Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития правового статуса лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы
Содержание под стражей в России использовалось с древнейших времен, однако практика его применения длительное время не имела правовой регламентации. Подозреваемых и обвиняемых заключали под стражу на основании сложившихся местных обычаев3. Во время правления Ивана Грозного было не до строительства тюрем и установления каких-либо норм или ограничений в обращении с арестантами. Скорее, наоборот. Именно в этот период застенки приобрели особенно печальную славу, так как редко кто выходил из них живым, а уж здоровым, пожалуй, никто. Тогда под места заключения использовались любые "подходящие" места: подвалы, крепости, остроги, монастыри4. Наступившее после смерти Ивана Грозного смутное время, в которое, как в калейдоскопе, на троне сменялись различные самозванцы и ставленники боярских группировок, также было не до благоустройства тюрем. В середине XVII века после некоторой стабилизации экономической и политической жизни в России последовал ряд царских указов, направленных на постепенное сокращение практики отдачи на поруки и за пристава и более широкое применение тюремного заключения. Государство постепенно брало в свои руки управление тюрьмами и содержание в них узников. С 1653 года приставы стали получать государственное жалование, а спустя три года был отменен "пожелезный" сбор, почти через 25 лет упразднили и "влазные". Реформы Петра Великого вызвали целый ряд тюремных преобразований. Огромная потребность в рабочих людях для исполнения предпринятого им строительства портовых сооружений, учитывая отрицательное отношение правительства к установившейся в то время системе ссылки, привели к созданию в России каторжных работ, которые в ущерб другим уголовным наказаниям приобрели явно преобладающее значение6. Ссылка и тюремное заключение применялись за различные преступления. Государство в максимальной степени использовало ссыльных на тяжелых каторжных работах. В тех случаях, когда к осужденным применялось тюремное заключение в монастырской крепости, оно фактически не обладало исправительными свойствами ввиду репрессивности характера наказаний по отношению к верующим, допустившим религиозные преступления. Тюрьмы не соответствовали ни санитарно-гигиеническим условиям пребывания в них, ни пенитенциарным целям. Тюремные сидельцы умирали без исповеди и причастия. Требования правительства к духовенству о посещении заключенных оставались без последствий7.
В 1717 году вышло распоряжение, касавшееся замены соломы, используемой в качестве подстилки для колодников. А через три года вышло предписание, которым предлагалось кормить их за счет челобитчиков. В связи с этим вскоре узникам было запрещено собирать милостыню. Однако запасы пропитания, полученного за счет челобитчиков, оказались столь скудными, что в 1726 году чиновным подсудимым пришлось назначить содержание, а остальные колодники вновь стали добывать себе пропитание старым способом, путем прошения подаяний. Но в дальнейшем в связи с увеличением количества лиц, содержащихся под стражей, и общей бедностью населения получаемых таким образом продуктов по-прежнему не хватало, и правительство по ходатайству ряда губернаторов в 30-х и 40-х годах XVIII века вынуждено было разрешить кормить колодников за счет казны. В 1744 году был издан указ о раздельном содержании лиц мужского и женского пола. В 1765 году вышел указ, которым запрещалось направление колодников на тяжелые работы. Устойчивая система обеспечения арестантов продовольствием за казенный счет сложилась только к концу XVIII столетия. Но в то же время содержащиеся под стражей при полиции до 1810 года, как и прежде, довольствовались только подаяниями. Вплоть до XIX века условия содержания подследственных заключенных оставались крайне тяжелыми. К ним относились как к осужденным. Презумпция невиновности как таковая отсутствовала, для выбивания признаний применялись жестокие пытки. Несмотря на существующие рекомендации большая часть подследственных и осужденных, независимо от пола, возраста и тяжести совершенного преступления содержались вместе, скованные цепью или колодкой. Заковывать в колодки перестали только в 1827 году, после соответствующего указа императора Николая I. Царь пошел на это после того, как ему стал известен случай смерти арестанта, закованного в колодки и лишенного возможности передвигаться.
Таким образом, вплоть до начала XIX века система мест предварительного заключения под стражу в России и ее нормативная база развивались стихийно и непоследовательно. На протяжении столетий арестанты, находящиеся под стражей, и осужденные содержались в одинаково варварских условиях. Судебное разбирательство длилось без ограничения времени, а редкие попытки навести порядок в этой сфере, носили случайный, бессистемный характер и не приводили к положительным изменениям8. Устанавливались рамки применения телесных наказании за нарушения режима содержания. Телесным наказаниям могли подвергаться только лица мужского пола в возрасте от 17 до 60 лет9. Уставом была определена компетенция должностных лиц администрации в наложении дисциплинарных наказаний, дан их перечень. В него вошли: выговор, замечание, лишение права чтения, переписки, свиданий, покупки на свои деньги припасов, распоряжение заработком и конфискация его, уменьшение пищи, вплоть до оставления на хлебе и воде, а также заключение в карцер - светлый или темный. С 1879 по 1917 год было издано несколько тысяч циркуляров. Значительная часть касалась условий содержания и обеспечения прав осужденных10. В частности, давались разъяснения о порядке пользования ими, литературой и периодическими изданиями, о применении "предупредительных связок" (облегченные кандалы), о количестве личных вещей, которые могли иметь при себе арестованные и осужденные, о применении огнестрельного оружия при пресечении побегов и массовых беспорядков, о действиях сотрудников администрации при голодовках спецконтингента, о совершенствовании медицинского обслуживания и санитарном состоянии учреждений, о порядке содержания лиц, обвиняемых в совершении политических преступлений, особенностях содержания в учреждениях иноверцев и представителей национальных к меньшинств Несмотря на определенные положительные сдвиги, в российских тюрьмах отмечались непомерная теснота, сырость, болезни, высокая смертность, произвол администрации. Из-за слабого контроля и отсутствия мест нарушались требования закона о раздельном содержании лиц разного пола, возраста, практиковалось совместное содержание обвиняемых и осужденных, закоренелых преступников с лицами, совершившими преступление впервые11. Эти черты тюремного заключения второй половины XIX века находили отражение в результатах официальных обследований. Само начальство называло тюрьмы "школами порока", "академиями преступлений", в которых хорошему человеку достаточно было пробыть три дня, чтобы окончательно испортиться. В январе 1875 года в Санкт-Петербурге открылся Дом предварительного заключения - первое в России специализированное учреждение для содержания обвиняемых в совершении преступлений. Он был рассчитан по кубическому содержанию воздуха на 700 человек. В нем имелось 317 одиночных камер (285 мужских и 32 женских) и 68 общих камер. В 1876 году в нем содержалось 1502 мужчины и 173 женщины. Численность персонала была определена в количестве 70 человек12. Порядок содержания под стражей в Доме предварительного заключения регламентировался специальной "Инструкцией по управлению Домом предварительного заключения".
При поступлении в Дом предварительного заключения арестованные помещались в одиночные камеры, из которых могли переводиться в общие камеры не иначе как по распоряжению судебной власти. Приговоренные к пожизненному лишению свободы содержались в одиночных камерах до вступления приговора в законную силу и отправления по назначению. Совершеннолетних полагалось содержать отдельно от несовершеннолетних. Совершеннолетних заключенных запрещалось принуждать к каким-либо работам, но предлагалось оказывать содействие тем из них, которые изъявили желание работать. В то же время лица, не достигшие 21 года, обязательно должны были или заниматься работами или обучаться в школе13. Уголовный закон от 22 марта 1903 года установил преимущественное содержание, как осужденных, так и подследственных арестантов в одиночном заключении, допуская содержание их в общих камерах при отсутствии достаточного числа одиночных камер. Возникшее после октябрьского переворота советское государство получило в "наследство" от царского режима и Временного правительства не только проблему, связанную с переполнением тюрем и тяжелейшим положением осужденных, но и вынуждено было в первое время для регулирования правового статуса осужденных использовать нормативные акты самодержавия и Временного правительства. Правовой статус осужденных к лишению свободы определялся Уставом о содержащихся под стражей и Общей тюремной инструкцией 1915 г14. В последующие годы, еще до принятия Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г., был принят ряд нормативных актов, в том числе ведомственных, в которых уточнялся правовой статус осужденных к лишению свободы. Наиболее значительными из них были Постановление ВЦИК "О лагерях принудительных работ" от 17 мая 1919 г. и Положение об общих местах заключения РСФСР от 15 ноября 1920 г. Данные правовые акты объединяет закрепленная в них дифференциация условий содержания осужденных. Получение льгот ставилось в зависимость от поведения осужденного, его отношения к порядку отбывания наказания и выполнению трудовых обязанностей. В положении об общих местах заключения содержались нормы, аналогичные нормам современного уголовно-исполнительного законодательства, и в нем впервые законодательно закреплены гарантии правового статуса осужденных к лишению свободы в виде контроля со стороны ряда должностных лиц, посещающих места заключения15.
С принятием 16 октября 1924 г. Исправительно-трудового кодекса РСФСР был признан утратившим силу ряд нормативных актов, регулировавших до этого деятельность пенитенциарной системы и вопросы правового статуса осужденных к лишению свободы, в том числе и Положение об общих местах заключения РСФСР 1920 г. В Исправительно-трудовом кодексе 1924 г. сохранился принцип дифференцированного подхода к условиям отбывания наказания осужденными. В нем впервые указывалось на необходимость соблюдения естественных прав человека. Исправительно-трудовой кодекс 1924 г. закреплял право осужденных на отпуск в отличие от Положения 1920 г., согласно которому отпуск являлся законным интересом осужденных. Принятый 1 августа 1933 г. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР устанавливал ряд нововведений по сравнению с Исправительно-трудовым кодексом 1924 г. В военные и послевоенные годы правовой статус осужденных к лишению свободы определялся ведомственными нормативными актами в условиях массовых репрессий и нарушений законности в отношении осужденных16. Изменение правового статуса осужденных в период с 1954 по 1990 г. проходило на фоне демократизации общества, направленной на преодоление культа личности Сталина. В 1956 г. были ликвидированы исправительно-трудовые лагеря. Основным видом исправительных учреждений стали исправительно-трудовые колонии и тюрьмы. Правовой статус осужденных в них определялся Положениями об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР от 1958 г. и 1961 г. Данные нормативные акты подготовили почву для перехода от подзаконных актов к исправительно-трудовому законодательству17. К концу 60-х гг. XX в. все более актуальной становилась проблема кодификации исправительно-трудового законодательства. В качестве объективных причин кодификации выступали следующие: во-первых, правовая база исполнения уголовных наказаний устарела и уже не отвечала новым историческим условиям; во-вторых, начатая с середины 50-х гг. систематизация нормативных правовых актов об исполнении уголовных наказаний и накопленный опыт работы новой системы мест лишения свободы требовали внесения необходимых корректив; в-третьих, следовало учесть результаты проведенных научных исследований в области исправительно-трудового права, полученных в период с 1958 по 1969 г. Данная проблема была решена с принятием Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г. и Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 г. Анализ этих нормативных актов показывает, что впервые в истории советского исправительно-трудового права в них дано развернутое определение правового статуса осужденных к лишению свободы, в котором указывалось, что осужденные пользуются общегражданскими правами с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и режима, установленного в исправительных учреждениях данными нормативными актами.
Исследование нормативных положений Основ 1969 г. и Исправительно-трудового кодекса 1970 г. показывает: что с принятием этих законодательных актов завершился процесс систематизации норм исправительно-трудового законодательства в послевоенный период и регулирования исправительно-трудовых отношений ведомственными нормативными актами; нормы Исправительно-трудового кодекса 1970 г. являются одними из самых жестких по части ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных, особенно касающихся возможности получения свиданий с родственниками, посылок, передач, бандеролей, переписки. В последующие годы был принят ряд нормативных актов, оказавших влияние на изменение правового статуса осужденных к лишению свободы, особенно после принятия Конституции СССР 1977 г. В них были расширены законные интересы осужденных в виде возможности условного освобождения с обязательным привлечением к труду и краткосрочного выезда за пределы мест лишения свободы18. В период с 1991 по 1997 г. произошли коренные изменения в социальной, политической и экономической обстановке в стране, что предопределило необходимость проведения правовой реформы во всех отраслях законодательства, в том числе и исправительно-трудовом. Сложившаяся до этого периода система исправления осужденных не соответствовала задачам борьбы с преступностью, а действовавшие нормативные акты не обеспечивали надлежащей защиты прав и законных интересов осужденных. Поэтому нормотворческая деятельность по коренному изменению исправительно-трудового законодательства в эти годы была направлена на реорганизацию всей исправительно-трудовой системы, условий ее функционирования и обращения с осужденными19. В завершении данного вопроса отметим следующее. Изменения правового статуса осужденных к лишению свободы происходили не только под влиянием внутренних факторов, но и с целью приведения уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с нормами международного права, что позволило законодательно закрепить способы реализации международных стандартов обращения с осужденными20. Принятие нормативных актов в указанный период в сфере исполнения уголовных наказаний позволило создать объективные предпосылки для подготовки нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, основной идеей которого является закрепление в законе таких правил исполнения наказаний, которые позволили бы с наименьшими ограничениями прав и свобод осужденных добиться наиболее полного ихисправления.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.02 с.) |