ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития законодательства о судебной системе в Белорусской ССР и в Республике Беларусь



До 1529 года основным источником полоцкого писаного права были привелеи, выданные полочанам Великим князем Литовским. Большое значение имеет грамота 1499 года о наместницком и войтовском суде, подтверждающая грамота 1502 о церковном суде полоцкого архиепископа.

Лишены прав были холопы и рабы, которые не могли самостоятельно выступать в суде в качестве истцов и ответчиков. В защиту их интересов на суде могли выступать только их паны. Статут ВКЛ 1529 года. Особое внимание в статуте уделялось судебно-уголовному праву. Суд в период феодализма был основным органом, который обеспечивал защиту правопорядка, его деятельность была направлена на ограничение самоуправства феодалов и повышения авторитета права. Основное внимание отдавалось порядку осуществления правосудия. Утверждались принципы публичности правосудия, формального равенства сторон в процессе, право обвиняемого на защиту с участием адвоката. Статут 1566 года с поправками 1578 года содержит раздел 4 О судьях и судах. Судебная реформа 1864 года. В основу реформы было положено разделение властей. Судебные уставы объявили отделение от администрации, введение общего для всех всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, избрание мировых судей и присяжных заседателей, гласность устность, непосредственность и состязательность судебного процесса, право обвиняемого на защиту. Новеллой реформы стало основание адвокатуры для защиты обвиняемых по уголовным делам и представления интересов сторон по гражданским делам. В 1991 была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь, которой был придан статус Конституционного закона и она стала обладать большей юридической силой по сравнению с Конституцией 1978 года БССР. Важный шаг в регулировании вопросов связанных с судоустройством - это принятие Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 13 января 1995 года, в который в последующем вносились изменения и дополнения, связанные в основном с принятием изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Большая работа проделана по регулированию вопросов деятельности военных судов. В 2011 году принят Указ Президента Республики Беларусь, а в 2013 году Закон, расширяющий полномочия Военных судов. Однако 29 ноября 2013 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» № 6 , в котором закреплено положении о ликвидации Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов с 1 июля 2014 года.

 

13. Концепция судебно-правовой реформы.

Концепция судебно-правовой реформы как система научно обоснованных идей и положений о путях реформирования юстиции и правовой системы в целом. Она была обсуждена на республиканской научно-практической конференции и 23 апреля 1992 г. одобрена парламентом.

Главные цели судебно-правовой реформы:

· создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства;

· утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов;

· воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих общепризнанным нормам международного права и научным рекомендациям.

Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь состоит из 10 разделов, центральный из которых посвящен судебной власти и судебной организации (раздел II). В первом – обосновывается необходимость судебно-правовой реформы, в третьем – седьмом изложены направления реформирования предварительного расследования, прокурорского надзора, органов юстиции, адвокатуры, органов внутренних дел и государственной безопасности. Восьмой посвящен общественным формированиям юристов, девятый – вопросам реформы законодательства, десятый – этапам реализации Концепции.

Этапы: подготовительный, переходный и завершающий.

За прошедшие годы большая часть предусмотренных Концепцией мер реализована. Обновлена правовая база юстиции, приняты кодексы и законы, регламентирующие ее организацию и деятельность. В республике утверждена независимая и самостоятельная судебная власть.

Кодекс

Организация судебной власти и правоохранительных органов регулируется Кодексом и законами, которые принимаются парламентом и обладают высшей юридической силой.

Базовым, основополагающим законом для отечественного судоустройства является Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Этот правовой акт открывает новый этап в белорусском судоустройстве, организации юстиции в целом. В нем нашли отражение и дальнейшее развитие конституционные основы судебной власти. Сохраняя преемственность с прежним законодательством о судоустройстве, этот правовой документ содержит и нововведения, имеющие принципиальное значение для развития органов правосудия и правовой системы. Одной из основных отличительных особенностей Кодекса по сравнению с ранее действовавшим Законом о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь от 13 января 1995 г. является то, что этот правовой акт регулирует не только компетенцию и организацию общих судов (как было ранее), но и хозяйственных судов и Конституционного Суда Республики Беларусь, а также статус судей всех видов судов и всех звеньев единой национальной судебной системы. Кодекс характеризуется более совершенной законодательной техникой. В нем 6 разделов, 22 главы и 193 статьи (в Законе 1995 г. – шесть разделов, 11 глав и 90 статей). Раздел I – Основы, задачи и принципы деятельности судебной системы; раздел II – Порядок формирования и компетенция судов; раздел III – Статус судьи и народного заседателя; раздел IV – Органы судейского сообщества; V - Обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества; наконец, VI - заключительные положения.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.32 (0.007 с.)