Тоталитарные и авторитарные режимы в странах Европы в 1920–1930-е гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тоталитарные и авторитарные режимы в странах Европы в 1920–1930-е гг.



Начало правления Николая II

Мировая война глубоко потрясла основы европейского общества. Революции, политические кризисы, обнищание народов требовали от правительств, политических партий нового политического курса. В это время усилилось влияние и позиции социал-демократических партий, которые возглавляли правительства ряда стран или вошли в правящую коалицию. Расширено избирательное право. Важную роль стали играть пресса, радио, кинематограф, зарождалась массовая культура».

В развитии обществ проявлялись тенденции:

1) к стабилизации и реформам (Великобритания, США, Франция, Скандинавские страны, а также страны с умеренно-реформистким центром)

2) к установлению авторитарных режимов (страны южной и Юго-Восточной Европы тАУ Венгрия, Болгария, Греция, Албания)

3) к установлению тоталитарных режимов (Италия, Германия, Испания, Португалия)

В период между двумя мировыми войнами в Европе функционировали 2 разновидности политических режимов: авторитарно-тоталитарная модель и либерально-демократическая модель общественного развития. Наиболее полным логическим завершением тоталитарной модели были фашистские режимы, утвердившиеся сначала в Италии, затем в Германии (в форме нацизма), также в Испании и Португалии (иберийский вариант).

Тоталитарные режимы создавались для решения задач:

- выхода из тяжелого экономического и политического кризиса

- милитаризации и подготовки к войне

- ускорения индустриализации или изменения общества и человека в соответствие с заранее заданной идеологической конструкцией.

Для тоталитарной системы характерно поглощение гражданского общества государством. Налицо всеобщность, тотальность государственного регулирования. Рыночные отношения заменены государственно-бюрократическим регулированием, планированием, распределением. Ограничивается частная собственность, исчезает экономическая основа свободы личности. Уничтожаются режимы и институты либеральной демократии, устанавливается государственно-партийная диктатура. Создание системы государственного регулирования экономики с экономическим планом, нацеленным на милитаризацию и подготовку к войне. Разгоняются профсоюзы. Вместе с тем сохраняется активная социальная политика. Однопартийность, превращение террора в средство управления государством. Отсутствие реальных прав и свобод, репрессии.

Авторитарно-демократические режимы утвердились в межвоенный период в Центральной и Юго-Восточной Европе (Австрия, Венгрия, Болгария, Румыния, Югославия, Польша). Основан на власти какого-либо авторитета. Безраздельно господствует исполнительная власть. Парламент сохраняется, но превращается в совещательное учреждение. Методы государственной деятельности тАУ приказы и команды. Личность слепо следует авторитету. Рассмотрим страницы истории некоторых из этих стран.

Австрия: В 1918г произошла революция, в ходе которой без вооруженной борьбы свергнута монархия, выбрано Учредительное собрание. В 1920г. Конституция закрепила республиканский строй и демократические права граждан. Приняты заказы о ликвидации титулов и привилегий, конфискации имуществ, императорской семьи, социальные законы.

Югославия: Антиавстрийские выступления в землях Австро-Венгрии началось осенью 1918г. В результате государство словенцев, хорватов, сербов (ГСХС) приняли решение об объединении в Королевство сербов, хорватов, словенцев. Позднее вошла Черногория. Возникшее государство приняло название Югославия.

Польша: Восстановление независимости Польши проходило этапно: под влиянием революции в Германии в оккупированной германскими войсками Польше создано Временное польское правительство. В декабре 1918 освобождена часть западных Польских земель. Другие территории отошли к Польше по Версальскому мирному договору. Формирование Польши как республики завершилось в марте 1921г с принятием конституции. Государство возглавил Ю.Пилсудский. Его правление имело авторитарный характер.

 

2. Большинство историков полагает, что России не повезло с последним императором. Развитие России могло пойти совершенно по иному пути, если во главе оказался решительный и умелый политик, способный на принятие необходимых решений. Николай II отличался нерешительностью, упрямством и огромным самомнением. Он не считался с реальным положением в стране. Нарастание революционного движения Николай II полностью относил к результатам действия антиправительственных партий.

· Вступив на престол, Николай II заявил о незыблемости самодержавия в России. Это сразу вызвало разочарование и недовольство в широких слоях населения. В начале XX века в России сложилась парадоксальная ситуация. Страна находилась в ведущей пятерке по уровню экономического развития. Это развитие шло высокими темпами. При этом Россия оставалась аграрной страной с примитивным ведением хозяйства. Дворянство, уже значительно размытое к этому времени, по-прежнему занимало ведущее положение в обществе и пользовалось различными привилегиями. Буржуазия обладала экономическим могуществом и требовала гражданских прав и свобод. Крестьянство по-прежнему находилось в крайне тяжелом положении, было поголовно безграмотным и не участвовало в управлении страной.

В изменении существующего строя были заинтересованы все слои населения. Однако, Николай II отказывался идти на любые уступки. Результатом стали революционные события 1905-1907 гг. Массовые забастовки, стачки, крестьянские выступления захлестнули страну. Николай II наконец-то осознал, что бездействие приведет к революции. В октябре 1905 г. он подписал Манифест о провозглашении в России гражданских и политических свобод. Вместе с этим было обещано о создании Государственной думы. Избирательное право получила часть рабочих. В отношении крестьянства были снижены, а затем отменены выкупные платежи..

· Реформы, вынужденно начатые в 1905 г. тесно связаны с именем П. А. Столыпина. Этот крупный государственный деятель проводил политику "кнута и пряника". В России начали действовать военно-полевые суды с правом быстрого расследования и применения смертной казни. Широко применялась административная высылка и ущемление в правах. Репрессивные действия сопровождались разрешением крестьянского вопроса. Столыпин стремился к созданию в деревне крупных зажиточных хозяйств, на которых могла бы опереться государственная власть. Было объявлено о разрешении выхода из общины и создании отдельных хуторов с земельными участками (отрубами). Одновременно поощрялось и поддерживалось крестьянское переселение за Урал. Реформа давала результаты, но проходила медленно и не смогла остановить революционное движение в стране.

· Столыпиным была выдвинута комплексная программа реформа, но она встретила яростное сопротивление господствующего класса. С убийством Столыпина (1911 г.) с реформами было покончено.

Внешняя политика Николая II

· Николай II не снискал себе славы и в области внешней политики. Он начал русско-японскую войну, победоносное завершение которой должно было покончить с революционным движением. Однако война закончилась позором и вызвала события 1905-1907 гг.

· При Николае II Россия вместе с Англией и Францией входила в Антанту - военно-политический блок, противостоящий Тройственному союзу (Германия, Италия, Австро-Венгрия). Это не было политической ошибкой, а отражало реальную ситуацию в мире и основывалось на учете российских экономических интересов. Противостояние блоков вызвало Первую мировую войну. Не первых порах России сопутствовал успех в военных действиях. Но контрнаступление противника остановило продвижение России и война приняла затяжной характер. В обществе нарастало недовольство войной, усиленное активной пропагандой и агитацией большевиков. Расширялось дезертирство и открытое неповиновение приказам. Последний успех русской армии - наступление 1916 г. (Брусиловский прорыв), которое захлебнулось, не имея достаточного обеспечения, уже не могло изменить ситуацию. Россия неуклонно приближалась к революции.

· Февральская революция вынудила Николая II подписать указ об отречении от престола (март 1917 г.).

 

Билет № 21



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 3052; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.112.220 (0.007 с.)