Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Умеете ли Вы контролировать себя .

Поиск

(Возможны только ответы «да» или «нет»)

1. Мне кажется трудным подражать другим людям.

2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы
привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то
более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимния.

6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми
я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я ста­
раюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я всегда такой, каким кажусь.

Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму бал­лов. Если Вы отвечали искренне, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0 — 3 балла. У Вас низкий коммуникативный контроль, и Вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуа­ции. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине Вашей прямолинейности.

46 баллов. У Вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявле­ниях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окру­жающими людьми.

113




Игротерапия общения


Приложение 1


 


710 баллов. У Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое Вы производите на окружающих.

ПОНИМАЕТЕ ЛИ ВЫ ЯЗЫК МИМИКИ?

Перед Вами двенадцать выражений лица, в которых худож­ник закодировал двенадцать эмоциональных состояний чело­века. Попытайтесь их расшифровать.

А теперь сравните с правильными ответами (правильными считаются ответы, находящиеся в одном синонимическом ряду с данными ниже формулировками):

1. Безразличие. 2. Враждебность. 3. Веселье. 4. Сильная злость. 5. Грусть. 6. Застенчивая радость. 7. Плохое самочув­ствие. 8. Злость. 9. Бурная радость. 10. Глубокая печаль. 11. Скепсис. 12. Скорбь.

Если Вам удалось угадать большинство состояний, значит, задача научиться читать по лицам для Вас неактуальна. Если же результат получился неутешительный, Вам следует уделить этому вопросу особое внимание.

ТЕСТ В. РЯХОВСКОГО

Приведем еще один тест, содержащий возможность опреде­лить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на его вопросы следует, используя три варианта ответов— «да», «иног­да» и «нет».

114


1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбива­
ет ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до тех пор, пока
станет уже совсем невмоготу?

3. Вызывает ли у Вас смятение или неудовольствие поруче­
ние выступать с докладом, сообщением, информацией на
каком-либо совещании?

4. Вам предстоит выехать в командировку в город, где Вы
никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий,
чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы
то ни было?

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на ули­
це обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать
время, ответить на какой-либо вопрос)?

7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей»,
и что людям разных поколений трудно понимать друг дру­
га?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл
Вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько меся­
цев назад?

9. В кафе или в столовой Вам подали явно недоброкачествен­
ное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодви­
нув тарелку?

 

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы
не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если пер­
вым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она
ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Пред­
почитаете ли Вы отказаться от своего намерения, нежели
встать в хвост и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по
рассмотрению конфликтной ситуации?

13. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные крите­
рии оценки произведений литературы, искусства, культу­
ры и никаких «чужих» мнений Вы не приемлете. Это так?

----------------------------------- 115


Игротерапия общения


Приложение 1


 


     
 

 

14. Услышав где-либо в «кулуарах» явно ошибочную точку
зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитае­
те ли Вы промолчать?

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь ра­
зобраться в том или ином сложном вопросе или учебной
теме?

16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение,
оценку) в письменной форме, чем в устной?

Ключ к тесту.

Ответы «да» — 2 очка; «иногда» — 1 очко; «нет» — 0 очков. Интерпретация результатов.

30—32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и эта Ваша беда, так как страдаете от этого больше всего Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко! На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, кон­тролируйте себя.

25 — 29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитае­те одиночество, и поэтому у Вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту осо­бенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством; в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает так, что при какой-либо сильной увлеченности Вы «вдруг» приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться,

19 — 24 очка. Вы в известной степени общительны и в зна­комой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые про­блемы Вас не пугают и все же с новыми людьми сходитесь с ог­лядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших выс­казываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки устранимы.

1418 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, до­статочно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точ­ку зрения без запальчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите


шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

913 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите выска­зываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздраже­ние окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, ни­кому не отказываете в просьбе, хотя не всегда можете ее выпол­нить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недоста­ет, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы сможете заставить себя не отступать.

48 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общитель­ность «бьет» из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас хандру. Охотно берете слово по любому воп­росу, даже если имеете о нем поверхностное представление: Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководитель и коллеги относятся к Вам с неко­торой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами!

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит белезнен-ный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения, беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов. Вам необходимо заняться самовоспитанием.


116



Приложение 2

Протокол занятий

таня

Занятие 1

Начало занятия: эмоциональная тревожность проявляет­ся в скованности, неуверенности в выборе кукол-игрушек, в сдержанном контакте со сверстниками.

Середина занятия: во всех играх проявила заинтересован­ность к действию других детей, не было собственной активнос­ти в играх.

В конце занятия: робость постепенно исчезла, но осталась скованность в движениях, сжатость.

Проблема: нет контактности с детьми, раскрепощение от­сутствует.

Занятие 2

Начало занятия: у Тани появилась заинтересованность, любопытство. Она постепенно включалась в игры со всеми деть­ми. Наблюдалась эмоциональная сдержанность (отсутствие сме­ха, отсутствие мимического участия).

Середина занятия: во всех предложеных играх Таня уча­ствовала активно. Негативизма и упрямства не наблюдалось. В незнакомых играх выражала тревогу, ждала поддержки со стороны взрослого.

К концу занятия: у Тани появилась полная раскрепощен­ность. Свои желания выражала бурно и активно. По окончании занятия проявился негативизм (не хотела играть в предлагае­мые игры, но сама ничего не предлагала).

Проблема: сильный самоконтроль в 1 и 2 частях занятия.

Занятие 3

Начало занятия: Таня пришла заниматься с положитель­ной установкой, но была неактивной, вялой, временами жало­валась, что болит нога.

= 118 =


Середина занятия: продолжилась пассивность в играх. Этюды на мимику и пантомимику выполняла напряженно. В сказке участвовать не захотела.

К концу занятия: стала раскрепощаться, появился инте­рес, заканчивать игру не хотела.

Проблема: тревожность.

Занятие 4

Начало занятия: положительная установка на игру. Уча­ствовала во всех играх.

Середина занятия: в этюдах на мимику и пантомимику проявляла тревогу, отказывалась их выполнять («Я не умею»). Интонации героев передавала адекватно, активно играла «во­робья-сына» в сказке.

К концу занятия: появилось желание играть в подвижные игры, но правила игнорировала, предпочитала валяться на ков­риках.

Проблема: скованность, зажатость мышц лица и тела.

Занятие 5

Начало занятия: положительный настрой, эмоциональное принятие других участников игры. Желание общаться с деть­ми в играх.

Середина занятия: дала сильную реакцию страха на образ волка, участвовать в сказке отказалась, призналась, что очень его боится.

К концу занятия: нарисовала волка, большого и зубасто­го. Когда предложили его наказать, Таня с сильным нажимом полностью закрасила пасть, голову, лапы с когтями. Нажим в области хвоста был слабым.

В конце занятия: активно участвовала в продолжении сказ­ки про «смешные страхи».

Проблема: страх волка.

Занятие 6

Начало занятия: хорошее настроение, выраженное прояв­ление желания играть.

= 119                                       


Игротерапия общения


Приложение 2


 


Середина занятия: активное участие в подвижных играх. Отказ от игры «Пчелка в темноте» («Не хочу»).

В конце занятия: Таня не смогла расслабиться, ерзала, шекотала детей. Домой не хотела уходить, еще хотела играть.

Проблема: страх темноты.

Занятие 7

Начало занятия: пассивность. После чтения рассказа Н.Носова стала проявлять интерес, сама вызвалась показать этюды.

Середина занятия: активно изображала «злую» кошку, была раскованна и эмоциональна, В рисовании на тему «Чего или кого я уже не боюсь?» нарисовала волка, но уже без зубов и когтей. Во время процесса рисования страха не испытывала.

В конце занятия: активно играла в подвижную игру. Но придумывать историю про шаловливых котят отказалась. С интересом слушала истории других ребят.

Проблема: неуверенность в своих силах.

Занятие 8

Начало занятия: спокойная, с положительной установкой на игру. В сочинении общей истории принимала участие! Смея­лась над шутками в рассказе, участвовала в инсценировке.

Середина занятия: смеялась в процессе рисования «смеш­ных злодеев». В игре «Веселые клоуны» не хотела смешить ре­бят. Но активно участвовала, когда ведущими были другие дети. Громко «ругалась» овощами и фруктами.

В конце занятия: с удовольствием играла в подвижную игру «Паровозики с клоунами». В этюде на расслабление смогла ус­покоиться, расслабиться.

Проблема: страх перед новыми заданиями, неуверенность в своих силах, вербальная агрессия.

Занятие 9

Начало занятия: положительная установка на игру, инте­рес, участие в этюдах.


Середина занятия: участвовала в театрализованной игре «Брыкающаяся лошадка». Раскрепостилась, перевозбудилась, с трудом переключилась на беседу об упрямстве. О себе расска­зывала с позиции взрослого: «Когда я была маленькой...»

В конце занятия: с удовольствием рисовала свои «каприз-ки-упрямки». В игре «Упрямая подушка» приняла участие сра­зу после Наташи.

Проблема: невыразительность мимики, неуверенность.

Занятие 10

Начало занятия: раскованна, свободна, активна. Участво­вала в инсценировке «Два жадных медвежонка» (была одним из медвежат).

Середина занятия: принимала участие в беседе, сама пред­ложила показать продолжение этой сказки, как медвежата ста­ли добрыми и щедрыми.

В конце занятия: активно играла в соревновательную игру «Апельсин». Смогла успокоиться, расслабиться в релаксацион­ном комплексе «Подснежник».

Проблема: скованность в движениях.

Занятие 11 (совместно с родителями)

Начало занятия: эмоционально-положительное оживле­ние, ласка к маме (поглаживание ее, прикладывание головы и т.п.). Весело смеялась в игре «Съедобное-несъедобное», когда кто-то из взрослых «съедал» несъедобный предмет. Раскрепо­щенность, громкий смех в театрализованной игре «Мир наобо­рот».

Середина занятия: активно участвовала во всех играх со своими родителями и с родителями других детей.

В конце занятия: старалась выполнять разнообразные танцевальные движения телом, но больше наблюдала за взрос­лыми. Хорошо расслабилась.

Проблема: скованность в движениях, низкая творческая активность.


 


120


121


Занятие 12 (совместно с родителями)

Начало занятия: с большим нетерпением ожидала заня­тие. В игре «Летает - не летает» выполняла движения сама и ориентировалась на правильность выполнения другими участ­никами. В случае ошибки (особенно со стороны мам и пап) гром­ко смеялась.

Середина занятия: в соревновательных играх была актив­на. Желание помочь со стороны родителей воспринималось спо­койно, но результата предпочитала добиваться самостоятельно. Это доставляло ей удовольствие, возникало чувство увереннос­ти в себе. Весело смеялась в игре «Найди своего ребенка», пыта­лась шутить, когда родители ощупывали других детей.

В конце занятия: в детско-родительской игре «Цветик-се­мицветик» загадала желание для себя (материальное) и для ро­дителей (материальное). Была эмоциональна и раскрепощена в танцах с родителями.

При награждении медалью за игру была счастлива, глаза светились, на лице сияла лучезарная улыбка.

Заключение Положительные результаты:

1. Была снята скованность в игре, стала проявляться свобо­
да в выражениях эмоций.

2. Отмечен положительный сдвиг в развитии мимики (губ).

3. Преодолен страх перед волком.

4. Появилось умение понимать и рефлексировать, давать
правильную оценку своим поступкам, а также поступкам
других детей.

5. Стало чаще возникать желание добиваться результата в
деятельности. Повысилась активность в развивающих иг­
рах.

Рекомендации:

1. Продолжать развивать образное мышление, речь, учить составлять рассказы * активизировать творчество.

 

 

2. в домашних условиях давать больше самостоятельности, приобщать к обязанностям по дому.

3. в домашних условиях организовывать совместные игры, занятия, развлечения, экскурсии и.т.п.

Воспитателям, педагогам, психологам вести контрольное наблюдение за эмоциональными реакциями Тани в коллективе.

 

 

Стимульный материал к методике тревожности Тэммл, Дорки, Амен

рис. 1.
рис. 1.

 

 

рис. 2.
рис. 2.

 

 

рис. 3.
рис. 3.

 

 

рис. 4.
рис. 4.
рис. 5.
рис. 5.

 

рис. 6.
рис. 6.

 

 

рис. 7.
рис. 7.

 

рис. 8.
рис. 8.

 

рис. 9.
рис. 9.

 

рис. 10.
рис. 10.

 

 

рис. 11.
рис. 11.

 

рис. 12.
рис. 12.

 

рис. 13.
рис. 13.

 

 

рис. 14.
рис. 14.

 

ПРОТОКОЛ №

Код испытуемого:

Возраст испытуемого

Дата проведения:

Рисунок

Высказывание

Выбор

Веселое лицо Печальное лицо
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 

Литература

1. Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников
как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопро­
сы психологии. - 1980 - № 5.

2. Семья в психологической консультации (Опыт и проблемы пси­
хологического консультирования) / Под ред. Бодалева А.А.,
СтолинаВ. В. -М.: Педагогика, 1988.

3. Бодалев А. А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе //
Вопросы психологии. - 1978. - № 4; 1979, № 2,4.

5. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-
психологическое консультирование (проблемы психическо­
го развития детей). — М.: Изд-во МГУ, 1980.

6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 4.- М.: Пе­
дагогика, 1984.

7). Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ре­бенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6.

8. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпов С. Н. Актуальные
проблемы возрастной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1978.

9. Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. - М.:
Изд-во МГУ, 1987.

10. Дубровина И. Я. и др. Активные методы в работе школьного
психолога. - М.: АН СССР, 1989.

11. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подрост­
ков. -М., 1982.

12. Кадырова 3. Р. Формирование нравственных норм у стар­
ших дошкольников в различных условиях семейного воспи­
тания (на материале нравственной нормы ("отзывчивость"):
Дис.... канд. псих. наук. - М., 1987.

13. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие. -
М., 1986.

14. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности де­
тей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991.

15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Политическая лит-ра, 1979.

16. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педаго­
гика, 1986.

= 152                               =


17. Лысюк Л. Г. Различные планы взаимоотношений детей в
игровой деятельности (на материале усвоения ребенком нрав­
ственных норм): Дис... канд. псих. наук.

18. Мухина В. С. Детская психология. -М.: Просвещение, 1985.
Г9. Репина Т. А. Отношения между сверстниками с группе детс­
кого сада. - М.: Педагогика, 1978.

20. Родари Дж. Грамматика фантазии (Введение в искусство
придумывания историй). - М.: Прогресс, 1990.

21. Рузская А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстни­
ками. - М.: Педагогика, 1989.

22. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов: комп­
лексная психологическая коррекция. - М., 1988.

23. ФельдштейнД. И. Психология развития личности в онтоге­
незе. -М.: Педагогика, 1989.

24. Хоментаускас Т. Г. Семья глазами ребенка. - М.: Педагоги­
ка, 1989.

 

25. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М.: Просвещение,
1990.

26. Элъконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.:
Педагогика, 1989.

27. Элъконин Д. Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

28. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития
ребенка. -М., 1997.

29. Зенкевич - Евстигнеева Т. Г. Путь к волшебству. - СПб: Зла­
тоуст, 1998.

30. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Форум, 1997.

31. Фурманов И. А. Детская агрессивность. - Минск, 1996.

32. Захаров А. И. Ребенок до рождения. - СПб., 1998.

33. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991.

34. Лешан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., 1990.

35. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. - М., 1991.

36. Кащенко В. П. Педагогические коррекции. - М., 1994.

37. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика
умственного развития детей. - М., 1995.

38. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познаватель-
.. ной сферы ребенка. - М., 1994.

39. Романова Е. С, Потомкина О. Ф. Графические методы в пси­
хологической диагностике. - М.: Дидакт, 1991.

153


40. Акишипа А. А., Кано X., Акишина Т. Е. Жесты и мимика в
русской речи. - М.: Русский язык, 1991.

41. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. -
М., 1999.

42. Зимбардо Ф. Застенчивость. - М., 1991.

43. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. -
Ярославль, 1996.

/44. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. -

Ярославль, 1996.

?45j Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. -v/M., 1998.

46. Хамская Е. Д., Бытова Н. Я. Мозг и эмоции. - М., 1998.

47. Измерения интеллекта детей /Под ред. Гилъбух Ю. 3. -
Киев, 1992.

48. Матыцин В. П. Будь еще умнее. - Тверь: РНФ, 1993.

49. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро-
,..- и патопсихологии. - М., 1991.

50. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной
"школе.-М., 1998.

154


Содержание

введение................................................................ 3

особенности общения и развития

личности ребенка................................................ 5

Генезис общения ребенка со взрослым и сверстником.. 7
Игра и общение................................................................ 15

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ КАК ТЕРАПЕВЧЕСКОГО

СРЕДСТВА. ЭТАПЫ РАБОТЫ........................................... 20

Диагностический этап......... ____................................... 22

Описание диагностических методов................................ 25

I. Диагностика межличностных конфликтов...... 25

Анкета № 1 (дляродителей).............................. 25

Анкета № 2 (для воспитателей)........................ 29

Анкета № 2 А (для воспитателей, педагогов) 31

Тест «Рисунок семьи»......................................... 33

Социометрическая проба «Деньрождения»...36
Социометрический опросник (для детей).... 39

И. Диагностика внутриличностных проблем

ребенка....................... ____________________ 42

Тест на определение уровня притязаний

ребенка............................................................ 42

Методика определения самооценки

дошкольника....__.................................. — 45

Методика родительских оценок

и притязаний.................................................. 47

III. Диагностика реальных психологических

возможностей ребенка.................................... 49

Экспресс - диагностика познавательных

процессов............................................................... 49

Диагностика эмоциональных процессов........ 54

Графическая методика «Кактус»................54

Тест «Страхи в домиках»............................... 58

Тест тревожности....................................... 61

Коррекционный этап.......................................................65

Контрольный этап........................................................... 67

- 155 -


ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ 68

I. Ориентировочные занятия............................................ 68

П. Терапевтические занятия............................................. 70

III. Обучающие занятия................................................... 74

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ

С РОДИТЕЛЯМИ..................................................................76

I. Ориентировочные занятия............................,............. 76

П. Терапевтические занятия............................................. 77

III. Обучающие занятия.................................. —........... 80

Описание игр для детей............................................... 80

I. Контактные игры, подвижные игры,
объединяющие игры................................................ 80

II. Обучающие игры, развивающие игры............ 84

III. Терапевтические игры................................... 90

IV. Соревновательные игры.............. _______..... 101

Описание игр для взрослых......................................... 103

Консультации для родителей...................................... 106

Как помочь эмоциональным детям?...................... 106

Как подготовить ребенка к школе?........................ 109

Считать, писать, читать........................................... 110

Приложение 1.Игровые тесты для родителей.............112

Остроумны ли Вы?.................................................. 112

Умеете ли Вы контролировать себя?........... 113

Понимаете ли Вы язык мимики?..................... 114

Тест В. Ряховского.................................................... 114

Приложение 2. Протокол занятий. —............................ 118

Приложение 3. Тест тревожности..................................124

Литература            ,........................................................... 152


Серия «В помощь психологу»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.213 (0.012 с.)