Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительная модель концепций бессознательного в теориях П. Жане и З. Фрейда
Как мы уже отмечали, невозможно отрицать, что психологические открытия Пьера Жане, наряду с практическими исследованиями Жана Мартена Шарко и других выдающихся психиатров второй половины XIX века, в каком-то смысле повлияли на изобретение психоанализа. В работах Жане можно найти обоснование психического расщепления и бессознательных действий (ошибок, случайных действий, забывания тех или иных вещей), конструкции множественной личности, исследование многих истерических феноменов, упоминание влияния жизненных событий на формирование невроза, описание механизмов, аналогичных вытеснению и т. д. Предлагается подробнее рассмотреть сходства и различия представлений о бессознательном в теориях П. Жане и З. Фрейда. Для этого выделено 10 значимых теоретических постулатов, опираясь на которые, можно четко очертить точки зрения обоих ученых, выявить общее и различное в их воззрениях, показать, в чем заключается новаторство Фрейда в формировании концепции бессознательного. Сравнительный анализ такого рода может быть использован как материал для курсов по истории и основным теоретическим концепциям психоанализа, а также в рамках психологической и психоаналитической практики, поскольку он позволяет глубже увидеть, почему именно фрейдовское представление о бессознательном открывает возможности для работы с пациентом в кабинете аналитика. Результаты анализа представлены в виде сравнительной модели в форме развернутой таблицы (табл. 1), включающей в себя основные концептуальные позиции обоих ученых относительно тех или иных теоретических постулатов.
Таблица 1. Сравнительная модель концепций бессознательного в теории П. Жане и З. Фрейда.
<…>
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теории Жане и Фрейда базируются на изучении бессознательного, что, несомненно является общей отправной точной отсчета для каждого из них. В теориях Фрейда и Жане есть общие черты, но более значимыми оказываются различия. Можно сказать, что Жане был одним из первых психологов, кто попытался объяснить психические феномены истерии, каталепсии, сомнамбулизма через феномен существования бессознательного, однако под бессознательным он понимал явления, которые в данный момент не подвластны сознанию, а именно оно, по его мнению, должно играть ведущую роль в душевной жизни. Изучая явления общего и частного автоматизма, Жане пришел к выводу о наличии психической расщепленности, о том, что в результате психической слабости и сужения поля сознания может формироваться «вторая (бессознательная) личность», которая будет жить своей собственной жизнью. Результатом лечения он видел постепенно укрепление психики и овладевание главной личностью своих бессознательных, автоматических сторон. Фрейд, напротив, отводил бессознательному важное место в психической жизни, и настаивал на том, что оно является частью психического аппарата каждого человека, как больного, так и здорового. Именно изучение феноменов бессознательного (оговорок, ошибочных действий, симптомов, сновидений, свободных ассоциаций), а не укрепление функции сознания, согласно психоаналитической теории, способно привести к лучшему пониманию феноменов душевной жизни и излечению от различных недугов психики. Из значимых сходств теорий Жане и Фрейда необходимо отметить признание бессознательного разумным и управляющим частью психического аппарата. Как и Фрейд, Жане отказывался понимать явления психического автоматизма как проявления рефлексов или иных чисто физиологических процессов и отмечал, что необходимо более детальное изучение именно психической составляющей, которая таит в себе еще много неизвестного. Выводы
В процессе работы над настоящим исследованием был изучен феномен бессознательного в теории З. Фрейда и понятие психического автоматизма в концепции П. Жане. В соответствии с поставленными во Введении задачами работы были получены следующие выводы: 1. Произведен исторический и теоретический анализ понятия бессознательного в психоанализе З. Фрейда. Выявлено, что как с теоретической, так и с практической точки зрения значимыми оказываются обе топики бессознательного, а теория влечения дополняет и расширяет понимание этого феномена. 2. Произведен разбор концепции психического автоматизма в теории П. Жане. Выявлено, что Жане, рассматривая явления общего и частного автоматизма, приходит к выводу, что все они происходят в результате ослабления психической функции сознания, что приводит к появлению других, неосознаваемых личностей. Такие ситуации, по мнению Жане, свойственны людям в состоянии психической болезни, когда сознание и воля теряют свою главенствующую позицию. 3. Выполнен сравнительный анализ концепций бессознательного З. Фрейда и П. Жане. Выявлено, что бессознательное присутствует в равной степени в теориях Фрейда и Жане, но они наполняют этот термин разным смыслом. Можно сказать, что концепция П. Жане сводится в определенной мере к своего рода образу «человека разумного» — личности, в рамках функционирования которой Я-сознательное подчиняет своей воле все психические процессы, в том числе и бессознательные. Бессознательному отводится роль «второй личности» — второго сознания, которое словно живет само по себе, лишь управляя в большинстве случаев автоматическими действиями. В противоположность Жане, Фрейд определяет бессознательное как господствующую область душевного аппарата. В его теории большинство важных процессов именно бессознательны, а сознание является лишь поверхностью, на которой отображается результат работы бессознательных механизмов.
4. Построена сравнительная модель, основанная на результатах сопоставления концепций бессознательного. Выявлено, что теории П. Жане и З. Фрейда по своей структуре предельно различны. Общим соприкосновением в них является факт «разумности» бессознательного, а также то, что оно является неотъемлемой частью психики человека. Все поставленные задачи решены, цель достигнута.
Рекомендации по использованию Результатов СПИ По итогам данного исследования можно выделить несколько рекомендаций, которые носят как теоретический, так и клинический характер: 1. Необходимо учитывать, что в рамках психоаналитической концепции бессознательного значимыми оказываются обе модели бессознательного: и та, которая описывает психику через соотношение сознательного, предсознательного и бессознательного, и та, которая представляет психический аппарат в виде системы инстанций Я, Оно и Сверх-Я. Дополняет эти модели теория влечений, которая привносит значимые смыслы в определение бессознательного. 2. При изучении феномена бессознательного необходимо обращаться к историческому, теоретическому, клиническому и философскому контексту, который предшествовал формированию психоаналитического подхода к пониманию данного феномена. Это поможет обогатить представления о бессознательном, а также четче сформулировать отличия и изменения в понимании бессознательного в теории З. Фрейда. 3. Чтобы продемонстрировать вышеназванные отличия, необходимо использовать сравнительный метод и обращаться к формату сравнительной теоретической модели, как это было показано в данной работе на примере анализа концепции бессознательного З. Фрейда и теории психического автоматизма П. Жане. Данные рекомендации могут быть успешно использованы при составлении наглядных учебных пособий в рамках преподавания курсов по метапсихологии и истории психоанализа. Также эти рекомендации могут применяться учеными и преподавателями различных кафедр для подготовки теоретико-ознакомительных материалов для студентов, обучающихся по направлениям «психоанализ», «психология» и «философия» в высших учебных заведениях. Практическая часть данной исследовательской работы может служить оригинальным сравнительным материалом, который позволит на ярко выраженном контрасте различий теорий З. Фрейда и П. Жане способствовать углубленному самостоятельному пониманию индивидуальных актуальных аспектов феномена бессознательного в рамках современного психоанализа и психологии учащимися высших учебных заведений. Помимо вышеперечисленных вариантов применения, рекомендации могут использоваться начинающими психоаналитиками в начале личной практики в качестве теоретической опорной базы для понимания феноменов бессознательного при приеме пациентов в психоаналитическом кабинете.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.23.133 (0.02 с.) |