V. Подведение итогов собрания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Подведение итогов собрания



(Психолог раздает материалы педагогического всеобуча «Если ребенок боится темноты» (приложение 4) и «Как оказывать психологическую помощь детям, испытывающим страхи» (приложение 5). Воспитатель благодарит психолога за полезную беседу.)

Рефлексия

Воспитатель. А сейчас вспомните все, что вы сегодня узнали, услышали, и ответьте на вопросы:

— Какое главное правило? (Ребенка нельзя запугивать!)

— Как необходимо действовать, чтобы предотвратить страх у детей? (Примерный ответ. Лишний раз не демонстрировать склонности к беспокойству; не навязывать детям такие правила, выполнить которые они не в состоянии; не читать постоянно мораль, не стыдить; не создавать проблем там, где их нет; стремиться разнообразить общение с ребенком; не запугивать детей; не разрешать смотреть страшные фильмы.)

Выполним упражнение «Мы хотим сказать...».

Разделитесь на микрогруппы, сформулируйте впечатление от сегодняшнего собрания.

— Расскажите, что нового вы узнали. Что не было для вас новой информацией?

— Пользуетесь ли вы на практике рассмотренными методами и приемами?

— Что вы хотите пожелать всем участникам встречи? (Далее один из представителей группы озвучивает общее мнение, начиная со слов «Мы хотим сказать...».)

Таким образом, мы можем сделать вывод: понимание и поддержка со стороны родителей способствуют тому, что ребенок может вполне самостоятельно преодолеть свои страхи. Но если страхи все же остаются, обязательно нужно обратиться к специалисту- психотерапевту.

В заключение хочется сказать: давайте делать все возможное, чтобы ребенку было уютно в окружающем мире.

Темнота

...Не стоит темноты бояться.

Ведь очень добрая она.

Вам сны чудесные приснятся,

Когда в окно глядит луна.

Усни, малыш, усни,

Свои закрой ты глазки,

Тогда увидишь сны.

Примерный вариант решения собрания

1. Создавать дома спокойную, доброжелательную обстановку. Не ругаться в присутствии ребенка.

2. Стараться не вмешиваться в конфликты детей в детском саду. Не ругать чужих детей, а доверять решение этой проблемы воспитателю группы.

3. Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Больше ласкать и обнимать малыша, показывая ему, что он любим.

4. Стараться как можно больше общаться с ребенком, играть вместе с ним, гулять, любуясь красотами природы, мастерить разнообразные поделки и т. д.

Приложение 1. Тест тревожности

Отметьте пункты теста цифрами 0, 1, 2. 0 — данная проблема отсутствует; 1 — только проявляется; 2 — ярко выражена.

1. Ребенок легко расстраивается, много переживает.

2. Часто плачет, ноет, не может успокоиться.

3. Капризничает ни с того ни с сего.

4. Часто обижается.

5. Бывают приступы злости.

6. Заикается.

7. Грызет ногти.

8. Сосет палец.

9. Разборчив в еде.

10. Засыпает с трудом.

11. Отсутствует аппетит.

12. Плохо и неохотно встает.

13. Часто моргает.

14. Дергает плечом, рукой, теребит одежду.

15. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

16. Старается быть тихим.

17. Боится темноты.

18. Боится одиночества.

19. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

20. Испытывает чувство неполноценности. Обработка результатов

Менее 7 баллов — отклонения несущественны;

7—13 баллов — невысокая степень тревожности;

14—19 баллов — средняя степень психического напряжения;

20—27 баллов — ожидается нервный срыв, переход к высокой степени психоэмоционального напряжения;

28—40 баллов — высокая степень психоэмоционального напряжения.

Приложение 2. Психологический сонник

• Снятся преследования, погони — это признаки высокого уровня внутреннего беспокойства, тревоги, нереализованной агрессии.

• Когда во сне мы теряемся, нас покидают, остаемся совсем одни — это знак тревоги с чувством растерянности и депрессивным мироощущением.

• Толпа, замкнутое пространство, горы, здания и невозможность выхода — показатели чувства незащищенности, травмирующей разлуки и невостребованной любви.

• Больница, врачи, болезни, чудовища — признаки страха изменения или необратимых перемен.

• Падаем в колодец, ущелье, с неба, крыши — сигнал эффективно заостренного инстинкта самосохранения или страха смерти.

• Летаем в космосе, все дальше удаляясь от Земли, встречаемся с инопланетянами - признак личной неопределенности, магического строя и истерических черт характера.

• Встречаемся в принудительном порядке с Кощеем, Бабой- ягой и прочими отрицательными персонажами сказок — отражение родительской холодности, чрезмерной принципиальности или жестокости.

Приложение 3. Тест «Страшная история»

Обработка результатов

1. Если вы выделили две фигуры, причем одна из них, большая, принадлежит ужасному существу (приведению, монстру), а вторая, поменьше, — человеку, это говорит о том, что в вашей жизни очень много страхов. Вы постоянно чего-то боитесь, опасаетесь, о чем-то тревожитесь, беспокоитесь по разным поводам. Иначе говоря, в вашей жизни всегда найдется место новому страху, вы подвержены этой напасти.

2. Если вы особое внимание уделили фигуре человека, то это значит, что вы пугливы, страхи способны надолго погрузить вас в депрессию или довести до нервного срыва.

3. Если ваш человек стоит лицом к ужасному существу, то это говорит о том, что вы, хотя и испытываете страх, все же способны ему противостоять. Вы можете обуздать панику в своей дуйте и взять свои отрицательные эмоции под жесткий контроль разума.

4. Если же ваш человек съежился и спрятал лицо от ужасного существа, то это значит, что вы целиком и полностью отдаетесь во власть своего страха, он парализует вас и лишает воли, вы отказываетесь от борьбы, даже не начав ее.

5. Если вы нарисовали ужасное существо (привидение, монстра) и неживой предмет (камень, люк, гроб), то это говорит о том, что в вашей жизни, конечно, страхи присутствуют, однако они не угнетают вас и не мешают вам спокойно жить. Вы думаете о них не все время, а лишь в те моменты, когда они подступают к вам вплотную и от них не получается просто отмахнуться.

6. Если вы увидели в этом рисунке не целое существо, а только какую-то часть монстра (например, торчащую из земли лапу или морду), то это говорит о вашем бесстрашии и несомненной творческой жилке: вы даже к страхам подходите с позиции художника.

7. Чем больше черного цвета на вашем рисунке, тем больше ваша подверженность страхам.

8. Сильный нажим на карандаш или ручку говорит о вашей тонкой нервной системе, ранимости и взвинченности.

9. Чем подробнее выписан фон, тем менее вы подвержены страхам. Вы относитесь к ним несколько отстраненно, не принимая их близко к сердцу.

10. Обилие мелких деталей, узоров говорит о том, что вы привыкли ничего не бояться, вы прочно стоите на земле и знаете, что нет такого страха, с которым вы не могли бы справиться.

Приложение 4. Педагогический всеобуч «Если ребенок боится темноты»

Боязнь темноты обычно возникает в возрасте около трех лет, и родители, замечая это, недоумевают: откуда берется этот страх, если раньше их сын или дочь никогда не боялись оставаться одни в темной комнате?

Дело в том, что в этом возрасте у ребенка начинает развиваться воображение. Весь день он проводит в компании чудовищ и змеев горынычей, богатырей и кощеев бессмертных. И когда наступает вечер и приходит время ложиться спать, он не в состоянии расстаться с ними.

Очевидное решение — свет от ночника — не всегда помогает Когда малыш говорит, что боится темноты, это значит, что он боится Бабы-яги, привидений или каких-нибудь страшилок, которые приходят ночью, когда ребенок остается в кроватке один на один со своим воображением.

Так что вместо того, чтобы бороться с его умственными изобретениями, используя логику и здравый смысл взрослого, уговаривая и убеждая ребенка, что все эти привидения — всего лишь плод его воображения и ничего подобного на самом деле не существует, попробуйте победить их с точки зрения ребенка. Включаясь в фантазию ребенка, можно не только лучше понять его, но и помочь справиться со страхом и другими эмоциональными проблемами.

• Например, вооружите его «волшебной жидкостью от привидений». Налейте в использованный флакон от духов с пульверизатором обыкновенную воду и, перед тем как лечь спать, вместе с ребенком распылите эту жидкость, «отгоняя привидение».

• Если ваш малыш боится страшных снов, устройте для них «ловушку». Когда в следующий раз вы будете на прогулке, сорвите длинный ивовый прутик, дома вымочите его в воде, чтобы он стал более гибким, и сверните его в кольцо, закрепив кончики. Затем украсьте его разноцветными ленточками, бантиками, маленькими игрушками и повесьте рядом с кроваткой малыша. Все страшные сны, которые будут пролетать над его кроваткой, обязательно попадут в эту «ловушку».

Однажды, когда моей дочери было три года, я услышал ужасный вопль из ее комнаты. Я пошел посмотреть, что случилось, и обнаружил Джессику, которая, забравшись на кровать, кричала, что в ее комнате появился монстр (чудовище). Когда я сказал, что не вижу никакого монстра, она ответила, что я, когда входил в комнату, испугал его и он спрятался под кровать. Мы встали на четвереньки и стали его искать под кроватью. Я опять ничего не увидел, но она заявила, что это ее собственный монстр, поэтому видит его только она. Тогда я сказал, что раз это ее монстр, то она может сделать с ним все, что хочет. Например, она может сделать его совсем большим, но это было бы страшно. Она может также сделать его маленьким. Второе ей понравилось, и она уменьшила его до размера плюшевого медвежонка.

Этим вечером мы поехали ужинать в ресторан, и Джессика, уже подружившаяся с монстром, взяла его с собой. На обратном пути домой с заднего сиденья вдруг раздался громкий плач Джессики: «Я забыла своего монстра в ресторане!» Ее шестилетний брат, искушенный в таких вещах, сказал: «Все в порядке, Джесс, он у меня в кармане».

(В. Макдональд)

• Не следует на ночь читать ребенку страшные сказки. Все мультфильмы, игры или сказки перед сном должны быть успокаивающими, смешными и веселыми.

• Ночью, если ничего не помогает и ребенок на самом деле нуждается в вас, прилягте с ним на его кроватку и успокойте, погладив его по головке, пока он не заснет.

Перед сном нельзя:

• устраивать шумные игры;

• смотреть страшные фильмы;

• читать страшные сказки (про волков, людоедов, злых волшебников).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.014 с.)