функции:

Регулятивная функция – это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Реализуется путем закрепления этих отношений в нормативных правовых актах.

Охранительная функция права направлена на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний, в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний, в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение.

Постановление Правительства РФ – нормативный акт, изданный Правительством в рамках его компетенции. Постановления Правительства издаются во исполнение принятых законов и указов Президента.

Акты федеральных органов исполнительной власти издаются всему полномочными органами: министерствами, инспекциями, надзорами и др. Данные акты, как правило, регулируют отношения внутри издавших их органов. Однако органы исполнительной власти могут издавать акты, обязательные для граждан и организаций, неподчиненных данному ведовству – приказы, инструкции, положения.

Помимо федеральных нормативных правовых актов в РФ действуют также нормативные акты субъектов РФ.

Закон субъекта РФ – нормативный правовой акт, принимаемый законодательным органом субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ и законами, конституцией или уставом субъекта РФ. Законы субъектов РФ регулируют основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящегося в ведении субъекта Федерации или в совместном ведении.

Акты органов местного самоуправления устанавливают обязательные нормы права для населения соответствующих территорий.

 

Недействительность сделок

 

При несоблюдении установленных законом условий сделка становится недействительной и, следовательно, не достигает тех последствий, к которым стремились ее участники. Сделка недействительна либо в силу признания ее таковой судом, либо независимо от такого признания.

Сделки, которые признаются недействительными по решению суда, называются оспоримыми. Оспоримые сделки признаются недействительными по требованию (иску) заинтересованных лиц. Если же сделка является недействительной с момента ее совершения, то такая сделка называется ничтожной.

Оспоримыми являются сделки:

совершенные несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 без согласия родителей (если это необходимо)

совершенные гражданином, ограниченным судом в дееспособности, без согласия попечителя (если это необходимо)

совершенные под влиянием заблуждения, обмана, насилия, угрозы, стечения тяжелых обстоятельств; а также злонамеренного соглашения представителя одной из сторон с другой стороной или гражданином, не способным понимать значения своих действий.

Ничтожными признаются сделки совершенные:

с целью, противной основам правопорядка и нравственности;

гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства

несовершеннолетними, не достигшими 14 лет

юр лицами, осуществляющий действия за пределами своей специальной правоспособности.

Мнимые и притворные сделки – это также ничтожные сделки.

Последствием недействительности сделки является обязанность сторон возвратить друг другу все полученное по сделке в натуре, а при невозможности этого – возместить стоимость полученного в деньгах. Такая ситуация называется двусторонней реституцией.

В качестве последствий некоторых видов недействительных сделок (например, совершенных под влиянием обмана, насилия, угрозы и др.) применяется односторонняя реституция, т.е. восстановление в первоначальное состояние лишь невиновной стороны.

Возможны ситуации, при которых не соответствует требованиям закона часть сделки или отдельные части. Однако недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

По требованию о применении последствий недействительности сделки срок исковой давности составляет 10 лет и начинает течь со дня начала ее исполнения.

Понятие и сущность права

 

Право как нормативно-регулятивная система есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения.

Праву присущи следующие признаки:

государственно-властный характер. Нормы права устанавливаются компетентными государственными органами при соблюдении особой процедуры;

общеобязательность. Право распространяет свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории данного государства;

формальная определенность. Нормы права формулируются кратко, логично, однозначно, чаще всего – по следующему образцу: диспозиция (вводная, описательная часть); гипотеза (формулировка запрета); санкция (меры, принимаемые к субъекту за невыполнение нормы);

системность. Вся совокупность правовых норм представляет собой четкую логическую систему, состоящую из норм, институтов, подотраслей и отраслей права; (например семейное, уголовное, финансовое право и др.);

подкрепленность принудительной силой государства. Соблюдение норм права обеспечивается не только их выполнением на основе добровольного признания, но и путем применения принудительной силы государства или под угрозой применения такой силы. Принудительное исполнение норм права осуществляют правоохранительные органы.

Сущность права проявляется в его функциях:

Социальная функция права проявляется в том, что право закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, культуры.

Экономическая функция права проявляется в правовом закреплении основ свободной деятельности личности, ее материальную и интеллектуальную собственность, гарантирует возможность владения, пользования и распоряжения принадлежащим ей имуществом, обеспечивает свободу предпринимательства, договоров, завещаний и т.п.

Политическая функция права проявляется в обеспечении правом участия личности в делах общества, ее возможности объединяться с другими в общественные организации и партии, влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений, гарантирует разные способы выражения отношения человека к деятельности государства.

Воспитательная функция выполняется правом посредством описания в диспозициях правовых норм моделей необходимого или дозволенного поведения людей.

Право выполняет специально-юридические функции:

Регулятивная функция – это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Реализуется путем закрепления этих отношений в нормативных правовых актах.

Охранительная функция права направлена на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний, в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний, в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение.

Постановление Правительства РФ – нормативный акт, изданный Правительством в рамках его компетенции. Постановления Правительства издаются во исполнение принятых законов и указов Президента.

Акты федеральных органов исполнительной власти издаются всему полномочными органами: министерствами, инспекциями, надзорами и др. Данные акты, как правило, регулируют отношения внутри издавших их органов. Однако органы исполнительной власти могут издавать акты, обязательные для граждан и организаций, неподчиненных данному ведовству – приказы, инструкции, положения.

Помимо федеральных нормативных правовых актов в РФ действуют также нормативные акты субъектов РФ.

Закон субъекта РФ – нормативный правовой акт, принимаемый законодательным органом субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ и законами, конституцией или уставом субъекта РФ. Законы субъектов РФ регулируют основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящегося в ведении субъекта Федерации или в совместном ведении.

Акты органов местного самоуправления устанавливают обязательные нормы права для населения соответствующих территорий.

 

Отличительные признаки законов, их виды, порядок и стадии принятия

 

Закон – нормативный акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы в Российской Федерации классифицируются:

по юридической силе:

• на Конституцию РФ (закон высшей юридической силы);

• федеральные конституционные законы;

• федеральные законы;

по территориальному действию:

• на федеральные законы;

• законы субъектов РФ.

Федеральный закон – основной вид закона в РФ – принимается Госдумой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

Федеральный закон считается принятым, если:

Если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Госдумы;

Одобрен большинством (50%+1) членов Совета Федерации;

Подписан Президентом РФ.

Если Совет Федерации не одобрит законопроект, принятый Госдумой РФ. Данный законопроект может быть:

Рассмотрен согласительной комиссией палат парламента и передан на повторное рассмотрение Совету Федерации;

Принят квалифицированным большинством (> 2/3) депутатов Госдумы, минуя Совет Федерации, и передан на подпись Президенту РФ.

В случае если Совет Федерации не рассмотрит законопроект в течение 14 дней с момента его поступления из Госдумы, он также считается одобренным Советом Федерации и направляется на подпись Президенту РФ.

Президент РФ в течение 14 дней рассматривает законопроект, и по результатам рассмотрения:

Подписывает законопроект, после чего он становится законом и подлежит опубликованию;

Отклоняет законопроект (налагает вето).

Вето Президента РФ на законопроект может быть преодолено, если обе палаты парламента вновь примут данный законопроект квалифицированным большинством (более 2/3), после чего Президент обязан подписать и обнародовать закон в течение 7 дней.

Особый вид федеральных законов – федеральные конституционные законы (ФКЗ):

регулируют наиболее важные вопросы государственного строительства;

прямо указаны в Конституции;

отличаются повышенной стабильностью по сравнению с ФЗ.

Принятие и внесение изменений в ФКЗ.

он принимается только квалифицированным большинством – 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации;

принятый в таком порядке ФКЗ должен быть подписан Президентом РФ в 14‑дневный срок;

Президент РФ не имеет права отклонить ФКЗ.

Законы субъектов РФ принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.

В отдельных случаях закон или иной нормативно-правовой акт приобретает так называемую обратную силу, т.е. возможность его применения к событиям и действиям, имевшим место до его официального вступления в силу (уголовные законы, устраняющие или смягчающие наказание, имеют обратную силу, а законы, усиливающие наказание, обратной силы не имеют).

Законы и иные правовые акты действуют вплоть до их официальной отмены или частичного изменения, а также до истечения срока, на который данный акт был издан.

По общему правилу пределы действия законов ограничены территорией данного государства либо его отдельных частей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.036 с.)