Предмет и методы конфликтологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методы конфликтологии.



Предмет и методы конфликтологии.

Как наука оформилась в 19-20 веке, кога появ.первая система теории конфликта, охват.все его компоненты:

-объект

-предмет

-субъекты

-конфл.ситуация

-инцидент

Конфликтология – междисциплинарная наука, возникшая на стыке социологии, соц.психологии, политологии и права.

Объект – взаимодействие социальных и политических субъектов в различных эпохах и соц.процессах.

Предмет – конфликтное взаимодействие как динамический тип соц.взаимоотношений, связанных с потенц.возм.или реальным столкновением субъектов на почве тех или иных противоречиво осознаваемых предпочтений, интересов или ценностей.

Содержание конфликтологии трактуется по-разному. Социологи выделяют 2 направления:

1-социология конфликта (заним.изучением групповых интересов, возможными столкновениями между ними)

2-собственно конфликтология (заним.методами: переговор.процесс, посредничество, компромисс, консенсус и т.д.)

Так же выделяют:

-юридич.конфликтология

-конфл-ия междунар.отношений

-политическая конфликтология

И рассматривают проблему человеческой совместимости.

Это говорит о сложности самого объекта исследования.

Содержание конфликтологии состоит из блоков:

1.Методология анализа соц.конфл (основные подходы)

2.Содержание разного типа конфликтов

3.Динамические аспекты конфл. (стадии)

4.Методы урегулирования конфл.

Методы конфликтологии:

1.Общелогические, методологические принципы мышления, кот.дисциплинируют мышление, придают стройность мысли

-сочетание исторического и логического в исследовании

-восхождение от абстрактного к конкретному

-сочетание индукции и дедукции

2.Теоретические

-психологический метод

-поведенческий метод (бихевиоризм) – оценка поведения в конфликте

 1-системный метод (исслед-ль должен держать в поле зрения все пространство конфликта)

 2-структурно-функциональный (выделение определенного элемента конфликта)

 3-Сравнительный метод – сходства различия протекания конфл.ситуаций (конфл.в разных эпохах)

4-культурологический

5-социологический

3.Эмпирические

-эксперимент (проводят психологи)

-исследование документов (контент-анализ) кто сказал – что – кому,как – с какой целью – с каким результатом

-опрос (массовый и экспертный)

-метод диагностического интервью (во время забастовок боятся давать интервью)

-метод наблюдения (обычное, включенное)

В реальных исследованиях взаимодействуют все группы методов.

Зиммель о соц.конфликте.

Зиммель соглаш.с Марксом в том, что конфликт в общ-ве неизбежен и закономерен. Зиммель иначе трактовал природу конфликта и самих соц.отношений.

Соц.отношения – это не только отношения «господство – подчинении», но и разнообразные, неразрывно связанные др.с др. процессы объединения и разъединения людей (ассоциации и диссоциации). Конфликт возникает на основе инстинкта враждебности.

Труд «Человек как враг».

При неудаче другого человек радуется, что это произошло не с ним.

Конечный источник конфликта в биологической природе человека, а столкновение интересов лишь обостряет борьбу, но не явл.его основной причиной.

Поэтому идеал Маркса не обнаружил бы никаких признаков жизни.

Зависимости остроты конфликта:

1.Чем сильнее эмоции, тем вероятнее применение насилия.

2.Чем гармоничнее были предшествующие отношения, тем вероятнее применение насилия.

3.Чем больше каждая из групп считает конфликт самоцелью, тем вероятнее применение насилия.

В сложных дифференцированных соц.системах менее острые конфликты усиливают интеграцию в системе, п.ч. препятствуют возникновению острых и разрушительных конфликтов. Но это справедливо при институционализации конфликтов и их нормативном регулировании.

Типология соц.конфликтов.

Типология соц.конфликтов представл.собой один из методов научного анализа. Сущность заключается в том, чтобы упорядочить соц.реальность, логически интегрировать все элементы научного знания по определенному предмету исследования. В конфликтологии используются типологические приемы самой простой классификации. Все исследования и явления разделяют на 2 осн.класса. Более сложной является типология, т.к. в ее основу ложится не один, а несколько критериев.

Моделирование – выделение модели. Модель предполагает не статичное, а динамичное развитие конфликта.

Типология по критериям:

1.Тип общественной системы, в кот.возникает и развертывается конфликт

-открытая (плюралистическая)

-закрытая

-внутрисистемный конфликт (институализированный)

-внесистемный конфликт (неинституализированный)

2.Функциональное предназаначение

-конструктивный

-деструктивный

3.Формы, в кот.развивается конфликт

-насильственный

-ненасильственные

-простые формы к-та (бойкот)

-сложные формы к-та (бунт, революция)

4.Стратегия поведения конкретных сторон

-рациональные к-ты (мнимые)

-иррациональные к-ты (реальные)

5.По рациональности

-с нулевой суммой (если победу противника интерпретируют как собственное поражение)

-с ненулевой суммой (учет интересов и другой стороны)

6.По степени публичности к-та

-латентные

-явные (открытые)

7. По степени зрелости

-зарождающиеся

-зрелые

-затухающие

8.По длительности

-краткосрочные

-долгосрочные

9.По сферам в кот.они возникают

-экономические

-социальные (в узком смысле)

-политические

-идеологические (духовные)

10.По субъектности (Боулдинг)

-межличностные

-межгрупповые

-межорганизационные

Типология Дарендорфа:

1.По диапазону соц.единства, внутри которого развивается конфликт:

-ролевые

-межгрупповые

-межсекторальные

-социетальные (в масштабах всего общества)

-международные

2.Соотношение рангов, участвующих в конфликте элементов.

-между противниками одного ранга

-между противниками, наход.в отнош.подчинения друг к другу

-между частью и целым

Он же предложил иерархию конфликтов (таблица).

Д-Аптер:

3 уровня и три формы общ.конфликта

-столкновение предпочтений (кооперация)

-столкновение интересов (конкуренция)

Столкновение осн.ценностей (конфликт)

Международные конфликты.

Междунар.конфликт – непосредственное или косвенное столкновение 2х либо нескольких гос-в, групп гос-в, народов, на основе существующих между ними противоречий объективного или субъективного характера.

-территориальные

-национальные

-религиозные

-экономические

-военно-стратегические

коф-т всегда принимает политическую форму, т.к. эти противоречия осознаются и разрешаются гос-вами через механизм формирования внешней политики.

Субъекты междунар.конф-ов:

-государства

-с одной стороны шос-во, а с др.национ-освободительное движение или сепаратистская группировка..

Международный посредник – один из лучших способов регулирования.

Разновидности междунар.конф-ов:

1.Межгосударственный конфликт.

Агрессия – применение вооруженных сил гос-вом против суверенит.или политич.независ.др.гос-ва.

-любая военная оккупация

-вторжение

-захват

-применение сил др.гос-ва

-бомбардировка

-любое оружие

-нападение на сухопутные, морские, воздушные границы гос-ва.

2.Национальноосвободительные войны.

3.Внутренний интернациональный конфликт. (начинается как гражд.война)

Сложность в том, что запрещено вмешательство во внутр.дела суверен.гос-ва.

Угроза – это промежуточная стадия конф-та.

Война – военная стадия конфликта.

4 группы:

1.Между центр.властями и группировкой.

2.Между разл.этнич. и религ.группами.

3.Между гос-вами и непраительственными структурами

4.Экстросистемные конфликты (правительство действует за пределами территории против др.гос-ва)

Особенности современных междунар.конфл-ов:

1.Внутригосударственные или экстрасистемные конфликты

2.Потеря идентичности

3.Множество сторон вовлечено в конфликт и его урегулир-ие

4.Иррациональное поведение сторон

5.Плохая управляемость конфл.

6.Высокая степень информационной неопределенности

7.Вовлечение в обсуждение ценностей

Политический конфликт.

Политику трудно представить бесконфликтной.

П-ка- борьба субъектов,преслед-их конфликтующие цели, а рез-ом этой борьбы явл-ся регулироемое и контроль-ое властью распределение рес-ов. Пол-ий к. инициирует изменение в полит.сист-ме и способствует интеграции сист-мы на более высоком уровне. В отечеств. Науки проблематика полит. К. не разрабат-сь, т.к СССР-не допускал свободной полит-ой борьбы.сейчас подотрасль-политич-ая конфл-я.

Виды: разногласия, соперничающие т.зр., столкновение позиций при голосовании

«политик лучше подготовлен к борьбе, чем солдат, т.к политик сражается каждый день, а солдат в виде исключения»

Трудность анализа- т.к имеет всепроникающий характер. Мир политики- мир постояноой борьбы.«Борьба» широкий смысл, (н-р теледебаты 2х политиков, парламентст=кие дебаты-борьба мнений)

Пк- это борьба политич субъектов за власть и политич-ое доминированиес целью изменить/сохранить сущ-ий режим. Д/реализиции надо обладать политическим капиталом- позициями в стр-ах власти.

Сводить ПК только к борьбе за власть неверно: не все стрем-ся т. к власти (Вебер гов, что нек-ые хотят жить д политики, а др за счет политики)

Предмет Пк- специфиц. рес-с – власть, установ-е властных инст-ов, политич статус.

ПК отличается от экономич к-та. Т.к в экономике всевещи имеют стоимость, то в политике д/власти, справед-ти нет эквивалента.

ПК м. закончится вооруж-ым конфликтом.

Разновидности ПК (Дюверже):

- к-ты в рамках политич режима

-к-ты за режимом(вертикальные)

Горизонтальные к-ты- парламентские дебаты, к-ты больш-ва и меньшин-ва, правит-ый кризис, парламентский кризис.

Эти к-ты- государственно-правовые.

1.правит-ый кризис- прав-во перестает нормально функционировать (потому что прав-во м. лишиться доверия, вызывать недовольство, часть министров м. отойти от действий или выйти из прав-ва)

2.парламентс-ий кризис- недееспособность парламента-нет значит больш-ва, кода парламент распадается на 2 = части

3.конституцион кризис- несоответствие норм старой конст-и- ее несоблюдение

трудны д разрешения конфликты политич культур.

Факторы урегулирования

1. историч.прецедента - наличие в историч прошлом позитивного опыта разрешения к.Этот опыт м. использ-ть как пример. Историч ситуация не повтор-ся на 100%, но важно воля поиска решения данной проблемы.

Отриц прецедент- гражд.война

2. равновесие сил и рес-ов

Если стороны = по рес-ам, то проще пойти на уступки

Если 1 из них имеет большое превосходство, то компромиссы последуют от слабой ст-ны.

3. консенсуальный

Согласие ст-н в базовых ценностях (заводить детей или нет)

В элитах и в об-ве д.б.минимальные согласия по базовым ценностям социума

Консенсус не означ-т 100% согласие(1-на из ст-н не против, а больш-во за)

4. куммулятивный

Если в к. происходит накопление различ.размежеваний, то урегулировать такой к. сложно (как матрешка)

5. психологический фактор

2 ур-ня: элиты и лидеры/ ур-нь массы и рядовые уч-ки

От лидеров зависит- ориентация на поиск совместных решений

Ур-нь массы:

-какие мотивы поведения

-что надо чтб мобилизовать массы

(работа с людьми)

Как говорил Генри Киссинджер «два вооруженных слепца»

Переговоры

П-ры предназ-ны д/достиж-я соглашения,когда у сторон противо-ые интересы.каждый участник переговоров в жизни.Б-во решений достиг-ся переговорами. Вести п-ры нелегко.Они подчинены стандарт.процедуре.

Мягкая /жестакая позиция:

-мягкий хочет избежать к.- соглаш-ся на уступки

-Жесткий-упорно стоит на своем хочет победить, но м.встретить конрдействие- м.зайти в тупик.

Пытаются совместить мягк и жестк позицию = принципиальные переговоры- решение исходя из сути дела.

Критерии эффек-ти:

- д.б. разумное соглаш.

-д.б.эффек-ым

-не испортить или улучшить отнош-я

Глав.усл-е принцип-ых переговоров- делать разграничение м/у участ-ми и проблемами. Кажд.уч-к пер-ов преследует 2-ой интерес- отн-но сущ-ва дела и сохранения партнерских отн-ий. Д/этого надо учиты-ть:

1)Восприятие- образ мысли противника

Прав-ое воспр-е в к.:

-поставит себя на место противника

-не делать выводов исходчя из своих опасений

-ваша проблема- общая

-обсуждать восприятие др.др

-право оппонента на свою т.зр

2)эмоции- ст-ны обнаруж-т большую готовность к борьбе нежели к сотрудничеству, что м. привести пер-ры в тупик.не реагировать на эмоцион. Проявления

3)общение-при пер-ах непонимание др др

-ст-ны не слышат аргументов др др

-недопонимают, особ если на разных языках.

Правила:внимат слушать,говорить,чтб поняли, говорить о достиж цели,разбираться с проблемой,а не людьми.

-отн-ся как к равным

-сосред на интересах,а не позициях

Н.б.уважительными к людям

Нужно:

-придумать множество вар-ов

-мозговой штурм проблемы

-искать взаимную выгоду

Посредничество

П. в к.- усилия нейтральной третьей стороны, к-рая по просьбе конфликтующих сторон помогает им в достижении приемлемого разрешения их конфликта.П. в к. возвращает возможность разрешить конфликт и ответственность за его разрешение людям, непосредственно вовлеченным в него. П-ник помогает сторонам найти выход из кон-та. П-во. в к. как форма разрешения споров впервые приобрело широкую известность в период сущ-ия итал-их городов-гос-в в XIV и XV вв. Процесс П. в к. обеспечивает:

1. Сокращение судебных издержек.

2.Уменьшение нагрузки на суды.

3. Снижение уровня стресса и напряжения у участников спора.

4. возможность одержать победу обеим сторонам («выиг/выиг»).

5. Создание условий, в к-рых уч-ки спора могут стать авторами соглашения вместо того, чтобы оказаться жертвами навязанного судебного решения.

Поср-к-это фасилитатор, создающий опт-ые условия для совместного изучения конф-щими ст-ами спорных вопросов, осознания общих целей и понимания, как видится проблема противной стороной. Поср-к действует как связной, интерпретатор, катализатор и «мастер уговоров», не высказывая никаких суждений о достоинствах позиций и не вынося никаких официальных решений о победе или поражении любой из сторон. Посредник помогает конфликтующим сторонам: взаимод-ть др с др, обозначить сущ-ые вопросы и отделить их от эмоциональных.,определить и уточнить предмет спора, произвести переоценку позиций,признать цели высшего порядка.

Посреднику следует:

Стараться объективно выслушивать то, что в действительности говорят стороны. Наблюдать за действиями и речью конфликтующих сторон. Язык тела и невербальное поведение — важные источники информ. Контр-ать ход слушаний.

Если стороны не смогли четко сформулировать взаимные претензии в своих начальных выступлениях во время совместной встречи, посредник должен найти способ сохранить эту информ. т. о., чтобы ни одна из сторон не «потеряла свое лицо».. Рез-ты совместного обсуждения часто прорабатываются с каждой стороной на закрытых совещаниях

Поср-ник направляет спорщиков на: разраб. компромиссных решений,установление целей высшего порядка. Если цели обеих сторон м. б. достигнуты т. с помощью объединенных усилий, тогда разрешение проблемы становится крайне важным. Нахождение синтеза.он может помочь выработать третью позицию, не обязательно компромиссную. Посредник должен помочь каждой из ст-н отступить не «теряя лица». Выявление и предложение возможностей, неочевидных для участников спора. Сокращение расхождений сторон путем подчеркивания сходства и минимизации различий.

Если слушания заходят в тупик, посредник должен за приемлемое время найти из него выход. Это требует терпения и умений. Если стороны не хотят продолжать переговоры, посредник должен искать мотивационные факторы, способные обеспечить прорыв.

Для достижения стадии заключения соглашения посредник должен:

 оставаться нейтральным, помогать увидеть альтернативы и возможные варианты, быть конкретным. подчеркивать области согласия. быть внимательным к чувствам. Посредничество наиболее применимо при партнерских отношений, ст-ны предпочитают сохранить конфиденциальность,на ситуацию оказывают влияние личные отношения и эмоциональная сторона конфликта (например, разногласия между акционерами), если судебное решение по делу, скорее всего, будет обжаловано;проигрыш в суде может повлечь для бизнеса компании серьезный ущерб.

Арбитраж.

Арбитраж – это обращение к 3 стороне, ее решение явл.оюязательным.

-формальный

-неформальный

Неск.видов третейского суда.

Это состязательный процесс.

Отличия от суда:

-отсутствие процедуры разбирательства

-отсутствие нормы, которая оценивает доказательства

-гибкость в выборе арбитра

-заседание носит открытый хар-р

Неформальные – референдум – не дает обязывающего ответа (определяет тенденции и соотношение сил в общ-ве).

Официальные – выборы и конституционный суд.

Предмет и методы конфликтологии.

Как наука оформилась в 19-20 веке, кога появ.первая система теории конфликта, охват.все его компоненты:

-объект

-предмет

-субъекты

-конфл.ситуация

-инцидент

Конфликтология – междисциплинарная наука, возникшая на стыке социологии, соц.психологии, политологии и права.

Объект – взаимодействие социальных и политических субъектов в различных эпохах и соц.процессах.

Предмет – конфликтное взаимодействие как динамический тип соц.взаимоотношений, связанных с потенц.возм.или реальным столкновением субъектов на почве тех или иных противоречиво осознаваемых предпочтений, интересов или ценностей.

Содержание конфликтологии трактуется по-разному. Социологи выделяют 2 направления:

1-социология конфликта (заним.изучением групповых интересов, возможными столкновениями между ними)

2-собственно конфликтология (заним.методами: переговор.процесс, посредничество, компромисс, консенсус и т.д.)

Так же выделяют:

-юридич.конфликтология

-конфл-ия междунар.отношений

-политическая конфликтология

И рассматривают проблему человеческой совместимости.

Это говорит о сложности самого объекта исследования.

Содержание конфликтологии состоит из блоков:

1.Методология анализа соц.конфл (основные подходы)

2.Содержание разного типа конфликтов

3.Динамические аспекты конфл. (стадии)

4.Методы урегулирования конфл.

Методы конфликтологии:

1.Общелогические, методологические принципы мышления, кот.дисциплинируют мышление, придают стройность мысли

-сочетание исторического и логического в исследовании

-восхождение от абстрактного к конкретному

-сочетание индукции и дедукции

2.Теоретические

-психологический метод

-поведенческий метод (бихевиоризм) – оценка поведения в конфликте

 1-системный метод (исслед-ль должен держать в поле зрения все пространство конфликта)

 2-структурно-функциональный (выделение определенного элемента конфликта)

 3-Сравнительный метод – сходства различия протекания конфл.ситуаций (конфл.в разных эпохах)

4-культурологический

5-социологический

3.Эмпирические

-эксперимент (проводят психологи)

-исследование документов (контент-анализ) кто сказал – что – кому,как – с какой целью – с каким результатом

-опрос (массовый и экспертный)

-метод диагностического интервью (во время забастовок боятся давать интервью)

-метод наблюдения (обычное, включенное)

В реальных исследованиях взаимодействуют все группы методов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.092 с.)