ТОП 10:

Изучить классификацию методов оценки туристских ресурсов и принципы разработки единого кадастра туристских ресурсов.



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ.. 6

1.1 Понятийный аппарат и комплексно-методические подходы к оценке ландшафтно-рекреационного потенциала туристского региона. 6

1.2 Классификация методов оценки туристских ресурсов                                   и разработка единого кадастра туристских ресурсов. 21

1.3 Методы оценки ландшафтно-рекреационного                                  потенциала территорий. 24

1.4 Методика количественной оценки ландшафтно-рекреационного потенциала туристских центров России. 37

Выводы.. 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 43

ПриложениЕ. 45

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Туризм сегодня – это сфера народно-хозяйственного комплекса, которая во многих странах мира превратилась с бурно развивающуюся отрасль С каждым годом российская туристическая индустрия все более активно включается в мировой рынок. Развитие туризма как никакая другая отрасль экономики стимулирует создание рабочих мест и развитие малого бизнеса, перераспределяет ресурсы между странами, оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, сфера услуг, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики РФ.

Большинство российских туроператоров стали больше внимания уделять внутреннему и въездному туризму, что в свою очередь привело к увеличению интереса органов государственной власти к региональному туризму. Одним из российских регионов, где туризм и гостеприимство могут стать приоритетной отраслью экономики, является Смоленская область.

Не вызывает сомнения и тот факт, что привлекательность региона среди туристов связана во многом с имеющимися на его территории ресурсами для развития туризма и рекреации. В области благоприятно сочетаются выгодное географическое положение, сохранившийся природный потенциал, богатое культурно-историческое наследие. Это уникальное единение историко-культурных и природных богатств, создает хорошую основу и перспективу для развития современных форм туризма Но при этом территория области характеризуется недостаточной рекреационно-географической изученностью, что является одним из главных факторов, сдерживающих развитие туристической индустрии, находящейся на начальном этапе своего формирования.

В области имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, а также сведения об объектах социально- культурной сферы - музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях и базах отдыха и т.п. В то же время, эти данные разрозненны, фрагментарны, а самое главное, имеющиеся характеристики объектов лишены главного – объекты рассматриваются изолированно, вне вмещающих их культурных ландшафтов, что и определило актуальность данной темы.

Цель исследования –изучить методы определения ландшафтно-рекреационного потенциала регионов применяемые в туризме.

Объект исследования – основы научно-методической деятельности.

Предмет исследования – методики определения ландшафтно-рекреационного потенциала регионов.

Задачи исследования. Исходя из цели исследования, в работе были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятийный аппарат и комплексно-методические подходы к оценке ландшафтно-рекреационного потенциала туристского региона.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Выводы

 

1. Теоретические и практические исследования в области применения экономических механизмов в природопользовании и охраны окружающей природной среды получили свое развитие в научных трудах многих ученых.

В настоящее время ученые сталкиваются с проблемой отсутствия определения понятия «туристско-рекреационных ресурсов», «туристско-рекреационного потенциала» территорий и методологии их оценки. Существует проблема нечеткости в использовании терминов, необходимых для исследований туристических и рекреационных возможностей тех или иных территорий.

Следует отметить сложность, неоднозначность понятийного аппарата рекреации и туризма. Это «связано с доминированием в классической рекреационной географии и использование рядом современных специалистов представления о туризме как составной части рекреации» с одной стороны, а с другой - изучение рекреации «как одной из целей «временных выездов, то есть подчиненном характере рекреации по отношении к туризму.

2. На сегодняшний день универсальных методов оценки туристских ресурсов не существует. Это отчасти определяется самой природой туристских ресурсов. В туристском ресурсоведении обычно используются отдельные методы оценки для определенных групп туристских ресурсов.

Поэтому разработка комплексной методики оценки туристских ресурсов, включающей ряд интегральных показателей, является не просто целесообразной, но имеет важное научное и практическое значение.

Следует отметить, что для определения привлекательности любого туристского региона особо важна экономическая оценка его туристских ресурсов. К сожалению, этот аспект методической оценки туристских ресурсов проработан наиболее слабо. Но именно экономическая оценка туристских ресурсов может стать основой для сравнения туристско-рекреационного потенциала отдельных регионов, выявления приоритетных территорий для инвестирования в туристскую отрасль.

3. Оценка рекреационного потенциала является субъективной, изменчивой в пространстве и времени. Рекреационная оценка территории необходима в первую очередь для информационного обеспечения управления природопользованием с целью повышения его эколого-экономической эффективности и развития сферы рекреации.

В качестве критериев оценки рекреационного потенциала рассматриваются факторы, отражающие ее ценностные характеристики: пейзажная и культурно-ландшафтная ценность местности (историко-культурная, ландшафтно-архитектурная); степень и характер освоенности территории; наличие охраняемых территорий; наличие условий для отдыха, познавательного туризма и других видов рекреации.

Туристский потенциал оценивается относительно наиболее массовых форм туризма (оздоровительного, познавательного, спортивного, и др.).

В настоящее время разработано несколько общих подходов к оценке рекреационных ресурсов, при этом оцениваются прежде всего:

- их функциональная пригодность для того или иного вида экологического туризма (технологическая оценка);

- степень комфортности (физиологическая оценка);

- эстетические качества (психологическая оценка).

Кроме того, в определение рекреационной значимости того или иного ресурса входят экономическая и экологическая оценки.

4.В разных источниках детальность информации о туристских и рекреационных объектах на территории Российской Федерации весьма различна. С одной стороны, это можно воспринимать как недостаток. Но с другой – как определенный знак, свидетельствующий об уровне информированности читателей и пользователей о туристском и рекреационном потенциале России. Иначе говоря, используя интерактивную информацию при разработке справочника о туристских центрах, мы в полной мере можем реализовать правило генерализации географической информации в зависимости от масштаба исследования. Это методологическое правило позволило разработать простую и эффективную методику оценки значимости туристских центров, объектов и местностей на основе бально-рейтинговой системы таксонов. В основу шкалы положен иерархический принцип, согласно которому вышестоящий таксон (например, экскурсионный центр) вбирает в себя все объекты нижестоящего таксона.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Александрова, Т.Д. Оценочные исследования в отечественной географии / Т.Д. Александрова, Л.В. Максимова // География и природные ресурсы. – 2004. – №3. – С. 28–34.

2. Верников С.А. География рекреационных систем СССР / С.А. Верников. – М.: Наука, 1980. – 219 с.

3. Ветинев, А.М. Курортное дело: учебное пособие / А.М. Ветинев, Л.Б. Журавлева. – М.: КНОРУС, 2006. – 528 с.

4. Даринский, А.В. Туристические районы РФ и ближнего зарубежья / А.В. Даринский. – СПб.: Ун-т пед. мастерства, 1994. – 270 с.

5. Енджейчик, И. Современный туристский бизнес. Экостратегии управления фирмой: Пер. с польск. / Ирена Енджейчик. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 320 с.

6. Жучкова, В.К. Ландшафтоведение – традиции и перспективы / В.К. Жучкова, Н.И. Волкова, М.Н. Петрушина. // Вестник МГУ Сер. География. – 2005. – №4 – С. 52–54.

7. Золотарев, И.И. Экологи и экономисты: разные взгляды на устойчивое развитие // Российское предпринимательство. – 2010. − № 9 – С. 171–175.

8. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма / И.В Зорин, В.А Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 358 с.

9. Зырянов, А.И. Региональная топология туризма / А.И Зырянов. // География и туризм: Сб. науч. тр.– Пермь: Перм. ун–т. 2005. – Вып. 1.–С. 81–99.

10. Ирисова, Т.А. К вопросу о современном рекреационном районировании России / Т.А. Ирисова, Е.В. Колотова. // Курортные ведомости. 2004. –№ 2. – С. 71–75.

11. Карпик, А.П. Методологические и технологические основы геоинформационного обеспечения территорий: монография / А.П. Карпик. – Новосибирск: СГГА, 2004. – 260 с.

12. Кусков, А.С. Туристское ресурсоведение / А.С.  Кусков. – М.: Академия, 2008. – 208 с.

13. Севастьянова, С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учеб. пособие. / С.А. Севастьянова. – М.: КНОРУС, 2007. – 256 с.

14. Сергеева, Т.К. Экологический туризм: учебник / Т.К Сергеева. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 360 с.

15. Уфимцев, С.П. Теоретические основы рекреационной географии / С.П. Уфимцев. – М.: Наука, 1975. – 245 с.

16. Ушакова, Е.О. Кадастр туристских ресурсов как основа модели комплексной оценки туристских ресурсов региона // Сервисные технологии. Теория и практика: сб. науч. тр. / коллектив авторов. − Новосибирск: Изд–во НГТУ, 2011. − Вып. 3. – С. 121-126.

17. Ушакова, Е.О. Вопросы комплексной оценки туристских ресурсов региона // Российское предпринимательство. − 2012. − № 8 (206). − c. 132-137.

18. Худеньких, Ю.А. Гносеологические аспекты географического исследования туризма и рекреации / Ю.А. Худеньких. // География и туризм: Сб. науч. тр. – Пермь: Перм.ун–т. 2005. Вып. 1. – С. 231–240.

 

Приложени Е

 

Приложение 1

Бальная оценка рекреационного потенциала территории

 

Приложение 2

Структура рекреационно-туристического комплекса

 

Приложение 3

Основные положения разработки методики сравнительной оценки ресурсного потенциала туризма на региональном уровне

 

 

Приложение 4

Схема потенциала туристского потенциала региона

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ.. 6

1.1 Понятийный аппарат и комплексно-методические подходы к оценке ландшафтно-рекреационного потенциала туристского региона. 6

1.2 Классификация методов оценки туристских ресурсов                                   и разработка единого кадастра туристских ресурсов. 21

1.3 Методы оценки ландшафтно-рекреационного                                  потенциала территорий. 24

1.4 Методика количественной оценки ландшафтно-рекреационного потенциала туристских центров России. 37

Выводы.. 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 43

ПриложениЕ. 45

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Туризм сегодня – это сфера народно-хозяйственного комплекса, которая во многих странах мира превратилась с бурно развивающуюся отрасль С каждым годом российская туристическая индустрия все более активно включается в мировой рынок. Развитие туризма как никакая другая отрасль экономики стимулирует создание рабочих мест и развитие малого бизнеса, перераспределяет ресурсы между странами, оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, сфера услуг, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики РФ.

Большинство российских туроператоров стали больше внимания уделять внутреннему и въездному туризму, что в свою очередь привело к увеличению интереса органов государственной власти к региональному туризму. Одним из российских регионов, где туризм и гостеприимство могут стать приоритетной отраслью экономики, является Смоленская область.

Не вызывает сомнения и тот факт, что привлекательность региона среди туристов связана во многом с имеющимися на его территории ресурсами для развития туризма и рекреации. В области благоприятно сочетаются выгодное географическое положение, сохранившийся природный потенциал, богатое культурно-историческое наследие. Это уникальное единение историко-культурных и природных богатств, создает хорошую основу и перспективу для развития современных форм туризма Но при этом территория области характеризуется недостаточной рекреационно-географической изученностью, что является одним из главных факторов, сдерживающих развитие туристической индустрии, находящейся на начальном этапе своего формирования.

В области имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, а также сведения об объектах социально- культурной сферы - музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях и базах отдыха и т.п. В то же время, эти данные разрозненны, фрагментарны, а самое главное, имеющиеся характеристики объектов лишены главного – объекты рассматриваются изолированно, вне вмещающих их культурных ландшафтов, что и определило актуальность данной темы.

Цель исследования –изучить методы определения ландшафтно-рекреационного потенциала регионов применяемые в туризме.

Объект исследования – основы научно-методической деятельности.

Предмет исследования – методики определения ландшафтно-рекреационного потенциала регионов.

Задачи исследования. Исходя из цели исследования, в работе были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятийный аппарат и комплексно-методические подходы к оценке ландшафтно-рекреационного потенциала туристского региона.

Изучить классификацию методов оценки туристских ресурсов и принципы разработки единого кадастра туристских ресурсов.

3. Изучить методы оценки ландшафтно-рекреационного потенциала территорий.

4. Дать оценку перспективной методике количественной оценки ландшафтно-рекреационного потенциала туристских центров России.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что выявление наиболее перспективных методов определения ландшафтно-рекреационного потенциала туристских регионов будет способствовать расширению и повышению качества туристской отрасли.

Методы исследования. Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

- анализ научно-методической литературы;

- методы теоретического познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Анализ научно-методической литературы. Для изучения и анализа научно-методической литературы использовались фонды библиотеки Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, а также электронные ресурсы сети Интернет. Изучение специальной методической литературы было направлено на изучение методов определения ландшафтно-рекреационного потенциала туристских регионов России. Всего было изучено 18 источников, включая учебники и учебные пособия.

Методы теоретического познания.

Анализ – метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.

Синтез – метод научного исследования какого-либо предмета, явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимосвязи его частей, синтез связан в процессе научного познания с анализом.

Анализ и синтез применялись для выявления перспективных видов информационных технологий в туризме.

Индукция – логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

Дедукция – логическое умозаключение от общего к частному, от общих положений к частным выводам. В научном познании дедукция неразрывно связана с индукцией.

Индукция и дедукция применялись для логического определения общих выводов и практических рекомендаций.

Все вышеперечисленные методы применялись для всестороннего изучения вопроса, выявления противоречий и поиска путей улучшения исследования.

Практическая значимость. Полученные данные могут применяться в работе преподавателей по специализации – технология и организация туроператорских и турагентских услуг, а также специалистами, работающими в сфере туризма.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ







Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.013 с.)