Международные правовые акты, регулирующие права осужденных к лишению свободы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные правовые акты, регулирующие права осужденных к лишению свободы



 

Обращение с осужденными - одна из наиболее подробно урегулированных нормами права сфер человеческой деятельности. Практически все основные международно-правовые акты, посвященные защите прав и свобод человека, уделяют ей особое внимание. Так, ст.5 Всеобщей декларации прав человека (1948) 34, ст.7 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966), ст.2 Конвенции против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1959) и другие важнейшие международно-правовые документы запрещают не только пытки и жестокость, но и иные формы бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения35. В Общем комментарии от 6 апреля 1992 г. Комитет ООН по правам человека заявил, что от государств требуется обращаться с осужденными с уважением к их достоинству. Это правило является основным и всеобщим и, как подчеркнул Комитет, не может зависеть от наличия материальных средств у государств.

Разумеется, не все осужденные и не всегда выполняют предъявляемые к ним требования. В связи с этим персонал учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, наделяется соответствующими полномочиями, предусматривающими, в том числе возможность применения к нарушителям мер принуждения. Обязательным условием при этом является закрепление подобных мер и процедуры их применения в законе. Согласно ст.2 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979) эти лица должны гуманно обращаться с задержанными и осужденными, защищать достоинство каждого и применять силу лишь в случаях крайней необходимости, когда другие методы не могут помочь в предотвращении правонарушения. Эти требования воспроизводятся и конкретизируются в Документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению (1991).

В соответствии со ст.7 Международного пакта о гражданских и политических правах ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам. Проведение подобных опытов принудительно или тайно расценивается как проявление насилия либо жестокости по отношению к человеку. При этом не имеет значения, угрожали такие опыты жизни и здоровью людей или представлялись инициаторам эксперимента безопасными.

Ряд международных правовых актов (Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.), определяя основные права человека, указывают на необходимость обеспечения безопасности осужденных в условиях лишения свободы, закрепляют основные права личности, положительно сказывающиеся на ее безопасности. Большинство международных правовых актов, а также Конституция России безопасность личности определяют как необходимую жизненную потребность человека, которая находит свое обеспечение и реализацию в его правах, свободах и законных интересах.

декабря 1985 г. СССР подписал Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.). Эта Конвенция была ратифицирована с оговорками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1987 г. N 6416-XI и вступила силу 26 июня 1987 г. Согласно ст. 19 Конвенции, Советский Союз возложил на себя обязанность регулярно представлять Комитету ООН против пыток доклады о соблюдении прав человека и предотвращении пыток (в том числе и при исполнении уголовных наказаний). Это стало первым шагом в распространении международного контроля на пенитенциарные учреждения СССР.

июля 1991 г. Верховный Совет СССР принял ряд документов, расширяющих возможности международного контроля за соблюдением прав и свобод человека в местах лишения свободы. Соответствующими постановлениями высший орган законодательной власти закрепил присоединение СССР к Факультативному протоколу Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) 36, признал компетенцию Комитета по правам человека в соответствии со ст.41 Пакта37, снял оговорку в отношении ст.20 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и признал компетенцию Комитета против пыток в соответствии со ст.21 и 22 Конвенции38.

В связи с этим в CCCР появились две новые формы международного контроля: указанные комитеты ООН получили право принимать и рассматривать сообщения других государств и индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией СССР, о нарушении прав человека и применении пыток.

Первый документ был ратифицирован Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных и протоколов к ней". Согласно ст.1 данного закона, Российская Федерация признала компетенцию Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека по разрешению заявления (жалобы) любого лица (в том числе и осужденного), неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Российской Федерацией их прав, изложенных в Конвенции и указанных в Протоколах к ней, в случаях, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления в действие этих договорных актов в отношении Российской Федерации. Конвенция вступила в силу для России 5 мая 1998 г. С 1 ноября 1998 г. стала действовать новая редакция Конвенции, упразднившая Европейскую комиссию по правам человека, предусмотревшая изменение структуры и порядка деятельности Европейского Суда39.

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания была ратифицирована Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 44-ФЗ. Конвенция вступила в силу для России 1 сентября 1998 г. Согласно ст.2 Конвенции, члены Европейского комитета против пыток имеют право посещать любые места, где содержатся лица, лишенные свободы государственной властью.

Создание аналогичного института - Подкомитета по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Комитета ООН против пыток предусмотрено в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Этот документ был принят 18 декабря 2002 г. резолюцией 57/199 на 77-м пленарном заседании 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН40.

В "Минимальных стандартных правилах ООН по обращению с заключенными" 1995 г. (а также в европейском варианте - Европейских пенитенциарных правилах - ЕПП) были определены основные направления социальной политики в отношении осужденных (заключенных). Она основана на принципах уважения человеческого достоинства, справедливого обращения, обеспечения самоуважения, защите прав осужденных и соблюдении международных стандартов.

В этом международном документе указывается, что "в обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами. Общественные организации следует, поэтому привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом заведений в целях возвращения заключенных к жизни в обществе. При каждом заведении следует иметь социальных работников, заботящихся о поддержании и укреплении отношений заключенного с его семьей и с могущими принести ему пользу социальными организациями. Следует принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять за собой максимум совместимых с законом и условиями из приговора прав в области их гражданских интересов, социального обеспечения и других социальных льгот"41.

Комитетом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были разработаны процедуры эффективного осуществления Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, одобренные резолюцией ЭКОСОС 1984/47 от 25 мая 1984 года. В этом документе всем государствам, законы которых не соответствуют Минимальным стандартным правилам, предлагается принять их и воплотить в национальном законодательстве. Седьмым Конгрессом ООН были приняты стандартные минимальные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних42.

Этот международный документ, известный как "Пекинские правила", был утвержден Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 40/33 от 10 декабря 1985 года. В нем в обобщенном виде обозначены подходы к обращению с несовершеннолетними осужденными. Одним же из наиболее объемных и подробных документов, созданных под эгидой ООН в сфере обращения с несовершеннолетними правонарушителями, являются Минимальные стандартные правила обращения c несовершеннолетними, лишенными свободы, утвержденные Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/115 от 10 декабря 1990 года43.

Согласно этим документам в отношении несовершеннолетних осужденных проведение социальной работы требует достижения дополнительных целей, то есть "обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональная подготовка с целью оказания им помощи для выполнения социально полезной и плодотворной роли в обществе" (ст.26.1 Пекинских правил). Достижение дополнительных целей при проведении социальной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, осуществляется в рамках специального статуса личности несовершеннолетнего. Этот процесс имеет два направления:

обеспечение естественных социальных благ (опека, дополнительные права и льготы, культурно-оздоровительные мероприятия и т.д.);

приобретение новых для себя прав (образование, профессия, право на заключение брака и т.д.).

В 1989 году в Вене представители государств - участников СБСЕ (ныне - ОБСЕ) подписали итоговый документ, в котором содержатся обязательства названных государств соблюдать международные стандарты обращения с заключенными. Среди проблем, рассматривавшихся в Вене, отдельно обсуждался вопрос об улучшении обращения с лицами, лишенными свободы в любой форме, а также о соблюдении в отношении этой категории граждан международно признанных стандартов, в том числе в области социального обеспечения.

Следует отметить, что действующее в нашей стране уголовно-исполнительное законодательство в целом соответствует требованиям, сформулированным в

Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и в других международных пактах, а в ряде случаев оно значительно прогрессивнее.

Это, прежде всего, относится к образованию и профессиональной подготовке осужденных.

Безусловно, опыт международного пенитенциарного сотрудничества в области социального обеспечения осужденных к лишению свободы представляет определенный профессиональный интерес. Тем более что именно на основании норм основных международных документов будут и в дальнейшей определяться основные направления социальной политики в отношении осужденных к лишению свободы в России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.006 с.)