Основные направления информационного обеспечения управления на предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления информационного обеспечения управления на предприятии



Большое количество информации, необходимой для принятия эффективного управленческого решения, велико настолько, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно большой объем документации в современном крупномасштабном производстве привело к применению использования электронно-вычислительной техники, к разработке автоматизированных систем управления, для чего потребовалось создание нового математического аппарата и экономико-математических методов.

Предъявляемые требования к организации информационного обеспечения - это аналитичность информации, ее объективность, единство, оперативность, рациональность и др.

Главное требование заключается в том, что вся информационная система должна соответствовать потребностям руководителя, т.е. обеспечивать поступление данных именно о тех направлениях деятельности и с той детальностью, которая в этот момент необходима руководителю для изучения информационных потоков и процессов, выявления влияния основных факторов и определения внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства. Поэтому вся система информационного обеспечения должна постоянно совершенствоваться. [13, c. 85].

Очевидно, что на сегодняшний день в практике организации учета, планировании и статистики на предприятии постоянно пересматриваются формы документов, их содержание, организация документооборота, появляются абсолютно новые формы накопления и сохранения данных. Все изменения в значительной степени подчинены необходимости информационного обеспечения для разработки управленческих решений.

Вся поступающая информация должна точно, объективно отражать исследуемые явления и процессы, иначе итогами будет не соответствие реального действительности, а разработанные предложения не только не принесут пользы предприятию, но могут оказаться неблагоприятными.

Предъявляемое к организации информационного потока следующее требование - это целостность информации, поступающей из разных источников, что означает необходимость устранения обособленности и дублирования разных источников информации. Это означает, что каждый документ должен регистрироваться только один раз, а полученные результаты могут использоваться в учете, планировании, контроле и анализе.

Эффективность анализа может быть обеспечена только тогда, когда есть возможность оперативно вмешиваться в процесс производства по его результатам. Информация должна поступать оперативно, в чем и состоит сущность еще одного требования к информации. Повышение оперативности информации достигается применением новейших средств связи, обработкой ее на компьютере и т.д.

Еще одно из требований к информации - это обеспечение ее сопоставимости по предмету и объектам исследования, периоду времени, методологии исчисления показателей и ряду других признаков.

И, наконец, информационный поток должен быть эффективным, то есть требовать минимума затрат на сбор, хранение и использование данных. С одной стороны, для комплексного анализа любого экономического явления или процесса требуется разносторонняя информация.

При ее отсутствии анализ будет неполным. С другой стороны, излишек информации удлиняет процесс ее поиска, сбора и принятия решений. Из данного требования вытекает необходимость изучения полезности информации и на этой основе совершенствование информационных потоков путем устранения лишних данных и введения нужных. [16, c. 92].

Все из вышеизложенного, следует, что информационные потоки должны складываться и усовершенствоваться с учетом этих требований, что является необходимым условием повышения действенности и эффективности управления.

Получение информации - это не главная цель бизнеса, а, как правило, называть целью можно выживание и получение прибыли. Информационные потоки в системе управления являются основным условием, обеспечивающим достижение цели предприятия путем доставки организованной, четко структурированной и своевременной информации.

Информация является самым важным стратегическим ресурсом в бизнесе. Отсутствие необходимой информации вызывает неопределенность, а в таких условиях точность принятия управленческих решений невозможна. В небольших коммерческих организациях, где количество персонала не очень невелико, для информационной поддержки бизнеса достаточно аккуратности. Компьютеры используются как любая другая офисная оргтехника, и еще для ведения бухгалтерии. Однако с развитием бизнеса неизбежны появления новых проблем.

Оказывается, что компьютерная бухгалтерская программа, успешно выполняющая свою задачу по подведению итогов и сведения баланса не так часто используемая, мало пригодна для оперативного анализа, как это требуется в повседневной деятельности.

При недостатке необходимой информации бизнес становится не управляемым. Вдруг обнаруживается переизбыток трудно сопоставимой информации, поступающей из разных источников, но впоследствии оказывается, что для управления предприятием недостает механизма оперативной оценки эффективности каждого из подсистем. Также, нередко отсутствует стратегическое планирование с эффективным контролем.

Другими словами, для успешного развития предприятия нужна комплексная система управления, объединяющая все аспекты менеджмента, а не одну бухгалтерию. Это проблемы постановки регулярного менеджмента и проблемы выбора и порядка внедрения информационной системы.

Для решения проблем внедрения информационных систем существуют три основных пути:

Первый путь - это создание системы собственными силами. Чаще всего для автоматизации расчетов применяются процедуры, написанные средствами офисных программ, но такие средства не удовлетворяют, поскольку не предполагают управление данными, имеющими сложную структуру. Но разработка полноценной системы требует не только больших расходов, но и много времени. Также необходим еще технический персонал для грамотного развития проекта. А это по плечу только крупным организациям, а развивающимся организациям своими силами разработать систему, которая могла бы продолжительное время ее обслуживать, нелегко.

Второй путь - это приобрести универсальную систему или пакет прикладных программ. Выбор такой системы ограничивается, в основном, бухгалтерскими программами. Дело в том, что бухгалтерский учет имеет строгую и консервативную методологию. Несмотря на частые изменения законодательства, форм отчетных документов, принципы и структура данных остаются практически неизменными, но сильно меняется сама логика работы, причем это бывает связано с разными отраслями деятельности.

Бизнес, отражает индивидуальность руководства. Поэтому, универсальных систем для комплексной автоматизации коммерческой деятельности, немного. Большая их часть создана на основе бухгалтерских программ и является их развитием. Решение о покупке универсальной системы позволяет абсолютно небольшими средствами решить многие проблемы, связанные с информационным обслуживанием бизнеса.

Еще один путь заключается в делегировании функций и полномочий по внедрению информационных технологий внешним организациям. Этот подход редко применяется в нашей стране. При правильном выборе организации-исполнителя достигаются следующие преимущества:

экономия денежных средств за счет применения решений, которые прошли успешное внедрение в других организациях;

сервисная поддержка;

профессионализм исполнения;

развития системы.

Но также имеются вероятные опасности:

потеря возможности развития системы;

потеря информации из-за незнания внутренней структуры данных;

зависимость сопровождения от благополучия фирмы-исполнителя. [12, c. 184].

Надо понять следует ли идти по пути разработки информационной системы собственными силами. И все-таки, решение применить приобретенную систему - это проявление стабильности и достижение высокого уровня зрелости организации.

Профессионально разработанная программа, предназначенная для продажи, имеет одно важнейшее качество, которое отличает ее от текущей версии программы, разрабатываемой внутри организации-пользователя. Это - функциональная работоспособность. Когда система разрабатывается своими программистами, возникает желание перестройки системы на ходу, не разобравшись в глубинных причинах возникшей потребности. Безусловно, при наличии высокопрофессиональных программистов внутри организации и при организованной постановке задач, принципиально возможно разрешить проблему разделения ответственности заказчика и исполнителя. Эта проблема, возникающая при управлении информационными системами, связана с менеджментом, а не с технологией.

Привлечение сторонней организации для внедрения информационной системы дает определенные удобства, которые заключаются в необходимости сформулировать бизнес-правила, без которых невозможно заключить договор. В некоторых случаях, организация, проводящая установку системы, предполагает, что требования должны уже быть сформулированы. Есть фирмы-поставщики, предлагающие уже комплексное решение, они проводят реорганизацию бизнес-процессов самостоятельно, или привлекают третью организацию, которая выступает в качестве консультанта или постановщика задачи. Самостоятельное решение задачи аппаратного обеспечения информационной системы часто приводит к неблагоприятным условиям, связанным с функционированием системы. Этих проблем можно избежать, заказав систему у поставщика.

Итак, предположим, что руководитель осознал, что для внедрения информационной системы необходимо приобрести программное обеспечение.

И какую же выбрать программу? А по каким критериям?

Рынок существующих программ с точки зрения удовлетворения ими потребностей клиентов, должна иметь следующими свойствами:

) Сохранение инвестиций. Внедрение и эксплуатация системы всегда предусматривает расходы, выходящие за рамки стоимости «коробки» и договора. Во-первых, средства, необходимые на адаптацию системы в соответствии с изменяющимися условиями бизнеса. Во-вторых, это расходы, связанные с развитием новых технологий, которые могут возникать, например, в процессе интеграции системы с новыми программными продуктами и. т.д. Можно говорить о возможности сохранения инвестиций в связи с внедрением информационной системы, если эти расходы будут минимальными. На это влияет, во-первых, выбор системы управления базами данных, во-вторых - техническая реализация в разработке преимуществ, предоставляемых системой управления базами данных: объектно-ориентированный подход, модульная структура и т.д.

) Надежность. Это, во-первых, гарантированная сохранность и доступность данных при любых технических неполадках, во-вторых, обеспечение эффективной защиты данных от несанкционированного доступа.

) Возможность роста. Это масштабируемость, расширяемость, модульность, разработка модулей на заказ.

) Степень автоматизации различных видов деятельности. Это полнота автоматизации всех видов деятельности, а не только бухгалтерии.

) Интуитивность интерфейса. Возможность пользователя разобраться в интерфейсе без описания.

) Возможности интеграции с электронным документооборотом. Реализация функции документооборота в системе или возможность интеграции с внешней системой документооборота

) Адаптированность к бизнесу клиента. Это степень согласования свойств системы с нуждами клиента при завершении расчетов с поставщиком.

) Доступность по цене. [9, c. 58].

На рынке ряд программ, имеет свою специфику.

Особенностью комплекса программ, разработанных фирмой МонолитИнфо, например, является возможность многовалютного учета, многоязычность и ориентация на международные стандарты учета (GAAP и др.), что определяет ее популярность среди совместных и иностранных предприятий. Заметно выделяется среди прочих предложений система «ЛокОффис» тем, что позволяет обеспечивать работу удаленных филиалов. Однако эта система реализована на системе управления базами данных Raima Data Manager, не являющейся реляционной, не поддерживающей распределение данных и тиражирование транзакций. Эти и другие свойства база данных Raima не позволяют реализовать на ее основе надежную систему управления динамично развивающейся средней или крупной фирмой. Однако для предприятий, не предусматривающих значительного роста и усложнения бизнеса, она представляет определенный интерес. [5, c. 189].

С появлением массовых внедрений компьютерных сетей и средств различных коммуникаций абсолютно изменилась концепция рабочего места. Если раньше рабочее место представлялось местом у станка или столом в учреждении, то сегодня оно - это не место работы, а средства, с помощью которых она осуществляется. К ним можно отнести мобильный телефон, портативный компьютер с модемом и мини-принтер. Следовательно, рабочее место - это любое помещение, где есть сетевая розетка.

В заключение можно сделать вывод, что умение пользоваться персональным компьютером теперь уже вошло в современную культуру управления. И это не зря - компьютер позволяет экономить огромные средства, которые при традиционной системе организации труда были бы израсходованы на содержание различных отделов, которые выполняли утилитарные функции, не связанные с процессом производства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.019 с.)