ТОП 10:

Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции. Уголовная юстиция, ее система.



Свойства судебной власти.

В соответствии с положениями главы 6 Конституции Республики Беларусь, судебная власть представляет собой самостоятельную и независимую (при осуществлении правосудия) часть государственного аппарата, обладающую рядом отличительных признаков (свойств).

1. Государственной власти присуще такое свойство, как легитимность41.

Применительно к судебной власти данный признак имеет некоторую специфику. В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами42.

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, то есть нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности.

2. Исключительность судебной власти означает, что судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 109 Конституции Республики Беларусь, ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей).

Никакой другой государственный орган, должностное лицо не имеет права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их система и полномочия определяются Конституцией и соответствующими законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную законом (чрезвычайных судов), не допускается.

3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону (ст. 110 Конституции Республики Беларусь).Органы судебной власти пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции Республики Беларусь и закону.Суды образуют обособленную систему, не входящую в другую государственную структуру. Организационно они никому не подчинены. Суды имеют определенные взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей.

4. Властный характер полномочий суда.

Судебная власть является разновидностью государственной власти наряду с законодательной и исполнительной.. Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимное равновесие. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности.

5. Судебная власть реализуется на основе Конституции Республики Беларусь и законов (ст. 110 Конституции Республики Беларусь). Согласно ст. 3 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, правовую основу судоустройства и статуса судей в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и иные законодательные акты белорусского государства

6. Правоприменительный характер судебной власти. Суд не издает нормативных актов, а применяет их к конкретным фактам и обстоятельствам.

7. Полнота судебной власти, выражаемая в широких, законодательно закрепленных полномочиях судов и судей как в разрешении с помощью правовых методов самых разнообразных юридических споров и конфликтов, так и в применении мер государственного принуждения к правонарушителям вплоть до самых строгих, исключительных. В частности, только суд на легальной основе вправе применять в качестве меры уголовного наказания такие его виды, как пожизненное заключение и смертная казнь.

 

 

Содержание и значение отдельных конституционных основ судебной власти.

Принцип осуществления судебной власти только судами состоит в том, что это функция предоставлена только судам. Это закреплено в ст.6.26 кодекса «о судоустройстве и статусе судей». Ни один другой орган или должностное лицо не обладает такими полномочиями.

Принцип независимости судей и подчинение их только закону - в ст.110 и 112 конституции. Его содержание включает 2 относительно самостоятельных положения:

1) при рассмотрении дел судьи ограждены от постороннего вмешательства или навязывания им тех или иных решений со стороны госорганов, должностных лиц, граждан и судей вышестоящих судов;

2) судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с конституцией и иными НПА.

Ст.25 кодекса «о судоустройстве и статусе судей» устанавливает систему гарантий этого принципа.

Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах. Ст.113 конституции устанавливает, что дела рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично. В ст.132 УПК уголовные дела в судах 1-ой инстанции рассматриваются единолично, т.е. одни судья, или коллегиально - судья и 2 заседателя. Коллегиально рассматриваются дела о преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрено наказание свыше 12 лет лишения свободы или смертная казнь, и о преступлениях несовершеннолетних. Остальные дела только судья.

Принцип гласности судебного разбирательства закреплен в ст113 конституции и указывает, что разбирательство во всех судах открытое. Открытость судебного разбирательства предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16 лет и представителям СМИ присутствовать на судебном заседании. Принцип гласности обеспечивает контроль общества и государства за деятельностью судов и правоохранительных органов. Слушание же дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Закрытое судебное заседание проводиться в целях неразглашения охраняемых законом сведений и для обеспечения безопасности участников судебного процесса и по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними

Принцип состязательности и равенства сторон в процессе. В соответствии со ст.115 конституции правосудие осуществляется на основании состязательности и равенства сторон в процессе. Сущность данного принципа заключается в предоставлении сторонам юридического спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании.

Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту предоставляет лицам возможность обращения в суд за защитой своих прав и интересов. Ст. 60 конституции предписывает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным независимым и беспристрастным судом. В текущем законодательстве содержание этого принципа получило более детальную реализацию в ст.10 кодекса «о судоустройстве и статусе судей». При несогласии с решением суда гражданин в целях продолжения судебной защиты своих интересов вправе обжаловать его в вышестоящую судебную инстанцию.

Презумпция невиновности во всех видах правосудия. Но наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом лицо невиновно в совершении преступления до того, пока его вина не доказана в суде. В уголовно-процессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется в ряде дополнительных положений, т.е. органам уголовного преследования запрещено перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности. Не устраненные сомнения трактуются в пользу невиновности.

Принцип выборности и назначаемости судей. Существует 3 способа формирования судебного корпуса:

а) назначение судей населением и государственными органами власти;

б) назначение высшими должностными лицами государства;

в) смешанный.

РБ присущ третий способ назначения судей. Шесть судей конституционного суда РБ назначаются советом республики и шесть президентом.

 

Кодекс

Организация судебной власти и правоохранительных органов регулируется Кодексом и законами, которые принимаются парламентом и обладают высшей юридической силой.

Базовым, основополагающим законом для отечественного судоустройства является Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Этот правовой акт открывает новый этап в белорусском судоустройстве, организации юстиции в целом. В нем нашли отражение и дальнейшее развитие конституционные основы судебной власти. Сохраняя преемственность с прежним законодательством о судоустройстве, этот правовой документ содержит и нововведения, имеющие принципиальное значение для развития органов правосудия и правовой системы. Одной из основных отличительных особенностей Кодекса по сравнению с ранее действовавшим Законом о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь от 13 января 1995 г. является то, что этот правовой акт регулирует не только компетенцию и организацию общих судов (как было ранее), но и хозяйственных судов и Конституционного Суда Республики Беларусь, а также статус судей всех видов судов и всех звеньев единой национальной судебной системы. Кодекс характеризуется более совершенной законодательной техникой. В нем 6 разделов, 22 главы и 193 статьи (в Законе 1995 г. – шесть разделов, 11 глав и 90 статей). Раздел I – Основы, задачи и принципы деятельности судебной системы; раздел II – Порядок формирования и компетенция судов; раздел III – Статус судьи и народного заседателя; раздел IV – Органы судейского сообщества; V - Обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества; наконец, VI - заключительные положения.

 

 

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Назначение судей.

Судьей Суда РБ может быть назначен гражданин РБ, владеющий бел и рус языками, имеющий высшее юрид образование, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами.

Предельный возраст пребывания в должности судьи 70 лет.

Кандидатом на должность судьи суда может быть гражданин РБ, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее трех лет.

Кандидат на должность:

- судьи областного (Минского городского) должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;

- судьи Верховного Суда РБ должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы в должности судьи не менее пяти лет либо стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет, а также лицо, имеющее высшее техническое или высшее естественнонаучное образование и стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

На должность судьи не может быть назначено:

- лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

- лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

- лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя районного (городского), специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя областного (Минского городского) суда, экономического суда области (города Минска) должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится в целях оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие должности судьи, их деловых и морально-психологических качеств.

Положительный результат квалификационного экзамена является основанием для зачисления кандидатом в судьи и действителен в течение двух лет с момента его сдачи.

Назначение судей

Судьи районных (городских), специализированных судов, областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска) назначаются Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ.

Судьи Верховного Суда РБ назначаются Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Судьи назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. Судьи исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе.

Судьи, занимающие государственные должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, достигшие 65 лет – предельного возраста пребывания на государственной службе, с их согласия могут быть оставлены на государственной службе в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Судья вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги.

 

 

Дисциплинарная ответственность судей.

В соответствии с Кодексом, судья может быть при­влечен к дисциплинарной ответственности:

· за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;

· за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь;

· за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служеб­ного проступка.

По общему правилу, отмена или изменение судеб­ного постановления не влекут за собой ответственно­сти судьи, участвовавшего в вынесении указанного су­дебного постановления. Исключением являются случаи, когда судьей было преднамеренно вынесено незакон­ное судебное постановление.

Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее двух месяцев со дня обнаруже­ния проступка (не считая времени болезни и пребыва­ния в отпуске) и не позднее шести месяцев со дня его совершения. Дисциплинарное производство в отноше­нии судей возбуждается Президентом Республики Бе­ларусь, председателями судов, Министром юстиции и руководителями органов юстиции.

К судье могут быть применены такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, преду­преждение о неполном служебном соответствии, по­нижение в квалификационном .классе судьи на срок до шести месяцев, освобождение от должности.

Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь за совершение ими дисциплинарных проступков, за ис­ключением проступков, выразившихся в несоблюде­нии судьями правил внутреннего трудового распоряд­ка, осуществляется квалификационными коллегиями судей. Дисциплинарное производство за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка осуществля­ется председателями соответствующих судов в соответст­вии с Законодательством Республики Беларусь о труде.

По результатом рассмотрения дисциплинарного про­изводства квалификационная коллегия судей принимает заключение, имеющее рекомендательный харак­тер, о наличии оснований для:

- наложения дисциплинарного взыскания (в виде замечания, выговора, предупреждения о непол­ном служебном соответствии).

В этом случае материалы по результатам дисципли­нарного производства направляются квалификационны­ми коллегиями судей с их заключениями для принятия окончательного решения председателям соответствую­щих судов;

· понижения в квалификационном классе на срок до шести месяцев;

· освобождения судьи от должности.

При принятии подобного и вышеназванного реше­ния соответствующая квалификационная коллегия су­дей направляет его вместе с материалами дисципли­нарного производства лицам, уполномоченным вносить соответствующее представление Президенту Республики Беларусь о применении данных мер взыскания;

· прекращения дисциплинарного производства.

По поступившим из квалификационных коллегий судей материалам о дисциплинарных производствах, председатели соответствующих судов принимают окон­чательное решение:

· о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о непол­ном служебном соответствии;

· о прекращении дисциплинарного производства.

Решение о наложении дисциплинарных взысканий в виде понижения судьи в квалификационном классе на срок до шести месяцев и освобождении судьи от должности принимается Президентом Республики Бе­ларусь.

В течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания, судья является привлеченным к дисцип­линарной ответственности. Возможно и досрочное сня­тие с судьи дисциплинарного взыскания.

Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества. Органы, осуществляющие эту деятельность по действующему законодательству.

Вся исполнительно- распорядительная деятельность направленная на обеспечение нормальных условий осущ. правосудия. В нее включается кадровое, организационное, ресурсное и информ. обеспечение органов судебной власти при строгом соблюдении их независимости и самостоятельности.

Осуществляется:

- секретариат КС в отношении КС РБ

- аппаратов ВС в отношении ВС

- аппаратов ВХС – ВХС РБ, хоз. судов областей(гор.Минска) и спец. хоз судов.

- Минюст – обл.(Мин.гор), районных(городских) и специализ.судов.

- управлением юстиции обл.(Мин.гор), исполнительным комитетом в отношении района (гор.),специал. судов.

Значение; все они разрабатывают и вносят предложения по поводу организации работы судов, осущ. подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышают квалификацию, ведение судебной статистики, разрабатывают меры по укреплению независимости судей.

Организационное и материально- техническое обеспечение деятельности судов в разные времена осуществляли суды и органы юстиции.

Осуществляется:

- секретариат КС в отношении КС РБ

- аппаратов ВС в отношении ВС

- аппаратов ВХС – ВХС РБ, хоз. судов областей(гор.Минска) и спец. хоз судов.

- Минюст – обл.(Мин.гор), районных(городских) и специализ.судов.

- управлением юстиции обл.(Мин.гор), исполнительным комитетом в отношении района (гор.),специал. судов.

Минюст:

· Разрабатывает и осуществляет меры, направленные на совершение организации работы судов и укрепление независимости судей;

· Осуществляет матер.- техническое, финансовое обеспечение соответствующих судов;

· Организует проектирование и утверждает проектно- сметную документацию строительства (кап.ремонт)зданий судов;

· Участвует в формировании судейского корпуса(представители органов юстиции в составе квалиф.коллегий судей принимают участие в отборе кандидатов на должность судьи, в аттестации судей и т.д.)

· Осуществляет меры по внедрению научно-методич. рекомендаций в практику судов

· Осущ. повышение квалифиц. работников суда; возбуждает дисципл. производство в отношении судей

· Ведет статистическую отчетность в судах и др.

Местные исполнительно- распорядительные органы предоставляют помещение и т.д.

ОВД – обеспечивают общественный порядок, охрану помещения и т.д. ( в суде)

Финансирование судов из средств республиканского бюджета. Расходы предусмотрены на очередной год.

Адвокат в Республике Беларусь. Ограничение права на осуществление адвокатской деятельности. Лицензия на осуществление адвокатской деятельности. Начало осуществления, приостановление и прекращение адвокатской деятельности.

В соответствии со ст.7 Закона РБ «Об адвокатуре» адвокатом РБ может быть гражданин РБ, имеющий высшее юр образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет или не имеющий такого стажа, но прошедший стажировку сроком от 6 месяцев до 1 года в адвокатуре, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на право занятия адвокатской деятельностью.

Лицензия на право занятия адвокатской деятельностью выдается Мин юстиции РБ на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в РБ сроком на 5 лет. Продление срока действия лицензии на 5 лет производится Мин юстиции РБ по заявлению гражданина с учетом соблюдения им законодательства об адвокатской деятельности по результатам аттестации.

Отказ в выдаче лицензии на право занятия адвокатской деятельностью или отказ в продлении срока действия такой лицензии может быть обжалован в суд в течение месячного срока со дня вынесения соответствующего решения.

Лица, окончившие высшие учебные заведения по специальности правоведение, но не имеющие трехлетнего стажа работы по этой специальности, проходят в адвокатуре стажировку от 6 мес до 1 года. Граждане, имеющие юр образование, могут быть приняты в качестве помощников адвокатов. Помощники не обладают правами адвокатов и не допускаются к ведению дел в органах дознания, предварительного следствия, судах и других государственных органах. На адвокатов не распространяются нормы трудового законодательства РБ.

Продление срока действия лицензии производится Мин юстиции РБ по заявлению адвоката с учетом соблюдения им законодательства об адвокатуре по результатам аттестации, проведенной в порядке, предусмотренном законодательством.

1.Адвокатская деятельность приостанавливается решением совета соответствующей территориальной коллегии адвокатов в случае: -избрания адвоката в гос орган или иную организацию на период работы на постоянной основе; - призыва адвоката на военную службу; - приостановления действия лицензии в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Адвокатская деятельность прекращается в случаях аннулирования или прекращения действия лицензии по основаниям, предусмотренным настоящим Законом и иными законодательными актами. Действие лицензии может быть прекращено Мин юстиции РБ при применении к адвокату дисциплинарного взыскания в виде исключения из территориальной коллегии адвокатов.

Решение об аннулировании или прекращении действия лицензии принимается Министерством юстиции Республики Беларусь на основании заключения Квалификационной комиссии.

 

 

Гарантии адвокатской деятельности. Права и обязанности адвокатов. Дисциплинарная ответственность адвокатов.

Под правовым статусом адвоката понимается совокупность его профессиональных прав и обязанностей по осуществлению юр помощи, а также установленных законом гарантий адвокатской деятельности.

Права и обязанности адвоката, гарантии его деятельности закреплены в Законе «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», процессуальном законодательстве (ГПк, УПК, ХПК), правилах профессиональной этики адвоката и других актах.

Адвокат вправе оказывать клиентам любую юр помощь, в которой они нуждаются. Выступая в качестве представителя или защитника, адвокат имеет право:

— представлять права и интересы клиентов;

— самостоятельно собирать и представлять сведения, касающиеся обстоятельств дела;

— запрашивать справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юр помощи, у гос органов и иных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии;

— беспрепятственно и конфиденциально общаться наедине со своим клиентом;

— применять в своей профессиональной деятельности технические средства (компьютеры, видео- и звукозаписывающую аппаратуру, фото- и киноаппаратуру, множительную и иную технику) с учетом требований, установленных процессуальным законодательством;

— осуществлять иные права, предусмотренные действующим законодательством.

Адвокат в своей деятельности обязан:

— точно и неукоснительно соблюдать законодательство, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав, свобод и интересов клиентов;

— оказывать юр помощь по делам в соответствии с законодательными актами;

— соблюдать Правила профессиональной этики адвоката;

— отчислять средства в форме взносов на содержание территориальной коллегии адвокатов;

— постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию;

— выполнять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

За совершение деяний, противоречащих Закону «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», Правилам профессиональной этики адвоката и иным актам законодательства об адвокатуре, адвокаты подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности. Дело о дисциплинарном проступке адвоката рассматривается дисциплинарной комиссией коллегии адвокатов. Видами дисциплинарных взысканий являются замечание, выговор, исключение их территориальной коллегии адвокатов (ст.ст. 20—24 Закона).

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка и 6 месяцев с момента его совершения ,а по результатам проверки, проведенной компетентными гос органами или иными организациями, — не позднее 2 лет с момента совершения дисциплинарного проступка.

Если адвокат в течение 1года со дня применения дисциплинарного взыскания не совершит нового дисциплинарного проступка, он считается не подвергшимся дисциплинарному взысканию. Закон предусматривает возможность досрочного снятия дисциплинарного взыскания.

Решение о привлечении к дисциплинарной ответственности может быть в месячный срок со дня его вынесения обжаловано адвокатом в дисциплинарную комиссию Республиканской коллегии адвокатов. В случае отказа дисциплинарной комиссии Республиканской коллегии адвокатов в удовлетворении жалобы либо неполучения ответа в месячный срок со дня направления жалобы решение о привлечении к дисциплинарной ответственности может быть обжаловано в суд.

 

 

Деятельности.

Требования к лицам, желающим стать адвокатами, содержатся в статье 7 Закона.

· ФЛ

· гражданин

· высшее юридическое образование

· пройти стажировку

· сдать квалификационный экзамен

· получить лицензию

· необходимо являться членом территориальной коллегии адвокатов.

Основания, при наличии которых лицо не допускается к осуществлению адвокатской деятельности, ст.8:

- признание лица недееспособным или ограниченно дееспособном

- ранее совершившее умышленное преступление;

- исключенное (уволенное) из коллегии адвокатов, а также уволенное из правоохранительных и других органов по дискредитирующим обстоятельствам (ст. 42 ТК), в течение трех лет со дня принятия соответствующих решений об увольнении;

- обратившееся за получением лицензии в течение одного года со дня вступления в силу принятого в отношении его либо индивидуального предпринимателя (юридического лица), в качестве которого было зарегистрировано (учредителем или руководителем которого являлось) это физическое лицо, решения об аннулировании специального разрешения (лицензии) на осуществление частной нотариальной деятельности либо деятельности по оказанию юридических услуг соответственно;

- занимавшее в период со дня подачи заявления о допуске к квалификационному экзамену до дня получения лицензии должности, время работы на которых засчитывается в стаж государственной службы.

Если стаж работы по специальности не менее трех лет, то стажировка – 3-6 месяцев.

Когда стажировка оканчивается, адвокат (руководитель стажировки) составляет заключение о способности стажера заниматься адвокатской деятельности. Заявление в квалификационную комиссию по вопросам адвокатской деятельности РБ.

После подачи заявления комиссия проводит проверку на предмет соответствия кандидата требованиям и отсутствия ограничений. По результатам проверки комиссия (не) допускает к сдаче экзамена. По результатам экзамена данная комиссия принимает решение о том, соответствует ли претендент заявленным требованиям. Повторный экзамен не ранее 6 месяцев.

После получения лицензии лицо должно вступить в члены территориальной коллегией. Порядок получения лицензии на осуществление адвокатской деятельности урегулирован гл. 10 Положения «О лицензировании отдельных видов деятельности», Указ от 01.09.2010.

3 организационные формы:

- юридическая консультация

- адвокатское бюро

- индивидуальная деятельность

Решение адвоката об осуществлении своей деятельности индивидуально или организации бюро подлежит согласованию с территориальной коллегией адвокатов. Отказ может быть обжалован в суд.

Юридические консультации: район, город и др.

Коллегии осуществляют обеспечение консультаций. Деятельностью ЮК руководит заведующий. ОН назначается советом территориальной коллегией адвокатов.

АБ организуется партнерами. Один адвокат – партнер одного бюро. АБ может привлекать других адвокатов и др. работников. Текущее руководство деятельностью осуществляется управляющим партнером. Он подписывает документы и др.

Консультации и АБ могут быть специализированы.

Требования, предъявляемые к лицам, которые претендуют на приобретение статуса нотариуса. Права и обязанности нотариусов

На должность гос нотариуса может быть назначен гражданин РБ, имеющий высшее юр образование, свидетельство на право занятия нотариальной деятельностью и отвечающий иным требованиям законодательства. Назначение на должность гос нотариуса лиц, претендующих на занятие этой должности допускается при соблюдении условий: прохождение стажировки в качестве стажера нотариуса сроком до одного года (при назначении на должность после соответствующего перерыва в работе - до 6 месяцев); сдачи квалификационного экзамена комиссии по вопросам нотариальной деятельности, образованной Мин юстиции. Порядок прохождения стажировки, выдачи и аннулирования соответствующего свидетельства, а также образования и деятельности квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности, компетенция этой комиссии определяются Министерством юстиции. Лицо, впервые приступающее к работе государственного нотариуса, приносит в торжественной обстановке присягу, подписывается под ее текстом, который хранится в его личном деле. Назначение на должности в государственной нотариальной конторе и освобождение от них осуществляется Министерством юстиции, как правило, по представлению соответствующего управления юстиции, или самим управлением юстиции местного исполнительного и распорядительного органа. Права и обязанности нотариуса

Нотариусы, уполномоченные должностные лица имеют право потребовать от граждан и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариального действия; составлять проекты сделок, заявлений, иных документов, изготавливать копии документов и выписок из них; давать разъяснения и консультации по вопросам совершения нотариальных действий; приостанавливать или откладывать совершение нотариального действия в случаях, предусмотренных законодательством. Нотариусам, уполномоченным должностным лицам могут быть предоставлены законодательством и иные полномочия и права. Нотариус обязан исполнять свой профессиональный долг в соответствии с Положением о нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь и присягой . Нотариусы, уполномоченные должностные лица обязаны оказывать гражданам и юридическим лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемого нотариального действия с тем, чтобы юридическая неосведомленность не нарушила бы их права и не могла бы быть использована им во вред. Нотариус не может оказывать посреднические услуги при заключении договоров, заниматься иной деятельностью, в отношении которой для служащих государственного аппарата (государственных служащих) предусмотрены ограничения. Нотариусы, уполномоченные должностные лица в случае нарушения законодательства могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и иной ответственности в соответствии с законодательством. Руководство нотариатом осуществляется Министерством юстиции, управлениями юстиции местных исполнительных и распорядительных органов, другими государственными органами в пределах их компетенции. Управления юстиции местных исполнительных и распорядительных органов осуществляют непосредственный контроль за исполнением служебных обязанностей нотариусами, правильностью совершения нотариальных действий уполномоченными должностными лицами

Органом Белорусской нотариальной палаты, осуществляющим внутренний контроль, за соответствием деятельности БНП законодательству Республики Беларусь и Уставу БНП, проверку финансово-хозяйственной деятельности БНП, является Ревизионная комиссия.

В Белорусской нотариальной палате и ее территориальных структурных подразделениях создаются Дисциплинарные комиссии, в полномочия которых входят вопросы дисциплинарной ответственности членов БНП.

Для централизованного хранения и обеспечения сохранности, образовавшихся в результате деятельности нотариуса документов, являющихся составной частью Национального архивного фонда Республики Беларусь, БНП организует нотариальные архивы, которые также входят в структуру Белорусской нотариальной палаты.

Руководство БНП осуществляет её Председатель и Правление.

Контроль за нотариальной деятельностью осуществляется в административном порядке и в судебном порядке. В административном порядке контроль осуществляется органами юстиции за исполнением нотариусами, уполномоченными должностными лицами своих профессиональных обязанностей.

Так, в соответствии с п. 2, 3 ст. 46 Закона о нотариате контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о нотариате лицами, совершающими нотариальные действия, осуществляют Министерство юстиции Республики Беларусь, главные управления юстиции, иные государственные органы в пределах их компетенции.

Административный контроль за исполнением профессиональных обязанностей частными нотариусами осуществляют главные управления юстиции и Белорусская нотариальная палата.

Судебный контроль за совершением нотариусами нотариальных действий осуществляется при рассмотрении исков в порядке искового производстваи рассмотрении жалоб на нотариальные действия или на отказ в их совершении в порядке производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений (ст. 351-352 ГПК), производства по делам по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении (ст. 266 ХПК).

 

Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции. Уголовная юстиция, ее система.

Правоохранительная деятельность:

1.связана с восстановлением нарушенного права и справедливости, в необходимых случаях с применением мер государственного принуждения (юридических санкций) к правонарушителям.2.достигает своей цели на основе закона и с соблюдением всех предусмотренных законом процедур.3. правоохранительной деятельности свойственна воспитательно-предупредительная направленность (профилактика).4.занимаются специально созданные для этой цели государственные органы (и должностные лица), суд и правоохранительные органы.

Правоохранительная деятельность – это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц (специальных субъектов) по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционног







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.024 с.)