Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные правовые акты, регулирующие права осужденных к лишению свободы
Обращение с осужденными - одна из наиболее подробно урегулированных нормами права сфер человеческой деятельности. Практически все основные международно-правовые акты, посвященные защите прав и свобод человека, уделяют ей особое внимание. Так, ст.5 Всеобщей декларации прав человека (1948) 34, ст.7 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966), ст.2 Конвенции против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1959) и другие важнейшие международно-правовые документы запрещают не только пытки и жестокость, но и иные формы бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения35. В Общем комментарии от 6 апреля 1992 г. Комитет ООН по правам человека заявил, что от государств требуется обращаться с осужденными с уважением к их достоинству. Это правило является основным и всеобщим и, как подчеркнул Комитет, не может зависеть от наличия материальных средств у государств. Разумеется, не все осужденные и не всегда выполняют предъявляемые к ним требования. В связи с этим персонал учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, наделяется соответствующими полномочиями, предусматривающими, в том числе возможность применения к нарушителям мер принуждения. Обязательным условием при этом является закрепление подобных мер и процедуры их применения в законе. Согласно ст.2 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979) эти лица должны гуманно обращаться с задержанными и осужденными, защищать достоинство каждого и применять силу лишь в случаях крайней необходимости, когда другие методы не могут помочь в предотвращении правонарушения. Эти требования воспроизводятся и конкретизируются в Документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению (1991). В соответствии со ст.7 Международного пакта о гражданских и политических правах ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам. Проведение подобных опытов принудительно или тайно расценивается как проявление насилия либо жестокости по отношению к человеку. При этом не имеет значения, угрожали такие опыты жизни и здоровью людей или представлялись инициаторам эксперимента безопасными.
Ряд международных правовых актов (Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.), определяя основные права человека, указывают на необходимость обеспечения безопасности осужденных в условиях лишения свободы, закрепляют основные права личности, положительно сказывающиеся на ее безопасности. Большинство международных правовых актов, а также Конституция России безопасность личности определяют как необходимую жизненную потребность человека, которая находит свое обеспечение и реализацию в его правах, свободах и законных интересах. декабря 1985 г. СССР подписал Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.). Эта Конвенция была ратифицирована с оговорками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1987 г. N 6416-XI и вступила силу 26 июня 1987 г. Согласно ст. 19 Конвенции, Советский Союз возложил на себя обязанность регулярно представлять Комитету ООН против пыток доклады о соблюдении прав человека и предотвращении пыток (в том числе и при исполнении уголовных наказаний). Это стало первым шагом в распространении международного контроля на пенитенциарные учреждения СССР. июля 1991 г. Верховный Совет СССР принял ряд документов, расширяющих возможности международного контроля за соблюдением прав и свобод человека в местах лишения свободы. Соответствующими постановлениями высший орган законодательной власти закрепил присоединение СССР к Факультативному протоколу Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) 36, признал компетенцию Комитета по правам человека в соответствии со ст.41 Пакта37, снял оговорку в отношении ст.20 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и признал компетенцию Комитета против пыток в соответствии со ст.21 и 22 Конвенции38.
В связи с этим в CCCР появились две новые формы международного контроля: указанные комитеты ООН получили право принимать и рассматривать сообщения других государств и индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией СССР, о нарушении прав человека и применении пыток. Первый документ был ратифицирован Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных и протоколов к ней". Согласно ст.1 данного закона, Российская Федерация признала компетенцию Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека по разрешению заявления (жалобы) любого лица (в том числе и осужденного), неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Российской Федерацией их прав, изложенных в Конвенции и указанных в Протоколах к ней, в случаях, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления в действие этих договорных актов в отношении Российской Федерации. Конвенция вступила в силу для России 5 мая 1998 г. С 1 ноября 1998 г. стала действовать новая редакция Конвенции, упразднившая Европейскую комиссию по правам человека, предусмотревшая изменение структуры и порядка деятельности Европейского Суда39. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания была ратифицирована Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 44-ФЗ. Конвенция вступила в силу для России 1 сентября 1998 г. Согласно ст.2 Конвенции, члены Европейского комитета против пыток имеют право посещать любые места, где содержатся лица, лишенные свободы государственной властью. Создание аналогичного института - Подкомитета по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Комитета ООН против пыток предусмотрено в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Этот документ был принят 18 декабря 2002 г. резолюцией 57/199 на 77-м пленарном заседании 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН40. В "Минимальных стандартных правилах ООН по обращению с заключенными" 1995 г. (а также в европейском варианте - Европейских пенитенциарных правилах - ЕПП) были определены основные направления социальной политики в отношении осужденных (заключенных). Она основана на принципах уважения человеческого достоинства, справедливого обращения, обеспечения самоуважения, защите прав осужденных и соблюдении международных стандартов. В этом международном документе указывается, что "в обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами. Общественные организации следует, поэтому привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом заведений в целях возвращения заключенных к жизни в обществе. При каждом заведении следует иметь социальных работников, заботящихся о поддержании и укреплении отношений заключенного с его семьей и с могущими принести ему пользу социальными организациями. Следует принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять за собой максимум совместимых с законом и условиями из приговора прав в области их гражданских интересов, социального обеспечения и других социальных льгот"41.
Комитетом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были разработаны процедуры эффективного осуществления Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, одобренные резолюцией ЭКОСОС 1984/47 от 25 мая 1984 года. В этом документе всем государствам, законы которых не соответствуют Минимальным стандартным правилам, предлагается принять их и воплотить в национальном законодательстве. Седьмым Конгрессом ООН были приняты стандартные минимальные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних42. Этот международный документ, известный как "Пекинские правила", был утвержден Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 40/33 от 10 декабря 1985 года. В нем в обобщенном виде обозначены подходы к обращению с несовершеннолетними осужденными. Одним же из наиболее объемных и подробных документов, созданных под эгидой ООН в сфере обращения с несовершеннолетними правонарушителями, являются Минимальные стандартные правила обращения c несовершеннолетними, лишенными свободы, утвержденные Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/115 от 10 декабря 1990 года43. Согласно этим документам в отношении несовершеннолетних осужденных проведение социальной работы требует достижения дополнительных целей, то есть "обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональная подготовка с целью оказания им помощи для выполнения социально полезной и плодотворной роли в обществе" (ст.26.1 Пекинских правил). Достижение дополнительных целей при проведении социальной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, осуществляется в рамках специального статуса личности несовершеннолетнего. Этот процесс имеет два направления: обеспечение естественных социальных благ (опека, дополнительные права и льготы, культурно-оздоровительные мероприятия и т.д.); приобретение новых для себя прав (образование, профессия, право на заключение брака и т.д.). В 1989 году в Вене представители государств - участников СБСЕ (ныне - ОБСЕ) подписали итоговый документ, в котором содержатся обязательства названных государств соблюдать международные стандарты обращения с заключенными. Среди проблем, рассматривавшихся в Вене, отдельно обсуждался вопрос об улучшении обращения с лицами, лишенными свободы в любой форме, а также о соблюдении в отношении этой категории граждан международно признанных стандартов, в том числе в области социального обеспечения. Следует отметить, что действующее в нашей стране уголовно-исполнительное законодательство в целом соответствует требованиям, сформулированным в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и в других международных пактах, а в ряде случаев оно значительно прогрессивнее. Это, прежде всего, относится к образованию и профессиональной подготовке осужденных. Безусловно, опыт международного пенитенциарного сотрудничества в области социального обеспечения осужденных к лишению свободы представляет определенный профессиональный интерес. Тем более что именно на основании норм основных международных документов будут и в дальнейшей определяться основные направления социальной политики в отношении осужденных к лишению свободы в России.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.006 с.) |