Дифференциальное чтения текстов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциальное чтения текстов



 

Определенная последовательность приемов и умственных действий расчленяющего характера при чтении и отработке текста с целью повышения эффективности и качества его усвоения и конспектирования.

Дифференцировать – разграничивать, расчленять, выделять разнородные элементы при изучении чего-либо.

Эффективное чтение медицинской литературы предполагает, наряду с отбором необходимой для усвоения информации, ее смысловое сжатие, целенаправленный отбор с целью обеспечения большей глубины понимания и запоминания материала в более сжатом и обобщенном виде.

Дифференциальный алгоритм чтения имеет в основе прием выделения смысловых опорных слов, несущих смысловую нагрузку, и их соответствующую обработку.

Алгоритм выглядит так:

1 этап – выделение ключевых слов в абзацах.

2 этап – составление из них смысловых предложений

3 этап – выделение и запись основного смыслового отрезка текста.

Такой алгоритм удобно применять и при конспектировании текста.

Если же изучение текста проводится без записей, отработка состоит из следующих этапов:

1 этап – выделение ключевых слов (терминов – обязательно) или фраз в абзаце.

2 этап – составление и проговаривание самостоятельно составленных на основе выделенных слов и фраз предложений.

3 этап – пересказ основного смысла отрезка текста

Осваивая этот алгоритм, помните, что очень важно не спеша и последовательно выполнять все три этапа. Только в этом случае можно достигнуть такого уровня, когда этот процесс будет протекать быстро и почти бессознательно, без вспоминания названия этапов и их содержания. В данном случае вновь тренировка – путь к успеху. Помните, что самостоятельно составленная фраза запоминается в 5-7 раз быстрее, чем фраза заученная или переписанная из текста.

СОСТАВЛЕНИЕ ВЫПИСОК И ЦИТАТ

Выписки – близкие к авторскому тексту или точные выдержки из текста. Каждую выписку снабжают ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы. Выписки помогают хорошо запомнить текст и при необходимости воспроизвести его. При определении материала для составления выписок используйте правила дифференциального чтения исторических текстов

Цитата

1) – точная, буквальная, дословная выдержка, выписка из какого-нибудь текста с указанием источников (автор, название книги, статья, № страницы)

2) – чужие слова, приводимые в устной или письменной форме (указывается автор)

 

1.1.6. Методические рекомендации к работе по поиску информации в Интернете

Поиск и сбор информации в Интернете нуждаются в планировании. Ошибочная логика построения запроса, неоптимизированная последовательность применения инструментов поиска, попытки ускорить поиск - все это не просто затягивает получение результата, но может поставить под угрозу смысл поисковой работы.

Начинать необходимо со всестороннего лексического анализа искомой информации. Следует использовать любое, достаточно достоверное и подробное описание исследуемого вопроса для получения первичных сведений. Таким источником вполне может стать как узкоспециальный справочник, так и электронная энциклопедия общего профиля. На основе изученного материала необходимо сформировать максимально широкий набор ключевых слов в виде отдельных терминов, словосочетаний, профессиональной лексики, сленга, слов-клише и устойчивых словесных штампов, при необходимости на нескольких языках. Заранее следует определить и возможные уточнения поискового запроса- редкие слова, синонимы и антонимы. названия и фамилии, тесно связанные с искомым вопросом. Желательно также заранее предусмотреть возможные нерелевантные отклики на запросы, то есть возможные характеристики поискового шума. После накопления этих предварительных данных можно перейти к получению первичной информации из Интернета.

Основная задача этой стадии учесть особенности Интернета, который является не только носителем технологий, но и традиций, и собственной этики. Сетевая лексика, сленг и написание общеупотребительных слов здесь могут отличатся от принятых.

Сведения о наличии в Интернете необходимых данных лучше всего искать в ранее известном каталоге, поддерживающем поиск по ключевым словам. При решении, например, простых задач типа "Получить текст Конституции Республики Беларусь" или "В каких правовых актах употребляется название родного города" известный сайт или каталог может быть более быстрым способом получения информации, чем автоматический индекс, и обеспечит большую достоверность.

После лексического анализа информации наступает технологический этап. Выбор информационного поля Интернета и поисковых инструментов производится на основе вышеизложенных подходов.

Используются тестовые запросы из одного-двух ключевых слов или фразы, затем анализируется количественный отклик. Содержательный анализ данных позволяет корректировать запросы, но релевантности отклика. В результате тестирования выясняются наиболее представительные источники информации, после чего следует уточнить последовательность применения поисковых инструментов. На этом этап планирования завершается.

 

ПОДГОТОВКА АРГУМЕНТАЦИИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ КАКОГО-ЛИБО ВОПРОСА ИЛИ ЗАДАНИЯ.

Аргументация – обоснованное представление своего мнения по заданному вопросу.

Аргумент

1) суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение истинности другого суждения (в данной работе – мнения); \

2) основание (часть основания) доказательства.

Аргументы являются частью полученной информации или выводом из полученной информации.

В истории аргументом часто выступает факт, имеющий место в изучаемом событии или процессе.

Отбор аргументов преследует одну цель – подтвердить определенную точку зрения.

Факт (от латинского – сделанное, свершившееся)

1) в обычном смысле – синоним понятий «истина», «событие», «результат»;

2) знание, достоверность которого доказана.

Мнение – собственная точка зрения по какому-либо вопросу.

Аргументацию можно готовить письменно или устно. Важный совет: если вы хотите быстро и успешно научиться делать аргументацию, первые 3-4 раза при выполнении такого вида задания обязательно делайте его письменно. Это главный алгоритм научения: сначала навык формируется письменно, потом он переходит на мыслительный план и легко закрепляется в устной форме.

Аргументация строится по следующему алгоритму:

1 Прочитайте материал учебника

2 Выделите в тексте важнейшие факты или события

3 Проанализируйте результаты событий или значение фактов и на основе такого анализа определите свою позицию по заданию

4 Составьте аргументацию по заданной форме

При письменной (да и при устной) аргументации мнения лучше всего использовать стандартную форму оформления. Она предполагает несколько этапов:

1 Высказывается свое мнение – Я считаю (предполагаю, думаю и т.п.), что (высказывается позиция).

2 Определяются аргументы (как правило, в учебной работе используются не менее трех аргументов). Словесные формулы начала аргументации могут быть самые разные – «Анализ изученного материала показывает, что…», «В подтверждение моей точки зрения могут служить следующие факты» и пр. Иногда достаточно простого перечисления аргументов.

3 Для доказательства аргументов в тексте отбираются основные факты, подтверждающие правдивость аргумента (2-4). Эта часть является главной для качества аргументации.

4 В конце заявления делается вывод или обобщение – Таким образом (итак, представленные факты доказывают и пр. ) – вновь звучит высказанная в начале позиция

Объем письменной работы по аргументации составляет 0,5 - 1 страницу

Аргументация может быть двух видов:

1. аргументация-подтверждение изложенного в тексте мнения автора,

2. аргументация-опровержение – доказательство ложности или несостоятельности какого-либо тезиса, мнения.

Критерии оценки аргументации.

Оценка аргументации носит рейтинговый характер, в котором оценивается выполнение каждого из указанных критериев в отдельности.

Критерии:

1 Количество выделенных аргументов                    0,5 баллов за каждый

2 Качество выделенных аргументов (правильность) 0,5 баллов за каждый

3 Логика доказательства (соответствие теме)                       3 балла

4 Последовательность выстраивания доказательства              3 балла

5 Правильность вывода                                                            3 балла

6 Подробность вывода                                                             2 балла

7 Риторика:                                                                                 3 балла

ú лаконичность                                                 0,5 баллов

ú образность языка                                                    0,5 баллов

ú точность выбора терминов                                 0,5 баллов

ú правильность использования терминов в речи    0,5 баллов

ú правильность формулировок предложений        0,5 баллов

ú чистота речи (отсутствие «слов-паразитов»)       0,5 баллов

                                                            ИТОГО: 15 баллов

Общая сумма баллов переводится в традиционную оценку

«3» (удовлетворительно) – 6-9 баллов         

«4» (хорошо)                 – 9,5-12 баллов          

«5» (отлично)               – 12,5-15 баллов.

 

1 .1.8 СОСТАВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

План перечень основных вопросов темы.

Виды планов и их оформление.

1. Простой план:в содержании материала выделяются основные вопросы содержания и записываются следующим образом:

ПРИМЕР

Хронология основных анатомических терминов и физиологических функций человека

1 Основные анатомические

2 Особенности развития человечества в энеолите

3 Противоречия развития истории общества в бронзовом веке

4 Место железного века в истории человечества

2. Развернутый план: в каждом выделенном вопросе темы определяются основные моменты содержания и записываются в подпункты:

3. План-конспект: в выделенных подпунктах делается краткая запись информации в цитатах, тезисах, фразах или ключевых словах. Здесь можно записать необходимые даты, имена, новые термины, географические объекты и пр.

ИНСТРУКЦИЯ

При составлении развернутого учебного плана необходимо соблюдать следующие требования:

1 В названии пунктов и подпунктов не употребляются глаголы и их формы (причастия и деепричастия)

2 Название пункта или подпункта не состоит из одного слова, простого словосочетания или простого предложения. В этом случае не передается смысл заложенной в тексте информации

3 В названии пунктов или подпунктов следует избегать любых знаков препинания (тире, запятые, двоеточия и пр.). Допускаются двоеточия только в случаях, когда этого не избежать

4 Название пункта не должно содержать или подразумевать вопрос

5 Не допускается сокращение слов и терминов

6 Названием пункта или подпункта не может считаться цитата или высказывание

7 План задания должен содержать от 3 до 6 пунктов, каждый пункт – не менее 2 подпунктов

8 Планы оформляются по заданному образцу (см. Виды планов)

Важные советы:

1 Всегда начинайте план с названия, которое указано в задании. Слова «План» и «Тема» писать не надо

2 Перед тем, как начать план, прочитайте всю информацию и мысленно разделите ее на части, разные по содержанию

3 Не стоит пытаться взять за название пункта или подпункта какое-нибудь предложение из текста. Это никогда не бывает правильным. Поймите, о чем рассказывает эта часть информации, и составьте простое и понятное название самостоятельно.

4 Сначала всегда выделяйте все пункты и только потом начинайте работать с информацией каждого пункта, разделяя его на подпункты.

5 Для того чтобы название пункта или подпункта получили более точный смысл, начните предложение с существительного, передающего главную суть информации

6 Не употребляйте в названиях указательные местоимения («Такой», «Какой», «Разный», «Одинаковый» и пр.) так как это также размывает смысл информации

7 Доводите название до логического смысла так, чтобы больше нельзя было поставить ни одного вопроса внутри названия.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОГО ПЛАНА ЛЕКЦИИ

 

1 Оформление                                                                                     3 балла

­ наличие названия                                                                     1 балл

­ оформление основных пунктов                                        1 балл

­ оформление подпунктов                                                    1 балл

2 Грамотность                                                                                        3 балла

­ грамотно составлены предложения                                1 балл

­ не употребляются глаголы                                                 1 балл

­ точно используются термины                                            1 балл

3 Содержание                                                                                      3 балла

­ правильность деления информации на пункты           2 балла

­ соответствие названия пункта содержанию материала 2 балла

­ полнота раскрытия вопроса через план                         2 балла

4 Объем плана:                                                                                    3 балла

­ объем соответствует общей информации                               1 балл

­ подробный план, отражает все важные моменты     2 балла

ИТОГО: 15 баллов

 

Общая сумма баллов переводится в традиционную оценку

«3» (удовлетворительно) – 6-9 баллов

«4» (хорошо)                 – 9,5-12 баллов

«5» (отлично)               – 12,5-15 баллов.

1.1.9 Методические рекомендации по составлению тестов.

Целью данного вида работы является:

Закрепление знаний студентов.

Развитие навыков точного формулирования вопросов и адекватных ответов.

Формирования у студентов способности правильного использования понятийного аппарата. Приобретение навыков работы с учебной литературой и лекционным материалом.

Существуют разные формы тестовых заданий

- задания закрытой формы, в которых выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания;

 - задания открытой формы, требующие при выполнении самостоятельного формулирования ответа;

- задание на соответствие, выполнение которых связано с установлением соответствия между элементами двух множеств;

- задания на установление правильной последовательности, в которых требуется указать порядок действий или процессов.

Требования, предъявляемые к тестовым заданиям:

-каждое задание имеет свой порядковый номер; -задание формулируется в логической форме высказывания, которое становится истинным или ложным в зависимости от ответа;

 - к разработанному заданию прилагается правильный ответ.

Оформление:

- титульный лист оформляется, как и реферат;

- вопросы текста в количестве 15 штук;

- ключ с ответами;

- список использованной литературы.

Критерии оценки теста

Оценка Критерии Примечание
«5» - «отлично» - оптимальное количество заданий в тесте не менее 10; - тест, включает в себя задания различных уровней трудности; - используемая в тесте терминология не выходит за рамки изученной темы; - содержательная часть задания сформулирована в логической форме высказывания; - все варианты ответов грамотно согласованы с содержательной частью задания, однообразны по содержанию и структуре; - аккуратность оформления.  
«4» - «хорошо» - количество тестовых заданий в тесте 9; - тест, включает в себя задания различных уровней трудности; - используемая в тесте терминология не выходит за рамки изученной темы; - содержательная часть задания сформулирована в логической форме высказывания; - все варианты ответов грамотно согласованы с содержательной частью задания, однообразны по содержанию и структуре; - аккуратность оформления.  
«3» - «удовлетворительно» - количество заданий в тесте менее 7-8; - тестовое задание сформулировано неясно и нечетко; - тест включает в себя одноуровневые задания; - используемая в тесте терминология выходит за рамки изученной темы; - содержательная часть задания сформулирована в логической форме высказывания; - все варианты ответов согласованы с содержательной частью задания; - неаккуратность оформления.  

 

1.1.10 Методические рекомендации по составлению кроссворда.

 


Целью данного вида работы является:

Расширение кругозора и закрепление знаний студентов.

Развитие навыков точного формулирования вопросов и адекватных ответов.

Формирования у студента способности правильного использования понятийного аппарата.

Приобретение навыков работы со справочной литературой.

Кроссворд составляется в произвольной форме и должен состоять примерно из 40 терминов. Вопросы формулируются четко и должны исключать двойное толкование. При составлении кроссворда необходимо использовать энциклопедические словари. В конце самостоятельной работы студент должен указать перечень использованной справочной литературы (название, место и год издания).

  Оформление:

титульный лист (оформляется также как для реферата);

два листа с ячейками кроссворда (один заполнен ответами);

лист с вопросами кроссворда;

лист с ответами и список использованной литературы.

 

                                     Критерии оценивания кроссворда

Оценка Критерии Примечание
«5» - «отлично» - количество слов, используемых в кроссворде не менее 10; - информативная точность и достоверность фактов; - все определения и формулировки однотипны; - орфографическая правильность; - аккуратность оформления; - прилагаются ключи к кроссворду.  
«4» - «хорошо» - количество слов, используемых в кроссворде 8-9; - информативная точность и достоверность фактов; - задания не однотипны; - орфографическая правильность; - аккуратность оформления; - прилагаются ключи к кроссворду.  
«3»- «удовлетворительно» - количество слов, используемых в кроссворде 7-8; - информативная точность и достоверность фактов; - задания не однотипны; - орфографическая правильность; - помарки в оформлении; - прилагаются ключи к кроссворду.  

1.1.11 Методические рекомендации по составлению хронологической таблицы

 

Прочитайте полностью тему, по которой предстоит составлять хронологическую таблицу. Читая второй раз, выделите основные события, которые войдут в хронологическую таблицу. Подготовьте в тетради основу таблицу. Обычно, она выглядит следующим образом:

     
     
     

 

1.1.12 Методические рекомендации по составлению сравнительной таблицы

1.​ Проанализируй события или явления, выдели линии сравнения.

2.​ Определи черты сходства и различия.

3.​ Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.

4.​ Сделай все необходимые выводы из проведённого сравнения.

5.​ Свои действия можешь оформить в текстовую таблицу.

Критерии оценивания таблицы

Оценка                                Критерии Примечание
«5» - «отлично» - колонки таблицы озаглавлены и соответствуют шаблону; - использованы термины, понятия; - присутствует логическая связь; - информация изложена правильно в соответствии с материалом конспекта, учебника; - аккуратность оформления.  
«4» - «хорошо» - колонки таблицы озаглавлены и соответствуют шаблону; - допущены неточности в использовании терминов, понятий; - присутствует логическая связь; - информация изложена правильно в соответствии с материалом конспекта, учебника, имеются неточности; - аккуратность оформления.  
«3» - «удовлетворительно» - колонки таблицы озаглавлены и соответствуют исследуемой теме; - допущены неточности в использовании терминов, понятий; - потеряна логическая связь; - материал изложен литературным языком; - работа выполнена не аккуратно.  

 

 

Принцип составления схемы

1. Целое условно делиться на части, имеющее различное строение и значение.

2. Следует придерживаться какого – либо одного критерия деления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.160.219 (0.067 с.)