Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие представления о науке.

Поиск

ЛЕКЦИЯ

 

 

Наука как вид деятельности”

 

 

Исполнитель: ст. преподаватель

А.Л. Кротов

 

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры легкой атлетики

Зав.кафедрой

________________А.Н. Конников

 “___”________________2004 г.

Протокол №____

 

Минск 2004


План

 

1. Общие представления о науке…………………….……….………….…3

2. Развитие методологии научного познания………………..……….……4

3. Методология научного исследования………………….………….….....5

3.1. Объект и предмет научного познания……………….…….……..5

3.2. Классификация наук…………………………………...….………6

3.3. Уровни познания объективной реальности………….…………..7

3.4. Эмпирический уровень научного исследования………….……..7

3.5. Теоретический уровень научного исследования…………….…10

4. Моделирование…………………………………………………………..11

4.1. Моделирование в эмпирическом исследовании………….…….11

4.2. Моделирование в теоретическом исследовании………..……...12

5. Возможная классификация наук в физическом воспитании….…..….13

 

 

Литература

1. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебн. пособие для студентов вузов физической культуры. – М: СпортАкадемПресс, 2001. – 184с.

2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264с.

3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223с.

 


Развитие методологии научного познания.

Отдаленной предшественницей науки можно считать мифологию, в которой была реализована попытка построить целостную систему об окружающей человека действительности. Религиозные ограничения мешали развитию научных знаний. Активное развитие научных знаний проявилось в шестом веке до нашей эры в древней Греции. Параллельно и относительно независимо от европейской культуры развивались научные представления в государствах Средней Азии, Китае и других частях мира. От мифологии отделилась натурфилософия, или философия природы. В то же время начали складываться новые частные области знания – геометрия, механика, астрономия.

В современном понимании наука начала складываться в новое время (с 16-17 вв.) под влиянием развивающегося капиталистического производства. Наука стала превращаться в реальный фактор мировоззрения. Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон совершили первую научную революцию. Механика к 17в завершила свое теоретическое развитие, поэтому послужила основой механистической картиной мира.

Далее механистическая картина мира стала существенно преобразовываться с появлением закона сохранения энергии, созданием клеточной теории, эволюционной теории, периодической системы элементов. С открытием электрона, атомов и радиоактивности наступает очередной кризис в науке, изменяется картина мира.

Методология естественных наук начала формироваться с работ Фрэнсиса Бэкона, имеющего эмпирические взгляды. В рамках методологии эмпиризма не могли найти себе места рациональные науки, такие, как математика, логика и др., поскольку в основании этих наук заложены не эмпирические факты, а система аксиом, договорных положений.

Самостоятельное значение теоретических методов в научном познании впервые было глубоко осознанно и продемонстрировано физиком А. Эйнштейном. Он считал, что просто индуктивное обобщение опытов не ведет к теоретическому знанию. Это положение было осознано в науке сравнительно недавно. В настоящее время логика теоретического мышления хорошо раскрыта в философии. Относительно строго методология теоретического метода (математического моделирования) была сформулирована в 1960-1990гг.

 

Методология научного исследования

Методология научного познания изучает методы научного исследования. К ним относятся, во-первых, исходные основы и принципы научного исследования, опирающиеся на эти принципы.

 

Классификация наук

С общенаучной точки зрения классификации наук могут быть объективными и субъективными. С методологической точки зрения принципы классификации делятся на внешние, когда науки располагаются в определенной последовательности, и внутренние, органически связывающие науки между собой.

Таблица 3.2.1.

Схема общей классификации науки

Объект (материя)

Наука

(научные направления и дисциплины)

Природа Неорганическая     Органическая Человек Общество Естественные Физика Химия Технические     Биология Психология Социология История Рациональные Философия   Математика Компьютерное программирование

 

В таблице представлена схема общей классификации науки. С левой стороны представлены объекты материи и одновременно путь познания человеком или ребенком объективной реальности. Сначала в сознании ребенка мелькают впечатления от наблюдений за внешним миром, затем начинают различаться предметы (как единство пространства, времени и физических свойств). С правой стороны – науки, изучающие соответствующие явления природы. Причем все науки можно разделить на естественные и рациональные. Естественные науки прямо взаимодействуют с объектом исследования (физика, химия, биология и др.), а рациональные развивают методы опосредованного изучения материи.

Моделирование.

Модель – это естественный или искусственный, материальный или идеальный заменитель объекта, который имеет общие свойства с изучаемым объектом. Под моделированием понимают либо процесс построения модели, либо процесс проведения эксперимента с моделью. Процесс моделирования предполагает наличие: объекта и субъекта исследования. Субъектом является экспериментатор, но в отличие от случая исследования реального объекта, строение модели экспериментатору известно, поэтому цель и задачи исследования могут быть сформулированы чисто теоретически в ходе имитационного моделирования.

 

Вопросы к семинарскому занятию

1. Что такое наука?

2. В чем отличие обыденного познания от научного?

3. Дайте определение метода.

4. Что является объектом и предметом научного познания?

5. Каким образом можно классифицировать науку?

6. Назовите критерии разделения эмпирического и теоретического уровня познания.

7. Опишите стадии эмпирического уровня научного исследования.

8. Что такое наблюдение?

9. Что такое эксперимент?

10. Опишите стадии теоретического уровня научного исследования.

11. Что такое моделирование и какова его роль в эмпирическом и теоретическом исследовании?

12. Как можно классифицировать науки в физическом воспитании?

 

ЛЕКЦИЯ

 

 

Наука как вид деятельности”

 

 

Исполнитель: ст. преподаватель

А.Л. Кротов

 

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры легкой атлетики

Зав.кафедрой

________________А.Н. Конников

 “___”________________2004 г.

Протокол №____

 

Минск 2004


План

 

1. Общие представления о науке…………………….……….………….…3

2. Развитие методологии научного познания………………..……….……4

3. Методология научного исследования………………….………….….....5

3.1. Объект и предмет научного познания……………….…….……..5

3.2. Классификация наук…………………………………...….………6

3.3. Уровни познания объективной реальности………….…………..7

3.4. Эмпирический уровень научного исследования………….……..7

3.5. Теоретический уровень научного исследования…………….…10

4. Моделирование…………………………………………………………..11

4.1. Моделирование в эмпирическом исследовании………….…….11

4.2. Моделирование в теоретическом исследовании………..……...12

5. Возможная классификация наук в физическом воспитании….…..….13

 

 

Литература

1. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебн. пособие для студентов вузов физической культуры. – М: СпортАкадемПресс, 2001. – 184с.

2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264с.

3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223с.

 


Общие представления о науке.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка знаний о действительности, а также один из видов познания, в ходе которого формируется система научных понятий и предложений о явлениях и законах природы и общества. Наука – не результат любознательности отдельных людей, а практическая деятельность всего человечества, подчиненная целям развития общества. Научное исследование характеризуют новизна, достоверность, доказательность и обоснованность положений и выводов. В наиболее широком значении наука – это не один только навык, а разумное и связное знание: полное и порядочное собрание опытных и умозрительных истин, какой-либо части знаний; стройное, последовательное изложение любой отрасли, ветви сведений.

Различают обыденное и научное познание.

Обыденное познание опирается на знание, полученные в ходе обучения, жизненный опыт и здравый смысл. То есть, это то, что мы видим в своей повседневной жизни, знания, получаемые в академии, на основании прочитанных книг, общения со студентами, преподавателями, родственниками и друзьями.

Научное знание приобретается посредством особых научных методов (эмпирических и теоретических) и используется для правильного отражения объективных законов природы и общества.

Д.И. Менделеев говорил по этому поводу: «У научного изучения предметов две основные или конечные цели: предвидение и польза. Предвидеть или предсказывать то, что еще неизвестно… указывает на возможность людям проникать в самую сущность вещей… Но торжество научных предсказаний имело бы очень малое для людей значение, если бы оно не вело под конец к прямой общей пользе. Она проистекает из того, что научные предсказания, основываясь на изучении, дают в обладание людское такие уверенности, при помощи которых можно направлять естество вещей в желаемую сторону и достигать того, что желаемое и ожидаемое приближается к настоящему и невидимое к видимому». Другими словами современная наука работает в первую очередь для пользы человеку, делая открытия, направленные на облегчение жизни, ее совершенствование и на принесение экономической выгоды.

Метод – путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов, приемов и операций). Метод не существует в объективной действительности сам по себе, он результат творческой деятельности человека, он создается человеком и представляет собой совокупность правил, требований. Ученый должен не только разделять ценности этой научной сферы человеческой деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый.

Методология – учение о методах и принципах познания. Она рассматривает основные принципы познания, способы и приемы исследования, опирающиеся на эти основы. Исходные основы познания анализируются и оцениваются в тесной связи с философией, с мировоззрением.

Диалектическая методология включает следующие принципы познания:

- отражения,

- активности,

- всесторонности,

- восхождения от единичного к общему и обратно,

- единства индукции и дедукции,

- взаимосвязи качественных и количественных характеристик,

- детерминизма,

- историзма,

- противоречия,

- диалектического отрицания,

- восхождения от абстрактного к конкретному,

- единства исторического и логического,

- единства анализа и синтеза.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.113.24 (0.011 с.)