Механизм появления специального статуса осужденных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм появления специального статуса осужденных




Приложение Б

Конституционно-правовой статус личности.

 


Приложение В

 

Чердынский районный суд Пермского края - СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-27/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД. ММ. ГГГГ

Чердынский районный суд в составе председательствующего судьи Набиюллиной А.Г.,

истца - старшего помощника прокурора прокуратуры по надзору за соблюдением законов в - Щербакова Ю.Н.,

представителя ответчика ФБУ ГУФСИН России по - в лице Ассанова Е.В., действующего на основании доверенности № от ДД. ММ. ГГГГ сроком по ДД. ММ. ГГГГ, при секретаре Коростелевой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора прокуратуры по надзору за соблюдением законов в о принуждении к ФБУ законных требований

УСТАНОВИЛ:

Прокурор прокуратуры по надзору за соблюдением законов в в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ФБУ ГУФСИН России по о принуждении к выполнению законных требований. Прокурор полагает, что в соответствии со ст.13 Федерального закона № от ДД. ММ. ГГГГ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказание в виде лишения свободы" (далее - Закон № от ДД. ММ. ГГГГ.) на исправительное учреждение возложена обязанность обеспечения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. В обоснование своего требования указывает, что в ходе комплексной проверки деятельности, проводимой в период ДД. ММ. ГГГГ ДД. ММ. ГГГГ, были выявлены нарушения требований ст.88 УИК РФ. По результатам проверки в адрес начальника ФБУ ОИК-11 было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. ДД. ММ. ГГГГ по результатам рассмотрения жалоб осужденных, отбывающих наказание в, вновь были выявлены нарушения требований ст.88 УИК РФ. По данному факту было вынесено представление, в котором ставился вопрос об устранении нарушений требований закона в части, касающейся работы магазина. Не смотря на принимаемые все принимаемые меры прокурорского реагирования, указанные нарушения закона не были устранены.

Мотивируя тем, что бездействием ФБУ и его должностных лиц нарушаются права осужденных к лишению свободы в части приобретения в магазинах на территории колонии продуктов питания, предметов первой необходимости, гарантированных ст.88 УИК РФ, прокурор просит:

признать незаконным бездействие ФБУ ГУФСИН России по по устранению нарушений закона, регламентирующего право осужденных без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине ИК-11.

обязать ФБУ ГУФСИН России по организовать ежедневную, за исключением выходных и праздничных дней, работу магазина в в целях возможности приобретения ими продуктов питания и предметов первой необходимости.

Представитель истца - старший помощник прокурора Щербаков Ю.Н. в судебном заседании иск поддержал, иных требований, не указанных в заявлении, не имеет. Дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит удовлетворить иск.

Представитель ответчика ФБУ ГУФСИН России по - Ассанов Е.В. в судебном заседании факты нарушений, выявленные прокуратурой, в целом не отрицает.

Дополнительно пояснил, что магазин в для осужденных не может функционировать ежедневно, согласно установленного приказом начальника ФБУ режима по двум причинам; нет продавца в магазине и недостаточность финансирования.

В настоящее время с ДД. ММ. ГГГГ в ввели ставки продавцов. Один продавец обслуживает и вахтовый участок, второй - и. Когда продавец уезжает на "отоварку" на вахтовый участок - он находится там несколько дней и не успевает обслуживать. Деньги на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости поступают от доходов от внебюджетной деятельности учреждения, связанной с производственной и коммерческой деятельностью. Из-за недостаточности финансирования, магазин постоянно функционировать не может, поскольку нет возможности в полном объеме закупать ассортиментный перечень товаров. В целях выхода из сложившегося положения пытаются договариваться с поставщиками и проводить бартерные сделки, в колонии запускается швейная мастерская по пошиву одежды, белья. Начальники отрядов по доверенностям осужденных, снимают с их лицевых счетов деньги, затем приобретают продукты питания и предметы первой необходимости. Потом, начальники отрядов по чекам отчитываются об истраченных суммах. Разрешение спора оставляет на усмотрение суда.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.88 УИК РФ, осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбытия наказания, а так же за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов.

Для этих целей, согласно п.100 Главы XVII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства Юстиции РФ № от ДД. ММ. ГГГГ (далее - Правила) в исправительных учреждениях организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней.

Факт нарушения гарантированных ст.88 УИК РФ прав осужденных к лишению свободы, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы в части приобретения в магазинах на территории колонии продуктов питания, предметов первой необходимости подтверждается следующими материалами:

докладной запиской от ДД. ММ. ГГГГ прокурора ФИО4 из которой следует, что по результатам комплексной проверки деятельности было установлено, что магазин в колонии работает с периодичностью раза в месяц, чем нарушаются права осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, гарантированные ст.88 УИК РФ и п.100 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.

представлением от ДД. ММ. ГГГГ прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ в адрес, с требованием принять меры к устранении отмеченных в представлении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.

письменным сообщением от ДД. ММ. ГГГГ ФБУ ФИО5, что по результатам рассмотрения данного представления принят ряд мер.

повторным представлением от ДД. ММ. ГГГГ прокурора по надзору за соблюдением законов в в адрес, с требованием принять меры к устранении отмеченных в представлении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.

заключением от ДД. ММ. ГГГГ о результатах проверки по представлению прокуратуры, одним из пунктов гласит о выходе с предложением к руководству о введении должности продавца магазина для осужденных.

Суд, оценивая имеющиеся в деле доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к выводу, что Администрация своими действиями (бездействием) нарушает права осужденных, отбывающих наказание в на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, гарантированные ст.88 УИК РФ. В судебном заседании достоверно установлено, что в нарушение приказа № от ДД. ММ. ГГГГ начальника, устанавливающего режим работы магазинов в п.100 Правил, устанавливающих порядок приобретение осужденными товаров - магазин для осужденных из-за отсутствия необходимого ассортиментного перечня товаров и отсутствия продавца ежедневно не работает.

Представитель ФБУ в судебном заседании фактически не оспаривает, выявленные прокуратурой нарушения, в части нарушения законодательства, регламентирующего право осужденных ежедневно приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине учреждения.

В соответствии с требованиями ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, должностные лица, граждане обязаны соблюдать законы Российской Федерации. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, регулирующий порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, определяющий основные средства исправления осужденных является системообразующим, базовым законом для учреждений, исполняющих уголовные наказания.

В соответствии со ст.13 Закона № от ДД. ММ. ГГГГ ФБУ ГУФСИН России по обязано обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Ст.2 Конституции РФ закрепляет, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

В ч.1 ст.10 УИК РФ провозглашено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных.

Анализируя вышеприведенные нормы законов, суд приходит к выводу, что правовой статус осужденных, их основные права и обязанности закреплены законом, а не на уровне преимущественно ведомственных нормативных правовых актов.

Государство гарантирует охрану защиту законных интересов осужденных. Обязанность реализации прав осужденных возлагается на администрацию учреждения или органа, где они отбывают наказание. При применении законов все органы и должностные лица должны руководствоваться интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права осужденных на приобретение продуктов и предметов первой необходимости, не должны ставиться в зависимость он изыскания денежных средств для приобретения необходимых товаров, наличия продавца. Обеспечение бесперебойной работы магазина в подлежит обязательному выполнению администрацией учреждения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие ФБУ ГУФСИН России по по устранению нарушений закона, регламентирующего право осужденных без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине.

Обязать ФБУ ГУФСИН России по организовать ежедневную, за исключением выходных и праздничных дней, работу магазина в в целях возможности приобретения ими продуктов питания и предметов первой необходимости.

Решение может быть обжаловано в вой суд через Чердынский районный суд) в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья А.Г. Набиюллина


Приложение Г

Дело № 22-12/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Ивановка ДД. ММ. ГГГГ

Ивановский районный суд Амурской области

В составе: председательствующего судьи Ариничевой Н.Ю.,

при секретаре: Ермакове А.Н.

с участием прокурора Шестакова С.П.

представителя ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области Картавцева С. А.

представителя УФСИН России по Амурской области Гадимова Д. Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и. о. Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия федерального казенного учреждения ИК-3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области" (ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области) в части выделения и оборудования дополнительных помещений для проведения длительных свиданий,

УСТАНОВИЛ:

И.О. Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ (далее - прокурор) обратился в суд с данным заявлением, указывая на то, что Амурской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в 2010 году проводились проверки в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области, в ходе указанных проверок установлено, что в нарушение требований закона, длительные свидания осужденным администрацией ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области не предоставляются в установленном количестве, а в большинстве случаев незаконно сокращается длительность свидания с трех суток до одних. При численности осужденных в исправительной колонии, в исправительном учреждении имеется всего 6 комнат для проведения длительных свиданий. Исходя из количества комнат, администрация исправительной колонии может предоставить для свидания 180 человеко - дней в месяц, а средняя потребность составляет 480 человеко-дней в месяц.

По результатам ранее проведенных проверок внесены представления об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства (от ДД. ММ. ГГГГ исх. №, от ДД. ММ. ГГГГ исх. №). Вместе с тем, несмотря на то, что прокуратурой вносились представления об устранении указанного нарушения закона, администрацией колонии действенных мер не принято. Так, проведенной в ДД. ММ. ГГГГ проверкой устранения ранее выявленных нарушений закона установлено, что администрацией ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области продолжает незаконно сокращать длительность свиданий осужденным с их родственниками. По результатам указанной проверки начальнику УФСИН по Амурской области внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства (от ДД. ММ. ГГГГ исх. №).

Согласно ч.1 ст.89 УИК РФ, осужденным к лишению свободы предоставляются длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения.

В соответствии со ст.123 УИК РФ, осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях строгого режима, имеют право на получение трех длительных свиданий в течение года. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, имеют право на получение четырех длительных свиданий в течение года. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, имеют право на получение одного длительного свидания в течение года.

Из выше сказанного следует, что ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области не выполняет возложенные на него обязанности, определенные ст.13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 07.02.2011)"Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", а также закрепленные в "Положении о федеральном казенном учреждении Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Амурской области", утвержденного приказом ФСИН России от ДД. ММ. ГГГГ № с учетом изменений внесенных приказами ФСИН России от ДД. ММ. ГГГГ № и от ДД. ММ. ГГГГ №. Его бездействие влечет неисполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части соблюдения прав осужденных к лишению свободы на предоставления длительных свиданий.

В соответствии со ст.150 Гражданского кодекса РФ, жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц, отбывающих в учреждении уголовное наказание в виде лишения свободы. Состав и количество, данных лиц постоянно меняются. В связи с этим привлечь к участию в деле в качестве истцов лиц, чьи права нарушены незаконным бездействием администрации ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области, не представляется возможным.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту государственных интересов, прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ, содержащая перечень способов защиты гражданских прав, предусматривает и иные законные способы защиты нарушенных прав. Именно поэтому прокуратурой предъявлено исковое заявление о возложении на администрацию учреждения обязанности устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства и принять меры направленные на соблюдение прав осужденных на длительные свидания.

Поэтому просит признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской по выполнению возложенных на нее законом обязанностей обеспечить исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, устранению нарушений закона, регламентирующего порядок предоставления осужденным длительных свиданий, непринятию мер к выделению дополнительных помещений для проведения длительных свиданий; обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской обеспечить финансирование мероприятий по выделению и оборудованию дополнительных помещений для проведения длительных свиданий; обязать администрацию ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской выделить дополнительные помещения для проведения длительных свиданий, с обеспечением их комплексом коммунально-бытовых объектов, для проживания лиц прибывших в учреждение на длительное свидание.

В судебном заседании прокурор Шестаков С.П. на заявлении настаивал, указывая на то, что в ИК-3 дополнительно требуется выделение минимум 8 комнат для длительных свиданий.

Вр. и. о. начальника ФКУ ИК-3 Картавцев С.А. с заявлением прокурора не согласен, указывая на то, что основанием для содержания осужденных в ИК-3 является приговор суда. Ик-3 только исполняет наказание. Лимит содержания осужденных в колонии составляет человек, перелимит - 30%. Не принять направляемых в ИК-3 осужденных или выпустить тех, кто содержится, самостоятельно построить комнаты для длительных свиданий колония не может, на это нет финансирования. Численность осужденных растет в т. ч. за счет их перевода из других регионов, а инфраструктура колонии не расширяется. Полагает, что ИК-3 является ненадлежащим ответчиком, требования прокурора должны быть адресованы ФСИН России, т.к. именно она занимается ротацией осужденных.

Количество осужденных в ИК-3 должно быть приведено в соответствие с лимитом. Доказательств того, что ИК-3 обращалась по поводу перелимита и выделения дополнительных комнат для длительных свиданий в УФСИН России по Амурской области и ФСИН РФ - у него нет. В октябре 2010 г. об этом был местный репортаж и устные звонки.

Представитель Управления ФСИН России по Амурской области - Гадимов Д.Т. требования прокурора не признал по тем же основаниям, указав, что выделяемые денежные средства расходуются строго по целевому назначению. Денег на строительство дополнительных комнат длительного свидания нет, возможность выделить на эти цели какие-либо помещения - отсутствует. Доказательств того, что УФСИН выходил на ФСИН России с вопросом о сокращении численности осужденных в ИК-3, он предоставить не может.

Суд, заслушав участников процесса и изучив материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

На основании ст.89 ч.1 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляются длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения.

Согласно ст.123 УИК РФ, осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях строгого режима, имеют право на получение трех длительных свиданий в течение года. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, имеют право на получение четырех длительных свиданий в течение года. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, имеют право на получение одного длительного свидания в течение года.

В соответствии со ст.13 ФЗ № 5473-1 от 21.07.1993 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", обязанностью ИУ является обеспечение исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. Аналогичная обязанность ФКУ ИК-3 закреплена в п.2.1 Устава ФКУ ИК-3 УФСИН по Амурской области" (далее - Устава) в качестве предметов и целей деятельности Учреждения. На основании п.2.5 Устава, Учреждение в целях своей деятельности должно обеспечивать правопорядок и законность в Учреждении, а также установленный порядок исполнения и отбывания наказаний, исполнение режимных требований и условий содержания осужденных. Начальник Учреждения осуществляет общее руководство деятельностью учреждения, несет персональную ответственность за их выполнение (п.4.6 Устава).

Однако, как видно из представлений Амурского прокурора от ДД. ММ. ГГГГ №, от ДД. ММ. ГГГГ №, от ДД. ММ. ГГГГ №, администрацией Учреждения ИК-3 нарушается порядок предоставления осужденным длительных свиданий в установленном количестве, а их продолжительность сокращается с 3 суток до одних.

Указанные обстоятельства представителями ФКУ ИК-3 и Управления ФСИН не оспариваются.

Доводы представителей ФКУ ИК-3 и Управления УФСИН об отсутствии финансирования для надлежащего выполнения требований уголовно-исполнительного законодательства и о перелимите осужденных не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств обращения в УФСИН РФ по Амурской области, в ФСИН России за денежными средствами на выделение и обустройство дополнительных помещений для проведения длительных свиданий в ИК-3, за сокращением числа осужденных в ИК-3 ответчиками суду не представлено. Кроме того, отсутствие финансирования на данные цели не позволяет ФКУ ИК-3 и УФСИН России по Амурской области нарушать требования закона в части обеспечения соблюдения режима в исправительных учреждениях, порядка предоставления осужденным длительных свиданий.

Таким образом, судом установлено, что неисполнение уголовно-исполнительного законодательства в части оборудования на территории ИК-3 достаточного количества помещений для проведения длительных свиданий (исходя из потребности в настоящее время человеко-дней - 16), имеет место и влечет за собой нарушение прав и законных интересов осужденных. Данное нарушение подлежит устранению путем возложения на ИК-3 обязанности по выделению и оборудованию дополнительных помещений для проведения длительных свиданий, с обеспечением их комплексом коммунально-бытовых объектов, для проживания лиц прибывших в учреждение на длительное свидание., а на УФСИН России по Амурской области - по обеспечению финансирования мероприятий по выделению и оборудованию дополнительных помещений для проведения длительных свиданий.

Руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление и. о. Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области по выполнению возложенных на нее обязанностей по обеспечению исполнения уголовно-исполнительного законодательства РФ, устранению нарушений закона, регламентирующего порядок предоставления осужденным длительных свиданий, непринятию мер к выделению дополнительных помещений для проведения длительных свиданий.

Обязать ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области выделить дополнительные помещения для проведения длительных свиданий, с обеспечением их комплексом коммунально-бытовых объектов, для проживания лиц, прибывших в учреждение на длительное свидание.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области обеспечить финансирование мероприятий по выделению и оборудованию дополнительных помещений для проведения длительных свиданий в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение 10 дней.

Судья: Ариничева Н.Ю.


Приложение Д

 

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело от 19 октября 2011 года

Вологодского областного суда в составе: председательствующего Охапкиной Г.А., судей Чекавинской Н.И., Слепухина Л.М., при секретаре Петраковой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области по доверенности Серовой Е.В. на решение Белозерского районного суда от 24 августа 2011 года, которым заявление прокурора Вологодской области по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворено в полном объеме.

На Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области и Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области возложена обязанность в срок один год с момента вступления данного решения в законную силу обеспечить оборудование всех камер для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, водопроводом, канализацией и вытяжной вентиляцией через вентиляционные каналы, а также в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения санитарных правил и нормативов при водоснабжении учреждения, функционировании пищеблока и банно-прачечного комплекса для осужденных.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителей Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области Ядрихинского А.Ю. и Белоусовой М.О., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия установила: 24 июня 2011 года Вологодской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области проведена проверка по соблюдению администрацией Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области (далее ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области) санитарного законодательства Российской Федерации, в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства в сфере материально-бытового и санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы.

августа 2011 года прокурор Вологодской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области, УФСИН России по Вологодской области о возложении обязанности оборудовать камеры для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, водопроводом, канализацией, вентиляцией, устранить нарушения санитарных правил и нормативов при водоснабжении учреждения, функционировании пищеблока и банно-прачечного комплекса для осужденных.

В обоснование указал, что камеры, где содержатся лица, отбывающие пожизненное лишение свободы, в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области водопроводными сетями и канализацией не оборудованы, санузел отсутствует. Осужденными используются туалетные ведра (от индивидуальных на одного на нескольких человек), находящиеся непосредственно в жилых камерах.

Ежедневно (один раз в день) туалетные ведра выносятся осужденными в сопровождении сотрудников учреждения в туалетные комнаты, где они освобождают туалетные ведра от содержимого, имеют возможность вымыть их дезинфицирующим раствором. С учетом применения к данной категории осужденных режимных требований в виде передвижения осужденных за пределами камеры в наручниках при положении рук за спиной, выполнение указанных действий осужденными представляется крайне затруднительным.

В 2009 году УФСИН России по Вологодской области были осуществлены проектно-изыскательские работы по проведению водопроводных и канализационных сетей в каждую камеру, сумма необходимых для этого денежных средств составила около. рублей. На данный момент никакие работы в данном направлении учреждением не проводятся в связи с отсутствием финансирования. Администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. В ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области требования уголовно-исполнительного и санитарного законодательства в отношении осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, на протяжении длительного времени не соблюдаются, что влечет существенное нарушение гарантированных законом прав осужденных на надлежащие условия содержания и обращение, должное материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.

Просил обязать ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области и УФСИН России по Вологодской области обеспечить оборудование всех камер для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, водопроводом, канализацией и вытяжной вентиляцией через вентиляционные каналы, а также устранить нарушения санитарных правил и нормативов при водоснабжении учреждения, функционировании пищеблока и банно-прачечного комплекса для осужденных.

Прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Подойникова Т.Н. исковые требования не признала. В возражении указала, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области направлялись запросы с целью выделения бюджетного финансирования на установку вентиляции. Здания режимных корпусов и административных зданий построены в 1810 году, изыскательные работы на прочность стен при проведении капитального ремонта учреждением не проводились. Самостоятельно провести все указанные работы учреждение не имеет возможности. Полагала, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области надлежащим ответчиком по данному делу не является, в связи с чем просила в удовлетворении исковых требований к учреждению отказать.

Представители УФСИН России по Вологодской области по доверенности Серова Е.В. и Свешников А.В. исковые требования признали частично, не возражали против необходимости устранения нарушений санитарных правил и нормативов в пищеблоке и банно-прачечном комплексе для осужденных, остальные требования не признали. Указали, что требования СанПиН распространяются на вновь построенные здания, а также на здания, в которых проведен капитальный ремонт. Вентиляция камер учреждения осуществляется естественным образом - через форточки, что разрешено СанПиН. Вода предоставляется осужденным регулярно в достаточном количестве, жалоб от осужденных не поступало. Полагали, что необходимости оборудовать камеры осужденных канализацией, водопроводом и вентиляцией не имеется.

Судом было принято РЕШЕНИЕ:

В кассационной жалобе представитель УФСИН России по Вологодской области по доверенности Серова Е.В., ссылаясь на доводы, приведенные ею в возражениях на заявленные требования, просит решение суда в части возложения обязанности по обеспечению оборудования всех камер для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, водопроводом, канализацией и вытяжной вентиляцией через вентиляционные каналы отменить по мотиву незаконности и нарушения норм материального права.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы, приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

В соответствии с положениями статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (часть 1 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Исходя из требований статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, обеспечивать охрану здоровья осужденных.

В соответствии с положениями части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (часть 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Согласно Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным Приказом Минюста Российской Федерации от 03 ноября 2005 года № 205 (в ред. от 12 февраля 2009 г., с изменениями от 15 апреля 2009 года) лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, организуется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти (статья 118 Правил).

В исправительных учреждениях обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований (статья 119 Правил).

Согласно пункту 2.1 Устава ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области предметом и целями деятельности учреждения являются в числе прочих обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу пункта 2.5.2 Устава учреждение осуществляет медико-санитарное обеспечение осужденных, реализуя исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану здоровья.

Учредителем учреждения является Российская Федерация.

Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний (пункт 1.2 Устава).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 24 июня 2011 года Вологодской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области проведена проверка по соблюдению администрацией ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области санитарного законодательства Российской Федерации в части соблюдения условий проживания в жилых помещениях при отбывании наказания осужденных, приговоренных к пожизненному лишению свободы.

По итогам проверки сост



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.194 с.)