Психокоррекционная методика Й. Вольпе (Wolpe J.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психокоррекционная методика Й. Вольпе (Wolpe J.)



«Систематическая десенсибилизация»

 

Психотерапия систематической десенсибилизацией — форма поведенческой психотерапии, служащая целям снижения эмоциональной восприимчивости по отношению к определенным ситуациям. Разработана Дж. Вольпе на базе экспериментов по классическому обусловливанию (Wolpe J. Praxis der Verhaltentherapie, Bern, 1974). Основывается на предположении, что при фобии происходит генерализация аффекта, и эмоциональное переживание страха связывается с первоначально нейтральными признаками тех ситуаций, в которых произошло зарождение страха. В силу этого формулируется психотерапевтическая цель — добиться угашения условного рефлекса, в качестве которого выступает переживание страха на объективно нейтральные стимулы, связав эти стимулы с приятным подкреплением.

Согласно Вольпе, торможение реакций страха имеет три этапа:

— составление списка пугающих ситуаций или стимулов с указанием их значимости или иерархии;

— обучение какому-либо методу мышечной релаксации с целью формирования навыка создавать физическое состояние, противоположное состоянию при эмоции страха, то есть навыка тормозить реакцию страха;

— поэтапное предъявление пугающего стимула или ситуации в сочетании с применением метода мышечной релаксации. Примером может быть работа с транспортной фобией. Больного обучают, например, методу аутогенной тренировки. Затем больного учат представлять себя находящимся в метро, сохраняя ровное дыхание и расслабленные мышцы. Затем инструктор может спуститься с ним в метро, помогая контролировать дыхание и состояние мышц.

<…>

 


ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость

 

Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость (в оригинале «Internet Addiction Test» — тест на интернет-аддикцию) — тестовая методика, разработанная и апробированная в 1994 году доктором Кимберли Янг (Kimberley S. Young), профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде.

Тест представляет собой инструмент самодиагностики патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия), хотя сама диагностическая категория интернет-аддикции до сих пор окончательно не определена.

Теоретические основы

Подобно любой другой нехимической зависимости, интернет-аддикция представляет собой феномен поведенческого пристрастия и эмоциональной зависимости от определенной формы поведения. С этой точки зрения, зависимость характеризуется тремя главными симптомами:

1. Наращивание дозы (время, проведенное в интернете, увеличивается)

2. Изменение формы поведения (интернет-активность начинает подменять собой формы реальной жизни)

3. Синдром отмены (ухудшение эмоционального самочувствия вне интернет-активности)

Не все исследователи разделяют мнение о том, что интернет может обладать аддиктивным потенциалом. По мнению Кимберли-Янг, аддиктивность интернета определяется тремя главными факторами:

1. Доступность информации, интерактивных зон и порнографических изображений.

2. Персональный контроль и анонимность передаваемой информации.

3. Внутренние чувства, которые на подсознательном уровне устанавливают больший уровень доверия к общению в он-лайн.

Между тем, до сих пор нет согласованного мнения о том, что представляет собой интернет-зависимость, как нет и каких-либо выработанных диагностических критериев (ни в МКБ-10, ни в DSM-IV).

В итоге, разрабатывая тест на интернет-аддикцию, Кимберли-Янг опиралась в основном на уже имеющиеся представления и тестовые методики диагностики алкоголизма и патологической склонности к азартным играм (гэмблинга).

Внутренняя структура

Первоначально тест состоял из 8 вопросов на которые нужно было отвечать по принципу Да/Нет. В случае пяти и более положительных ответов респондент считался интернет-зависимым. В настоящее время полная версия опросника состоит из 40 пунктов. На каждый вопрос испытуемый должен дать ответ в соответствии с 5-балльной Шкалой Ликкерта. Баллы по всем вопросам суммируются, определяя итоговое значение. Адаптация опросника для русского языка была произведена В. Лоскутовой.

Процедура проведения

Тест предназначен для самостоятельного заполнения испытуемым, в т.ч. в форме многочисленных онлайн-версий. Как вариант, вопросы теста могут подвергаться профессиональной оценке специалистом во время полуструктурированного интервью, т.к. вопросы теста абсолютно прозрачны, и ответы могут быть установочными.

Интерпретация

· 20–49 баллов — обычный пользователь Интернета

· 50–79 баллов — есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом

· 80–100 баллов — Интернет-зависимость.

<…>

 


 

 

Объем заимствования в тексте БР: _______% оригинального текста.

Текст БР размещен в ЭБС Института.

БР допущена к защите.

 

Проректор по НР ЧОУВО «ВЕИП»,

д-р. психол. наук,

профессор

________________________ И.А. Воронов

                                          (подпись)

 

"___" _____________ 201__ г.


Приложение 4

Пример содержания и структуры

теоретического исследования [11]

 

На правах рукописи

 

Частное образовательное учреждение высшего образования

«Восточно-Европейский Институт психоанализа»

 

Петрова Мария Геннадьевна

 

КОНЦЕПЦИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО З. ФРЕЙДА И ПСИХИЧЕСКИЙ АВТОМАТИЗМ П. ЖАНЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

 

Направление 37.03.01 — Психология

 

Бакалаврская работа

 

 

Руководитель ВКР:

доктор психологических наук,

профессор

Иванова Анна Алексеевна

 

 

Санкт-Петербург

2018


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.........................................  Основная часть.................................... Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования......................................  1.1. Феномен бессознательного в философии и психоанализе: история понятия..............................  . 1.2. Представления о бессознательном в теории З. Фрейда. 1.3. Психический автоматизм и понимание бессознательного в теории П. Жане............................... 1.4. Теоретическое обоснование актуальности исследования.............................................. Выводы по 1 главе............................. Глава 2. Анализ предмета исследования и интерпретация результатов....................................... 2.1. Методы исследования........................... 2.2. Концептуализация понятия бессознательного........ 2.3. Интерпретация результатов качественного анализа...  2.4. Анализ выявленных закономерностей: феномен бессознательного в теориях П. Жане и З. Фрейда.......... 2.5. Сравнительная модель концепций бессознательного в теориях П. Жане и З. Фрейда.......................... Выводы по 2 главе............................ Заключение....................................... Выводы......................................... Рекомендации по использованию результатов СПИ... Перспективы дальнейшей разработки темы.............   Список литературы................................. 3 8   8   8 13   21   29 30   31 32 36 41   42   46 52 53 54 56 57 58

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Феномен бессознательного является значительнейшим вкладом в развитие психоаналитического дискурса, тем самым расширяет границы возможного теоретического исследования и наводит на возможность собственного исследования в области становления бессознательного субъекта. Учитывая малоизученный опыт предшественников, сравнение теорий З. Фрейда и П. Жане может расширить границы общепринятого на сегодняшний момент определения «бессознательного» в психоанализе и обогатить представления по истории становления психоаналитических понятий.

Объектом исследования являются психоаналитическая теория З. Фрейда и теория психического автоматизма П. Жане.

Предмет исследования представляет собой основные свойства концепций бессознательного в теориях З. Фрейда и П. Жане, их сходства и различия.

Цель исследования заключается в изучении феномена бессознательного и формировании сравнительной модели теорий бессознательного З. Фрейда и П. Жане.

Задачи исследования:

1. Произвести исторический и теоретический анализ понятия бессознательного в теории З. Фрейда.

2. Произвести разбор концепции психического автоматизма в теории П. Жане.

3. Выполнить сравнительный анализ концепций бессознательного З. Фрейда и П. Жане.

4. Построить сравнительную модель, основанную на результатах сопоставления концепций бессознательного.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных в ходе работы результатов в психоаналитической практике и преподавании теоретических курсов по метапсихологии и истории психоанализа.

Теоретической базой исследования являются труды З. Фрейда и П. Жане, посвященные феномену бессознательного, а также работы историков психологии и психоанализа.

Методы исследования: компаративный; историко-типологический; сравнительно-исторический; феноменологический; системный; метод моделирования.

Структура и объем бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения; выполнена на 61 листе, список литературы содержит 35 источников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.018 с.)