Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание Европейского оборонительного сообщества

Поиск

Глава 1. Образование ЕС

 

Предпосылки создания ЕС

 

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции.[5]

Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне, насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.

К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.

 


Цели Договора ЕС

 

Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д.[6] Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Еще на подготовительном этапе к подписанию Римских договоров часть западноевропейских стран посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960 Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС.

Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:

– создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968);

– создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987);

– создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992);

– создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002) с заменой национальных валют единой валютой – евро.[7]

Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского, так и конфедералистского подходов, которые усиливались или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.

 

Заключение

 

В СССР долгое время относились резко негативно к европейской интеграции, рассматривая ЕС как часть военно-политической борьбы между Западом и Востоком. Официальные отношения между СССР и Европейскими сообществами были установлены лишь в 1988, когда МИД СССР направил вербальную ноту Комиссии ЕС с предложением установить официальные отношения. Взаимное признание открыло путь для подписания 18 декабря 1989 Соглашения о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между ЕЭС, ЕОУС и Евратомом, с одной стороны, и СССР – с другой, правопреемником которого стала Российская Федерация.

В конце декабря 1991 ЕС заявили о признании России и других новых независимых государств, возникших после распада СССР. В мае 1992 в Москве состоялась первая встреча Россия – ЕС на высшем уровне. Ее главным результатом стала договоренность о подготовке нового соглашения между ЕС и Россией, которое должно было заменить предыдущее и определить новое качество отношений.

Таким документом стало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС (СПС), подписанное на о. Корфу 24 июня 1994 на срок 10 лет с последующим автоматическим продлением, если одна из сторон не уведомит заранее о его денонсации. СПС охватывает четыре важнейших сферы взаимоотношений – политику, экономику, социальную сферу и культуру. Соглашение предусматривает:[20]

– развитие отношений партнерства между Россией и ЕС, осуществляемых на основе норм международного права, прав человека, политических и экономических свобод;

– содействие России в осуществлении политических и экономических реформ с предоставлением России статуса страны с «переходной экономикой» и перспективы создания зоны свободной торговли;

– регулярный политический диалог;

– предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации с отменой всех количественных ограничений в торговле, за исключением секторов, наиболее уязвимых для экономики Сообщества. Россия сохраняет за собой право на протекционистские меры в тех областях экономики, которые затронуты структурной перестройкой или несут на себе значительную социальную нагрузку;

– содействие предпринимательской деятельности и связанным с ней вопросам: трансграничной предпринимательской деятельности, учреждения и деятельности компаний, инвестиций, платежей и движения капитала, взаимного предоставления услуг, охраны интеллектуальной собственности и т.д.;

– экономическое сотрудничество, охватывающее около 30 различных областей, включая промышленную кооперацию, конверсию, инвестиции, научные исследования и технологические разработки, сельское хозяйство, энергетику, транспорт, почту и телекоммуникации, информатику, космос, охрану окружающей среды, малый и средний бизнес, защиту потребителей, социальную сферу, образование и профессиональное обучение, региональное развитие, стандартизацию, статистику, туризм и т.д.

– развитие культурного сотрудничества с целью укрепления связей между людьми с помощью свободного обмена информацией, взаимного изучения языков и культур, доступа к культурным ценностям и т.п.

Данные направления сотрудничества были подтверждены и развиты в принятом на Кельнском саммите ЕС (июнь 1999) Общей стратегии ЕС в отношении России и ответной Стратегии России в отношении Европейского Союза, представленной Президентом РФ В.В.Путиным на Тамперском саммите ЕС в декабре 1999.

Отношения России с Европейским Союзом затрагивают комплексно все основные направления политики Сообщества.

Так, в рамках «первой опоры» разрабатывается концепция энергодиалога и «общего европейского экономического пространства».

Решение начать регулярный энергодиалог, инициатором которого выступил Брюссель, было принято на Парижском саммите Россия – ЕС в октябре 2000. Проект уже прошел экспертную стадию. При этом остаются нерешенными вопросы увеличения поставок российского ядерного топлива и газа.

Разработка концепции «общего европейского экономического пространства», начатая в соответствии с решениями саммитов Россия – ЕС в мае – октябре 2001, находится пока на экспертной стадии и имеет в перспективе может привести к тесному сотрудничеству в секторах энергетики, науки и техники, транспорта, экологии при условии общей либерализации торговли, упрощения торговых процедур и гармонизации их режимов.

Открытыми остаются вопросы о расширении использования Россией евро, подписании новых соглашений о торговле сталью, о рыболовстве, фармацевтике, положения о едином режиме разрешения торговых споров, о полетах «шумных» российских самолетов в ЕС.

В рамках политического сотрудничества сложилась многоуровневая и стабильная система консультаций в виде двухсторонних «саммитов» и заседаний Совета сотрудничества (дважды в год), встреч на уровне Председатель Правительства России - Председатель Комиссии ЕС, встреч старших должностных лиц и экспертов. Тематика консультаций давно уже вышла за пределы двухсторонних отношений и охватывает многие международные проблемы, включая вопросы безопасности, международного терроризма и т.д., подтверждением чего является Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности, принятая в октябре 2000 на саммите Россия - ЕС в Париже. Определенный потенциал для сотрудничества эксперты усматривают в развитии диалога в формате ЕС – Россия – США и подключении России к совместному решению таких вопросов, как управление гражданскими кризисами, миротворческие операции и собственно оборонная политика.

Политическое сотрудничество включает в себя ряд межрегиональных интеграционных проектов, осуществляемых под эгидой ЕС, крупнейшим среди которых является «Северное измерение». В рамках этого проекта осуществляется финансирование Европейским инвестиционным банком экологических проектов в российском секторе Балтики. А для развития проектов приграничного сотрудничества было получено согласие на разовое объединение средств программ ТАСИС и ИНТЕРРЕГ.[21]

На южном фланге европейской субрегиональной интеграции, включающей Средиземноморье, Россия добивается своего выборочного участия в программах МЕДА и выступает за развитие контактов между ЕС и Организацией Черноморского экономического сотрудничества.

В сфере внутренних дел и правосудия обе стороны быстро наращивают объем сотрудничества, хотя это направление является новым для самого ЕС. Налажены регулярные контакты таможенных органов сторон, в том числе по борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и двойным декларированием грузов. Установлены контакты между правоохранительными органами России и Европолом, принят совместный План действий по борьбе с международной организованной преступностью.

Сложнее обстоит дело с учетом законных интересов России при расширении ЕС, включая особые проблемы Калининграда. Эффект такого расширения для нашей страны неоднозначен и порождает существенные озабоченности, перечень которых был передан осенью 1999 руководству Европейского Союза.

В отношении Калининграда предстоит решить проблемы транзита, виз, энергоснабжения и рыболовства этого будущего эксклава, окруженного территорией ЕС. Евросоюз готов пойти на определенную либерализацию шенгенского режима для России, в том числе для служебных поездок и в отношении резидентов Калининградской области, что было реализовано во время проведения Брюссельского саммита Россия – ЕС в ноябре 2002. По итогам саммита было опубликовано совместное заявление России и Европейского Союза «О транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации», в котором предусматривается введение упрощенного транзитного документа, облегчающего транзит пассажиров по территории Литовской Республики.

Однако при этом выдвигается встречное условие - подписать двустороннее соглашение о реадмиссии нелегальных мигрантов, проникающих в ЕС с территории России, а также расширение сети консульских учреждений Литовской Республики. В виду необустроенности российских границ в зоне СНГ и высокой стоимости депортации, выдворяемых к нам мигрантов в страны их происхождения, Россия пока не готова взять на себя столь далеко идущие обязательства в этой области.

 


Список литературы

 

 

1. Борко Ю.А., Что такое Европейский Союз. М., 2000г. 374 стр.

2. Договор о Европейском Союзе. Консолидированная версия. М., 200г. 297 стр.

3. Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004

4. Европейский Союз. Путеводитель. М., 2003г. 418 стр.

5. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003г. 518 стр.

6. www.europa.eu.int – официальный сайт Европейского Союза.

7. www.eur.ru – официальный сайт представительства Европейской комиссии в России.

 


[1] Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004. С. 38

 

[2] Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 241

 

[3] Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 254

 

[4] Европейский Союз. Путеводитель. М., 2003. С. 153

 

[5] Борко Ю.А., Что такое Европейский Союз. М., 2000.С. 342

 

[6] Договор о Европейском Союзе. Консолидированная версия. М., 2001. С. 198

 

[7] Европейский Союз. Путеводитель. М., 2003. С. 256

 

[8] Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 354

 

 [9] Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 532

 

[10] Договор о Европейском Союзе. Консолидированная версия. М., 2001. С. 123

 

[11]Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 274

 

[12] Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004. С. 24

 

[13] Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004. С. 45

 

[14] Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004. С 53

 

[15] Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004. С. 83

 

[16] Демоскоп, № 143 - 144 26 января - 8 февраля 2004. С. 74

 

[17] Договор о Европейском Союзе. Консолидированная версия. М., 2001. С. 354

 

[18] Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 452

 

[19] Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 584

 

[20] Борко Ю.А., Что такое Европейский Союз. М., 2000. С. 362

 

[21] Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. – М., Международные отношения, 2003. С. 183

 

Глава 1. Образование ЕС

 

Предпосылки создания ЕС

 

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции.[5]

Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне, насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.

К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.

 


Цели Договора ЕС

 

Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д.[6] Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Еще на подготовительном этапе к подписанию Римских договоров часть западноевропейских стран посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960 Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС.

Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:

– создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968);

– создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987);

– создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992);

– создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002) с заменой национальных валют единой валютой – евро.[7]

Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского, так и конфедералистского подходов, которые усиливались или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.

 

Создание Европейского оборонительного сообщества

 

Знаменательной вехой на пути развития интеграции стала попытка федералистов создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) и Европейское политическое сообщество (ЕПС). В 1952 Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали договор, учреждавший ЕОС. Согласно этому документу, в рамках ЕОС должны были интегрироваться под единым командованием военные контингенты этих 6 стран, что означало потерю контроля государствами над собственными вооруженными силами. Борьба федералистов и конфедералистов в ходе ратификации этого договора привела к тому, что в августе 1954 Национальное собрание Франции отвергло Договор о ЕОС. После этой неудачи была прекращена и подготовка договора о ЕПС. Планы создания политического союза не были реализованы и в 1960–1970-х.

Столкновение двух подходов к европейскому строительству достигло своего апогея в конце 1965 – начале 1966, вылившись в так называемый «Кризис пустого стула». Тогда президент Шарль де Голль отозвал французских представителей из органов ЕЭС и несколько месяцев блокировал их работу до тех пор, пока партнеры по Сообществу не пошли на так называемый «Люксембургский компромисс». Он предусматривал сохранение за Францией права накладывать вето при принятии важнейших решений шестью членами ЕЭС как гарантию сохранения государственного контроля над развитием ЕЭС.

Несмотря на сопротивление противников углубления интеграции, идеи федерализма получили дальнейшее развитие. Так, в 1967 было проведено слияние высших органов трех Сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратома) в единый Совет и Комиссию, которые вместе с Европейским парламентом и Судом ЕС (изначально занимавшимися вопросами всех трех Сообществ) образовали общую институциональную структуру. В 1974 был создан новый институт Сообщества – Европейский совет на уровне глав государств и правительств, а в 1979 – проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.

Достижения интеграции в социально-экономической области, а также глобальные изменения в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1987 (ЕЕА).

ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской интеграции – создание Европейского Союза на основе существующих Сообществ и углубление компетенции ЕС в области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты окружающей среды, а также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики.

Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992 в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название – ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Им также было введено общее гражданство Союза.

Эти проекты конца 1980-х - начала 1990-х годов носили отпечаток федералистского подхода, хотя и содержали некоторые конфедеративные элементы.[8]

При этом федеративный путь развития получал все больше сторонников. В 1973 Великобритания и Дания - его традиционные критики - стали членами Европейских Сообществ. Еще больше сторонников этой модели появилось среди других европейских государств - Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии и Швеции, присоединившимся к ЕС в 1981–1995.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.35 (0.009 с.)