Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра стоматологии детского возраста↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России) Кафедра стоматологии детского возраста Дисциплина «Детская стоматология» Дисциплинарный модуль 1 Модульная единица 1.2. Особенности клиники и лечения кариеса зубов у детей разных возрастных групп. Занятие 1.2.1 Тема: Факторы этиопатогенеза, клинические формы кариеса временных и постоянных зубов, особенности локализации и течения. Методические указания к занятию для студентов
Тюмень, 2016
Составители: зав. кафедры, к.м.н. О.А. Куман, ассистент кафедры Е.В. Редикульцева
Методические указания к занятию для студентов составлена на кафедре стоматологии детского возраста (к.м.н., заведующий кафедрой стоматологии детского возраста О.А. Куман) составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.03 Стоматология, утверждённому приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 96, учебного плана (2016г.)
Утверждено на заседании кафедры стоматологии детского возраста
«___» ______ 201___г.
Модульная единица 1.2 Особенности клиники и лечения кариеса зубов у детей разных возрастных групп. 1. Тема занятия: Занятие 1.2.1 Факторы этиопатогенеза, клинические формы кариеса временных и постоянных зубов, особенности локализации и течения. 2. Актуальность темы: Трудности лечения кариеса временных зубов обусловлены не только особенностями анатомо-физиологии временных зубов и полости рта ребенка, но и сложностью выполнения многих манипуляций у маленьких детей. Это создает предпосылки к развитию осложнений кариеса и преждевременному удалению молочных зубов, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на зачатки постоянных зубов, общее здоровье ребенка, способствует возникновению одонтогенных воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области и формированию у детей зубочелюстных аномалий Учебные цели: 1. Ознакомить студентов с утвержденными МЗ РФ классификациями кариеса у детей. 2. Изучить клинические проявления кариозной болезни временных и
3. Обучить методикам диагностики и диференциальной диагностики кариеса у детей. 4. Для этого надо: - знать методы обследования, позволяющие поставить диагноз заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и пародонта у детей различных возрастно-половых групп с учетом их анатомо-физиологических особенностей. знать особенности эндодонта временных зубов и постоянных зубов с несформированными корнями. Знать: обоснование тактики ведения больного, методов лечения и профилактики, определение прогноза заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и пародонта у детей различных возрастно-половых групп с учетом их анатомо-физиологических особенностей; 4. План изучения темы Занятие 90 мин.
5. Самостоятельная работа студентов А) Вопросы базовых дисциплин: 1. анатомия и гистология твердых тканей зуба 2. классификация кариозных полостей 3. особенности препарирования кариозных полостей 4.стоматологические инструменты и приспособления, применяемые при пломбировании кариозных полостей 5. анатомо-функциональное строение пульпы 6.понятие об анатомо-функциональном восстановлении зуба
Б) задание на проверку и коррекцию исходного уровня знаний (входной контроль): Вопросы для проверки исходного уровня знаний: 1. Дайте определение кариеса зубов. 2. Перечислите этиологические факторы, приводящие кразвитию кариозной болезни
3. Патогенез кариеса зубов. 4. Укажите роль зубных отложений в развитии кариеса зубов. 5. Роль резистентности организма в развитии кариеса временных и
В). Структура содержания темы, основные понятия и положения темы.
Кариес зубов – патологический, инфекционный процесс, проявляющийся после прорезывания зубов, при котором происходят деминерализация и размягчение твердых тканей зуба с последующим образованием дефекта в виде полости. В соответствии с изменениями в тканях зуба и клиническими проявлениями создано несколько классификаций, в основу которых положены различные признаки.
Классификация кариеса: 1. По классификации ВОЗ различают следующие формы кариеса: (гистологическая, международная - МКБ 10)
6. Топографическая классификация (по Блэку 1889 г.)
7. Классификация Т.Ф. Виноградовой: По степени активности заболевания § компенсированная форма § субкомпенсированная форма § декомпенсированная форма По локализации § Фиссурный § Апроксимальный § Пришеечный Первичный Вторичный или рецидивный Средний § средний углубленный (соответствует клинике глубокого кариеса) § глубокий перфоративный (соответствует клинике пульпита и периодонтита) Особенности течения кариеса в за висимости от локализации очага поражения. При диагностике кариеса необходимо учитывать кариесогенную ситуацию полости рта, знать классификации кариеса, особенности распространения кариеса в эмали и дентине (рис.1,2).
Рис. 1. Схема распространения кариеса в эмали и дентине
Рис. 2.
Клинические проявления отдельных форм кариозного процесса:
Особенности клинического течения кариеса у детей: 1. В период формирования и сформированного корня чаще встречаются острые формы кариеса. В период резорбции корня зуба развиваются преимущественно хронические процессы, которые характеризуются медленным течением. 2. Чаще поражаются апроксимальные поверхности моляров, верхних резцов (как временных, так и постоянных зубов). 3. Характерно плоскостное поражение зубов; одной из разновидностью которого является циркулярный кариес. 4. В период резорбции корня отмечается несоответствие между клинической картиной и субъективными признаками: начавшаяся инволюция зуба искажает течение кариозного процесса. Кариес дентина молочных зубов 1-2 степени активности: n до середины толщины дентина n бессимптомное течение или боли слабой интенсивности от химических, температурных, механических раздражителей n дентин светлый, мягкий n края полости закругленные, плотные n резкая болезненность по ДЭГ n пломбирование в 1-ое посещение кариес дентина молочных зубов 3 степени активности: n Дентин темный, плотный n Края эмали хрупкие, ломкие, острые n Дно податливое при зондировании n Отсроченный метод лечения в 2 посещения с интервалом от 10 до 30 дней Глубокий кариес временных и постоянных зубов:
n Во временных зубах и в постоянных с незаконченным ростом корня такой диагноз не ставится (Д.З. - острый пульпит) n Характерно размягчение дентина в непосредственной близости к пульпе n Боль от механических, химических(кислое, сладкое, соленое), темпер. (особенно низких температур) n При 1-2 степени активности консервативный отсроченный метод n При 3 степени активности эндодонтический метод Некариозных поражений
Дифференциальная диагностика кариеса эмали и
Практическая работа Ситуационные задачи:
1. На прием к стоматологу обратилась девочка 14 лет с жалобами на изменение цвета эмали 21. При обследовании врач выявил на медиально-контактной поверхности 21 зуба меловидное пятно 0,2 на 0,2 см, слегка шероховатое при зондировании. Остальные зубы интактны. КПУ= 1, ИГ = 1,5 балла, слизистая без патологии:
1) Проведите необходимые дополнительные методы исследования. 2) Ваш предположительный диагноз? 3) Сформулируйте окончательный диагноз.
2. При профилактическом осмотре ребенка 4 лет на медиальных поверхностях 51и 61 зубов обнаружены полости в пределах эмали, безболезненные при зондировании перкуссии. КПУ=5 зубов, ИГ=1,8 балла: 1) Какие предварительные диагнозы могут быть выставлены? 2) Проведите дополнительные методы исследования, сформулируйте окончательный диагноз. 3) Проведите диф. диагностику.
3. Ребенок 7 лет жалуется на наличие полости в нижнем молочном моляре справа. При объективном исследовании в 75 на жевательной поверхности выявлена кариозная полость средней глубины, безболезненная при зондированиии перкуссии, холодовая реакция отрицательная, слизистая оболочка в области 75зуба без патологических изменений. КПУ= 1: 1) Поставьте предварительный диагноз. 2) С каким патологическим процессом проведете дифференциальную диагностику? 3) Перечислите этапы лечения.
4. На прием к стоматологу обратился мальчик 12 лет с жалобами на боли при приеме холодной пищи, которые быстро исчезают после удаления раздражителя в области нижних зубов слева. Объективно врач выявил глубокую кариозную полость в 36 зубе, не сообщающуюся с полостью зуба. Зондирование дна кариозной полости болезненно, перкуторная реакция безболезненна, слизистая в области 36 зуба без патологиче- 1) Поставьте предварительный диагноз. 2) Какие дополнительные методы исследования подтвердят ваш диагноз? 3) Проведите дифференциальную. диагностику. 4) Перечислите этапы лечения.
Выходной контроль ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ: 038. Разновидность кариеса в соответствии с МКБ-10 (Международная 1) кариес в стадии пятна 2) кариес эмали 3) глубокий кариес 4) кариес дентина 5) кариес цемента 039. Кариесу эмали по МКБ-10 в отечественной классификации МЭС соответ 1) кариес дентина 2) средний кариес 3) кариес в стадии пятна 4) кариес цемента 5) глубокий кариес 040. Распространенность кариеса: 1) среднее число зубов, пораженных кариесом и его осложнениями 2) процент лиц, имеющих кариозные, пломбированные и удаленные зубы 3) количество новых кариозных поражений за год 4) наличие зубного налета на апроксимальных поверхностях зубов 5) среднее число запломбированных зубов 041. Интенсивность кариеса: 1) среднее число зубов, пораженных кариесом и его осложнениями 2) процент лиц, имеющих кариозные, пломбированные и удаленные зубы 3) количество новых кариозных поражений за год 4) наличие зубного налета на апроксимальных поверхностях зубов 5) среднее число запломбированных зубов 042. Прирост кариеса: 1) среднее число зубов, пораженных кариесом и его осложнениями 2) процент лиц, имеющих кариозные, пломбированные и удаленные зубы 3) количество новых кариозных поражений за год 4) наличие зубного налета на апроксимальных поверхностях зубов 5) среднее число запломбированных зубов 043. Для определения прироста кариеса нужно знать: 1) CPITN 2) РМА 3) КПУ 4) УИГ 5) CPI 044. Боль от химических раздражителей, проходящая после устранения, явля 1) пульпита 2) кариеса 3) периодонтита 4) альвеолита 5) гингивита
045. При наличии белых кариозных пятен пациент предъявляет жалобы н 1) от всех видов раздражителей 2) только от механических раздражителей 3) только от химических раздражителей 4) только от температурных раздражителей 5) жалоб нет 046. При наличии пигментированных кариозных пятен пациент предъявля 1) боль от всех видов раздражителей 2) боль только от механических раздражителей 3) боль только от химических раздражителей 4) боль только от температурных раздражителей 5) эстетический недостаток 047. Дифференциальный диагноз кариеса в стадии пятна проводится с: 1) поверхностным кариесом 2) гипоплазией 3) очаговым пульпитом 4) кариесом дентина 5) кариесом цемента 048. Дифференциальный диагноз кариеса в стадии пятна проводится с: 1) поверхностным кариесом 2) эрозией 3) флюорозом 4) кариесом дентина 5) кариесом цемента 049. При поверхностном кариесе (кариесе эмали) пациент жалуется на боль: 1) от температурных и химических раздражителей, проходящую после их у ранения 2) от температурных и химических раздражителей, сохраняющуюся после устранения раздражителей 3) при накусывании 4) ночную 5) приступообразную 050. Поверхностный кариес характеризуется наличием: 1) белого пятна 2) полости в пределах эмали 3) полости средних размеров 4) глубокой кариозной полости 5) пигментированного пятна 051. При поверхностном кариесе (кариесе эмали) пациент предъявляет жало 1) от температурных раздражителей 2) от химических раздражителей 3) при накусывании 4) ночную 5) приступообразную 052. При зондировании поверхностных кариозных полостей в пришеечной об 1) гладкая поверхность 2) шероховатость 3) фиксация зонда в фиссуре 4) дефект средних размеров 5) глубокая кариозная полость 053. При зондировании поверхностных кариозных полостей на жевательной 1) гладкая поверхность 2) шероховатость 3) фиксация зонда в фиссуре 4) дефект средних размеров в эмали и дентине 5) глубокая кариозная полость 054. Дифференциальный диагноз поверхностного кариеса проводится с (со): 1) острым пульпитом 2) средним кариесом 3) хроническим периодонтитом 4) хроническим пульпитом 5) острым пульпитом 055.Электровозбудимость пульпы при кариесе эмали: 1) 2-6 мкА 2) 10-12 мкА 3) 25-30 мкА 4) 100 мкА 5) выше 100 мкА 056. При кариозных полостях средних размеров (средний кариес) пациент жалуется на боль: 1) от всех видов раздражителей, проходящую после их устранения 2) при накусывании 3) от температурных раздражителей, сохраняющуюся после их устранения 4) приступообразную 5) ночную
7. Литература рекомендуемая для самоподготовки Основная литература (О.Л.) 1. Стоматология детского возраста. Часть 1. Терапия [Электронный ресурс]: учебник / В. М. Елизарова [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - в 3 ч. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. www.studmedlib.ru 2.Стоматология детского возраста. Часть 2. Хирургия [Электронный ресурс]: учебник / О.З. Топольницкий [и др.]. - в 3 ч. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. www.studmedlib.ru 3.Стоматология детского возраста. В 3 ч. Часть 3. Ортодонтия [Электронный ресурс]: учебник / Л.С. Персин [и др.] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. www.studmedlib.ru Дополнительная литература (Д.Л.) 1. Детская терапевтическая стоматология: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / ред. Л. П. Кисельникова, ред. С. Ю. Страхова. - Москва: ГЭОТАР- Медиа, 2013. - 288 с. 2.Курякина, Н.В. Стоматология детского возраста: учебник-М.: МИА,2007 3. Детская терапевтическая стоматология: национальное руководство / ред. В. К. Леонтьев, ред. Л. П. Кисельникова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 896 с 4.Кисельникова Л.П., Ожгихина Н.В. Гипоплазия эмали у детей-,2001 5.Ткачук, О. Е. Стоматология детского возраста: практическое руководство / О. Е. Ткачук. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. 6. Велбери Р., Детская стоматология: руководство /ред. Р.Р. Велбери, ред. М.С. Даггал. Ред. М.Т. Хози, пер. с англ. Под ред. Л.П. Кисельниковой. –Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014. 7. Райт, Дж. З. Управление поведением детей на стоматологическом приёме / Дж. З. Райт, П. Э. Старки, Д. Э. Гарднер; пер.с англ., ред. Т. В. Попруженко, ред. Т. Н. Терехова. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 304
Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России) Кафедра стоматологии детского возраста Дисциплина «Детская стоматология» Дисциплинарный модуль 1 Модульная единица 1.2. Особенности клиники и лечения кариеса зубов у детей разных возрастных групп. Занятие 1.2.1 Тема: Факторы этиопатогенеза, клинические формы кариеса временных и постоянных зубов, особенности локализации и течения. Методические указания к занятию для студентов
Тюмень, 2016
Составители: зав. кафедры, к.м.н. О.А. Куман, ассистент кафедры Е.В. Редикульцева
Методические указания к занятию для студентов составлена на кафедре стоматологии детского возраста (к.м.н., заведующий кафедрой стоматологии детского возраста О.А. Куман) составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.03 Стоматология, утверждённому приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 96, учебного плана (2016г.)
Утверждено на заседании кафедры стоматологии детского возраста
«___» ______ 201___г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.73.72 (0.016 с.) |