Оценка деятельности Малоохтинской библиотеки «Семейного чтения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка деятельности Малоохтинской библиотеки «Семейного чтения»



 

В ходе исследования установлено, что снабжение читателей литературой происходит в библиотеке «Семейного чтения» на высоком уровне. Каталоги систематически обновляются и дополняются с учетом вкусов читателей. За этим следят очень строго. За счет этого постоянно растет количество посетителей абонемента как постоянных, так и пришлых. Литература представлена от книг для самых маленьких дошкольников до пенсионеров, т. е рассчитана на широкий круг читателей.

Что касается досуговых объединений, то деятельность клуба для пенсионеров «Еще не вечер» заслуживает одобрения. Потому что культурная политика в сфере досуговой деятельности во многих учреждениях ориентирована в первую очередь на молодежь и подростков. Однако характерной особенностью некоторых категорий пенсионеров является рост их активности: они отказываются считать старость временем пассивного ожидания смерти. Категория людей преклонного возраста выделяется среди населения, имеющего наибольшее количество свободного времени (по данным социологических исследований - около 8 часов в день). В организации культурно - досуговой деятельности они сталкиваются с определенными трудностями: с выходом на пенсию снижается уровень доходов, уменьшается объем физических и духовных сил личности; появляется чувство социальной изолированности; по этим и многим другим причинам возникает желание ограничить места проведения своего досуга лишь теми учреждениями культуры, которые расположены поблизости от места проживания. Для этого как раз очень подходит районная библиотека, расположенная рядом с домом.

В клубе «Еще не вечер» организовываются танцевальные вечера, просмотр кинофильмов, экскурсии, лекции доклады, диспуты. Члены клуба стараются расширить границы привычной, повседневной жизни, чтобы ощутить себя свободными, снова обрести уверенность в собственных силах, пообщаться. Поэтому с большим удовольствием посещаются клубные мероприятия, дающие людям максимальную свободу действий, а именно: празднества, вечера отдыха, юбилеи.

Идея создания «Лягушатника» тоже очень интересна и неслучайна. Здесь осуществляется знакомство младшего поколения с книгой, наличие игрушек в котором закономерно, с учетом психологии маленьких детей, которые учатся в процессе игры. Работники библиотеки создали условия для того, чтобы ребенок чувствовал себя непринужденно.

Что касается мероприятий для школьников, то темы их связаны с острыми проблемами современного общества. Например, программы по борьбе с наркоманией. Ведь по статистике, на каждые 100 000 учеников средних школ приходится 168 ребят, злоупотребляющих наркотиками, и 164 токсикомана. Больных, то есть тех, чье увлечение наркотиками уже перешло в стадию серьезного злоупотребления (наркомании), тоже немало: из ста тысяч - 75 наркоманов и 34 токсикомана. Всего в России 28 647 девушек и молодых людей стоят на учете в наркологических диспансерах. Проблема патриотизма тоже весьма актуальна, так как сейчас престиж родины среди подрастающих поколений сильно подорван. Для ее решения библиотека знакомит школьников с культурным наследием и героическим прошлым России. Обсуждаются также экологические проблемы, что тоже неслучайно. Ведь они относятся к мегафакторам социализации, т.е. к факторам, которые влияют на социализацию всех людей, живущих на планете. В России это особо животрепещущий вопрос: у нас до сих пор, в отличие от Западных стран, не существует концепции экологического воспитания и законодательства.

Итак, что касается массовых мероприятий, то они проводятся систематически согласно плану и выполняют поставленные перед ними цели - патриотического воспитания детей, работа с ветеранами войны и труда и с блокадниками. Но они не удовлетворяют целям, поставленным перед ней согласно предъявленному названию - библиотеки «Семейного чтения», т.е. удовлетворению досуговых потребностей всех членов семьи. Ведь здесь проводятся встречи клуба «Еще не вечер» для пенсионеров и разовые мероприятия для школьников, а для семьи в целом и, например, детских творческих клубов нет.

В области материально-технического оснащения было замечено, что 11 библиотек ЦБС Красногвардейского района прекрасно снабжены техническими средствами: персональными компьютерами, копировально-множительной техникой, факсами, электронной почтой, наличием доступа в Интернет. На их пополнение и содержание периодически тратится 4442,3 тыс. рублей. Ведь в современном мире, где информация приобрела колоссальное значение, компьютерное обеспечение необходимо библиотеке, чтобы оставаться востребованной и идти в ногу со временем, быть мощным инструментом обработки информации, чтобы делать все, чтобы любой посетитель получил в поисках информации максимальную пользу.

Только за несколько последних десятилетий в библиотеку вообще, как социальный институт, пришла компьютерная техника, ее посетители широко используют лазерные диски, кассетное кино, механических переводчиков, автоматизированные каталоги и многие иные новинки. Однако, пока существует книга, - а она еще очень долго сохранит себя как уникальное явление культуры, - именно она будет предопределять лицо библиотеки.

Но все-таки принципиальная особенность библиотечной деятельности в современных условиях связана с широким внедрением электронной техники. Как подчеркивает И.Е.Баренбаум, электронная книга теснит на библиотечных полках традиционные формы печатных изданий. Фонды библиотек все более пополняются различными аудиовизуальными средствами, компьютерами, компакт-дисками, видеокассетами. Возникают картотеки, диатеки, фильмотеки. Привычные книгохранилища, библиотеки превращаются в «медиатеки», появляются и утверждают себя новые средства и способы хранения и передачи информации. Понятие книги вытесняется термином «документ».

Компьютерная технология, позволяющая получать самую широкую информацию через Интернет, поставила перед библиотекой сложнейшую проблему формирования такого ценностного ориентирования, эстетического вкуса и общей культуры человека, которые предопределили бы его избирательное отношение к этой информации, выработали иммунитет к восприятию сюжетов, несовместимых с нормами морали. Именно на этом должны сосредоточиться ныне и индивидуальные формы воздействия библиотекаря на читателя, и система культурно-просветительной деятельности библиотеки, осуществляемая средствами наглядности, лекционной пропагандой, вечерами встреч, презентациями новых поступлений и т.д. (1 с.124)

Учитывая значимость современного технического обеспечения, особенно не понятно, почему такое важное социально - культурное учреждение как библиотека «Семейного чтения», которая призвана помогать семье, из всех 12 библиотек имеет худшее материально- техническое обеспечение и уже ни один год стоит в очереди на капитальный ремонт и, как сказано в отчете, состояние ее помещения под угрозой развала. Но в плане расходов на ремонт не значится. Отсутствие компьютеров сказывается на посещении читателей читального зала. Их стало меньше, как отмечают библиотекари, т.к. читателям в работе часто необходимы дополнительные технические средства.

 


Заключение

 

В ходе исследования было установлено, что современная семья отличается от семьи прошлых лет новыми функциями в обществе, но от этого она не теряет своего значения, а наоборот проблема ее сохранения становится все более значимой.

Она оказывает огромное влияние на социализацию подрастающего поколения. При этом все имеет значение в формировании личности ребенка от его окружения в семье, семейного микроклимата, совместного досуга до методов и стиля воспитания, которые используют родители. От того, на сколько ребенку хорошо и уютно в своей семье может зависеть его дальнейшая судьба и отношения в его собственной будущей семье.

Таким образом, совершенно очевидно, что для крепкой и дружной семьи важно решить некоторые проблемы, которые при кажущейся своей простоте очень весомы. Во- первых, это проблема взаимопонимания, уважения друг друга, проблема сплоченности и взаимопомощи. Во- вторых, разнообразие, как в досуге, так и в быту, при занятости на работе и дома проводить с семьей как можно больше времени.

В ходе исследования библиотеки «Семейного чтения», было выявлено, что снабжение читателей литературой происходит на высоком уровне и удовлетворяет их вкусам. Что касается массовых мероприятий, то они проводятся систематически согласно плану и выполняют поставленные перед ними цели - патриотического воспитания детей, работа с ветеранами войны и труда и с блокадниками. Но они не удовлетворяют целям, поставленным перед ней согласно предъявленному названию - библиотеки «Семейного чтения», т.е. удовлетворению досуговых потребностей всех членов семьи. Ведь здесь проводятся встречи клуба «Еще не вечер» для пенсионеров и разовые мероприятия для школьников, а для семьи в целом и, например, детских творческих клубов нет.

В результате исследования предложено: для улучшения состояния социально-культурной деятельности библиотеки «Семейного чтения» необходимо, во-первых, провести полный ремонт помещения. Во-вторых, снабдить библиотеку современными электронными ресурсами. В-третьих, создать стабильные формы для детей. Например, литературные кружки. И, наконец, в-четвертых, необходимо создать стабильные формы социально- культурной деятельности для детей и взрослых вместе, где бы они могли сообща заниматься творчеством, что способствовало бы сплочению и духовному развитию семьи. Например, это может быть совместный кружок рисования или дети и взрослые могли бы устраивать друг другу праздники, разыгрывать КВНы, маленькие представления.

 


Список использованной литературы

1. Ариарский М.А. Прикладная культурология.- СПб.: Эго, 2001.

2. Киселева Т.Г. Красильников Ю.Д. Сфера досуга в системе социальной защиты современной семьи.//Актуальные проблемы социально-культурной деятельности/ Московский гос. ун.-т. Культуры.- М, 1995 с. 48-55.

.   Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информационно - методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни».- М.: Просвещение, 1998.

.   Коротков Н.З. Семья: тысячи проблем воспитания.- Пермь: Кн. Изд-во, 1998.

.   Мудрик А.В. Социальная педагогика.- М.: Academia, 1999.

.   Постнова М.В. Наш дом, наш быт. - М.: Знание, 1993.

.   Рюриков Ю.Б. Трудность счастья.- М.: Знание, 1987.

 


Приложение

Вопросы, задаваемые в интервью с работниками библиотеки.

1) Почему Ваша библиотека называется библиотека «Семейного чтения»? Что Вы вкладываете в это понятие?

)Ваша библиотека с начала основания осуществляет функции библиотеки «Семейного чтения» или она создавалась для других целей? То есть, какова история ее создания?

) Какой у Вас кадровый состав: сколько человек работают, и какой они имеют разряд?

) Какой у Вас контингент читателей?

) Каковы вкусы читателей, какая литература более предпочтительна: классика или произведения современных авторов?

) Отвечает ли Ваша библиотека литературным вкусам читателей?

) С какой периодичностью привозят новые книги в Вашу библиотеку?

) Каково материально- техническое состояние Вашей библиотеки?

) Имеются у Вас электронные ресурсы или другая техника?

) Какие у Вашей библиотеки дополнительные источники поступления финансовых средств?

) Какой процент от общей суммы финансовых поступлений составляет коммерческая деятельность библиотеки?

) Осуществляет ли какая-нибудь организация добровольные взносы или пожертвования в пользу Вашей библиотеки?

) Осуществляет ли Ваша библиотека рекламную деятельность?

) Какие дополнительные функции осуществляет Ваша библиотека кроме прямых - предоставления информации?

) Какие досуговые программы осуществляет Ваша библиотека?

) Есть ли досуговые программы для каждого члена семьи и для семьи в целом?

) Как на Ваш взгляд, Ваша библиотека полностью удовлетворяет информационные и досуговые потребности посетителей?

) Как Вы считаете, какие направления необходимо развивать Вашей библиотеке по улучшению ее состояния?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.016 с.)