Перспективы развития отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития отношений



 

В настоящее время крупные поставки, необходимые для реализации проектов по освоению месторождений архипелага Норвегии, осуществляются главным образом на базе стандартных контрактных условий, которые были согласованы в процессе переговоров между ведущими добывающими компаниями и федерацией норвежской машиностроительной промышленности. Этот порядок действует с 1983 г.. Разработка данных согласованных документов была вызвана жестким политическим давлением. Требовалось привести контракты, действующие в отрасли со времен начала нефтяной деятельности, в большее соответствие с традициями, принятыми в норвежской законодательной практике. В этом смысле контракты рассматривались как один из механизмов участия государства в нефтяной деятельности. Однако в последние пятнадцать лет совершенствование согласованных документов приобрело свою собственную динамику, и инициаторы стандартов постоянно рассматривают необходимые модификации. Сегодня Норвегия предлагает единственный широко применяемый согласованный стандартный контракт на строительство сооружений в области проектов по освоению архипелага. За последние несколько лет в других странах, осуществляющих нефтяную деятельность, были разработаны подобные документы, однако они пока не получили широкого практического использования. Таким образом, передовой опыт Норвегии в области стандартизации строительных контрактов может быть интересным.

Главным правилом контрактной практики развития отношений России и Норвегии, как и в большинстве других юрисдикций, является правило свободного подряда: стороны сами решают, когда, каким образом и с кем они хотели бы заключить контракт, и согласовывают условия данного документа. Очевидно, существуют и некоторые модификации этого правила1.

Во-первых, условия контракта должны отвечать основным требованиям, заложенным в общем контрактном праве, например, такому, как добросовестное выполнение обязанностей, для того чтобы обладать юридической силой по норвежскому законодательству.

Во-вторых, условия лицензии на добычу требуют, чтобы вся деятельность, осуществляемая в рамках данной лицензии, велась в соответствии с норвежским законодательством и с соблюдением принятой в Норвегии практики в сфере заключения и выполнения контрактов. Цель данной клаузулы, очевидно, состоит в том, чтобы избежать среди прочего общих условий контракта, которые в значительной степени отличаются от условий, обычно используемых в схожих контрактах в нефтяном секторе Норвегии. Однако и точное значение, и практическое применение клаузулы представляются неясными.

В-третьих, модификации касаются способов заключения контрактов: Норвегия является участником Соглашения о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП) и, следовательно, должна выполнять требования Директивы о материально-техническом обеспечении. Директива введена в норвежское законодательство в виде специального предписания, текст которого близок к тексту Директивы. Деятельность, осуществляемая на шельфе, регулируется данным предписанием. Что означает, что при заключении контрактов в нефтяной отрасли на поставку товаров и услуг следует руководствоваться соответствующими требованиями предписания. Как правило, этим подразумевается, что контракты выставляются на конкурентные торги, а процедура и критерии выбора подрядчика для выполнения работ по контракту должны быть объективными и равными для всех участников тендера. В целом введение предписания не внесло каких-либо значительных изменений в систему, применяемую операторами.

Сегодня большинство строительных контрактов, используемых на архипелаге в части совершенствования взаимоотношений Норвегии и России, основано или находится под влиянием "семьи" стандартных контрактов на изготовление сооружений (NF family contracts). Начало этой "семье" было положено согласованным стандартным контрактом 1987 г. (NF 87). Контракт 2007 г. NF 07 по-прежнему содержит условия, предназначенные главным образом для контрактов на изготовление оборудования и материалов, и очень похож на своего предшественника NF 87 и его последующую версию NF 92. С годами в силу необходимости в эту "семью" были добавлены еще три контракта. Первый из них стал ответом на новую "философию" проектов по освоению месторождений, в соответствии с которой подрядчик берет на себя всю работу по доставке основных узлов или готовой установки, включая проектирование, закупку и изготовление. Это потребовало регламента, в котором не было жесткой необходимости при заключении предыдущего типа контрактов, что и привело к разработке Полного контракта 2000 (NTK 2000), в настоящее время - NTK 07. Второй контракт NTK 07 MOD был разработан, когда стал расти спрос на работы по модификации, т.е. замене и расширению существующих узлов и устройств. И наконец, третий контракт был создан специально для выполнения подводных работ NSC 05.Все с

Стандартные NF контракты широко используются в предназначенной для них сфере применения. Даже добывающие компании, не участвующие в переговорах по согласованию условий документов, часто используют стандарты, основанные на этих документах, для реализации своих проектов. Концепты и технологии, используемые в NF стандартах, оказывают сильное влияние на содержание контрактов в других сферах, таких как подряды на закупки, на перевозку тяжеловесных грузов, на осуществление строительных проектов на суше и даже на выполнение норвежскими компаниями международных строительных проектов.

В качестве перспектив развития отношений является то, что установку никогда (если только она не очень маленькая) не строят последовательно от начала и до конца, выполняя по порядку различные виды работ. Напротив, обычно строительство установки разделено на пакеты работ, которые планируются и выполняются параллельно. Таким образом, экономится время, а время в этом бизнесе очень важно, т.к. чистая текущая стоимость добычи в последний год освоения месторождения существенно ниже, чем в первый1.

Для выполнения каждого из этих пакетов работ существуют отдельные контракты. В добавление к этому часто имеются отдельные контракты, охватывающие деятельность, относящуюся ко всем или по крайней мере к нескольким пакетам, например, к инженерным работам и транспортировке. Большинству поставщиков, работающих по всем этим контрактам, для выполнения своих работ понадобится помощь субподрядчиков. Таким образом, в стандартном проекте по разработке и освоению месторождения обычно существует сложная иерархия подрядов. Во главе этой иерархии находится нефтяная компания, которая обычно координирует работу расположенных ниже уровней.

Для исполнения некоторых крупных проектов по разработке и освоению месторождения на архипелаге компания заключает главный контракт с одним подрядчиком, в который включены работы по строительству всей платформы или подводной установки и т.д. В таких случаях главный подрядчик получает на основе контрактов необходимые услуги, основные узлы оборудования, главные модули и т.д. от других подрядчиков и субподрядчиков. Юридическая основа для функционирования этих субподрядов в основном такая же, как и у обычных главных параллельных контрактов, которые заключает компания. Но тот факт, что они представляют собой подряды, подчиненные главному контракту, на практике делает их более сложными с юридической точки зрения.

Тесные связи между различными контрактами и уровнями контрактной иерархии должны быть отражены в общих условиях каждого отдельного контракта данной иерархии. Существенные черты документов можно объяснить именно тем фактом, что каждый отдельный контракт не появляется в зияющем одиночестве. Он представляет собой часть сложной, внутренне тесно связанной "семьи" контрактов, целью создания которой является реализация определенного проекта разработки и освоения месторождения с соблюдением сроков и бюджета.

При заключении строительных контрактов на норвежском шельфе наиболее часто используются стандартные условия норвежского строительного контракта 2007 (NF 07) или, если подрядчик берет на себя выполнение более широкого спектра задач, схожего с ним по основным параметрам полного контракта NTK 07. Согласованный документ NF 07 разработан для "изготовления оборудования и материалов и их доставки на норвежский шельф". На практике этот стандарт используется даже для небольших контрактов и в случаях, если дополнительно к строительству требуется поставка крупных инженерных элементов. Если в основе главного контракта лежат условия NF 07, они также "зеркально" используются и для субподрядов.

Например, стандарт NF 07 разработан с учетом опыта, полученного международными нефтяными компаниями и подрядчиками при реализации строительных проектов по освоению месторождений шельфа, и исходя из необходимости соединения разнообразных клаузул, появившихся в результате данного опыта, в "норвежский стандарт". Разработанный в итоге документ характеризуется следующими чертами.

За последние несколько лет произошли два изменения, которые могут повлиять на эту тенденцию. Во-первых, норвежские нефтяные компании и компании-подрядчики принимают участие во все большем количестве зарубежных проектов по разработке и освоению месторождений, не относящихся к континентальному шельфу Норвегии. Во-вторых, вследствие реорганизации отрасли количество компаний, инициирующих развитие стандартов, существенно уменьшилось.

Эти два изменения могут сместить акцент с вопроса стандартизации контракта. Но они также могут дать начало новой эре в этой области. Участие в международных проектах может привести к тому, что операторы и подрядчики захотят работать по проверенным с точки зрения технологий и коммерции контрактам, сбалансированным так, как только согласованные стандарты могут быть сбалансированы. А уменьшение количества спонсоров стандартизации привело к тому, что была создана новая совместная схема, целью которой является реорганизация формального базиса для работы по стандартизации.

Таким образом, норвежский опыт показывает, что согласованные стандарты могут сделать контроль выполнения контрактов и реализации проектов более эффективным и тем самым повысить их рентабельность. Поэтому возможно, что тенденция к интернационализации проектов и новая схема дальнейшего совершенствования контрактного стандарта могут способствовать взаимному укреплению и развитию.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение хотелось бы отметить следующее.

На практике эта состязательность правовых позиций уважалась и Норвегией, и Советским Союзом, пока СССР был. Распад СССР в 1991 году геополитически изменил многое в политико-правовом соотношении интересов в различных морях, но не в Баренцевом: здесь побережье советское осталось целиком побережьем российским. Тем не менее Норвегия, судя по фактам, решила воспользоваться ослаблением своего баренцевоморского соседа (как это уже имело место в период после I мировой войны) и ужесточить обеспечение выполнения норвежского законодательства в морских районах у Шпицбергена вразрез со сложившейся в советский период практикой, которой следовали оба государства. Этим, видимо, объясняется то, что в 1997 - 1998 гг. норвежские власти закрывают промысел в районе о. Медвежий для российских рыболовных судов; на некоторые высаживается норвежский десант; позднее норвежские военные арестовывают траулер "Новокуйбышевск"; в 2001 г. арестовывают и доставляют в порт Тромсе траулер "Чернигов". В 2005 г. кораблями береговой охраны Норвегии была предпринята попытка задержать российский траулер "Электрон" по обвинению в нарушении национальных правил рыболовства в морских районах вокруг Шпицбергена, затем в этих же районах были задержаны другие суда, в т.ч. под российским флагом.

Вряд ли юридически правильны встречающиеся утверждения о том, что, продвигая национально-законодательное регулирование в морских районах у Шпицбергена, агрессивно обеспечивая его выполнение, Норвегия опирается исключительно на одностороннюю волю. В позиции норвежской стороны, как уже отмечалось, прослеживается довод о том, что применимость к морским районам вокруг Шпицбергена национальных законов Норвегии обусловлена именно международным правом, но не Договором о Шпицбергене, а современным международным морским правом, в т.ч. положениями Конвенции по морскому праву 1982 г., двусторонних соглашений с СССР (Россией) об управлении морскими природными ресурсами.

В зарубежном исследовании отмечено, что столкновение правовых позиций Норвегии, с одной стороны, и с другой - России и некоторых других государств - участников Договора о Шпицбергене 1920 г. в своей основе сводится опять же "к определению суверенитета Норвегии" над архипелагом и его территориальными водами. "Если этот суверенитет ограничен Договором о Шпицбергене, тогда на самом деле неправомерны притязания Норвегии за пределами" территориальных вод Шпицбергена.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.014 с.)