ТОП 10:

Физическая природа тел Солнечной системы



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 «ВЫБОРГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ»

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

ОУП.08"Астрономия"

Общеобразовательный цикл

по профессии среднего профессионального

образования

08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ»

на базе основного общего образования

 

 

Форма обучения: очная

 

Выборг, 2018

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по учебной работе

ГАПОУ ЛО «ВПК»Александровский»

 _______________/Омутова Е.В../

«12» марта  2018 г.

 «_____» ________________201__ г.

_______________/____________________/

«_____» ________________201__ г.

_______________/____________________/

«_____» ________________201__ г.

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемых специальностей среднего профессионального образования 08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ»  (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)  

ОДОБРЕНА на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № 3 «13» марта  2018 г.

Председатель комиссии /_______/Баранова О.И./

Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.

Председатель комиссии/______/____________/

Протокол № ___, «_____» ____________201__ г.

Председатель комиссии /_______/____________/

 

ОДОБРЕНА методическим советом ГАПОУ ЛО «ВПК»Александровский» Протокол № 3 «14 » марта2018 г. Председатель комиссии /_______/Омутова Е.В../ Протокол № ___, «_____» ____________201__ г. Председатель комиссии/______/____________/ Протокол № ___, «_____» ____________201__ г. Председатель комиссии /_______/____________/  

 

Организация –разработчик : ГАПОУ ЛО «Выборгский политехнический колледж «Александровский»

Составитель: Баранова О.И.. методист ГАПОУ ЛО «ВПК»Александровский»

Рецензенты: Внутренний    

 

     

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ». 7

3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. 10

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 11

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 14

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 18

7. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.. 25

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ». 30

9. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.. 35

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» предназначена для изучения астрономии в ГАПОУ ЛО «ВПК "Александровский", реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по профессии среднего профессионального образования 08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ»

Рабочая программа по учебной дисциплине «Астрономия» составлена на основе следующих нормативных документов:

· Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ с изменениями.

· Федеральный государственный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 17.05.2012 г. №413 с изменениями.

· Письмо Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 г. № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

· Примерные программы учебных дисциплин, созданных на основе ФГОС.

Программа подготовки специалистов среднего звена по по профессии среднего профессионального образования 08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ» на базе основного общего образования, утвержденная в ГАПОУ ЛО «ВПК "Александровский"

· Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».

Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:

- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений, познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной, получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях и единстве мегамира и микромира;

- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике, ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики, выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам;

- овладеть умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по астрономии для объяснения разнообразных астрономических и физических явлений, практически использовать знания, оценивать достоверность естественнонаучной информации;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений астрономии и физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.

В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся  компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования по профессии среднего профессионального образования 08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ» на базе основного общего образования

Обучение по учебной дисциплине ведется на русском языке.


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»

Трудно себе представить образованного человека, не имеющего представлений о Солнечной системе, звездах, космосе… Астрономические знания – это неотъемлемая часть человеческой культуры. Именно поэтому очень важно, чтобы современные дети изучали астрономию. Основная цель данного курса сообщение обучающимся "четких представлений об окружающем мире, объяснения причин и физической природы повседневно наблюдаемых астрономических явлений и развития любознательности учащихся".

Курс астрономии направлен на формирование у обучающихся представлений о движении, строении, происхождении развитии небесных тел и их систем; знакомство с именами выдающихся деятелей в области астрономии, с их ролью в данной области знаний . А также о практическом применении астрономических знаний для развития таких наук, как астрология, хиромантия, космология.

Содержание курса выстроено с учётом последовательного, логически выстроенного материала, формирующего единую картину Вселенной.

Основу изучения курса астрономии составляют принципы научности и доступности, деятельностный подход в соответствии с которыми в содержании программы присутствуют разделы: практические основы астрономии, движение небесных тел, методы астрофизических исследований, природа Солнечной системы, звезды и Солнце, строение и эволюция Вселенной, предмет астрологии, космос и человек

Задачи курса:

- сформировать представление об окружающем мире и о нашем месте в нем, об астрономической картине мира;

- сформировать умение объяснять наблюдаемые астрономические явления (видимые движения небесных тел, Солнца, Луны, планет, комет и метеоров), понимать их природу, знать экологические проблемы жизнедеятельности природы;

Уроки астрономии должны способствовать расширению кругозора, формировать любознательность и интересы обучающихся.

Обучающийся должен использовать знания астрономии в своей жизни и практической деятельности (служба Солнца, служба погоды, времени и геомагнитного прогнозирования).

Для успешного решения стоящих перед курсом астрономии задач необходимо использовать разнообразные методические приемы, увеличить долю самостоятельной работы учащихся, усилить наглядность обучения, в первую очередь за счет астрономических наблюдений.

С целью формирования у обучающихся информационной культуры в содержание программы введены разделы предмет астрологии, космос и человек.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение астрономии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО.

Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и содержании практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

В содержание учебной дисциплины включены практические занятия, имеющие профессиональную значимость для обучающихся, осваивающих выбранные профессии СПО или специальности СПО. Практико-ориентированные задания, проектная деятельность обучающихся, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов являются неотъемлемой частью образовательного процесса.

Заметное место в содержании учебной дисциплины занимает учебный материал, не только формирующий естественнонаучную картину мира у обучающихся, но и раскрывающий практическое значение естественнонаучных знаний во всех сферах жизни современного общества. В целом учебная дисциплина «Астрономия», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у обучающихся целостную естественнонаучную картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

Основной формой овладения дисциплиной является урок. Программой предусмотрено как аудиторная работа обучающихся, так и самостоятельная (внеаудиторная). Распределение времени между аудиторной и внеаудиторной работой обучающихся указано в программе.

Учебная дисциплина изучается на протяжении 1,2 семестров. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.

При реализации программы учебной дисциплины методы и средства обучения и воспитания, образовательные технологии не могут наносить вред физическому или психическому здоровью обучающихся.


МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Астрономия» является учебным предметом из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в пределах освоения программы ППССЗ и ППКРС, в общеобразовательном цикле учебного плана ППКРС по профессии среднего профессионального образования 08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ» на базе основного общего образования

В ГАПОУ ЛО «ВПК "Александровский", реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Астрономия» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования.

В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Астрономия» – в составе общих образовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования.

В учебном плане ППКРС учебная дисциплина «Астрономия» находится в составе общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования.

Учебная дисциплина является общей учебной дисциплиной для получения среднего профессионального образования технологического профиля.

 

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36
в том числе:  
лабораторные занятия -
практические занятия 13
контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 11
в том числе:  
Выполнение проектов 5
Работа с опорным конспектом 2
Решение задач 2
Наблюдения невооруженным глазом 2
Итоговая аттестация в форме – дифференцированного зачета 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

• личностных:

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;

− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;

− объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области астрофизики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

− готовность самостоятельно добывать новые для себя естественнонаучные знания с использованием для этого доступных источников информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

• метапредметных:

− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

− применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественнонаучной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

− умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

• предметных:

− сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;

− владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

− сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

− сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

− владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

− сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в астрономию

Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия).

Изменение вида звездного неба в течении суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).

Практическая работа №1: Изменение вида звездного неба в течение суток.

Практическая работа №2: Изменение вида звездного неба в течении года.

Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекций. Эссе на тему «Астрономия - древнейшая из наук».  

Строение Солнечной системы

Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).

Практическая работа №3: Определение расстояний до тел Солнечной системы .

Самостоятельная работа: Законы Кеплера – законы движения небесных тел (таблицы).

Самостоятельная работа: Выполнение рефератов, презентаций, конспектов лекций. Тематика: Научные труды Ньютона в астрономии. Влияние Лунных затмений на Землю.

Солнце и звезды

Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон-протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце-Земля»). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр-светимость», соотношение «масса-светимость», вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Открытие экзопланет - планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).

Практическая работа №5: Физическая природа звезд

Практическая работа №6: Расстояние до звезд.

Самостоятельная работа: Выполнение рефератов, презентаций, конспектов лекций. Тематика: Солнце – источник жизни на Земле. Двойные звезды. Самая яркая звезда. Происхождение звезд.

Примерные темы  рефератов по астрономии

1. Легенды и мифы на небе.

2. Звездные карты и координаты.

3. Суточное движение светил на различных широтах. Определение географической широты по астрономическим наблюдениям.

4. Эклиптика. Видимое движение Солнца.

5. Движение Луны. Солнечные и лунные затмения.

6. Время и календарь.

7. Состав и масштабы Солнечной системы.

8. Конфигурации и условия видимости планет.

9. Законы Кеплера.

10. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

11. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Космические скорости и форма орбит. Возмущения в движении планет. Приливы. Определение масс небесных тел.

12. Исследование электромагнитного излучения  небесных  тел. Определение физических свойств и скорости движения небесных тел по их спектрам.

13. Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы.

14. Планета Земля.

15. Луна – естественный спутник Земли.

16. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс.

17. Планеты – гиганты.

18. Малые тела Солнечной системы (астероиды, болиды, метеориты, кометы, метеоры и метеорные потоки).

19. Солнце – ближайшая звезда.

20. Определение расстояний до звезд.

21. Видимая и абсолютная звездная величина. Светимость звезд. Цвет, спектры и температура звезд.

22. Двойные звезды. Массы звезд.

23. Размеры звезд. Плотность их вещества.

24. Цефеиды. Новые и сверхновые звезды.

25. Важнейшие закономерности в мире звезд. Эволюция звезд.

26. Наша галактика.

27. Диффузная материя.

28. Другие звездные системы – галактики.

 

Критерии оценки рефератов:

Оценка «ОТЛИЧНО» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка «ХОРОШО» ставится, если основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, если имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, если тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной          дисциплины Астрономия» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: 48 час, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая лабораторные работы, — 36 часа; внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся — 11 часов.

 

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36
в том числе:  
лабораторные занятия -
практические занятия 13
контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 12
в том числе:  
Выполнение проектов 5
Работа с опорным конспектом 2
Решение задач 2
Наблюдения невооруженным глазом 2
Итоговая аттестация в форме – дифференцированного зачета 2

 


 

 

Тематический план учебной дисциплины

Наименование раздела

Количество часов

Максимальнаяучебная нагрузка

Самостоятельнаяучебная

работа

Обязательная аудиторная

учебная нагрузка

Всего занятий В т.ч. лаб. и практич. занятий
Раздел  1.               Введение в астрономию. 8 2 6 2
Раздел 2. Строение Солнечной системы. 8 2 6 2
Раздел 3.Физическая природа тел Солнечной системы. 10 3 7 2
Раздел 4. Солнце и звезды. 10 2 8 1
Раздел  5.               Строение и эволюция Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной. 12 3 7+2 зачет 6
Итого 48 12 36 13

 


 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

(если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освое-ния 1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1.

ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ

1.1 Что изучает астрономия Наблюдения — основа астрономии

Содержание учебного материала

1

 

1

Что изучает астрономия. Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.

1

 

1

2

Наблюдения – основа астрономии. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Самостоятельная работа обучающихся

- работа с опорным конспектом;

-выполнение проектов;

Темы проектов (на выбор):

«Астрономия - древнейшая из наук»;

«Современные обсерватории»;

1

 

1.2 Практические основы астрономии

Содержание учебного материала

5

 

1

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах

1

2

2

Годичное движение Солнца. Эклиптика Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.

1

2

3

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

1

2

4

Практическое занятие № 1. «Звездное небо. Небесные координаты.»

1

2

5

Практическое занятие № 2 «Измерение времени. Определение географической долготы и широты»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с опорным конспектом;

-выполнение проектов;

- решение задач;

- наблюдения невооруженным глазом «Основные созвездия и наиболее яркие звезды»

-  Темы проектов (на выбор):

«Об истории возникновения названий созвездий и звезд».

«История календаря»

«Хранение и передача точного времени»

«История происхождения названий ярчайших объектов неба».

«Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени».

«Системы координат в астрономии и границы их применимости».

1

 

РАЗДЕЛ 2.

Строение Солнечной системы

Содержание учебного материала

6

  1

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира.

1

2 2

Конфигурации планет. Синодический период Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

1

2 3

Законы движения планет Солнечной системы. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

1

2 4

Открытие и применение закона всемирного тяготения Движение небесных тел под действием сил тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

1

2 5

РАЗДЕЛ 3.

Содержание учебного материала

7

  1

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

1

2

 

4

Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

1

2 5

Практическая работа №5 «Планеты солнечной системы»

1

2   6

Практическая работа №6 «Спутники планет. Малые тела солнечной системы»

1

2  

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с опорным конспектом;

-выполнение проектов;

- решение задач;

- наблюдения невооруженным глазом «Движение Луны и смена ее фаз» Темы проектов:

«Полеты АМС к планетам Солнечной системы»

«Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне»

«Самые высокие горы планет земной группы»

«Современные исследования планет земной группы АМС»

«Парниковый эффект: польза или вред?».

2

 

РАЗДЕЛ 4.

Солнце и звезды

Содержание учебного материала

8

 

1

Солнце, состав и внутреннее строение. Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца.

1

2

2

Солнечная активность и ее влияние на Землю.

1

2

3

Физическая природа звезд. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд.

1

2

 

4

Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной.

1

2

5

Эволюция звезд различной массы.

1

2

6

Практическая работа №7 «Солнце как звезда»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с опорным конспектом;

-выполнение проектов;

- решение задач;

- наблюдения невооруженным глазом «Наблюдения Солнца»  Темы проектов:

«Полярные сияния»;

«Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной»

«Экзопланеты»;

«Правда и вымысел: белые и серые дыры»;

«История открытия и изучения черных дыр».

2

 

РАЗДЕЛ 5.

Содержание учебного материала

9

 

1

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы.

1

2

2

Другие звездные системы — галактики. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик.

1

2

3

Космология. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

1

2

 

4

Практическая работа №8 «Наша галактика» 1

2

5







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.223.3.101 (0.059 с.)