Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тоталитарные и авторитарные режимы в странах Европы в 1920–1930-е гг.
Начало правления Николая II Мировая война глубоко потрясла основы европейского общества. Революции, политические кризисы, обнищание народов требовали от правительств, политических партий нового политического курса. В это время усилилось влияние и позиции социал-демократических партий, которые возглавляли правительства ряда стран или вошли в правящую коалицию. Расширено избирательное право. Важную роль стали играть пресса, радио, кинематограф, зарождалась массовая культура». В развитии обществ проявлялись тенденции: 1) к стабилизации и реформам (Великобритания, США, Франция, Скандинавские страны, а также страны с умеренно-реформистким центром) 2) к установлению авторитарных режимов (страны южной и Юго-Восточной Европы тАУ Венгрия, Болгария, Греция, Албания) 3) к установлению тоталитарных режимов (Италия, Германия, Испания, Португалия) В период между двумя мировыми войнами в Европе функционировали 2 разновидности политических режимов: авторитарно-тоталитарная модель и либерально-демократическая модель общественного развития. Наиболее полным логическим завершением тоталитарной модели были фашистские режимы, утвердившиеся сначала в Италии, затем в Германии (в форме нацизма), также в Испании и Португалии (иберийский вариант). Тоталитарные режимы создавались для решения задач: - выхода из тяжелого экономического и политического кризиса - милитаризации и подготовки к войне - ускорения индустриализации или изменения общества и человека в соответствие с заранее заданной идеологической конструкцией. Для тоталитарной системы характерно поглощение гражданского общества государством. Налицо всеобщность, тотальность государственного регулирования. Рыночные отношения заменены государственно-бюрократическим регулированием, планированием, распределением. Ограничивается частная собственность, исчезает экономическая основа свободы личности. Уничтожаются режимы и институты либеральной демократии, устанавливается государственно-партийная диктатура. Создание системы государственного регулирования экономики с экономическим планом, нацеленным на милитаризацию и подготовку к войне. Разгоняются профсоюзы. Вместе с тем сохраняется активная социальная политика. Однопартийность, превращение террора в средство управления государством. Отсутствие реальных прав и свобод, репрессии.
Авторитарно-демократические режимы утвердились в межвоенный период в Центральной и Юго-Восточной Европе (Австрия, Венгрия, Болгария, Румыния, Югославия, Польша). Основан на власти какого-либо авторитета. Безраздельно господствует исполнительная власть. Парламент сохраняется, но превращается в совещательное учреждение. Методы государственной деятельности тАУ приказы и команды. Личность слепо следует авторитету. Рассмотрим страницы истории некоторых из этих стран. Австрия: В 1918г произошла революция, в ходе которой без вооруженной борьбы свергнута монархия, выбрано Учредительное собрание. В 1920г. Конституция закрепила республиканский строй и демократические права граждан. Приняты заказы о ликвидации титулов и привилегий, конфискации имуществ, императорской семьи, социальные законы. Югославия: Антиавстрийские выступления в землях Австро-Венгрии началось осенью 1918г. В результате государство словенцев, хорватов, сербов (ГСХС) приняли решение об объединении в Королевство сербов, хорватов, словенцев. Позднее вошла Черногория. Возникшее государство приняло название Югославия. Польша: Восстановление независимости Польши проходило этапно: под влиянием революции в Германии в оккупированной германскими войсками Польше создано Временное польское правительство. В декабре 1918 освобождена часть западных Польских земель. Другие территории отошли к Польше по Версальскому мирному договору. Формирование Польши как республики завершилось в марте 1921г с принятием конституции. Государство возглавил Ю.Пилсудский. Его правление имело авторитарный характер.
2. Большинство историков полагает, что России не повезло с последним императором. Развитие России могло пойти совершенно по иному пути, если во главе оказался решительный и умелый политик, способный на принятие необходимых решений. Николай II отличался нерешительностью, упрямством и огромным самомнением. Он не считался с реальным положением в стране. Нарастание революционного движения Николай II полностью относил к результатам действия антиправительственных партий.
· Вступив на престол, Николай II заявил о незыблемости самодержавия в России. Это сразу вызвало разочарование и недовольство в широких слоях населения. В начале XX века в России сложилась парадоксальная ситуация. Страна находилась в ведущей пятерке по уровню экономического развития. Это развитие шло высокими темпами. При этом Россия оставалась аграрной страной с примитивным ведением хозяйства. Дворянство, уже значительно размытое к этому времени, по-прежнему занимало ведущее положение в обществе и пользовалось различными привилегиями. Буржуазия обладала экономическим могуществом и требовала гражданских прав и свобод. Крестьянство по-прежнему находилось в крайне тяжелом положении, было поголовно безграмотным и не участвовало в управлении страной. В изменении существующего строя были заинтересованы все слои населения. Однако, Николай II отказывался идти на любые уступки. Результатом стали революционные события 1905-1907 гг. Массовые забастовки, стачки, крестьянские выступления захлестнули страну. Николай II наконец-то осознал, что бездействие приведет к революции. В октябре 1905 г. он подписал Манифест о провозглашении в России гражданских и политических свобод. Вместе с этим было обещано о создании Государственной думы. Избирательное право получила часть рабочих. В отношении крестьянства были снижены, а затем отменены выкупные платежи.. · Реформы, вынужденно начатые в 1905 г. тесно связаны с именем П. А. Столыпина. Этот крупный государственный деятель проводил политику "кнута и пряника". В России начали действовать военно-полевые суды с правом быстрого расследования и применения смертной казни. Широко применялась административная высылка и ущемление в правах. Репрессивные действия сопровождались разрешением крестьянского вопроса. Столыпин стремился к созданию в деревне крупных зажиточных хозяйств, на которых могла бы опереться государственная власть. Было объявлено о разрешении выхода из общины и создании отдельных хуторов с земельными участками (отрубами). Одновременно поощрялось и поддерживалось крестьянское переселение за Урал. Реформа давала результаты, но проходила медленно и не смогла остановить революционное движение в стране. · Столыпиным была выдвинута комплексная программа реформа, но она встретила яростное сопротивление господствующего класса. С убийством Столыпина (1911 г.) с реформами было покончено. Внешняя политика Николая II · Николай II не снискал себе славы и в области внешней политики. Он начал русско-японскую войну, победоносное завершение которой должно было покончить с революционным движением. Однако война закончилась позором и вызвала события 1905-1907 гг. · При Николае II Россия вместе с Англией и Францией входила в Антанту - военно-политический блок, противостоящий Тройственному союзу (Германия, Италия, Австро-Венгрия). Это не было политической ошибкой, а отражало реальную ситуацию в мире и основывалось на учете российских экономических интересов. Противостояние блоков вызвало Первую мировую войну. Не первых порах России сопутствовал успех в военных действиях. Но контрнаступление противника остановило продвижение России и война приняла затяжной характер. В обществе нарастало недовольство войной, усиленное активной пропагандой и агитацией большевиков. Расширялось дезертирство и открытое неповиновение приказам. Последний успех русской армии - наступление 1916 г. (Брусиловский прорыв), которое захлебнулось, не имея достаточного обеспечения, уже не могло изменить ситуацию. Россия неуклонно приближалась к революции. · Февральская революция вынудила Николая II подписать указ об отречении от престола (март 1917 г.).
Билет № 21
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 3052; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.112.220 (0.007 с.) |