Анализ средств и методов антиинфляционной политики В украине и их влияние на потребительский спрос 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ средств и методов антиинфляционной политики В украине и их влияние на потребительский спрос



 

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления инфляцией неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали (такое повышение ставок заработной платы, которое вызывает неумеренное увеличение рыночных цен, что, в свою очередь, порождает дальнейшее увеличение ставок заработной платы), а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов.

Инструменты управления инфляционными процессами различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной эмиссии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной и согласуется с динамикой цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях роста цен требует специальных мер.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию весьма сложно с помощью одних лишь организационных мер. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования трансформационной экономики предполагает использование как опробованных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления.

Следует признать, что в Украине расчеты на быстрое укрощение инфляции и пробуждение заинтересованности производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко непросто. Переход от одной системы к другой натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось чрезвычайно трудно.

Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия.

Применительно к украинской экономике, попавшей в инфляционную полосу в начале реформ, и не сумевшей разработать единую линию антиинфляционной политики, можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации:

. Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие здоровой конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате свободного ценообразования, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.

. Ценовые диспропорции не устранены в ходе либерализации цен. Свободные цены не стали ценами равновесия и не работали на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая, машиностроение.

. Сокращение внешнего долга, резко сужающего маневры валютными ресурсами.

. Практически отсутствуют страховые фонды - материальные и финансовые.

Результативность антиинфляционной политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов.

Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой.

Для Украины серьезной проблемой стало сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, труднорешаемые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов.

Период 1992-1994 гг. характеризовался чрезвычайно высоким уровнем инфляции, обвальным ростом цен, ослаблением контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. По данным Мирового банка, уровень инфляции в Украине во второй половине 1993 г. был наивысшим в мире.

К числу инфляционных факторов, которые имели место в течение последних лет, принадлежат:

а) высокое поднятие цен на энергоносители и основные виды сырья и материалов;

б) увеличение денежной массы за счет дополнительной эмиссии денег;

г) рост безналичного обращения как следствие кредитования низко рентабельных и убыточных предприятий;

д) монопольное ценообразование в условиях монополизации большинства видов промышленного производства, которое ведет к диктатному повышению цен производителями, поскольку потребители, лишенные выбора и отсутствие сдерживающего контроля за ценам.

Сначала экономике Украины была свойственна инфляция расходов, поскольку опережающими темпами росли цены энергоносителей и сырья, и каждая следующая волна повышения цен начиналась с топлива и сырья. Периодическое опережающее повышение цен на энергоносители было импульсом для общего роста цен и инфляции.

Повышение предприятиями цен на собственную продукцию, с целью покрытия растущих расходов, дало толчок к дальнейшему развитию инфляционных процессов. При этом типе инфляции роста денежной массы является следствием повышения цен. Невзирая на растущую денежную эмиссию, возникла нехватка оборотных средств предприятий для расчетов со своими поставщиками (кризис неплатежей) и для выдачи зарплаты. В результате сложилась типовая инфляционная спираль: увеличение цен ведет к увеличению расходов (и в том число зарплаты), какое требует увеличение денежной массы, а последнее, в свою очередь, ведет к новому витку роста цен. Таким образом, инфляция в Украине представляет собой интеграцию инфляции спроса и инфляции расходов, что значительно усложняет осуществления антиинфляционной политики.

Сложившаяся в нашей стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры по регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов инфляции.

Окончательно преодолеть инфляцию можно, только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

 


Заключение

 

В настоящее время инфляция является одним из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую системы в целом. Инфляция не только снижает покупательскую способность, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Как свидетельствуют исследования показателей инфляционных процессов в Украине инфляция носит не случайный, а весьма устойчивый характер. На протяжении последних четырех лет показатель инфляции в Украине выражался двухзначными цифрами. (12,6% в 2005 году, почти 10% - в 2006-м, 10,9% - в 2007-м, 19,4% - в 2008-м и 22,3% - в 2009-м). Уровень инфляции в Украине один из самых высоких в мире. Для сравнения в 2009 г. показатель в странах еврозоны составлял 0,3%, Азии - 0,6%, Центральной Европы - 7,9%, Латинской Америки - 5,6%.

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там разработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.

Управление инфляцией в Украине представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный и многофакторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы.

При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Наравне с этим необходимо стимулирование потребления отечественных товаров и соответствующего расширения отечественных производств, что приведет к росту экономики страны. При этом важно сбалансированное стимулирование спроса, учитывающее возможности расширения производства в экономике, поскольку излишний внутренний спрос приведет к росту инфляции и утрате положительных эффектов.

Роль государства заключается в обеспечении максимально благоприятных условий функционирования потребительского рынка. Для поддержания тенденции повышения роли потребительского спроса в структуре экономического роста необходимо не только ввести ряд преобразований в экономическую и социальную политику государства, но и определить мероприятия по воздействию на потребительский спрос, чтобы использовать его в качестве механизма экономического роста.

 

 


Перечень ссылок

 

1. http://economics.wideworld.ru/macroeconomics/10/

2. Матвеева Т.Ю. Макроэкономика: Курс лекций для экономистов, 2001 г.

.   www.distant.ru/education/macroeconomics/19.pdf

.   Ломакин B.K. Экономическая теория. Мировая экономика. - М.: Инфинити, 2003. - 423 с.

.   Фролова Т.А. Макроэкономика: конспект лекций. - Таганрог: ТРТУ, 2006. - 376 с.

.   Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 2006.

.   http://economics.wideworld.ru/microeconomics/3/.

.   Экономическая теория / под ред. В.Д. Камаева, М.: 2008.

9. http://www.ref.by/refs/101/1139/1.html

.   Камаев В.Д. «Экономическая теория» Москва 1998 г.

11. http://www.ukrstat.gov.ua

.   http://minfin.com.ua/blogs/ukrsib/11723/

.   http://www.rbc.ua/rus/top/show/rost-bazovogo-indeksa-potrebitelskih-tsen-v-ukraine-v-iyule-09082010114400

14. Борисов Е.Ф. «Основы экономической теории». М.: Наука, 2002.

15. Волков Ф.М. Количественные и качественные характеристики экономического роста в современной России. 2005. М., Полиграф сервис.

16. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. 2002. М., «Гелиос АРВ».

.   Нуреев Р.М. Экономика развития. Модели становления рыночной экономики. 2001. М., Инфра-М.

.   Расков Н.В. Переходная экономика России: Экономика кривых зеркал. 2006. С-Пб., СПбГУ.

.   Снимщков И.В. Конечное потребление как фактор экономического роста // www.volsu.ru

.   Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика. Справочник. М.: Экономика, 2007.

.   Мостовая. Экономическая теория. М.: Экономика, 2008.

.   Экономика / Под ред. А.С. Булатова. М.: 2004.

.   Державне регулювання економiки: Навч. посiбник / С.М. Чистов, А. Никифоров, Т.Ф. Куценко та н. - К.: КНЕУ, 2000.

.   Економiка України та шляхи подальшого реформування. - К.: Генеза. - 1996. - 265 с.

.   Микро- и макроэкономика: Практикум. - СПб: ЛИТЕРА ПЛЮС. - 2002.

.   Нацiональний банк Украiни грошово-кредитна полiтика - К., 2004.

.   Небава М. Теорiя макроекономiки. Навчальний посiбник - Киiв: Видавничий Дм «Слово». - 2003. - 536 с.

.   Экономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, М.Г. Муталимов и др. - М., 2002.

.   Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М., 2002.

.   «Основные факторы и факторы инфляции в Украине» // Ковальчук Т., Кузнец Г. - «Финансы Украины», №10, 2006.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.024 с.)