Монетарный подход к регулированию инфляционных процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монетарный подход к регулированию инфляционных процессов



 

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.

Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение:

стабильного экономического роста;

полной занятости ресурсов;

стабильности уровня цен (регулирование инфляции);

равновесия платежного баланса.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать:

) контроль за предложением денег (денежной массы);

) контроль за уровнем ставки процента;

) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты) [1].

Изменение предложения денег центральный банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу (Н) и на денежный мультипликатор:

 

(multден = [(1 + сr)/(cr + rr)], так как ΔМ = multден х ΔН (1.1)

 

На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностей коммерческих банков (К) и банковского мультипликатора (multбанк = 1/rr).

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:

изменение нормы обязательных резервов;

изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования);

операции на открытом рынке.

Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов (или нормы резервных требований - required reserve ratio). Вспомним, что обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде наличности. Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов и может быть рассчитана по формуле: Rобяз = D х rr, где R обяз - сумма обязательных резервов, D - общая сумма депозитов, rr - норма обязательных резервов (в процентах). Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.

Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам. Во-первых, сокращаются кредитные возможности коммерческого банка, т.е. сумма, которую он может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности (К) представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов банка. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается.

 

ΔК= ΔD - ΔRобяз = ΔD - (ΔD×rr) (1.2)

 

где ΔК - изменение кредитных возможностей;

ΔD - изменение суммы депозитов;

ΔRобяз - изменение величины резервов банка;- норма обязательных резервов.

Во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора:

= 1/rr (1.3)

 

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: 1) и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, 2) и через изменение величины банковского мультипликатора.

Изменение величины кредитных возможностей (т.е. резервов) коммерческих банков ведет к изменению величины денежной базы:

 

денежная база (Н) = наличность (С) + резервы (R) (1.4)


А изменение величины банковского мультипликатора (1/rr) обусловливает изменение денежного мультипликатора [(1 + сr)/(cr + rr)].

В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Кроме того, стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы.

Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования) (discount rate). Учетная ставка процента - это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции.

Денежные средства, полученные в ссуду у центрального банка (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы.

Поэтому, изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы (на уровне банков ΔM = multбанкхΔК или на уровне экономики ΔM = multденxΔH).

Следует отметить, что в отличие от воздействия на предложение денег изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежной базы, не изменяя величину банковского (и поэтому денежного) мультипликатора.

Изменение учетной ставки также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых путем займа у центрального банка, невелик и не превышает 2-3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.

Поэтому изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики центрального банка. Объявление о повышении учетной ставки информирует о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Дело в том, что учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т.е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Если центральный банк объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономика реагирует очень быстро, деньги (кредиты) становятся «дорогими», и денежная масса сокращается.

Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой выступают операции на открытом рынке (open market operations). Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. (Деятельность центрального банка на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом.) Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно: 1) краткосрочные государственные облигации и 2) казначейские векселя.

Отличие государственных облигаций от векселей Казначейства состоит в том, что облигации приносят доход в виде процента (percent income), а доход по казначейским векселям представляет собой разницу между ценой, по которой Центральный банк продает ценные бумаги, обязуясь выкупить их через некоторый срок, и более высокой, определяемой в момент продажи, ценой обратного выкупа, т.е. это по сути capital gain.

Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если НБУ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым, общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, лишь воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежную базу. (Изменение величины банковского, а поэтому и величины денежного мультипликатора не происходит).

Если центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то поскольку продавец получает чек у центрального банка и вкладывает его на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся, и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие однако состоит в том, что когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций, в то время как, если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается сумма на текущих счетах, поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой резервных требований составит обязательные резервы банка.

Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, и соответственно денежную базу, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы на величину, равную произведению банковского, а на уровне экономики - денежного мультипликатора и объема продажи ценных бумаг на открытом рынке (bonds - B): ΔK = B x multбанк или ΔН = В х multден. Это оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.

Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у центрального банка выгодна коммерческим банкам и населению. Это связано с тем, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда центральный банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается (capital gain). И, наоборот, когда центральный банк продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодным их покупку.

Итак, инъекции в банковские резервы, как результат покупки, и изъятия из них, как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег [2].

Таким образом цели и инструменты монетарной политики НБУ можно свести в таблицу (табл. 1.1):

инфляционный потребительский спрос монетарный

Таблица 1.1. Монетарная политика центрального банка

  Политика «дешевых денег» Политика «дорогих денег»
Цели Увеличение денежной массы для стимулирования экономического роста и сокращения безработицы Уменьшение денежной массы для борьбы с инфляцией
Инструменты - покупка иностранной валюты; - покупка государственных ценных бумаг; - уменьшение обязательной резервной нормы; - уменьшение процентной ставки по депозитам коммерческих банков в НБУ; - уменьшение ставки рефинансирования. - продажа иностранной валюты; - продажа государственных ценных бумаг; - увеличение обязательной резервной нормы; - увеличение процентной ставки по депозитам коммерческих банков в НБУ; - увеличение ставки рефинансирования.

 

В передаточном механизме монетарной политики можно выделить пять звеньев:

изменение денежной базы и номинального предложения денег в результате действий НБУ;

изменение реального предложения денег;

изменение реальной процентной ставки;

изменение совокупного спроса (прежде всего инвестиций) в ответ на изменение процентной ставки;

изменение ВВП в ответ на изменение совокупного спроса.

Допустим, НБУ собирается проводить стимулирующую денежную политику (политику «дешевых денег»), для чего он увеличивает денежную базу. В результате у банков возрастают избыточные резервы, и у них появляется возможность выдавать больше ссуд. Однако политика «дешевых денег» не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут дополнительные ссуды, и номинальное предложение денег возрастет. С подобной проблемой сегодня сталкивается и Украина, где банки опасаются кредитовать реальный сектор.

Теперь предположим, что номинальная денежная масса все же увеличилась. Это должно повлечь за собой снижение реальной процентной ставки для стимулирования совокупного спроса. На графике (рис. 1.1) рост денежной массы выражается в сдвиге кривой денежного предложения вправо, соответственно процентная ставка снижается до r1:

 

Рис. 1.1 - Сдвиг кривой денежного предложения и изменение процентной ставки


Проблема, однако, в том, что увеличение денег в экономике может сопровождаться ростом цен. Если цены возрастают в той же степени, что и номинальная денежная масса, реальные деньги (М/Р) остаются прежними. В результате кривая денежного предложения не смещается, и процентная ставка (r0) не меняется.

В коротком периоде цены стабильны или возрастают незначительно. Таким образом, вместе с ростом номинальной денежной массы увеличиваются и реальные деньги. Но при этом степень снижения процентной ставки зависит от наклона кривой спроса на деньги, отражающего чувствительность спроса на деньги к процентной ставке (рис. 1.2).

На рис. 1.2А спрос на деньги малочувствителен к процентной ставке. Поэтому последняя снижается заметно при росте денежной массы. Обратная ситуация отражена на рис. 1.2Б. Здесь, при таком же повышении количества денег в экономике, процентная ставка падает незначительно.

Отличительная черта монетарной политики - незначительный внутренний лаг. Напомним, что внутренний лаг - это промежуток времени между изменением в экономике и принятием ответных мер экономической политики. Меры по регулированию денежной массы НБУ может предпринимать самостоятельно.

 


 

А

 

 

Б

Рис. 1.2 - Изменение процентной ставки в зависимости от наклона кривой спроса на деньги

 

В то же время монетарная политика характеризуется относительно продолжительным внешним лагом. Внешний лаг - промежуток времени между принятием экономических решений и временем, когда они начнут давать результаты. Изменение денежной базы Центральным банком сказывается на экономике не сразу, но лишь по прошествии определенного времени. Это обусловлено сложным передаточным механизмом монетарной политики. Продолжительность внешнего лага затрудняет монетарную политику.

Сравнительная эффективность бюджетно-налоговой и монетарной политики - предмет острых дискуссий представителей различных экономических школ. Так кейнсианцы отдают предпочтение бюджетно-налоговой политике, поскольку монетарная политика обладает сложным передаточным механизмом, в цепи причинно-следственных связей которого много слабых звеньев. Со своей стороны неоклассики отрицают эффективность бюджетной политики в силу действия эффекта вытеснения: рост государственных расходов ведет к повышению процентной ставки, соответственно уменьшению частных инвестиций. Следовательно, конечный результат воздействия бюджетной политики на совокупный спрос непредсказуем или, в лучшем случае, несуществен [3].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.169 (0.038 с.)