Выступление психолога «Что такое страх?» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выступление психолога «Что такое страх?»



Что означает слово «страх»? «Страх - боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия» (В. Даль «Толковый словарь русского языка»).

Страх — отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т. п.).

А что такое детские страхи? Это повод для серьезного беспокойства или просто детские капризы, выдумки детей и попытка обратить на себя внимание взрослых?

Понять причины детских страхов — значит помочь ребенку избавиться от них.

Страхи

Охи, ахи, охи, ахи,

В темноте гуляют страхи.

Аж испарина на лбу:

Ночью страх влетел в трубу!

Страх второй застрял в окне,

А один сидит во мне.

Он сковал мне ноги, руки.

От меня сбежали звуки,

Онемел язык во рту...

Ненавижу темноту!

Я включила в доме свет.

— Где вы, страхи?

— Страхов нет!

Что страшней всего на свете?

То, что выдумали дети.

Т. Логачева

Беспокойство, тревога, страх — такие же эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленносги ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, выделении желудочного сока, показателях артериального давления.

— Когда возникают детские страхи?

Детские страхи возникают в случаях психотравмирующих ситуаций (испуг, болезнь, конфликты, неудачи), но гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом («Не бери — обожжешься», «Не гладь — укусит» и т. д.). Чем чаще мы пугаем без нужды, тем больше развиваются неуверенность ребенка в себе и чувство тревожности.

— Какие дети чаще всего подвержены страхам?

• Дети чересчур беспокойных родителей (разговоры при ребенке о смерти, несчастьях, болезнях, убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике).

• Дети чересчур честолюбивых, с болезненно обостренным чувством долга, излишне требовательных родителей, которых вечно не устраивает характер, темперамент, поступки ребенка. Они беспокоятся о возможных несчастьях, которые могут произойти с ребенком, стараются заранее предопределить его судьбу, вынуждают ребенка находиться в постоянном страхе: «А вдруг я делаю что-то не так, а вдруг я разочарую маму и утрачу ее любовь?»

• Единственные дети. Они боятся не соответствовать высоким стандартам в представлении их родителей.

• Чувствительные дети, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями.

• Дети, чье представление о себе искажено эмоциональным неприятием в семье или конфликтом, они не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви.

• Дети, в чьих семьях частенько возникают конфликты, особенно по поводу воспитания.

— Существует ли взаимосвязь между воображением ребенка и страхами?

С воображением тесно связаны «кризисные» страхи.

В 2 года ребенок вполне может удариться в рев, услышав впервые шум кофемолки или звуковой сигнал сирены: срабатывает инстинкт самосохранения. Плачем он привлекает внимание родителей к дискомфорту, учась различать опасные и безопасные новшества, вторгающиеся в его жизнь.

Страхи трехлетнего малыша иного рода. Они могут возникать после прочитанной сказки или от темноты и надолго поселяться в его душе, отражаясь и на его поведении. Его воображение создает причудливые образы «страшного», и справиться с ними он не может. Механизмы рождения страхов у трехлетних детей изучены очень слабо. Как правило, при благополучном течении кризиса они не особенно напрягают малыша, но при отягощенном могут стать очень серьезной проблемой.

Довольно часто навязчивые страхи - признак невротизапии личности, и ребенка надо срочно показать специалисту. Но с большей частью детских страхов можно справиться самостоятельно И прежде всего, не следует убеждать малыша, что бояться ему нечего или что бояться стыдно. От уговоров страхи не проходят, но добавляется чувство вины, и ситуация может осложниться. Поэтому нужно признать право бояться и помочь ребенку бороться со страхами, мобилизовав всю свою изобретательность.

Одному трехлетнему карапузу помогла «волшебная шпага» — очищенный от коры ивовый прутик, который родители клали возле его кроватки.

Другой малыш с помощью мамы «варил» зелье против привидений — в кружку насыпались самые горькие и невкусные продукты.

Все это может показаться смешным, но у малыша возникает чувство защищенности и страхи уже нестрашны ему.

— Влияет ли состав семьи на наличие страхов у ребенка?

У мальчиков из неполных (вследствие развода) семей страхов больше, чем при наличии полной семьи. У девочек подобные различия отсутствуют, так как мать и дочь образуют идентичную по полу диаду общения, которая позволяет девочке более уверенно вести себя среди сверстников.

Предчувствие опасности, состояние беспокойства, имеющие внешние симптомы, называются тревогой. Давайте определим уровень тревожности вашего ребенка.

(Родители отвечают на вопросы теста тревожности (приложение 1), после чего психолог комментирует результаты.)

Давайте посмотрим, какие же страхи чаще других встречаются у детей.

У детей дошкольного возраста богатое воображение, их нередко поражают разные страхи и ужасы:

• боязнь сказочных персонажей: волка, Змея Горыныча, Бабы-яги;

• страхи, возникающие в процессе засыпания, боязнь неприятных сновидений;

• страх перед животными (собаками);

• страх падения с высоты, глубины;

• страх огня и пожара;

• страх наказания со стороны родителей;

• страх смерти.

Каждому возрасту свойственны свои страхи (наблюдаются возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам).

От рождения до года — малышей способны напугать громкие звуки, неожиданный шум.

От 1 до 2 лет — разлука с родителями, незнакомые люди, травмы, засыпание.

От 1 до 3 лет — главным персонажем страшных сновидений чаще является волк.

От 3 до 5 лет — часто встречается триада страхов: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. К волку присоединяются Баба-яга, Кощей Бессмертный и Бармалей — они злые, коварные, воплощают в себе наказание и появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными. Причем значительно меньше страхов у детей, которые общаются со своими сверстниками.

От 5 до 7 лет — это период интенсивного развития абстрактного мышления. У детей формируются способности к обобщениям, поиску ответов на вопросы: откуда все взялось? Зачем живут люди? А также формируются опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства и дома. Этот возраст обнаруживает самое большое количество страхов. Ведущим страхом является страх смерти. Появление этого страха означает постепенное завершение «наивного» периода жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие и чудесные явления. Категория смерти в 6-7 лет — это жизненная реальность, которую ребенок должен признать как нечто неизбежное в его жизни. Но именно нежелание признать это сразу и порождает страх. Типичные страхи этого возраста — черти, представители потустороннего мира. Таким страхам больше подвержены послушные дети.

Самый бесстрашный возраст у девочек — 3 года, у мальчиков — 4 года.

Существуют возрастные страхи, т. е. страхи, возникающие у эмоционально чувствительных детей, которые являются следствием их психического и личностного развития.

Детские страхи — нормальное явление. Все они носят преходящий характер. Но от того, как на них реагируют родители, зависит, исчезнут они или останутся надолго.

Другая группа страхов — невротические, которые оказывают неблагоприятное влияние на формирование характера и личности.

Невротические страхи — это один из симптомов невроза как психогенного заболевания. Страхи становятся невротическими в результате длительных и неразрешимых переживаний или психических потрясений. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка и создает еще большие трудности в общении со сверстниками. В этом случае необходима помощь специалиста.

Отметьте, пожалуйста, те факторы, которые, по-вашему мнению, способствуют возникновению страхов у детей.

(Родителям раздается текст.)

• Наличие страхов у родителей, особенно у матери.

• Сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных опасений и тревог.

• Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное ограждение его от опасности и изоляция от общения со сверстниками.

• Отсутствие теплоты в отношениях, эмоциональное неприятие ребенка, особенно если он нежеланный или его пол не соответствует ожиданиям родителей.

• Чрезмерная принципиальность и строгость родителей.

• Излишние запреты со стороны родителя того же пола (чем больше мать запрещает дочери или отец — сыну, тем больше вероятность появления у них страхов).

• Вседозволенность для ребенка со стороны родителя другого пола (страхов больше, если мать идет во всем навстречу сыну, а отец — дочери).

• Внушение родителями страхов детям своими нереализованными угрозами типа: «Заберет тебя дядя в мешок», «Не будешь слушаться, сделают тебе укол». Подобные угрозы вызывают страхи в основном у младших дошкольников, когда ребенок боится разлуки с мамой, верит в реальность угроз и в существование сказочных персонажей.

• Оскорбления, унижающие достоинство ребенка и подрывающие веру в себя, типа «бестолочь» (у старших дошкольников).

• Психические травмы.

• Конфликтные отношения между родителями.

• Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми, которым ребенок безотчетно подражает.

— Существует ли зависимость между страхами родителей и детей?

Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Обычно страхи, которые испытывают дети, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Это связано с общей эмоциональной чувствительностью матери и ребенка. Иногда матери подвержены страху в период беременности «Родится ли мой ребенок здоровым?» (особенно если в роду были случаи серьезных заболеваний, например, лейкемии). Непроизвольная передача страхов ребенку матерью происходит в процессе повседневного общения, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу реальных и воображаемых опасностей (без особой нужды заставляет принимать лекарства, чрезмерно пугается при малейшем ушибе, излишне фиксирует внимание на страхах ребенка). Замечено, что у многих матерей при записи ребенка в детский сад, в школу появляются типичные симптомы стресса: потные руки, спазмы желудка, озноб. Появляется страх. Это связано с памятью о прошлом.

— Что препятствует избавлению детей от страха?

• Неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье.

• Отрицательные эмоции — гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают самого человека (его психику, здоровье), его взаимоотношения с другими людьми.

— Как вы думаете, что нужно любому человеку?

Человеку нужно, чтобы:

• его любили, понимали, признавали, уважали;

• он был кому-то нужен и близок;

• он был успешен в делах, учебе, на работе;

• он мог реализовывать себя, развивать свои способности, самосовершенствоваться и уважать себя.

— От чего зависит счастье человека?

• От психологического климата той среды, в которой он растет, живет, работает.

• От эмоционального багажа, накопленного в детстве.

• От стиля общения, прежде всего — родителей с ребенком.

Ученые обнаружили, что самооценка (отношение к самому себе) влияет на жизнь и судьбу человека. Дети с низкой самооценкой, но вполне способные хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и взрослыми.

Основа самооценки закладывается в первые годы жизни ребенка и зависит от того, как с малышом обращаются родители. Если они понимают ребенка и терпимо относятся к его недостаткам и промахам, ребенок вырастает с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно критикуют и муштруют, самооценка оказывается низкой. Каждым обращением к ребенку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием — мы сообщаем ему о себе, своем состоянии.

Наказание ребенок чаще всего воспринимает как сообщение: «Ты плохой». Наказание усугубляет ощущение ребенка неблагополучия и несчастливости. В результате он приходит к выводу: «Ну и пусть, я плохой». Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. В результате ребенок становится трудным и для себя, и для окружающих.

Наша задача — помочь ему побыстрее справиться со страхами и кошмарами. Как же это сделать?

• Наладить тесный контакт с ребенком. Он должен доверять родителям и верить в то, что его любят.

• Установить спокойные внутрисемейные отношения. Не допускать выяснения отношений в присутствии ребенка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.02 с.)