Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль и направления деятельности ЕС на мировой аренеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с международной преступностью и нелегальной иммиграцией, а также перспективой расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены. Амстердамский договор (1997) подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д. Ниццский договор (2000) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах: [9] - внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях); - принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит – автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС; - формировании общей внешней и оборонной политики Союза. Будущее Европейского Союза, включая проект Европейской конституции, обсуждается в работе Конвента, открывшего свою работу в конце 2001. Компетенция ЕС и основные направления деятельности. Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000 распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности, и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия. При анализе политики Европейского Союза можно выделить три основополагающих направления («три опоры»): - «первая опора» - Экономический и валютный союз (ЭВС); - «вторая опора» - Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ), в которой все больший вес получает военная составляющая - Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО); - «третья опора» - сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия. Экономический и валютный союз. До создания Экономического и валютного союза (ЭВС) взаимовлияние на экономическую политику стран-членов осуществлялось в основном с помощью инструментов торговой и структурной политики или микроэкономического регулирования (регулирование отдельных аспектов деятельности предприятий, например – в области охраны труда). В 1990-х по решению Маастрихтского договора впервые был задействован весь комплекс средств, включая инструментарий макроэкономического регулирования. Маастрихтским договором 1992 были установлены жесткие критерии конвергенции, необходимые для введения единой валюты – евро, регулирующие предельные уровни: - инфляции, темпы которой не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен; - процентных ставок по долгосрочным кредитам, величины которых не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен; - дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП; - государственный долг не должен быть более 60% ВВП; - в течение двух лет валюта не должна девальвироваться и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской валютной системой. Пакт стабильности и роста 1997, заключенный по настоянию правительства ФРГ, обеспечил гарантии исполнения маастрихтских критериев, введя обязательство для стран-членов в случае превышения государственного дефицита предельных 3% исправлять положение в течение года или предусматривал финансовые наказания в виде штрафа до 0,5% ВВП. Формирование ЭВС происходило в три этапа и завершилось введением единой европейской валюты, которая постепенно заменила национальные денежные знаки. Внутри ЭВС экономический и валютный элементы интеграции органически связаны и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая политика нужна, чтобы сформировать на территории всех стран-членов единое экономическое пространство, а валютный союз, обслуживая это пространство, не может функционировать при существенно различающихся национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственной задолженности и т.п.
Глава 2. Изменение социального и экономического положения стран ЕС в период его образования
Со времени создания ЕЭС между Сообществом и Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), созданной под эгидой Великобритании, шла скрытая борьба. ЕАСТ в этой борьбе проиграла еще на ранних стадиях, поскольку эта организация не ставила перед собой задачи создания единого европейского рынка. В 1972 г. к ЕЭС присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, позже - Греция, Испания и Португалия. В 1997 г. ЕС принял решение о приеме Польши, Венгрии, Чехии, Словении и Эстонии. Желание вступить в ЕС изъявила Украина.[10] На Римской сессии 1 декабря 1975 г. Европейский совет принял окончательное решение об организации прямых всеобщих выборов в Европейский парламент в соответствии с принципами, получившими одобрение на предшествующем Парижском саммите глав государств и правительств Сообщества. Тогда же и была определена дата проведения первых выборов — весна 1978 г. Правда, они были перенесены на 7-10 июня 1979 г. Таким образом, хотя прямое избрание Парламента было предусмотрено первыми договорами о Сообществе, наделе понадобилось 25 лет для осуществления намеченного проекта. Столицей Европейского парламента стал Страсбург. 29 декабря 1975 г. премьер-министр Бельгии Л. Тиндеманс в соответствии с поручением, полученным им на Парижском саммите, представил на обсуждение правительств - членов ЕЭС доклад о будущем развитии Сообщества. Ключевые идеи Тиндеманса - необходимость упрочения Экономического и валютного союза, осуществление общей внешней политики, европейской социальной и региональной политики, общей промышленной политики в секторах роста, существенное усиление регулирующей роли руководящих органов Сообщества. Европейский совет, однако, не торопился с обсуждением этих проблем и лишь на своих сессиях с апреля по декабрь 1979 г. решил вопрос о создании Европейской валютной системы (ЕВС). На Парижской сессии 9-10 декабря 1979 г. Европейский совет принял решение о введении Европейской валютной системы (ЕВС) в действие. В 1984 г. Европейский парламент предпринял крупный шаг, направленный на дальнейшее развитие Сообщества - был принят проект о Европейском союзе (ЕС). На этой основе Комиссия Сообщества, которой тогда руководил Ж. Делор, разработала Белую книгу - конкретную программу завершения строительства внутреннего рынка в масштабах Сообщества. В 1986 г. государства — участники ЕЭС подписали Единый европейский акт, который существенно дополнил Римский договор целым блоком конкретных соглашений. В них содержались конкретные меры по реализации поставленных задач по созданию обширного, свободного и не имеющего границ общего рынка в Западной Европе, а Белая книга стала составной частью Единого акта. Отметим, что в Белой книге содержится 279 конкретных директивных предложений, многие из которых находятся в стадии осуществления на программной основе, имея соответствующие механизмы реализации и контроля. Важным аспектом соглашений, вошедших в Единый европейский акт, явилось и то, что Сообщество уделило большое внимание решению процедурных вопросов, имеющих громадное значение там, где речь идет о принятии решений в рамках международных организаций. Так, была значительно расширена сфера принятия решения квалифицированным большинством. Важнейшей стороной успешного развития ЕЭС-ЕС всегда являлась законодательная база, включая своевременную ратификацию национальными парламентами и Европарламентом тех договоров и соглашений, которые требовали парламентского утверждения. На Родосской сессии Европейского совета, которая проходила 3-4 декабря 1988 г., было зафиксировано, что 50% необходимой законодательной базы, которая требуется для создания единого рынка (до конца 1992 г.), уже подготовлено. Почти 90% предложений, внесенных в программу Комиссии, были представлены на рассмотрение Совета, и 40% из них Совет принял. Из этого числа 70% предложений имели характер «технических барьеров», т. е. были связаны с необходимостью гармонизации стандартов товаров и услуг, включая таможенные правила и финансовые услуги. Полная либерализация рынка капитала для восьми государств ЕС была провозглашена 1 июля 1990 г. - это был решающий шаг на пути создания экономического союза, в то же время он стал мощной предпосылкой для формирования единой финансовой зоны Сообщества, где действуют общие правила, законодательные акты, стандарты, таможенные пошлины, сборы и т.п. Одной из важнейших сущностных сторон деятельности органов ЕС, и в частности Комиссии, является разработка сложных процедур по взаимному признанию и уточнению тысяч технических стандартов, согласование законодательства, общих подходов по защите потребителя, создание одинаковых условий для вложений инвестиций, в области налогообложения, свободного передвижения рабочей силы, оплаты труда, условий найма и т.д. Особое внимание Союз уделил региональной политике. Известно, что 15 стран ЕС имеют разный уровень развития, в масштабах многих стран существовали и поныне существуют экономически отсталые, слаборазвитые или депрессивные районы, нуждающиеся в особых подходах с целью их подтягивания к общеевропейскому уровню развития.[11] С учетом этих обстоятельств в январе 1989 г. были приняты новые структурные правила, которые преследовали задачи выравнивания уровней экономического развития разных стран и регионов Сообщества, устранения территориальных диспропорций. Ключевая роль в такой региональной политике отводилась фондам Сообщества - Европейскому фонду регионального развития, Европейскому социальному фонду, Европейскому фонду ориентации и гарантий сельского хозяйства, Средиземноморским интеграционным программам. Тогда же было согласовано распределение ассигнований на эти цели - цели выравнивания развития регионов. Наибольший объем средств направлялся в средиземноморские страны и Ирландию, что, кстати, вызывало недовольство крупных стран — основных доноров, но, тем не менее, всякий раз удавалось решать возникающие противоречия, поскольку при любом споре ни одна страна - участница ЕЭС-ЕС не ставила под сомнение свое пребывание в Сообществе. Даже М. Тэтчер не делала заявлений этого типа - слишком очевидными являются для большинства европейцев выгоды, получаемые от экономически объединенной Европы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.223 (0.008 с.) |