Российское присутствие на архипелаге 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российское присутствие на архипелаге



 

Правительство Российской Федерации 20 марта утвердило Стратегию российского присутствия на архипелаге Шпицберген до 2020 года. Об этом заявил первый заместитель председателя правительства Виктор Зубков на заседании комиссии по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген. Об этом сообщает пресс-служба высшего исполнительного органа власти страны.

В стратегии отражены правовые основы российского присутствия на Шпицбергене, ключевые задачи, направления, принципы и механизмы её выполнения, а также ожидаемый результат от поэтапной реализации мероприятий, предусмотренных этим документов1.

Сейчас на Шпицбергене россияне по численности уступают лишь норвежцам. Живут они, в основном, в крупном поселении Баренцбурге. Ловят рыбу, добывают уголь, занимаются наукой. Но, судя по всему, вскоре поселок станет более многочисленным, а жизнь в нем - более интересной и комфортной.

В конце прошлого года правительство России приняло проект Стратегии российского присутствия на Шпицбергене. Там планируется построить рыбный комбинат, филиал Полярного института морского рыбного хозяйства, станцию приема спутниковых данных. Стратегия должна обеспечить улучшение качества жизни, гарантии социальной защищенности и безопасности гражданам России на Шпицбергене.

В настоящее время договор о Шпицбергене 1920 года предусматривает одинаковые права Норвегии, России, других государств-участников на занятие всякими хозяйственными операциями в "местностях" Шпицбергена и в их "территориальных водах", включая одинаковые права на рыболовство, охоту, горные промыслы и т.д. Эти ключевые положения Договора не могут быть изменены национальным законом Норвегии.

Статус "территориальных вод местностей Шпицбергена" Договором определен в главных чертах. Режим этих вод, установленный Договором, сущностно отличается от режима территориального моря, установленного международным морским правом. Многими из тех прав, которыми прибрежное государство обладает в территориальном море, Норвегия не обладает в "территориальных водах местностей" согласно Договору о Шпицбергене. Отменить эти отличия можно только изменением Договора.

На морские пространства за пределами территориальных вод Шпицбергена, которые входят в район действия Договора, ни суверенитет, ни суверенные природоресурсные права Норвегии не распространяются.

Договор о Шпицбергене не предоставляет оснований:

) для установления территориального моря Норвегии вокруг Шпицбергена;

) для установления 200-мильной исключительной экономической (рыболовной, рыбоохранной и т.п.) зоны Норвегии вокруг Шпицбергена;

) для установления континентального шельфа Норвегии вокруг Шпицбергена1.

Установление вокруг Шпицбергена любой такой морской зоны является нарушением Договора о Шпицбергене.

Соответственно, предложение Норвегии осуществить разграничение с Россией континентального шельфа по равноотстоящей линии правомерно учитывать лишь в части, когда такая равноотстоящая линия отсчитывается от материкового побережья Норвегии; но не от побережья Шпицбергена.

Предпринимаемые Норвегией недискриминационные меры по защите окружающей среды, как в "местностях" Шпицбергена, так и в морских районах, примыкающих к ним, соответствуют международному праву. Однако некорректно смешение норм права о защите морской среды с нормами права об управлении морскими природными ресурсами, об осуществлении целевой природоресурсной юрисдикции1.

Не только географические, экономические и биологические (общность биоресурсов) реальности побуждают Норвегию и Россию - два соседних баренцевоморских государства к сотрудничеству. Норвегия объективно нуждается в подкреплении принятых национальных мер защиты окружающей среды в районе действия Договора о Шпицбергене международными договорными нормами. Но поскольку Парижский договор 1920 г. содержит императивные положения об одинаковом доступе к рыболовству, горным разработкам, "всяким" операциям (а эти положения могут сыграть роковую для Норвегии роль в случае разбирательства в Международном суде ООН, например, ее спора с Россией, Исландией, Испанией и т.д.), Норвегия идет на создание в противовес "неудобным" положениям Парижского договора двусторонней (с СССР/Россией) договорно-правовой базы, применимой к деятельности в морских пространствах вокруг Шпицбергена. Разрушение сложившейся таким образом двусторонней договорно-правовой базы не отвечает интересам обоих прибрежных государств Баренцева моря - России и Норвегии.

Любое государство - участник Договора о Шпицбергене может поставить вопрос о применении к Договору 1920 года клаузулы rebus sic stantibus (статья 62 Венской конвенции о праве международных договоров), посчитав, например, что последствия возникновения в международном праве институтов континентального шельфа, исключительной экономической зоны "коренным образом изменяют сферу действия обязательств" по Договору 1920 г. Надо учитывать, однако, что созыв новой международной конференции по Шпицбергену не отвечает интересам Норвегии, а пересмотр Договора вряд ли упрочит правовую стабильность в регионе.

Надежды Норвегии добиться согласия правительств России, Исландии, Испании, Дании на расширение действия суверенитета Норвегии на морские районы вокруг Шпицбергена, на придание со временем легитимности "территориальному морю Норвегии" и ее 200-мильной зоне вокруг Шпицбергена в значительной степени обусловлены отсутствием у США, Великобритании, Франции, других держав - участниц Договора 1920 года сильных экономических мотивов препятствовать такой морской экспансии Норвегии. Но согласие с такой экспансией чревато нарушением сложившегося баланса интересов заинтересованных государств, прежде всего России, Исландии, за которыми - интересы промышленности, прибрежных общин и хозяйств. Незамеченным такое нарушение не будет.

Применение Норвегией военных кораблей против российских невоенных судов в конечном счете может привести к реторсиям России согласно международному праву. Более того, такая линия поведения Норвегии усилит и в России позиции "жестких" политиков - вряд ли реторсии ограничатся лишь возвращением к правовому положению, существовавшему до введения Норвегией в 1977 г. 200-мильной зоны вокруг Шпицбергена.

Выкристаллизовывается в качестве оптимального путь практических договоренностей заинтересованных государств, прежде всего России, Исландии и Норвегии, по совместному управлению природными ресурсами в морских районах, прилегающих к Шпицбергену. В рамках этого подхода приоритетными видятся: выработка международно-согласованных правил управления морскими природными ресурсами в морских районах, прилегающих к Шпицбергену; выработка международной схемы обеспечения выполнения этих правил; создание для содействия такой схеме международного центра мониторинга экономической деятельности в районе действия Договора о Шпицбергене и международного арбитражного суда (с участием арбитров Норвегии, России, других заинтересованных государств) по спорам, связанным со всякой такой экономической деятельностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.006 с.)