Цели и развивающие задачи деятельности в рамках этого блока педагогического процесса представляются более специфичными, так как они в значительной части выходят за рамки воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, но основная линия взаимодействия родителей с детьми определяется учителем-логопедом и регулируется педагогами, воспитателями. Учитель-логопед задает последовательность отработки речевых навыков в условиях общения родителей с детьми. Заведенный на каждого ребенка дневник по типу карты индивидуального развития служит технологической опорой в выполнении заданий и рекомендаций учителя-логопеда. Конечно, этот блок, более чем все остальные, подвержен опасности снижения контроля за точностью выполнения педагогических предписаний. Но он крайне необходим и нуждается в подробном специальном изучении условий, обеспечивающих его эффективность. В перспективно-тематических планах по всем видам образовательно-воспитательной деятельности включены рекомендации родителям, предложенные воспитателями, музыкальными руководителями, психологом, инструктором по физической культуре.
Таким образом, выделение блоков педагогического процесса дает возможность выстроить систему совместных целенаправленных и вместе с тем специфичных действий всех специалистов образовательной системы.
Музыкальная деятельность
|
Тема
| Цели занятий
| Репертуар
| Рекомендации родителям
|
Помещение детского сада
| 1.Учить детей точно определять и интонировать движение мелодии сверху вниз, снизу вверх.
2.Активизировать словарь детей по теме.
| 1. Полевка «Лесенка» (муз. Е. Тиличеевой)
2. Песня «Детский сад» (муз. А. Аверкина)
3. Песня «Детский сад» (муз. А. Филипенко)
4. Игра на развитие эмоциональности «Молчок»
5. Д/и «Детский сад»
| Организовать экскурсию по детскому саду.
|
Фрукты
| 1.Учить детей петь спокойно, без напряжения.
2.Тренировать в подборе слов-определений.
| 1. Музыкальная игра «Здравствуй, осень!» (муз. Ю. Слонова)
2. Игра с пальчиками «Собираем ягоды»
3. Этюд на выражение удовольствия, радости «Вкусные яблоки»
4. И/у «Какой, какая, какое?»
| Организовать просмотр м/ф «Чиполлино».
|
Овощи
| 1.Развивать ладо-мелодический слух.
2.Тренировать образование существительных множественного числа.
| 1. Песня «Капуста» (муз. Л.Компанейца)
2. Игра на внимание «Морковь, капуста, лук»
3. Песня «Урожайная» (муз. А. Филипенко)
4. Д/и «Один - много»
| Закрепить с детьми загадки об овощах, выучить слова песен.
|
Осень
| 1.Развивать эмоциональное восприятие песен и игр.
2.Активизировать словарь детей по теме.
3.Учить согласованию существительных с глаголами.
| 1. Песня «Листья золотые» (муз. Т. Попатенко)
2. Песня «Осень» (муз. Б. Терентьева)
3. Упражнение на эмоции «Солнышко и тучка»
4. Игра «Осень спросим» (муз. М. Ломовой)
5. Пальчиковая гимнастика
6. И/у «Что делает?»
| Организовать наблюдения на прогулке.
|
Игрушки
| 1.Развивать ладо-мелодический слух и чувство ритма.
2.Тренировать употребление притяжательных местоимений: мой, моя.
| Логоритмические занятия по теме «Игрушки»
1. Упражнение на внимание
2. Упражнение, регулирующее мышечный тонус «Шалтай-Болтай»
3. Упражнение для развития чувства темпа и ритма «Поспи и попляши» (муз. Т.Ломовой)
4. Игра «Игрушки заводные» (муз. Л. Сидельникова)
5. Пальчиковая игра «Зайка и барабан»
6. Танец «Куклы» (грамзапись)
7. Д/и «Чьи игрушки?»
| Прослушать музыкальную сказку «Буратино».
|
Посуда
| 1.Развивать двигательную сферу в сочетании со словом и музыкой.
2.Активизировать словарный запас детей по теме.
3.Тренировать употребление простых предлогов.
| Логоритмическое занятие по теме «Посуда»
1. Вводное упражнение
2. Упражнение, регулирующее мышечный тонус
3. Упражнение для развития чувства темпа и ритма.
4.Песня «Детский сад» (муз. А. Филипенко)
5.Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук
6.Д/и «Где ложки?»
| Организовать просмотр м/ф «Федорино горе».
|
Продукты питания
| 1.Развивать эмоциональное восприятие, учить петь в умеренном темпе, напевно.
2.Расширять и обогащать знания детей по теме.
3.Тренировать образование относительных прилагательных.
| 1.Песня «Бай, качи, качи» (обр. М. Ма- гиденко)
2.Песня «Попадайся, грибок» (муз. В.Герчик)
3.Этюд на выражение основных эмоций: «вкусная конфета», «кислый лимон», «соленый чай» - на выражение отвращения и презрения
4.И/у «Скажи какой?»
| Закрепить слова песен, выучить пословицы и поговорки 0 хлебе.
|
Зима
| 1.Развивать музыкальные способности, побуждать детей к самостоятельному творчеству.
2.Расширять знания детей о характерных признаках зимы.
3.Тренировать образование существительных множественного числа.
| 1.Полевка «Снегирь» (муз. Е. Тиличеевой)
2.Песня-хоровод «Кто нам нравится зимой»
3.Песня «Где-то елка на опушке» (муз. А.Филипенко)
4.Танец «Зима - холода» (грамзапись)
5. П/г «Елка»
6.Этюд на выражение различных эмоций «Снегурочка»
7. Д /и «Один - много»
| Организовать просмотр м/ф «Зима в Простоквашино».
|
Новый год
| 1.Закреплять умения, знания, навыки в разных видах музыкальной деятельности.
2.Закреплять умения детей подбирать и называть слова-определения.
| Новогодний праздник
1.Песня «К нам приходит Новый год» (муз. В. Герчик)
2.Песня «Где-то елка на опушке» (муз. А.Филипенко)
3.Песня «Дед Мороз» (муз. А. Филипенко)
4.Сюжетные танцы (снежинок, петрушек, зайчиков)
5.Игра со звоночками (муз. В. Ронавской)
6.И/у «Какой, какая, какое?»
| Прослушать с детьми музыкальную сказку «12 месяцев».
|
Части тела
| 1.Развивать чувство ритма.
2.Учить показывать основные части тела и лица.
3.Тренировать в подборе существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
| 1. Упражнение «Плавные руки» (муз. Р.Глиэра)
2.Упражнение «Качание рук» (русская народная мелодия в обр. В. Иванникова)
3.П/г «Гармошка»
4.И/у «Назови ласково»
| Выучить с детьми игру «Лавата».
|
Домашние животные
| 1.Развивать ладо-мелодический слух и чувство ритма.
2.Активизировать словарный запас у детей по теме.
| 1.Попевка «Барашеньки-круторожень- ки» (муз. обр. Я. Френкеля)
2.Песня «Конь» (муз. Е. Тиличеевой)
3.Песня «Тяв-тяв» (муз. В. Герчик)
4.Игра «Всадники и упряжки» (муз. В. Витлина)
5.Музыкально-дидактическая игра «Кто как идет»
6.П/г «Лошадка», «Коза»
7.И/у «Угадай, кто это?»
| Выучить с детьми загадки о домашних животных.
|
Дикие животные
| 1.Развивать эмоциональное восприятие музыки.
2. Активизировать словарный запас у детей по теме.
| 1. Попевка «Скок, скок, поскок» (обр. И. Арсеева)
2. «Зайка-любознайка» (муз. А. Аверкина)
3.Песня «Мы на луг ходили» (муз. А.Филипенко)
4.Игра «Зайцы и лиса» (муз. А. Майка- пара)
5.П/г «Зверюшки в норке»
6.Д/и «Кто живет в лесу?»
| Выучить с детьми загадки о диких животных.
|
Зимующие птицы
| 1.Учить детей интонировать большую терцию вниз, формировать правильное дыхание.
2.Активизировать словарный запас у детей по теме.
3.Тренировать подбор слов-определений.
| 1.Попевка «Кукушка» (муз. Е. Тиличеевой)
2.Игра «Ворон» (русская народная игра в обр. Е. Тиличеевой)
3.Русская народная попевка «Сорока- сорока» (муз. обр. Т. Попатенко)
4.П/г «Птенчики в гнезде»
5.И/у «Какой, какая, какие?» (черная, зимующая)
| Организовать наблюдения на прогулках за зимующими птицами.
|
Профессии людей
| 1.Развивать голос, расширяя певческий диапазон.
2.Расширять знания детей по теме.
3.Тренировать проговаривание слов сложной слоговой структуры.
| 1.Песня «Бравые солдаты» (муз. А. Филипенко)
2.Песня «Без труда не проживешь» (муз. Т. Попатенко)
3.Упражнение на эмоции «Угадай профессию» (пантомима)
4.П/г «Плотник» или логоритмическое занятие «Профессии»
5.И/у «Повтори правильно»
| Прочитать стихотворение С.Маршака «А что у вас?».
Нарисовать с детьми рисунки на тему «Все профессии важны».
|
Одежда
| 1.Развивать эмоциональное восприятие музыки.
2.Активизировать словарь детей по теме.
3.Тренировать согласование существительных с прилагательными.
| 1.Песня «Мастерица» (муз. М. Парцхаладзе, слова Т. Люшина)
2.Игра «Вышивание»
3.Упражнение на эмоции. Этюд на отрицательные черты характера «Вовка-растеряшка»
4.Д/и «Ателье мод»
| Прослушать музыкальную сказку «Храбрый портняжка».
|
Наша армия
| 1.Формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению.
2.Активизировать словарный запас у детей по теме.
3.Закреплять умение детей подбирать и употреблять слова-действия, существительные множественного числа.
4.Тренировать изменения существительных по числам.
| Тематическое занятие
1.Песня «Наша Родина сильна» (муз. А. Филипенко)
2.Песня «Будем в армии служить» (муз. Ю. Чичкова)
3.Игра «Цветные флажки»
4.П/г «Лодка»
5.Д/и «Один - много»
| Рассмотреть игрушки из серии «Военная техника», организовать игру «Чем отличается».
|
Февраль- последний месяц зимы
| 1.Закреплять у детей умение передавать характер песни. Учить правильно интонировать мелодию.
2.Закреплять с детьми признаки зимы.
3.Учить подбору слов-определений.
| 1.Хоровод «Вот уж зимушка проходит» (муз. обр. П.Чайковского)
2.П/г «Воробушек»
3.И/у «Какой, какая, какое?» (холодный, вьюжный)
| Выучить движения хоровода, слова песен.
|
8 Марта
| 1.Закреплять умения, знания, навыки в разных видах музыкальной деятельности.
2.Закреплять умение детей употреблять слова-действия, слова-признаки.
3.Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
| Праздничный утренник
1.Песня «Маме в день 8 Марта» (муз. Е. Тиличеевой)
2.Песня «Мамин праздник» (муз. Ю. Турина)
3.Стихотворения о маме, весне
4.Танцы
5.И/у «Подбери слова»
| Выучить стихотворения о маме.
Организовать просмотр фильма «Мама».
|
Весна
| 1. Совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии.
2.Активизировать словарный запас у детей по теме.
3.Запомнить весенние признаки и приметы.
| 1.Песня «Песенка о весне» (муз. Фрида)
2.Песня «Весенняя песенка» (муз. А. Филипенко)
3.Упражнение на эмоции «Воробей».
4.П/г «Скворечник»
5.Д/и «Что происходит весной?»
| Закрепить с детьми движения хоровода, вспомнить поговорки и поговорки. о весне.
|
Весна
| 1.Закреплять пройденный материал.
2.Тренировать детей подбирать определения (зеленая, весенняя, ясная).
| 1 Хоровод «Веснянка» (украинская народная мелодия в обр. С. Полонского)
2.Песня «Весенняя песенка» (муз. А. Филипенко)
3.Упражнение на эмоции «Угадай, какая сказка пришла»
4.Д/и «Весна- красна»
| Повторить с детьми народные приметы о весне.
Прослушать музыкальные произведения П.И.Чайковского «Март», «Апрель», «Май».
|
Перелетные птицы
| 1.Развивать естественное звонкое звучание детского голоса, закреплять интонирование малой терции вверх и вниз.
2.Активизировать словарный запас у детей по теме.
| 1.Попевка «Кукушка» (муз. Е. Тилечеевой)
2.Песня «Дятел» (муз. Леви)
3.П/г «Птенчики в гнезде»
4.Д/и «Назови птицу»
| Организовать наблюдения на прогулках за перелетными птицами.
|
Транспорт
| 1.Развивать ладо-мелодический слух и чувство ритма.
2.Активизировать словарь детей по теме.
3.Учить образовывать существительные множественного числа.
| 1.Упражнение для регулирования мышечного тонуса «Ремонт автомобиля»
2.Упражнение для развития чувства темпа и ритма «Самолет»
3.Песня «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского)
4.Игра «Летчики» (муз. В. Золотарева)
5.И/у «Один - много»
| Повторить слова песни «Голубой вагон».
|
Мебель
| 1.Закреплять умения, знания, навыки в разных видах музыкальной деятельности.
2.Активизировать словарный запас у детей по теме.
1.Учить употреблять простые предложения.
| Тематическое занятие «Мебель»
1.Упражнение на внимание
2.Упражнение на развитие чувства темпа и ритма «Пылесос»
3.Песня «Хорошо у нас в саду» (муз. В. Герчик)
4.Игра «Ключ»
5.П/г «Стул»
6.И/у «Составь предложение по картинке»
| Нарисовать с детьми рисунки на тему «Мебель для Барби».
|
1.Мая
| 1Закреплять усвоенные знания, навыки и умения.
2.Активизировать словарный запас у детей по теме.
3.Продолжать учить детей соблюдать интонационно-смысловую выразительность при чтении стихотворений.
| Праздник весны
Песни о весне
Стихотворения, танцы, игры
| Выучить поговорки и пословицы о весне, труде.
|
Физическое развитие
|
Тема
| Цель
| Содержание
| Рекомендации родителям
|
Фрукты
| 1.Учить подлезать под дугу боком (правым и левым); метать маленькие мячи в горизонтальную цель.
2.Закреплять навык подбора прилагательных к существительным.
| Сюжетное физкультурное занятие «На огороде»
Игра-эстафета «Быстро в кузовок» (форма, цвет, величина)
| Тренировать метание маленьких мячей в горизонтальную цель (в корзину).
П/и «Погрузка» (забрось мяч в корзину).
|
Овощи
| 1.Содействовать развитию динамического равновесия(ходьба по узкой дорожке с мячом в руках, поднятых вверх).
2.Закреплять усвоение притяжательных местоимений.
| Сюжетное физкультурное занятие «В саду»
П/и «Кто скорее соберет?» (мой персик, моя груша)
Игра м/п «Овощи- фрукты» (яблоки – руки вверх; картофель – вниз)
| Тренировать подлезать под дугу.
П/и «Липкая дуга».
|
Осень
| 1.Учить технике отбивания мяча о пол поочередно правой и левой рукой, совершенствовать координацию движений.
2.Тренировать образовывать сложные слова; закреплять навык согласования существительных с прилагательными.
| П/и «Кто быстрее соберет?» (желтый лист, красный лист, листопад)
П/и «Огородник»
| Закреплять технику отбивания мяча о землю на месте, продвигаясь вперед шагом.
П/и «Мотоциклисты».
|
Одежда
| 1. Совершенствовать технику прокатывания набивных мячей.
2. Тренировать образование существительных единственного и множественного числа.
| Игра м/п «Сбей и назови» (юбка - юбки, кофта - кофты)
| Закреплять технику прокатывания мяча п/и «Выбей кеглю».
|
Обувь
| 1.Учить технике ловли и перебрасывания мяча друг другу.
2.Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
| Игра м/п «Назови правильно слово» (сапог - сапожок)
| Закреплять технику перебрасывания мяча друг другу от груди.
П/и «Мяч капитану»
|
Игрушки
| 1.Учить технике прыжков на двух ногах с продвижением вперед.
2.Тренировать образовывать глаголы единственного числа первого лица.
| Игра м/п «Назови правильно» (играть - играю, кидать - кидаю)
Сюжетное занятие «В магазине игрушек»
| Закреплять технику пролезания в обруч сверху и снизу.
П/и «Через обруч пролезай - выше палку поднимай», п/и «Пролезай и убегай»
|
Посуда
| 1.Учить технике метания в вертикальную цель.
2.Тренировать образовывать относительные прилагательные.
| П/и «Самый меткий»
(стакан из стекла - стеклянный)
| Закреплять технику метания (на дальность).
П/и «Метание с плеча», «Метание снизу»
|
Продукты питания
| 1.Закреплять технику ловли и броска мяча.
2.Учить образовывать относительные прилагательные.
| Игра м/п «Съедобное и несъедобное» (яблоко - яблочный, горох - гороховый)
| Совершенствовать динамическое равновесие (ходьба по канату), п/и «Акробат»
|
Зима
| 1.Учить технике прыжков (перепрыгивание через мяч на двух ногах).
2.Тренировать образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
| П/и «Мороз»
Игра м/п «Скажи ласково» (мороз - морозец; снег - снежок)
| Закреплять умение прокатывать шайбу клюшкой друг другу.
П/и «Гонки с шайбой»
П/и «Передай шайбу»
|
Дикие животные
| 1.Совершенствовать технику метания (кольцебросс).
2.Учить правильно употреблять существительные в Д.п.
| П/и «Кто где живет?» (лиса - в норе; медведь - в берлоге)
Сюжетное занятие «В зоопарке»
| Закреплять технику прыжков, лазанья (по-пластунски).
П/и «Волк во рву»
|
Птицы
| 1.Совершенствовать статическое равновесие.
2.Учить согласованию числительных с существительными.
| Сюжетное занятие «На птичьем базаре»
П/и «Перелет птиц», «1-2-5-9» (один воробей - два воробья - пять воробьев)
| Закреплять статическое
равновесие.
П/и «Аисты».
|
Профессии людей
| 1.Совершенствовать технику ловли и броска мяча.
2.Учить образовывать существительные ж.р.
| Игра м/п «Назови правильно» (повар - повариха; воспитательница)
| Развивать ловкость.
П/и «Обеги мяч», «С мячом под дугой», «Вперед с мячом».
|
Наша армия
| 1.Продолжать развивать ловкость, силу, быстроту, выносливость.
2.Закреплять умение подбирать признаки по назначению и вопросам.
3.Воспитывать уважение к воинам Российской Армии.
| Развлечение «День защитников Отечества»(игры, эстафеты)
И/у «Скажи, какой, какая» (солдат - отважный, смелый; армия - могучая, непобедимая)
| П/и «Бегом в обруче» (быстрота), «Стрелок» (ловкость), «Отожмись» (сила).
|
Весна
| 1.Совершенствовать технику ловли и бросков мяча.
2.Закреплять умение в подборе действия к предмету.
| Игра м/п «Назови» (льдинки - тают, солнце - пригревает и т.д)
П/и «Заря»
| Закреплять технику прыжков через скакалку, вращая ее вперед и назад.
|
Транспорт
| 1.Совершенствовать технику бега с высоким подниманием колен.
2.Учить подбирать глаголы.
| П/и «Эстафеты - поезда»
Игра м/п «Лечу, еду, плыву» (самолет - летит, машина -едет, пароход - плывет)
| Совершенствовать технику прыжков (прыжки на одной ноге с продвижением вперед).
П/и «Классы».
|
Мебель
| 1.Совершенствовать технику метания (в вертикальную цель).
2.Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
| П/и «Выставка мебели» (стол - столик, стул - стульчик)
| Совершенствовать технику бросков и ловли мяча (перебрасывание мяча из одной руки в другую).
П/и «Жонглер».
|
Сад и огород
| 1. Совершенствовать динамическое равновесие (ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая через предметы).
| П/и «Огородники» (в корзине, по дороге, в землю)
| Совершенствовать динамическое равновесие (бег по наклонной доске вверх и вниз, на носках, боком, приставным шагом).
|
9 Мая
| 1.Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Формировать умение выполнять движения осознанно, быстро, красиво.
2.Воспитывать уважение к защитникам Родины, чувство гордости.
3.Закреплять умение правильно употреблять глаголы в речи.
| Развлечение «День Победы»
П/и «Дедушка и внуки»
Эстафеты, игры, соревнования
| Содействовать развитию ловкости и быстроты.
П/и «Разведчики и часовые».
|