Регулирование потребительского спроса в условиях инфляционной нестабильности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование потребительского спроса в условиях инфляционной нестабильности



Современная экономика Украины обладает неиспользованным потенциалом расширения внутреннего потребительского спроса, задействовав который органы государственного управления могут обеспечить более достойный уровень жизни, повысить благосостояние и платежеспособность населения, способствуя переходу украинской экономики в состояние динамичного и устойчивого экономического роста.

Потребительский спрос влияет на формирование макроэкономического равновесия через расширение совокупного спроса в экономике. Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

Очевидно, что наращивание потребительского спроса будет способствовать экономическому росту в случае, когда в экономике страны отсутствуют ограничения со стороны производства и существует потенциал, способный обеспечить растущий спрос. Для эффективного использования потребительского спроса как фактора роста экономики, государственная политика должна быть направлена на поддержание баланса в экономике путем активизации потребления и параллельного стимулирующего воздействия на корпоративный сектор в целях избежания инфляции.

Размер потребительского спроса является ключевым фактором экономического роста, восприимчивым к инструментам регулирования экономики, находящимся в руках государства. Расширение и поддержание внутреннего потребительского спроса требует осуществления целенаправленной государственной политики в этой области. Политика должна быть основана на разработке эффективного для украинской экономики механизма расширения потребительского спроса.

Механизм должен включать в себя мероприятия государственного воздействия на платежеспособный спрос домохозяйств, способствующие созданию, поддержанию и увеличению спроса на потребительском рынке, а также мероприятия стимулирующего воздействия государства на корпоративный сектор, увеличивающие заинтересованность отдельных организаций, предприятий, фирм в участии в этом процессе с другой стороны. Механизм должен представлять собой единую концепцию его применения с целью предотвратить неэффективное использование созданного платежеспособного спроса.

Структура мероприятий государственного воздействия на потребительский спрос:

. Мероприятия по созданию и увеличению платежеспособного спроса домохозяйств:

А) с двух сторон стимулировать покупательную способность каждого домохозяйства, тем самым, увеличивая спрос как домохозяйств, так и во всей экономике:

прямые мероприятия по увеличению покупательной способности домохозяйств;

косвенные мероприятия по увеличению покупательной способности домохозяйств (через корпоративный сектор).

Б) Мероприятия по увеличению числа домохозяйств, что будет способствовать росту спроса во всей экономике в долгосрочной перспективе.

. Мероприятия по увеличению платежеспособного спроса корпоративного сектора:

А) Мероприятия по стимулированию покупательной способности корпоративного сектора;

Б) Мероприятия по увеличению инвестиций в корпоративный сектор (стимулирование покупательной способности корпоративного сектора в долгосрочной перспективе);

В) Мероприятия, формирующие баланс между потреблением и необходимыми для инвестиций сбережениями.

. Мероприятия по предотвращению неэффективного использования созданного платежеспособного спроса.

Далее будут более подробно рассмотрены отдельные мероприятия государственного воздействия, следуя указанной выше схеме.

Прямые мероприятия по увеличению покупательной способности домохозяйств

. Мероприятия по увеличению доходов населения:

. регулирование ставок минимальной оплаты труда;

. индексации выплат заработной платы работникам бюджетной сферы;

. обеспечение социальной защиты населения:

образование, переподготовка, реабилитация нетрудоспособного населения трудоспособного возраста, развитие бирж труда и системы социальных пособий, контроль за сохранением естественного уровня безработицы;

государственные социальные трансферты;

государственные пенсии (последовательная пенсионная реформа).

. перераспределение налогового бремени на более обеспеченные слои населения.

. Мероприятия по кредитованию спроса:

. просветительская работа, работа с ожиданиями населения;

. развития механизмов потребительского кредитования и ипотечного жилищного кредитования.

Косвенные мероприятия по увеличению покупательной способности домохозяйств (через корпоративный сектор):

. Мероприятия по увеличению доходов населения:

. стимулирование повышения заработных выплат;

. социальная защита;

. контроль над естественным уровнем безработицы:

стимулирование увеличения числа рабочих мест,

дестимулирование содержания лишних рабочих мест,

стимуляция переподготовки,

вовлечение теневых доходов работников в систему социального страхования;

. стимулирование благотворительности.

. Мероприятия по кредитованию спроса:

. развитие финансового сектора;

. регулирование финансового сектора;

. государственная поддержка заемщиков (например, гарантии на выдаваемые кредиты).

Мероприятия по увеличению числа домохозяйств

. Мероприятия по контролю над демографической ситуацией:

. контроль смертности:

здравоохранение,

безопасность жизнедеятельности;

. контроль рождаемости:

стимулирование (выплаты),

социальные гарантии,

здравоохранение.

. Мероприятия по контролю над миграцией:

. привлечение квалифицированных кадров;

. удержание квалифицированных кадров.

. Мероприятия по улучшению структуры потребления.

Мероприятия по увеличению платежеспособного спроса корпоративного сектора:

. Мероприятия по стимулированию покупательной способности корпоративного сектора:

. увеличение доходов корпоративного сектора;

. повышение его конкурентоспособности:

проведения активной промышленной политики,

поддержки приоритетных отраслей потребительского комплекса,

осуществления государственных программ внедрения современных методов хозяйствования на отечественных предприятиях,

предоставления субсидий и налоговых льгот;

. государственный заказ;

. кредитование:

развитие финансового сектора

регулирование финансового сектора

государственная поддержка заемщиков

. Мероприятия по увеличению инвестиций в корпоративный сектор:

. привлечение внешних инвестиций:

улучшение внешней инвестиционной привлекательности,

стимулирование репатриации иностранных прибылей российских компаний и граждан;

. привлечение внутренних инвестиций:

улучшение внутренней инвестиционной привлекательности,

рост государственных инвестиций,

применение механизма государственно-частного партнерства,

стимулирование сбережений,

определение баланса между требуемыми сбережениями и спросом (планирование развития корпоративного сектора, его потребности в инвестициях и в спросе на его продукцию).

Мероприятия по предотвращению неэффективного использования созданного платежеспособного спроса:

. Мероприятия по поддержанию покупательной способности спроса:

. контроль над инфляцией;

. прямое регулирование цен.

. Мероприятия по улучшению инфраструктуры потребительского рынка:

. развитие инфраструктуры товарных рынков и сферы обращения, поддержка современных технологий розничной торговли, повышение открытости и прозрачности товарного рынка;

. форсированное развитие сферы услуг в различных областях (как в бытовом и жилищном секторе, так и в финансовой области), расширение доступности услуг образования и здравоохранения широким слоям населения за счет льгот, грантов и др.

. Мероприятия по предотвращению реализации спроса вне отечественной экономики:

повышение конкурентоспособности отечественных производителей;

таможенно-тарифная политика;

реформа налогообложения иностранных доходов, контролируемых украинскими компаниями и гражданами и др.

. Мероприятия по переориентации потребительского спроса на продукцию отечественного производства через популяризацию отечественных товаров.

. Мероприятия по предотвращению перераспределения средств населения в непроизводительные или малопроизводительные сектора экономики:

. защита от незаконных и мошеннических действий,

. ограничение азартных игр и др.

. Мероприятия по расширению сферы защиты прав потребителей, контроля качества предлагаемых товаров и услуг.

Реализация перечисленных государственных мероприятий направлена на расширение базы доходов как основного источника формирования потребительского спроса, и на повышение эффективности использования этих доходов с точки зрения развития экономики в целом.

Увеличение среднедушевого дохода и доходов корпоративного сектора при помощи государственного воздействия с одной стороны повысит уровень потребления, а с другой стороны повысит сбережения и инвестиции в хозяйствующие субъекты, которые обеспечат дальнейший рост доходов. Рост доходов увеличит совокупный платежеспособный спрос, который в свою очередь станет стимулом к расширению производств. Расширяющиеся производства будут предъявлять больший спрос на ресурсы, в том числе труд, и таким образом возникнет мультипликативный эффект.

Наравне с этим необходимо стимулирование потребления отечественных товаров и соответствующего расширения отечественных производств, что приведет к росту экономики страны. При этом важно сбалансированное стимулирование спроса, учитывающее возможности расширения производства в экономике, поскольку излишний внутренний спрос приведет к росту инфляции и утрате положительных эффектов.

Роль государства заключается в обеспечении максимально благоприятных условий функционирования потребительского рынка. Для поддержания тенденции повышения роли потребительского спроса в структуре экономического роста необходимо не только ввести ряд преобразований в экономическую и социальную политику государства, но и определить мероприятия по воздействию на потребительский спрос, чтобы использовать его в качестве механизма экономического роста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.015 с.)