Характеристика современной семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика современной семьи



Содержание

 

Вступление

Глава I. Современная семья

Характеристика современной семьи

Значение семейного воспитания

Проблемы современной семьи

Глава II. Цели и задачи СКД по решению досуговых проблем современной семьи

Глава III. Социально-культурная деятельность Малоохтинской библиотеки «Семейного чтения»

Анализ деятельности Малоохтинской библиотеки семейного чтения

Оценка деятельности Малоохтинской библиотеки «Семейного чтения»

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 


Вступление

 

Как таковой, традиционной семьи сейчас ни в Европе, ни в России уже не существует. На место большой, сплоченной семьи с многочисленными традициями и правилами пришли, так называемые, свободные браки, неполные семьи и семьи без детей. По последним статистическим данным, лишь четверть всех современных семей - это полноценные семьи, состоящие из обоих родителей и детей, а еще одна четверть- это неполные семьи. К тому же с каждым годом наблюдается увеличение количества разводов.

На это есть свои объективные причины. Дело в том, что семья, в ее традиционном понимании, существовала повсеместно как в СССР, так и в других странах. Но в 60-е годы 20 века, когда над миром возникла угроза третьей мировой войны из-за противоборства двух великих держав - СССР и США, в США возникло движение Хиппи, которое кардинально изменило всю систему ценностей. По их мнению, все человечество - одна большая семья. Но они были против своей собственной семьи, т.к. если завтра война, мир исчезнет, то зачем планировать жизнь, зачем создавать семью, рожать детей. Надо жить для себя здесь и сейчас, только сегодняшним днем. Все эти установки переходили из поколения к поколению. И в 60-70-е годы появились неполные семьи, изменилось отношение к матери - одиночке (их перестали осуждать). Затем система ценностей, которая появилась в США, постепенно проникла в Европу и частично в СССР. В Советский союз проникла тогда только музыка - джаз, рок и т.д. Но в 90-е годы, в так называемую перестройку, когда «железный занавес» был открыт, и к нам хлынули Западные традиции, вместе с ними в России закрепилась и эта новая система ценностей, прогрессирующая до сих пор.

Тем не менее, не изменились важнейшие функции семьи и то, что семья- это основа жизни. Поэтому необходимо восстанавливать важность роли семьи в общественном сознании. Способствовать ее сплочению и поддержанию семейных ценностей, помогать решать ее многочисленные проблемы. Эти и многие другие задачи призвана решить социально- культурная деятельность по отношению к семье.

В данном исследовании, рассматривая деятельность Малоохтинской библиотеки «Семейного чтения», обнаружилось противоречие между заявленными целями этого социально- культурного учреждения и уровнем их реализации. Ведь из названия этого учреждения следует, что оно имеет целью помимо прямых обязанностей библиотеки (снабжение информацией), также решать упомянутые проблемы семьи, но на практике это реализовывается не в полной мере. Таким образом, исходя из противоречия, получается, что проблема данного исследования- поиски путей совершенствования социально-культурной деятельности библиотеки «Семейного чтения».

Цель исследования - дать оценку и определить пути совершенствования СКД в Малоохтинской библиотеке «Семейного чтения».

Объектом исследования является социально-культурная деятельность в Малоохтинской библиотеке «Семейного чтения».

Предмет исследования - пути совершенствования социально-культурной деятельности в Малоохтинской библиотеке «Семейного чтения».

Гипотезы исследования:

1) Социально-культурная деятельность в Малоохтинской библиотеке «Семейного чтения» отвечает проблемам и требованиям современной семьи.

)Эффективность социально-культурной деятельности по решению досуговых проблем семьи связана с достаточным количеством программ для совместного семейного досуга.

)Малоохтинская библиотека «Семейного чтения» предоставляет достаточно программ для удовлетворения досуговых потребностей каждого члена семьи.

Задачи исследования:

1)Определить общественное значение, проблемы и досуговые потребности современной семьи.

)Определить цели и задачи социально-культурной деятельности по решению досуговых проблем современной семьи.

) Осуществить анализ социально-культурной деятельности Малоохтинской библиотеки «Семейного чтения».

)Дать оценку социально-культурной деятельности Малоохтинской библиотеки «Семейного чтения» по решению проблем и удовлетворению досуговых потребностей современной семьи.

)Определить направления совершенствования социально-культурной деятельности Малоохтинской библиотеки «Семейного чтения» по эффективному удовлетворению досуговых потребностей современной семьи.

Для решения поставленных задач, были изучены труды М.А. Ариарского, Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, С.В Ковалева, Н.З. Короткова, А.В. Мудрика, М.В. Постновой, Ю.Б. Рюрикова.

В процессе исследования использовались следующие методы:

Теоретические - анализ, синтез (в конце каждого параграфа маленький вывод), сравнение (ЦБС Красногвардейского района и ее филиала - библиотеки «Семейного чтения»), обобщение (выражено заключением в конце исследования).

Практические - невключенное наблюдение, интервью.

Новизна исследования заключается в разработке предложений и рекомендаций в учреждениях такого типа.

Базой исследования является библиотека - филиал ЦБС Красногвардейского района Малоохтинская библиотека «Семейного чтения».

Положения, выносимые на защиту - предложения, которые ориентированы на социальных педагогов.

 


Глава I. Современная семья

Проблемы современной семьи

 

Путь семьи - это путь компромиссов. Очень редко два человека подходят друг другу во всех отношениях, чаще приходится сглаживать острые углы своего характера. Это нелегко и многим просто не удается.

Неспособность к взаимопониманию - бич современности. Большая часть разводов происходит именно потому, что люди не могут относиться друг к другу с вниманием и заботливостью. И не только не хотят, а именно не могут, не способны, так как их не научили этому ни в детстве, ни в юности, ни в зрелом возрасте. Не научили сопереживать, прислушиваться к чужому мнению, прощать, все это заменяет эгоизм, проявляющийся, как только человека покидает или притухает облагораживающая его любовь.

Во многих семьях мужчины предпочитают авторитарный режим. Они не терпят никаких возражений, и их идеалом является купец в одной из пьес А.Н Островского, который обращался к жене лишь с четырьмя словами: «Подай! Принеси! Пошла вон!»

Между тем в семье должно быть удовлетворено одно из основных желаний человека - ощутить ценность, значимость своей личности. Выйдя из под опеки родителей, молодые особенно к этому стремятся, и если вдруг оказывается, что тебя не ставят ни в грош, то счастья в семье не будет.

Семья похожа на музыкальное произведение, в котором каждый играет свою партию; надо лишь стараться, чтобы вышла гармония, а не требовать, чтобы играли только вашу мелодию. «Связать две жизни - вовсе не значит покончить с одной из них», - писал Ромен Роллан.

В семье должно быть спокойно и дружно - вот главное условие для воспитания спокойного ребенка. Ведь родители для ребенка камертон: как прозвучат они, так он и откликнется. Если в семье взрослые плохо относятся, например, к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей. В древней притче говорится: «Сын схватил старенького отца и потащил на съедение к крокодилам. Внук побежал за ним. «Зачем?»- спросил отец. «Чтоб узнать дорогу, по которой тебя придется тащить…»

В крепкой семье все душевно объединены. Ведь первые признаки распада семьи можно определить именно по убыванию общности и повышению индивидуального. Главным в семье также является перевес положительных эмоций над отрицательными. А эмоции столь тонкая вещь и так быстро и неуловимо изменяются, что лишь постоянное внимание к ним может создать устойчивый микроклимат.

С самого раннего детства следует готовить детей к семейной жизни. «Да, ребенок сосет грудь, а я уже спрашиваю, как будет рожать»,- писал Януш Корчар. (3 с. 6- 10)

Механизм усвоения культуры начинается с хоминизации индивида, т. е. процесса приобщения новорожденного к роду человеческому, формирования общегуманистических нравственных качеств, основ физической и санитарно-гигиенической культуры, культуры речи, элементарной культуры общения, адаптации органов восприятия к конкретным формам природной и культурной среды.

Хоминизация носит общечеловеческий характер. Механизм ее, как правило, спонтанно передается из поколения в поколение, строится на принципах народной педагогики, опирается на национальные, религиозные, региональные, семейные и иные традиции, осуществляется главным образом в рамках семьи. Специфика и сложность этого процесса в значительной мере предопределяется противоречивостью восприятия людьми сути и природы материнства и отцовства, их изначальной психологической и практической неподготовленностью к исполнению родительских функций.

С одной стороны, воспроизводство рода человеческого - первейшая и важнейшая функция любой женщины, любого мужчины. Однако подготовиться к ее реализации, обучаясь в школе, не представляется возможным. Школа не в состоянии раскрыть будущим отцам и матерям законы материнства или отцовства, т. к. сенситивные пики восприятия этих высочайших ценностей приходят значительно позднее, как правило, лишь с реальным рождением ребенка. Все это низводит к минимуму теоретическую подготовку к материнству и, естественно, актуализирует роль семьи, семейных традиций и индивидуальную способность молодых родителей, опираясь на общий уровень своей культуры, в самые короткие сроки открыть для себя новые гуманистические качества, без коих невозможно отдавать частицу своего сердца появившемуся на свет существу.(1 с. 117)

В нашем сознании все еще не изжиты старые принципы, довольно нелепые с точки зрения современного цивилизованного человека. Например, многие, выйдя замуж (или женившись), бросают любимые увлечения, спорт и так далее, целиком посвящая себя семье. Но вскоре оказывается, что жертвы были напрасны, ибо родники, питающие нашу жизнь, и так достаточно скудны, и если человек строит свой дом только на одной любви, он строит его на песке.

Семье необходима богатая, разнообразная жизнь. Если жизнь бедна впечатлениями, то наступает скука, которая часто и является основной причиной ссор. Однообразие убивает душу, разнообразие оживляет и обогащает ее. Это даже не психологическая особенность человека, а физиологическая. Поэтому очень важно, чтобы муж и жена всегда были друг для друга неиссякаемым источником новых чувств, мыслей и идей. Оба должны развивать свой внутренний мир, стараться разнообразить разговоры, не ограничиваясь бытовыми проблемами, стремиться организовать общий интересный семейный досуг. Муж и жена должны постоянно открывать друг в друге что- то новое, иначе они быстро надоедят друг другу и начнутся ссоры, измены и как следствие- развод.

Эффективность реализации функций семьи в процессе стихийной социализации человека и в его воспитании зависит во многом от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг.

Жилище семьи становится домашним очагом в том случае, если ее члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нем потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями. Т.е. когда семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его, безусловно, признают и любят. Естественно, что основным условием превращения жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит от некоторых объективных обстоятельств.

Такой микроклимат семьи во многом зависит от материального положения семьи, от удовлетворенности родителей своей работой и, конечно, от жилищных условий. Например, если человек не удовлетворен работой, то он каждый день возвращается домой с отрицательными эмоциями. Статистика показывает прямую связь между прочностью семьи и любимой или нелюбимой работой. Что касается материального положения и жилищных условий, то эта проблема особенно остро стоит в нашей стране. Ведь детские дотации у нас всего 70 рублей, низкий прожиточный минимум. Многие семьи несколькими поколениями ютятся в малогабаритных квартирах, т.к. новое жилье для многих недоступно.

Материальные ресурсы играют очень большую роль для воспитания: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, продуманное питание, наличие у младших персональной территории в жилище (отдельной комнаты, «угла», «своих» стола, шкафа, стула и пр.), соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых для удовлетворения различных интересов предметов (музыкальных инструментов; столярных, слесарных и т.п. наборов; этюдников и пр.). Чем лучше материальное положение семьи, тем меньше ссор, т.к. супруги меньше раздражены проблемами, чем накормить семью, тем разнообразнее досуг, тем лучше микроклимат семьи. Так, исследования эстонского ученого М.Хейдметса показали, что немалую роль играет то, имеет ли каждый член семьи свою «персональную» территорию в жилище, т.е. место, которое он считает своим, что признают другие члены семьи. В семьях, где у ребенка (особенно начиная с возраста 9-10 лет) не было в квартире «своего места», т.е. объектов личного контроля, взаимоотношения между родителями и детьми были гораздо конфликтнее, чем в семьях, где дети имели персональную территорию. Более того, наличие «своего места» у членов семьи вело к тому, что в этих семьях чаще наблюдалась их совместная деятельность, а при его отсутствии преобладала индивидуальная. Парадокс лишь кажущийся, ибо возможность по своему желанию «укрыться» в своей нише стимулирует стремление к взаимодействию. (5 с. 92)

Станет ли жилище домашним очагом зависит от организации быта семьи: распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, предпочтения домашней еды внедомашней, разговоров за столом, на кухне и т.п. На первый взгляд кажется, что проблемы быта, и загруженность женщин домашней работой ушли в прошлое. Да, действительно, уже не нужно носить воду из колодца, рубить дрова и т.д., но современным женщинам, как и раньше, приходится много сил и времени вкладывать в благоустройство дома.

Раскрепощение женщин от домашнего труда у нас идет по нескольким путям: во-первых, в результате передачи основ домашнего труда обществу, крутой подъем общественной службы семьи: это развитие всех видов общественного питания и бытового обслуживания, рост сети яслей и садов - коренное перераспределение домашних забот между семьей и обществом. Во- вторых, это передача ручного труда машинам, сплошная механизация домашнего хозяйства. Есть и внутрисемейные рычаги, которые облегчают женский труд. Один из них - он очень важен и для воспитания - вовлечение в домашний труд детей, и больших и маленьких. Но, пожалуй, самый важный и самый быстрый, по действию - это широкое вовлечение мужчин в круг домашних забот. Такое вовлечение несет с собой двойную пользу. Оно дает женщине время для отдыха и развития, помогает ей сохранять свою молодость и привлекательность. Что не мало важно для сохранения брака. И оно связывает мужа и жену новыми нитями - душевной благодарности, товарищества. Социологи высчитали, что средняя домашняя нагрузка мужчин равна 44-46% женской нагрузки, а общая трудовая нагрузка мужчины на работе и дома равна 80- 85% общей нагрузки женщин. Это означает, что женщина работает куда больше мужчины. А ведь когда быт стоит на этом, любовь недолго выдерживает. Да, многие семьи, в том числе образованных людей, ломаются из-за несогласий, кому что делать. Социологи выяснили, что большинство семей, где домашняя работа делится пополам или почти пополам - молодые; чем моложе муж и жена и чем они образованнее, тем справедливее делят домашний труд, тем больше у них душевной близости. Но в части этих семей - это тоже выяснили социологи - рабочий пыл мужа гаснет вместе с первым пылом любви. Такого мужа быстро тянет к себе телевизор, и он проводит с ним столько же времени, сколько жена на кухне.

Надо помнить, что совместный труд дома сближает супругов. Домашние дела должны быть распределены не только в соответствии с занятостью, но и с желаниями и склонностями каждого члена семьи. Иной мужчина, например, лучше десять раз полы помоет, чем выгладит свои брюки. (3 с. 66)

Исследования последнего времени указывают на решающее значение материнского ухода для физического и психического здоровья будущей личности, для ее социального развития. Мать кормит ребенка, защищает его от холода и кожных раздражении, ласкает. От нее исходит основная масса звуковых, зрительных, кожных перцепций. Мать заменяет ребенку мир. Хаос первоначальных восприятии и эмоций упорядочивается, структура личности получает свою исходную форму под влиянием систематической материнской заботы. Эмоции матери, ее экспрессивное движение, изменения в настроении чрезвычайно сильно влияют на формирование детской психики. Согласно Салливену, большинство личностных расстройств могут быть прослежены вплоть до раннего детства, когда беспокойство матери передавалось незащищенной психике ребенка.

Культура группы, в которой воспитывается ребенок, в значительной степени определяет количество, качество и способы структурирования всей той массы разнообразных впечатлений, которые он получает. От нее зависит богатство перцептивной, языковой среды, разнообразие эмоциональных стимулов. С культурой связана частота, интенсивность и наполнение родительских контактов с детьми, забота о ребенке.

Материнская любовь - необходимое условие для развития личности. Она служит живым источником, питающим всю мотивационную основу личности. Эмоциональные резервы, способность любить, проявлять родительские чувства, вступать в контакт с другими находятся в прямой зависимости от любви и заботы, полученных в детстве. Отсутствие или недостаток их в возрасте до 7 лет с неизбежностью приводят к серьезному отставанию в умственном и эмоциональном развитии.

Если ребенок часто бывает голоден, страдает от холода и кожного раздражения, его эмоциональная сфера затормаживается. Недостаток речевого стимулирования замедляет умственное развитие. Неблагоприятный «старт» проявляется в таких качествах взрослой личности, как пассивность, вялость, психическая неустойчивость. Некоторые исследования правонарушений указывают на то, что тревога, возникшая и укоренившаяся в раннем детстве в результате лишения матери, предрасполагает детей отвечать асоциальным образом на более поздние конфликтные ситуации. Подсознательная боязнь «быть покинутым» остается у взрослого человека и заставляет его избегать сильных привязанностей, питает неуверенность в себе, недоверие к людям и к миру вообще. Систематически неудовлетворяемые детские желания - семена будущей враждебности, агрессивности и отчужденности.

Обычно дети реагируют на разлуку с матерью тяжелой депрессией. Следствием ее является также отставание в речевом развитии. Дети, содержащиеся в домах малюток, как правило, медленнее развиваются, чем дети, живущие дома. Они реже улыбаются, плохо реагируют на звуки, вялы, неинициативны. Если младенец находится в доме ребенка, но за ним ухаживает одно постоянное лицо, вредные последствия лишения матери сказываются гораздо меньше. Восстановление отношений с матерью сразу же благотворно отражаются на физическом и душевном состоянии ребенка. Некоторые ученые считают, что в возрасте до 3-х лет после трех месяцев разлуки с матерью наступают качественные изменения, которые нельзя полностью устранить. Лишь после трехлетнего возраста возможна относительно длительная разлука с матерью без тяжелых последствий.(1. с.164)

Но это не значит, что только мать должна ухаживать за ребенком. Очень важно чтобы оба родителя участвовали в воспитании ребенка, а не только мать. Женщина чувствует себя счастливой только тогда, когда муж любит не только ее, но и детей. Нелюбовь и недостаток внимания мужчин к своим детям - одна из частых причин развода. Да и ребенок от невнимания отца страдает не меньше, чем без ласки матери. Дефицит общения между поколениями делает проблематичным полноценное психическое развитие ребенка. Это происходит из-за сильной загруженности современного человека на работе и из-за того, что один из родителей (чаще мать) не приобщает другого к уходу за ребенком. Ведь мы любим то, во что вкладываем душу, время, силы, деньги и т.д. А если отец не участвует в процессе воспитания, то он и не ощущает сильной привязанности к ребенку. В середине 20 века психолог Юрий Бронфенбреннер считал, что дефицит общения - это самая главная причина по которой человек испытывает трудности социализации. Он провел анкетирование, по результатам которого выяснилось, что отец с ребенком общается 2-3 раза в день, средняя продолжительность каждого контакта составляла примерно 20 минут. Но, проведя эксперимент (прикрепил микрофон к рубашечке ребенка), он выяснил, что эти цифры несколько завышены опрашиваемыми. Оказалось, что отцы действительно общались с детьми 2-3 раза, но продолжительность контакта была всего 37 секунд.

Немаловажно и то, насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой- либо деятельностью - шить, вязать, мастерить, читать, слушать музыку и пр., как относятся к занятиям друг друга члены семьи, любят ли они делать что- либо совместно.

Наконец, жилище становится домашним очагом и воспринимается таковым тогда, когда, с одной стороны, жизнь семьи - «закрытая система», которую не обсуждают с посторонними, сохраняя интимность семейной жизни и взаимоотношений. А с другой - именно в доме принято встречаться с друзьями, родственниками, отмечать различные праздники с приглашением гостей.

Таким образом, совершенно очевидно, что для крепкой и дружной семьи важно решить некоторые проблемы, которые при кажущейся своей простоте очень весомы. Во- первых, это проблема взаимопонимания, уважения друг друга, проблема сплоченности и взаимопомощи. Во- вторых, разнообразие, как в досуге, так и в быту, при занятости на работе и дома проводить с семьей как можно больше времени.


Заключение

 

В ходе исследования было установлено, что современная семья отличается от семьи прошлых лет новыми функциями в обществе, но от этого она не теряет своего значения, а наоборот проблема ее сохранения становится все более значимой.

Она оказывает огромное влияние на социализацию подрастающего поколения. При этом все имеет значение в формировании личности ребенка от его окружения в семье, семейного микроклимата, совместного досуга до методов и стиля воспитания, которые используют родители. От того, на сколько ребенку хорошо и уютно в своей семье может зависеть его дальнейшая судьба и отношения в его собственной будущей семье.

Таким образом, совершенно очевидно, что для крепкой и дружной семьи важно решить некоторые проблемы, которые при кажущейся своей простоте очень весомы. Во- первых, это проблема взаимопонимания, уважения друг друга, проблема сплоченности и взаимопомощи. Во- вторых, разнообразие, как в досуге, так и в быту, при занятости на работе и дома проводить с семьей как можно больше времени.

В ходе исследования библиотеки «Семейного чтения», было выявлено, что снабжение читателей литературой происходит на высоком уровне и удовлетворяет их вкусам. Что касается массовых мероприятий, то они проводятся систематически согласно плану и выполняют поставленные перед ними цели - патриотического воспитания детей, работа с ветеранами войны и труда и с блокадниками. Но они не удовлетворяют целям, поставленным перед ней согласно предъявленному названию - библиотеки «Семейного чтения», т.е. удовлетворению досуговых потребностей всех членов семьи. Ведь здесь проводятся встречи клуба «Еще не вечер» для пенсионеров и разовые мероприятия для школьников, а для семьи в целом и, например, детских творческих клубов нет.

В результате исследования предложено: для улучшения состояния социально-культурной деятельности библиотеки «Семейного чтения» необходимо, во-первых, провести полный ремонт помещения. Во-вторых, снабдить библиотеку современными электронными ресурсами. В-третьих, создать стабильные формы для детей. Например, литературные кружки. И, наконец, в-четвертых, необходимо создать стабильные формы социально- культурной деятельности для детей и взрослых вместе, где бы они могли сообща заниматься творчеством, что способствовало бы сплочению и духовному развитию семьи. Например, это может быть совместный кружок рисования или дети и взрослые могли бы устраивать друг другу праздники, разыгрывать КВНы, маленькие представления.

 


Список использованной литературы

1. Ариарский М.А. Прикладная культурология.- СПб.: Эго, 2001.

2. Киселева Т.Г. Красильников Ю.Д. Сфера досуга в системе социальной защиты современной семьи.//Актуальные проблемы социально-культурной деятельности/ Московский гос. ун.-т. Культуры.- М, 1995 с. 48-55.

.   Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информационно - методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни».- М.: Просвещение, 1998.

.   Коротков Н.З. Семья: тысячи проблем воспитания.- Пермь: Кн. Изд-во, 1998.

.   Мудрик А.В. Социальная педагогика.- М.: Academia, 1999.

.   Постнова М.В. Наш дом, наш быт. - М.: Знание, 1993.

.   Рюриков Ю.Б. Трудность счастья.- М.: Знание, 1987.

 


Приложение

Вопросы, задаваемые в интервью с работниками библиотеки.

1) Почему Ваша библиотека называется библиотека «Семейного чтения»? Что Вы вкладываете в это понятие?

)Ваша библиотека с начала основания осуществляет функции библиотеки «Семейного чтения» или она создавалась для других целей? То есть, какова история ее создания?

) Какой у Вас кадровый состав: сколько человек работают, и какой они имеют разряд?

) Какой у Вас контингент читателей?

) Каковы вкусы читателей, какая литература более предпочтительна: классика или произведения современных авторов?

) Отвечает ли Ваша библиотека литературным вкусам читателей?

) С какой периодичностью привозят новые книги в Вашу библиотеку?

) Каково материально- техническое состояние Вашей библиотеки?

) Имеются у Вас электронные ресурсы или другая техника?

) Какие у Вашей библиотеки дополнительные источники поступления финансовых средств?

) Какой процент от общей суммы финансовых поступлений составляет коммерческая деятельность библиотеки?

) Осуществляет ли какая-нибудь организация добровольные взносы или пожертвования в пользу Вашей библиотеки?

) Осуществляет ли Ваша библиотека рекламную деятельность?

) Какие дополнительные функции осуществляет Ваша библиотека кроме прямых - предоставления информации?

) Какие досуговые программы осуществляет Ваша библиотека?

) Есть ли досуговые программы для каждого члена семьи и для семьи в целом?

) Как на Ваш взгляд, Ваша библиотека полностью удовлетворяет информационные и досуговые потребности посетителей?

) Как Вы считаете, какие направления необходимо развивать Вашей библиотеке по улучшению ее состояния?

Содержание

 

Вступление

Глава I. Современная семья

Характеристика современной семьи

Значение семейного воспитания

Проблемы современной семьи

Глава II. Цели и задачи СКД по решению досуговых проблем современной семьи

Глава III. Социально-культурная деятельность Малоохтинской библиотеки «Семейного чтения»

Анализ деятельности Малоохтинской библиотеки семейного чтения

Оценка деятельности Малоохтинской библиотеки «Семейного чтения»

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 


Вступление

 

Как таковой, традиционной семьи сейчас ни в Европе, ни в России уже не существует. На место большой, сплоченной семьи с многочисленными традициями и правилами пришли, так называемые, свободные браки, неполные семьи и семьи без детей. По последним статистическим данным, лишь четверть всех современных семей - это полноценные семьи, состоящие из обоих родителей и детей, а еще одна четверть- это неполные семьи. К тому же с каждым годом наблюдается увеличение количества разводов.

На это есть свои объективные причины. Дело в том, что семья, в ее традиционном понимании, существовала повсеместно как в СССР, так и в других странах. Но в 60-е годы 20 века, когда над миром возникла угроза третьей мировой войны из-за противоборства двух великих держав - СССР и США, в США возникло движение Хиппи, которое кардинально изменило всю систему ценностей. По их мнению, все человечество - одна большая семья. Но они были против своей собственной семьи, т.к. если завтра война, мир исчезнет, то зачем планировать жизнь, зачем создавать семью, рожать детей. Надо жить для себя здесь и сейчас, только сегодняшним днем. Все эти установки переходили из поколения к поколению. И в 60-70-е годы появились неполные семьи, изменилось отношение к матери - одиночке (их перестали осуждать). Затем система ценностей, которая появилась в США, постепенно проникла в Европу и частично в СССР. В Советский союз проникла тогда только музыка - джаз, рок и т.д. Но в 90-е годы, в так называемую перестройку, когда «железный занавес» был открыт, и к нам хлынули Западные традиции, вместе с ними в России закрепилась и эта новая система ценностей, прогрессирующая до сих пор.

Тем не менее, не изменились важнейшие функции семьи и то, что семья- это основа жизни. Поэтому необходимо восстанавливать важность роли семьи в общественном сознании. Способствовать ее сплочению и поддержанию семейных ценностей, помогать решать ее многочисленные проблемы. Эти и многие другие задачи призвана решить социально- культурная деятельность по отношению к семье.

В данном исследовании, рассматривая деятельность Малоохтинской библиотеки «Семейного чтения», обнаружилось противоречие между заявленными целями этого социально- культурного учреждения и уровнем их реализации. Ведь из названия этого учреждения следует, что оно имеет целью помимо прямых обязанностей библиотеки (снабжение информацией), также решать упомянутые проблемы семьи, но на практике это реализовывается не в полной мере. Таким образом, исходя из противоречия, получается, что проблема данного исследования- поиски путей совершенствования социально-культурной деятельности библиотеки «Семейного чтения».

Цель исследования - дать оценку и определить пути совершенствования СКД в Малоохтинской библиотеке «Семейного чтения».

Объектом исследования является социально-культурная деятельность в Малоохтинской библиотеке «Семейного чтения».

Предмет исследования - пути совершенствования социально-культурной деятельности в Малоохтинской библиотеке «Семейного чтения».

Гипотезы исследования:

1) Социально-культурная деятельность в Малоохтинской библиотеке «Семейного чтения» отвечает проблемам и требованиям современной семьи.

)Эффективность социально-культурной деятельности по решению досуговых проблем семьи связана с достаточным количеством программ для совместного семейного досуга.

)Малоохтинская библиотека «Семейного чтения» предоставляет достаточно программ для удовлетворения досуговых потребностей каждого члена семьи.

Задачи исследования:

1)Определить общественное значение, проблемы и досуговые потребности современной семьи.

)Определить цели и задачи социально-культурной деятельности по решению досуговых проблем современной семьи.

) Осуществить анализ социально-культурной деятельности Малоохтинской библиотеки «Семейного чтения».

)Дать оценку социально-культурной деятельности Малоохтинской библиотеки «Семейного чтения» по решению проблем и удовлетворению досуговых потребностей современной семьи.

)Определить направления совершенствования социально-культурной деятельности Малоохтинской библиотеки «Семейного чтения» по эффективному удовлетворению досуговых потребностей современной семьи.

Для решения поставленных задач, были изучены труды М.А. Ариарского, Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, С.В Ковалева, Н.З. Короткова, А.В. Мудрика, М.В. Постновой, Ю.Б. Рюрикова.

В процессе исследования использовались следующие методы:

Теоретические - анализ, синтез (в конце каждого параграфа маленький вывод), сравнение (ЦБС Красногвардейского района и ее филиала - библиотеки «Семейного чтения»), обобщение (выражено заключением в конце исследования).

Практические - невключенное наблюдение, интервью.

Новизна исследования заключается в разработке предложений и рекомендаций в учреждениях такого типа.

Базой исследования является библиотека - филиал ЦБС Красногвардейского района Малоохтинская библиотека «Семейного чтения».

Положения, выносимые на защиту - предложения, которые ориентированы на социальных педагогов.

 


Глава I. Современная семья

Характеристика современной семьи

 

Семья приносит полноту жизни, семья

приносит счастье, но каждая семья…

является прежде всего большим делом,

имеющим государственное значение.

А.С. Макаренко.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало- или многодетная).

Социально- культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и - что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоционально- психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально- психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений- родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в ме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.109 с.)