Опытно-практическая работа по организации проектной деятельности младших школьников с использованием икт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опытно-практическая работа по организации проектной деятельности младших школьников с использованием икт



Условия организации опытно-практической работы

 

Опытно-практическую работу по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии с использованием ИКТ мы проводили во время преддипломной педагогической практики в 4б классе средней общеобразовательной школе №10 города Кирова.

В данном классе 31 человек: большинство детей учится на 4-5 и только около 5 человек имеют тройки. Все учащиеся достаточно общительны и легко идут на контакт, с интересом принимают участие в различных мероприятиях и нововведениях.

Уроки технологии проходят в этом классе не совсем обычно. Учитель предлагает детям сделать какое-либо изделие дома, либо задает им домашний труд, за который родители ученика ставят в дневник оценку за эту работу. Такой работой может быть мытье посуды, уход за животным, приборка в комнате и прочее.

Дети в данном классе поделены на группы и имеют опыт работы в группах. В каждой группе имеются ответственные, которые отвечают за работу всей группы и распределяют деятельность членов этой группы.

Перед проведением опытно-практической работы была проведена с учителями школы беседа, в ходе которой мы выясняли отношение учителей к методу проектов. Результаты этой беседы показали, что данный метод является новым для учителей начальных классов и они, практически, не имеют о нем представления. Но, тем не менее, метод проектов вызывает у них интерес, так как в данной школе, в старшем звене этот метод обретает большую популярность. Метод проектов начинают вводить только с 5 класса.

Условия для реализации метода проекта с использованием ИКТ в данной школе были. В школе имеется 4 кабинета информатики с необходимым оборудованием и программным обеспечением. Кроме того, изучать информатику дети начинают еще в начальной школе, поэтому они имеют элементарные умения работы с компьютером, что поможет при работе над проектом.

 

Содержание опытно-практической работы

 

После того, как мы выяснили условия организации практической работы, нами был разработан план работы над проектом на уроках технологии с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Нами планировалось проведение 4 уроков (3 урока технологии и 1 информатики), на которых была бы реализована работа над проектом (приложение №4). Однако мы провели не 4 урока, как планировалось, а 6. Пришлось провести еще два урока практического труда, т. к. из-за отсутствия сформированных трудовых умений и навыков дети не успевали сделать свои проекты. Дети на этих занятиях работали полностью самостоятельно, в группах. Учитель выступал в роли наблюдателя.

На первом уроке необходимо было ввести детей в проектную деятельность, познакомить их с планом работы на следующие уроки, а также начать работу над проектом (исследовательский этап работы). Для планирования и организации работы нами был разработан дневник выполнения проекта, в который учащиеся могут записывать всю необходимую информацию по своему проекту. На первом уроке (приложение №8) дети выбирали себе изделие, оборудование, материалы, рисовали эскизы и все результаты заносили в дневники выполнения проекта (приложение №5). В данном классе 5 подгрупп, но при выборе изделия в одной подгруппе №4 мнения разделились и поэтому они решили разделиться еще на 2 подгруппы №4 и №5 по 3 человека. На наш взгляд, это произошло из-за недостаточного умения детей работать в группе, приходить к общему мнению и идти на компромиссы. Но, тем не менее, учащихся увлекла и заинтересовала такая форма работы.

Следующий урок - урок информатики, продолжение исследовательского этапа работы - создание эскиза изделия в объеме при помощи программы Gryphon BricksTM. На уроке информатики дети делали эскиз своего изделия (приложение №6). Эта работа очень увлекла детей, многие из них попросили такую программу для домашнего использования.

Третий урок - технологический этап (приложение №8) работы над проектом, непосредственное изготовление группами своих запланированных изделий.

На уроках технологического этапа у детей не возникало вопросов, как и что делать. Дети были достаточно самостоятельны и лишь изредка обращались за помощью к учителю. Все группы работали, не отступая от запланированных действий, но лишь одна группа №2 в последний день решила полностью изменить свое изделие. Новое изделие получилось гораздо проще, чем то, которое они начали делать с начала. Еще одна группа №4, решив пойти по простому пути и сделать свое изделие из коробки, разочаровалась в результате своей работы. По нашему мнению это произошло из-за «раскола» этой подгруппы в самом начале. Ведь, если бы эта подгруппа осталась в полном составе (6 человек), им было бы проще разработать и создать красивое, качественное изделие.

На последнем уроке была запланирована защита творческих проектов, т.е. заключительный этап (приложение №8) работы. На данном уроке учащиеся доделывают свои проекты и защищают их.

Результаты проверки уровня обученности школьников проектной деятельностью (даны в дневниках выполнения проекта, приложение №5) показали, что учащиеся почти всех подгрупп хорошо запомнили порядок выполнения проекта. В целом, всем детям понравилась работа над проектом, многие были удовлетворены своей работой.

 

Рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии

 

Практическая реализация системы заданий позволила нам сформулировать некоторые рекомендации, которые помогут учителю использовать информационные технологии при организации проектной деятельности детей на уроках технологии.

1. Прежде всего, можно заметить, что зачастую проект выделяют в самостоятельный дополнительный вид деятельности. Школьники выполняют проектное задание отдельно от основного содержания учебной работы, а часто и за рамками учебного времени. Это может привести к перегрузкам учащихся. при выборе темы проектов учителю необходимо учитывать содержание программы. Планировать деятельность учащихся, так, чтобы работа над проектом не выходила за рамки учебного времени.

2. Проектной деятельности школьников придаются черты, обеспечивающие ей внешнее уподобление работе профессионального проектного производства. В школьные проекты механически переносятся все этапы и структурные компоненты «настоящих» проектов и требования к ним: от получения прибыли при реализации или эксплуатации изделия до составления рекламы своего изделия. Однако, как показывает наше исследование, в условиях начальной школы (в частности - на уроках технологии) это представляется бессмысленным, т. к. младший школьник, в силу возрастных ограничений, не обладает достаточным опытом, необходимым для их реализации. Поэтому учитель должен выбирать только те требования к изделию, которые посильно реализовать детям определенного возраста.

.   Проектная деятельность предполагает работу в коллективе, поэтому учитель должен внимательно и грамотно формировать группы детей для работы над проектом. Дети в группах должны быть слажены между собой, иначе это приведет к разногласиям во время работы.

.   Также, учителю необходимо следить, за тем, чтобы дети хорошо продумали и спланировали выполнение своего изделия. На исследовательском этапе они должны четко представлять, как и из чего будут создавать свое изделие. Иначе на технологическом этапе могут возникнут трудности в создании изделия: они будут пробовать различные способы его создания и в итоге получится не то изделие, которое было запланировано.

.   Для удобства работы над проектом учитель может создавать дневники выполнения проекта. В этом ему может помочь программа Microsoft Office Word.

.   Учителю перед проведением урока информатики необходимо провести инструктаж по правилам поведения в компьютерном классе. Также учитель должен четко сформулировать задание, которое детям предстоит выполнять на компьютере.

.   В связи с тем, что на проектную деятельность часто не находится учебного времени, дети могут работать над проектом дома, самостоятельно. В этом им поможет пособие (приложение №8), разработанное нами. В данном пособии раскрываются этапы работы над проектом. Ребенок, выполняя шаг за шагом предложенные задания, может научиться проектной деятельности. А задания данные после предложенного алгоритма работы над проектом могут показать, насколько ребенок усвоил этот алгоритм работы.

.   Учащиеся могут набрать и распечатать текст своей защиты (приложение №7), а также распечатать свой эскиз изделия в объеме. Это позволит сделать защиту более наглядной и интересной.

Данные рекомендации являются результатом нашей опытно-практической работы. Однако они отражают лишь основные, типичные проблемы, с которыми может столкнуться учитель или студент в процессе организации проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах. У учителя, организующего проектную деятельность на уроках технологии, могут возникнуть различные специфические проблемы, это будет зависеть от условий организации, уровня подготовленности детей и от самого учителя.


Заключение

 

В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Этот метод является одним из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, метод проектов может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием информационных и коммуникационных технологий.

В современной школьной педагогике и методике преподавания теоретически обоснована и разработана работа над проектом на уроках технологии в начальных классах. Однако необходимость компьютеризации процесса обучения привела нас к исследованию проблемы возможности использования информационных технологий при работе над проектом. Нами была изучена технология проектной деятельности, а также информационно-технологические проблемы обучения в начальных классах и особенности использования компьютера в организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии, и на основе этого разработана и реализована система заданий по работе над проектом с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Нами была апробирована система уроков по работе над проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий, в ходе этой работы мы подтвердили гипотезу, т.е. мы доказали, что использование информационных технологий в организации метода проектов в начальной школе возможно, если:

- будет изучена научная психолого-педагогическая литература по теме;

- будет разработана и реализована на практике система заданий по выполнению проекта на уроках технологии в начальной школе с использованием компьютера.

В ходе нашего исследования мы изучили и проанализировали научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования. Также изучили информационно-технологические проблемы обучения в начальных классах. И разработали и практически реализовали систему работы над проектом на уроке технологии в начальных классах с использованием ИКТ.

Опытно-практическая работа показала, что использование компьютера в проектной деятельности младших школьников, позволит совершенствовать процесс обучения проектной деятельности, упростить работу учителя и учеников, также позволит активизировать самостоятельную практическую творческую деятельность младших школьников.

Таким образом, мы реализовали цель нашего исследования, раскрыли особенности организации проектной деятельности с использованием ИКТ на уроках технологии. Но, данная тема требует дальнейшего изучения и практическую реализацию.

Тем не менее проблема организации работы над проектом на уроках технологии остается актуальной, так как существует множество вопросов по которым можно проводить исследования. Очень важной и крайне мало разработанной остается проблема организации проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах с использованием информационно-коммуникационных технологий.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.171.58 (0.012 с.)