Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие методологии научного познания.
Отдаленной предшественницей науки можно считать мифологию, в которой была реализована попытка построить целостную систему об окружающей человека действительности. Религиозные ограничения мешали развитию научных знаний. Активное развитие научных знаний проявилось в шестом веке до нашей эры в древней Греции. Параллельно и относительно независимо от европейской культуры развивались научные представления в государствах Средней Азии, Китае и других частях мира. От мифологии отделилась натурфилософия, или философия природы. В то же время начали складываться новые частные области знания – геометрия, механика, астрономия. В современном понимании наука начала складываться в новое время (с 16-17 вв.) под влиянием развивающегося капиталистического производства. Наука стала превращаться в реальный фактор мировоззрения. Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон совершили первую научную революцию. Механика к 17в завершила свое теоретическое развитие, поэтому послужила основой механистической картиной мира. Далее механистическая картина мира стала существенно преобразовываться с появлением закона сохранения энергии, созданием клеточной теории, эволюционной теории, периодической системы элементов. С открытием электрона, атомов и радиоактивности наступает очередной кризис в науке, изменяется картина мира. Методология естественных наук начала формироваться с работ Фрэнсиса Бэкона, имеющего эмпирические взгляды. В рамках методологии эмпиризма не могли найти себе места рациональные науки, такие, как математика, логика и др., поскольку в основании этих наук заложены не эмпирические факты, а система аксиом, договорных положений. Самостоятельное значение теоретических методов в научном познании впервые было глубоко осознанно и продемонстрировано физиком А. Эйнштейном. Он считал, что просто индуктивное обобщение опытов не ведет к теоретическому знанию. Это положение было осознано в науке сравнительно недавно. В настоящее время логика теоретического мышления хорошо раскрыта в философии. Относительно строго методология теоретического метода (математического моделирования) была сформулирована в 1960-1990гг.
Методология научного исследования
Методология научного познания изучает методы научного исследования. К ним относятся, во-первых, исходные основы и принципы научного исследования, опирающиеся на эти принципы.
Объект и предмет научного познания В научном познании отражается внешний мир. Познающая и практически действующая реальность называется субъектом познания. Это может быть человек, группа людей или общество в целом. Объект познания – та часть материи, которая включена в познавательную деятельность субъекта. Материя включает два атрибута – вещество и движение, уже поэтому необходимо уточнять то, на что направлено внимание субъекта. В связи с этим вводится понятие предмет исследования – им могут быть отдельные части объекта (вещество), какие-либо свойства, процессы. В этом смысле у какого либо объекта существует множество сторон рассмотрения предметов исследования. Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованной ею от предшествующего поколения. Объем знаний удваивается каждые 10-15 лет. Благодаря преемственности знаний происходит поступательное развитие науки. Развитие науки связано с развитием ее методов от простого наблюдения до сложных экспериментов с применением научного оборудования и теоретических методов систематизации знаний. Накопление новых знаний, фактов, противоречащих устоявшейся теории, приводит к интенсивному развитию науки – созданию новой теории.
Классификация наук С общенаучной точки зрения классификации наук могут быть объективными и субъективными. С методологической точки зрения принципы классификации делятся на внешние, когда науки располагаются в определенной последовательности, и внутренние, органически связывающие науки между собой. Таблица 3.2.1. Схема общей классификации науки
В таблице представлена схема общей классификации науки. С левой стороны представлены объекты материи и одновременно путь познания человеком или ребенком объективной реальности. Сначала в сознании ребенка мелькают впечатления от наблюдений за внешним миром, затем начинают различаться предметы (как единство пространства, времени и физических свойств). С правой стороны – науки, изучающие соответствующие явления природы. Причем все науки можно разделить на естественные и рациональные. Естественные науки прямо взаимодействуют с объектом исследования (физика, химия, биология и др.), а рациональные развивают методы опосредованного изучения материи.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.81.106 (0.007 с.) |