Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие представления о науке.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛЕКЦИЯ
“ Наука как вид деятельности”
Исполнитель: ст. преподаватель А.Л. Кротов
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры легкой атлетики Зав.кафедрой ________________А.Н. Конников “___”________________2004 г. Протокол №____
Минск 2004 План
1. Общие представления о науке…………………….……….………….…3 2. Развитие методологии научного познания………………..……….……4 3. Методология научного исследования………………….………….….....5 3.1. Объект и предмет научного познания……………….…….……..5 3.2. Классификация наук…………………………………...….………6 3.3. Уровни познания объективной реальности………….…………..7 3.4. Эмпирический уровень научного исследования………….……..7 3.5. Теоретический уровень научного исследования…………….…10 4. Моделирование…………………………………………………………..11 4.1. Моделирование в эмпирическом исследовании………….…….11 4.2. Моделирование в теоретическом исследовании………..……...12 5. Возможная классификация наук в физическом воспитании….…..….13
Литература 1. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебн. пособие для студентов вузов физической культуры. – М: СпортАкадемПресс, 2001. – 184с. 2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264с. 3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223с.
Развитие методологии научного познания. Отдаленной предшественницей науки можно считать мифологию, в которой была реализована попытка построить целостную систему об окружающей человека действительности. Религиозные ограничения мешали развитию научных знаний. Активное развитие научных знаний проявилось в шестом веке до нашей эры в древней Греции. Параллельно и относительно независимо от европейской культуры развивались научные представления в государствах Средней Азии, Китае и других частях мира. От мифологии отделилась натурфилософия, или философия природы. В то же время начали складываться новые частные области знания – геометрия, механика, астрономия. В современном понимании наука начала складываться в новое время (с 16-17 вв.) под влиянием развивающегося капиталистического производства. Наука стала превращаться в реальный фактор мировоззрения. Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон совершили первую научную революцию. Механика к 17в завершила свое теоретическое развитие, поэтому послужила основой механистической картиной мира. Далее механистическая картина мира стала существенно преобразовываться с появлением закона сохранения энергии, созданием клеточной теории, эволюционной теории, периодической системы элементов. С открытием электрона, атомов и радиоактивности наступает очередной кризис в науке, изменяется картина мира. Методология естественных наук начала формироваться с работ Фрэнсиса Бэкона, имеющего эмпирические взгляды. В рамках методологии эмпиризма не могли найти себе места рациональные науки, такие, как математика, логика и др., поскольку в основании этих наук заложены не эмпирические факты, а система аксиом, договорных положений. Самостоятельное значение теоретических методов в научном познании впервые было глубоко осознанно и продемонстрировано физиком А. Эйнштейном. Он считал, что просто индуктивное обобщение опытов не ведет к теоретическому знанию. Это положение было осознано в науке сравнительно недавно. В настоящее время логика теоретического мышления хорошо раскрыта в философии. Относительно строго методология теоретического метода (математического моделирования) была сформулирована в 1960-1990гг.
Методология научного исследования Методология научного познания изучает методы научного исследования. К ним относятся, во-первых, исходные основы и принципы научного исследования, опирающиеся на эти принципы.
Классификация наук С общенаучной точки зрения классификации наук могут быть объективными и субъективными. С методологической точки зрения принципы классификации делятся на внешние, когда науки располагаются в определенной последовательности, и внутренние, органически связывающие науки между собой. Таблица 3.2.1. Схема общей классификации науки
В таблице представлена схема общей классификации науки. С левой стороны представлены объекты материи и одновременно путь познания человеком или ребенком объективной реальности. Сначала в сознании ребенка мелькают впечатления от наблюдений за внешним миром, затем начинают различаться предметы (как единство пространства, времени и физических свойств). С правой стороны – науки, изучающие соответствующие явления природы. Причем все науки можно разделить на естественные и рациональные. Естественные науки прямо взаимодействуют с объектом исследования (физика, химия, биология и др.), а рациональные развивают методы опосредованного изучения материи. Моделирование. Модель – это естественный или искусственный, материальный или идеальный заменитель объекта, который имеет общие свойства с изучаемым объектом. Под моделированием понимают либо процесс построения модели, либо процесс проведения эксперимента с моделью. Процесс моделирования предполагает наличие: объекта и субъекта исследования. Субъектом является экспериментатор, но в отличие от случая исследования реального объекта, строение модели экспериментатору известно, поэтому цель и задачи исследования могут быть сформулированы чисто теоретически в ходе имитационного моделирования.
Вопросы к семинарскому занятию 1. Что такое наука? 2. В чем отличие обыденного познания от научного? 3. Дайте определение метода. 4. Что является объектом и предметом научного познания? 5. Каким образом можно классифицировать науку? 6. Назовите критерии разделения эмпирического и теоретического уровня познания. 7. Опишите стадии эмпирического уровня научного исследования. 8. Что такое наблюдение? 9. Что такое эксперимент? 10. Опишите стадии теоретического уровня научного исследования. 11. Что такое моделирование и какова его роль в эмпирическом и теоретическом исследовании? 12. Как можно классифицировать науки в физическом воспитании?
ЛЕКЦИЯ
“ Наука как вид деятельности”
Исполнитель: ст. преподаватель А.Л. Кротов
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры легкой атлетики Зав.кафедрой ________________А.Н. Конников “___”________________2004 г. Протокол №____
Минск 2004 План
1. Общие представления о науке…………………….……….………….…3 2. Развитие методологии научного познания………………..……….……4 3. Методология научного исследования………………….………….….....5 3.1. Объект и предмет научного познания……………….…….……..5 3.2. Классификация наук…………………………………...….………6 3.3. Уровни познания объективной реальности………….…………..7 3.4. Эмпирический уровень научного исследования………….……..7 3.5. Теоретический уровень научного исследования…………….…10 4. Моделирование…………………………………………………………..11 4.1. Моделирование в эмпирическом исследовании………….…….11 4.2. Моделирование в теоретическом исследовании………..……...12 5. Возможная классификация наук в физическом воспитании….…..….13
Литература 1. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебн. пособие для студентов вузов физической культуры. – М: СпортАкадемПресс, 2001. – 184с. 2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264с. 3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223с.
Общие представления о науке. Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка знаний о действительности, а также один из видов познания, в ходе которого формируется система научных понятий и предложений о явлениях и законах природы и общества. Наука – не результат любознательности отдельных людей, а практическая деятельность всего человечества, подчиненная целям развития общества. Научное исследование характеризуют новизна, достоверность, доказательность и обоснованность положений и выводов. В наиболее широком значении наука – это не один только навык, а разумное и связное знание: полное и порядочное собрание опытных и умозрительных истин, какой-либо части знаний; стройное, последовательное изложение любой отрасли, ветви сведений. Различают обыденное и научное познание. Обыденное познание опирается на знание, полученные в ходе обучения, жизненный опыт и здравый смысл. То есть, это то, что мы видим в своей повседневной жизни, знания, получаемые в академии, на основании прочитанных книг, общения со студентами, преподавателями, родственниками и друзьями. Научное знание приобретается посредством особых научных методов (эмпирических и теоретических) и используется для правильного отражения объективных законов природы и общества. Д.И. Менделеев говорил по этому поводу: «У научного изучения предметов две основные или конечные цели: предвидение и польза. Предвидеть или предсказывать то, что еще неизвестно… указывает на возможность людям проникать в самую сущность вещей… Но торжество научных предсказаний имело бы очень малое для людей значение, если бы оно не вело под конец к прямой общей пользе. Она проистекает из того, что научные предсказания, основываясь на изучении, дают в обладание людское такие уверенности, при помощи которых можно направлять естество вещей в желаемую сторону и достигать того, что желаемое и ожидаемое приближается к настоящему и невидимое к видимому». Другими словами современная наука работает в первую очередь для пользы человеку, делая открытия, направленные на облегчение жизни, ее совершенствование и на принесение экономической выгоды. Метод – путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов, приемов и операций). Метод не существует в объективной действительности сам по себе, он результат творческой деятельности человека, он создается человеком и представляет собой совокупность правил, требований. Ученый должен не только разделять ценности этой научной сферы человеческой деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый. Методология – учение о методах и принципах познания. Она рассматривает основные принципы познания, способы и приемы исследования, опирающиеся на эти основы. Исходные основы познания анализируются и оцениваются в тесной связи с философией, с мировоззрением. Диалектическая методология включает следующие принципы познания: - отражения, - активности, - всесторонности, - восхождения от единичного к общему и обратно, - единства индукции и дедукции, - взаимосвязи качественных и количественных характеристик, - детерминизма, - историзма, - противоречия, - диалектического отрицания, - восхождения от абстрактного к конкретному, - единства исторического и логического, - единства анализа и синтеза.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.113.24 (0.011 с.) |