Экономические и социальные последствия старения нации в странах ЕС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические и социальные последствия старения нации в странах ЕС



 

Число родившихся живыми, по предварительным оценкам, составило в 2003 году 4,03 миллиона человек, что примерно на 1,1% больше, чем в предшествующем 2002 году, когда было зарегистрировано наименьшее за весь послевоенный период число рождений. В середине 1960-х годов число родившихся превышало 6 миллионов в год, но в 1965-1975 годах рождаемость резко упала, а с середины 1990-х стабилизировалась на уровне около 4 миллионов.

Общий коэффициент рождаемости в среднем по странам Европейского Союза остался на том же уровне, что и в 2002 году - 10,6 рождений на 1000 человек постоянного населения. Самым высоким он оставался по-прежнему в Ирландии - 15,5‰, а самым низким - 8,6‰ -в Германии (рис. 5). Относительно высоким он был во Франции (12,7‰) и Нидерландах (12,6‰). А наиболее низким уровнем рождаемости, помимо Германии, отличались Греция (9,3‰), Италия (9,4‰) и Австрия (9,5‰).

В шести странах Европейского Союза число родившихся уменьшилось, причем особенно значительно в Люксембурге (на 3,1%). В Испании, напротив, наблюдался самый высокий прирост числа родившихся (на 6,4%).

Уровень рождаемости в целом по десяти присоединяющимся к Европейскому Союзу странам составил 9,2 рождения на 1000 человек (против 9,1‰ в 2002 году). Самым высоким общий коэффициент рождаемости оставался на Кипре - 11,1‰. Кроме того, уровень рождаемости превышал средний уровень по этой группе стран на Мальте (10,0‰), в Эстонии (9,5‰) и Венгрии (9,5‰). Наиболее низкий уровень общей рождаемости отмечался в Словении (8,6‰). За прошлый год общая рождаемость повысилась в пяти странах: на Кипре, Мальте, в Словакии, Латвии и Польше.

Рисунок 5. Общий коэффициент рождаемости в 2002 году, рождений на тысячу населения

Рисунок 6. Общий коэффициент смертности в 2002 году, смертей на тысячу населения

Число умерших за 2003 год в странах-членах ЕС составило 3,74 миллиона человек, или 9,8 на 1000 человек постоянного населения (9,7‰ в 2002 году).[18]

Наибольшее число умерших в послевоенный период было зафиксировано в 1976 году - почти 3,8 млн. человек. В последующие годы оно слегка снизилось и колебалось вокруг уровня 3,7 миллиона. Влияние роста численности пожилых людей на этот показатель полностью компенсировалось снижением коэффициентов смертности. В последние годы эффект старения населения начал перевешивать снижение смертности, что и привело к росту числа умерших (в 2003 году на 64 тысячи человек по сравнению с 2002 годом).

Самый высокий общий коэффициент смертности по-прежнему характерен для Дании (10,7‰), что связано с более высокой степенью старения населения (рис. 6). Ирландия, со своим относительно молодым населением, отличается, напротив, самым низким уровнем смертности - 7,3‰.[19]

Число умерших увеличилось в половине стран-членов ЕС, причем больше всего - на 6% - в Италии. Наибольшее сокращение числа умерших - на 2,7% - произошло в Португалии.

В странах, проходящих процедуру вступления в ЕС, уровень смертности также немного повысился, составив 10,4 умерших на тысячу населения (10,3 в 2002 году). Самым высоким общий коэффициент смертности был в Латвии (14,1‰), чуть ниже в Венгрии (13,4‰) и Эстонии (13,3‰), а самым низким - на Кипре (7,8‰). Смертность увеличилась во всех странах этой группы, кроме Эстонии, где она снизилась на 0,3 процентных пункта, а также Литва, Словакии и Чехии, в которых она осталась неизменной.


Заключение

 

В СССР долгое время относились резко негативно к европейской интеграции, рассматривая ЕС как часть военно-политической борьбы между Западом и Востоком. Официальные отношения между СССР и Европейскими сообществами были установлены лишь в 1988, когда МИД СССР направил вербальную ноту Комиссии ЕС с предложением установить официальные отношения. Взаимное признание открыло путь для подписания 18 декабря 1989 Соглашения о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между ЕЭС, ЕОУС и Евратомом, с одной стороны, и СССР – с другой, правопреемником которого стала Российская Федерация.

В конце декабря 1991 ЕС заявили о признании России и других новых независимых государств, возникших после распада СССР. В мае 1992 в Москве состоялась первая встреча Россия – ЕС на высшем уровне. Ее главным результатом стала договоренность о подготовке нового соглашения между ЕС и Россией, которое должно было заменить предыдущее и определить новое качество отношений.

Таким документом стало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС (СПС), подписанное на о. Корфу 24 июня 1994 на срок 10 лет с последующим автоматическим продлением, если одна из сторон не уведомит заранее о его денонсации. СПС охватывает четыре важнейших сферы взаимоотношений – политику, экономику, социальную сферу и культуру. Соглашение предусматривает:[20]

– развитие отношений партнерства между Россией и ЕС, осуществляемых на основе норм международного права, прав человека, политических и экономических свобод;

– содействие России в осуществлении политических и экономических реформ с предоставлением России статуса страны с «переходной экономикой» и перспективы создания зоны свободной торговли;

– регулярный политический диалог;

– предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации с отменой всех количественных ограничений в торговле, за исключением секторов, наиболее уязвимых для экономики Сообщества. Россия сохраняет за собой право на протекционистские меры в тех областях экономики, которые затронуты структурной перестройкой или несут на себе значительную социальную нагрузку;

– содействие предпринимательской деятельности и связанным с ней вопросам: трансграничной предпринимательской деятельности, учреждения и деятельности компаний, инвестиций, платежей и движения капитала, взаимного предоставления услуг, охраны интеллектуальной собственности и т.д.;

– экономическое сотрудничество, охватывающее около 30 различных областей, включая промышленную кооперацию, конверсию, инвестиции, научные исследования и технологические разработки, сельское хозяйство, энергетику, транспорт, почту и телекоммуникации, информатику, космос, охрану окружающей среды, малый и средний бизнес, защиту потребителей, социальную сферу, образование и профессиональное обучение, региональное развитие, стандартизацию, статистику, туризм и т.д.

– развитие культурного сотрудничества с целью укрепления связей между людьми с помощью свободного обмена информацией, взаимного изучения языков и культур, доступа к культурным ценностям и т.п.

Данные направления сотрудничества были подтверждены и развиты в принятом на Кельнском саммите ЕС (июнь 1999) Общей стратегии ЕС в отношении России и ответной Стратегии России в отношении Европейского Союза, представленной Президентом РФ В.В.Путиным на Тамперском саммите ЕС в декабре 1999.

Отношения России с Европейским Союзом затрагивают комплексно все основные направления политики Сообщества.

Так, в рамках «первой опоры» разрабатывается концепция энергодиалога и «общего европейского экономического пространства».

Решение начать регулярный энергодиалог, инициатором которого выступил Брюссель, было принято на Парижском саммите Россия – ЕС в октябре 2000. Проект уже прошел экспертную стадию. При этом остаются нерешенными вопросы увеличения поставок российского ядерного топлива и газа.

Разработка концепции «общего европейского экономического пространства», начатая в соответствии с решениями саммитов Россия – ЕС в мае – октябре 2001, находится пока на экспертной стадии и имеет в перспективе может привести к тесному сотрудничеству в секторах энергетики, науки и техники, транспорта, экологии при условии общей либерализации торговли, упрощения торговых процедур и гармонизации их режимов.

Открытыми остаются вопросы о расширении использования Россией евро, подписании новых соглашений о торговле сталью, о рыболовстве, фармацевтике, положения о едином режиме разрешения торговых споров, о полетах «шумных» российских самолетов в ЕС.

В рамках политического сотрудничества сложилась многоуровневая и стабильная система консультаций в виде двухсторонних «саммитов» и заседаний Совета сотрудничества (дважды в год), встреч на уровне Председатель Правительства России - Председатель Комиссии ЕС, встреч старших должностных лиц и экспертов. Тематика консультаций давно уже вышла за пределы двухсторонних отношений и охватывает многие международные проблемы, включая вопросы безопасности, международного терроризма и т.д., подтверждением чего является Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности, принятая в октябре 2000 на саммите Россия - ЕС в Париже. Определенный потенциал для сотрудничества эксперты усматривают в развитии диалога в формате ЕС – Россия – США и подключении России к совместному решению таких вопросов, как управление гражданскими кризисами, миротворческие операции и собственно оборонная политика.

Политическое сотрудничество включает в себя ряд межрегиональных интеграционных проектов, осуществляемых под эгидой ЕС, крупнейшим среди которых является «Северное измерение». В рамках этого проекта осуществляется финансирование Европейским инвестиционным банком экологических проектов в российском секторе Балтики. А для развития проектов приграничного сотрудничества было получено согласие на разовое объединение средств программ ТАСИС и ИНТЕРРЕГ.[21]

На южном фланге европейской субрегиональной интеграции, включающей Средиземноморье, Россия добивается своего выборочного участия в программах МЕДА и выступает за развитие контактов между ЕС и Организацией Черноморского экономического сотрудничества.

В сфере внутренних дел и правосудия обе стороны быстро наращивают объем сотрудничества, хотя это направление является новым для самого ЕС. Налажены регулярные контакты таможенных органов сторон, в том числе по борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и двойным декларированием грузов. Установлены контакты между правоохранительными органами России и Европолом, принят совместный План действий по борьбе с международной организованной преступностью.

Сложнее обстоит дело с учетом законных интересов России при расширении ЕС, включая особые проблемы Калининграда. Эффект такого расширения для нашей страны неоднозначен и порождает существенные озабоченности, перечень которых был передан осенью 1999 руководству Европейского Союза.

В отношении Калининграда предстоит решить проблемы транзита, виз, энергоснабжения и рыболовства этого будущего эксклава, окруженного территорией ЕС. Евросоюз готов пойти на определенную либерализацию шенгенского режима для России, в том числе для служебных поездок и в отношении резидентов Калининградской области, что было реализовано во время проведения Брюссельского саммита Россия – ЕС в ноябре 2002. По итогам саммита было опубликовано совместное заявление России и Европейского Союза «О транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации», в котором предусматривается введение упрощенного транзитного документа, облегчающего транзит пассажиров по территории Литовской Республики.

Однако при этом выдвигается встречное условие - подписать двустороннее соглашение о реадмиссии нелегальных мигрантов, проникающих в ЕС с территории России, а также расширение сети консульских учреждений Литовской Республики. В виду необустроенности российских границ в зоне СНГ и высокой стоимости депортации, выдворяемых к нам мигрантов в страны их происхождения, Россия пока не готова взять на себя столь далеко идущие обязательства в этой области.

 


Список литературы

 

 

1. Борко Ю.А., Что такое Европейский Союз. М., 2000г. 374 стр.

2. Договор о Европейском Союзе. Консолидированная версия. М., 200г. 297 стр.

3. Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004

4. Европейский Союз. Путеводитель. М., 2003г. 418 стр.

5. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003г. 518 стр.

6. www.europa.eu.int – официальный сайт Европейского Союза.

7. www.eur.ru – официальный сайт представительства Европейской комиссии в России.

 


[1] Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004. С. 38

 

[2] Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 241

 

[3] Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 254

 

[4] Европейский Союз. Путеводитель. М., 2003. С. 153

 

[5] Борко Ю.А., Что такое Европейский Союз. М., 2000.С. 342

 

[6] Договор о Европейском Союзе. Консолидированная версия. М., 2001. С. 198

 

[7] Европейский Союз. Путеводитель. М., 2003. С. 256

 

[8] Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 354

 

 [9] Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 532

 

[10] Договор о Европейском Союзе. Консолидированная версия. М., 2001. С. 123

 

[11]Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 274

 

[12] Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004. С. 24

 

[13] Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004. С. 45

 

[14] Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004. С 53

 

[15] Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004. С. 83

 

[16] Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004. С. 74

 

[17] Договор о Европейском Союзе. Консолидированная версия. М., 2001. С. 354

 

[18] Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 452

 

[19] Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 584

 

[20] Борко Ю.А., Что такое Европейский Союз. М., 2000. С. 362

 

[21] Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 183

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.025 с.)