Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Умеете ли Вы контролировать себя .↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(Возможны только ответы «да» или «нет») 1. Мне кажется трудным подражать другим людям. 2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы 3. Из меня мог бы выйти неплохой актер. 4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то 5. В компании я редко оказываюсь в центре внимния. 6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми 7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден. 8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я ста 9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. 10. Я всегда такой, каким кажусь. Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если Вы отвечали искренне, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее: 0 — 3 балла. У Вас низкий коммуникативный контроль, и Вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине Вашей прямолинейности. 4 — 6 баллов. У Вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми. 113 • Игротерапия общения Приложение 1
7 — 10 баллов. У Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое Вы производите на окружающих. ПОНИМАЕТЕ ЛИ ВЫ ЯЗЫК МИМИКИ? Перед Вами двенадцать выражений лица, в которых художник закодировал двенадцать эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать. А теперь сравните с правильными ответами (правильными считаются ответы, находящиеся в одном синонимическом ряду с данными ниже формулировками): 1. Безразличие. 2. Враждебность. 3. Веселье. 4. Сильная злость. 5. Грусть. 6. Застенчивая радость. 7. Плохое самочувствие. 8. Злость. 9. Бурная радость. 10. Глубокая печаль. 11. Скепсис. 12. Скорбь. Если Вам удалось угадать большинство состояний, значит, задача научиться читать по лицам для Вас неактуальна. Если же результат получился неутешительный, Вам следует уделить этому вопросу особое внимание. ТЕСТ В. РЯХОВСКОГО Приведем еще один тест, содержащий возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на его вопросы следует, используя три варианта ответов— «да», «иногда» и «нет». 114 1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбива 2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до тех пор, пока 3. Вызывает ли у Вас смятение или неудовольствие поруче 4. Вам предстоит выехать в командировку в город, где Вы 5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы 6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на ули 7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей», 8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл 9. В кафе или в столовой Вам подали явно недоброкачествен
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы 11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она 12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по 13. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные крите ----------------------------------- 115 Игротерапия общения Приложение 1
14. Услышав где-либо в «кулуарах» явно ошибочную точку 15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь ра 16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, Ключ к тесту. Ответы «да» — 2 очка; «иногда» — 1 очко; «нет» — 0 очков. Интерпретация результатов. 30—32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и эта Ваша беда, так как страдаете от этого больше всего Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко! На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя. 25 — 29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у Вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством; в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает так, что при какой-либо сильной увлеченности Вы «вдруг» приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться, 19 — 24 очка. Вы в известной степени общительны и в знакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают и все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки устранимы. 14 — 18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без запальчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение. 9 — 13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, никому не отказываете в просьбе, хотя не всегда можете ее выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы сможете заставить себя не отступать. 4 — 8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность «бьет» из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление: Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководитель и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами! 3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит белезнен-ный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения, беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов. Вам необходимо заняться самовоспитанием. Приложение 2 Протокол занятий таня Занятие 1 Начало занятия: эмоциональная тревожность проявляется в скованности, неуверенности в выборе кукол-игрушек, в сдержанном контакте со сверстниками. Середина занятия: во всех играх проявила заинтересованность к действию других детей, не было собственной активности в играх. В конце занятия: робость постепенно исчезла, но осталась скованность в движениях, сжатость. Проблема: нет контактности с детьми, раскрепощение отсутствует. Занятие 2 Начало занятия: у Тани появилась заинтересованность, любопытство. Она постепенно включалась в игры со всеми детьми. Наблюдалась эмоциональная сдержанность (отсутствие смеха, отсутствие мимического участия). Середина занятия: во всех предложеных играх Таня участвовала активно. Негативизма и упрямства не наблюдалось. В незнакомых играх выражала тревогу, ждала поддержки со стороны взрослого. К концу занятия: у Тани появилась полная раскрепощенность. Свои желания выражала бурно и активно. По окончании занятия проявился негативизм (не хотела играть в предлагаемые игры, но сама ничего не предлагала). Проблема: сильный самоконтроль в 1 и 2 частях занятия. Занятие 3 Начало занятия: Таня пришла заниматься с положительной установкой, но была неактивной, вялой, временами жаловалась, что болит нога. = 118 = Середина занятия: продолжилась пассивность в играх. Этюды на мимику и пантомимику выполняла напряженно. В сказке участвовать не захотела. К концу занятия: стала раскрепощаться, появился интерес, заканчивать игру не хотела. Проблема: тревожность. Занятие 4 Начало занятия: положительная установка на игру. Участвовала во всех играх. Середина занятия: в этюдах на мимику и пантомимику проявляла тревогу, отказывалась их выполнять («Я не умею»). Интонации героев передавала адекватно, активно играла «воробья-сына» в сказке. К концу занятия: появилось желание играть в подвижные игры, но правила игнорировала, предпочитала валяться на ковриках. Проблема: скованность, зажатость мышц лица и тела. Занятие 5 Начало занятия: положительный настрой, эмоциональное принятие других участников игры. Желание общаться с детьми в играх. Середина занятия: дала сильную реакцию страха на образ волка, участвовать в сказке отказалась, призналась, что очень его боится. К концу занятия: нарисовала волка, большого и зубастого. Когда предложили его наказать, Таня с сильным нажимом полностью закрасила пасть, голову, лапы с когтями. Нажим в области хвоста был слабым. В конце занятия: активно участвовала в продолжении сказки про «смешные страхи». Проблема: страх волка. Занятие 6 Начало занятия: хорошее настроение, выраженное проявление желания играть. = 119 — Игротерапия общения Приложение 2
Середина занятия: активное участие в подвижных играх. Отказ от игры «Пчелка в темноте» («Не хочу»). В конце занятия: Таня не смогла расслабиться, ерзала, шекотала детей. Домой не хотела уходить, еще хотела играть. Проблема: страх темноты. Занятие 7 Начало занятия: пассивность. После чтения рассказа Н.Носова стала проявлять интерес, сама вызвалась показать этюды. Середина занятия: активно изображала «злую» кошку, была раскованна и эмоциональна, В рисовании на тему «Чего или кого я уже не боюсь?» нарисовала волка, но уже без зубов и когтей. Во время процесса рисования страха не испытывала. В конце занятия: активно играла в подвижную игру. Но придумывать историю про шаловливых котят отказалась. С интересом слушала истории других ребят. Проблема: неуверенность в своих силах. Занятие 8 Начало занятия: спокойная, с положительной установкой на игру. В сочинении общей истории принимала участие! Смеялась над шутками в рассказе, участвовала в инсценировке. Середина занятия: смеялась в процессе рисования «смешных злодеев». В игре «Веселые клоуны» не хотела смешить ребят. Но активно участвовала, когда ведущими были другие дети. Громко «ругалась» овощами и фруктами. В конце занятия: с удовольствием играла в подвижную игру «Паровозики с клоунами». В этюде на расслабление смогла успокоиться, расслабиться. Проблема: страх перед новыми заданиями, неуверенность в своих силах, вербальная агрессия. Занятие 9 Начало занятия: положительная установка на игру, интерес, участие в этюдах. Середина занятия: участвовала в театрализованной игре «Брыкающаяся лошадка». Раскрепостилась, перевозбудилась, с трудом переключилась на беседу об упрямстве. О себе рассказывала с позиции взрослого: «Когда я была маленькой...» В конце занятия: с удовольствием рисовала свои «каприз-ки-упрямки». В игре «Упрямая подушка» приняла участие сразу после Наташи. Проблема: невыразительность мимики, неуверенность. Занятие 10 Начало занятия: раскованна, свободна, активна. Участвовала в инсценировке «Два жадных медвежонка» (была одним из медвежат). Середина занятия: принимала участие в беседе, сама предложила показать продолжение этой сказки, как медвежата стали добрыми и щедрыми. В конце занятия: активно играла в соревновательную игру «Апельсин». Смогла успокоиться, расслабиться в релаксационном комплексе «Подснежник». Проблема: скованность в движениях. Занятие 11 (совместно с родителями) Начало занятия: эмоционально-положительное оживление, ласка к маме (поглаживание ее, прикладывание головы и т.п.). Весело смеялась в игре «Съедобное-несъедобное», когда кто-то из взрослых «съедал» несъедобный предмет. Раскрепощенность, громкий смех в театрализованной игре «Мир наоборот». Середина занятия: активно участвовала во всех играх со своими родителями и с родителями других детей. В конце занятия: старалась выполнять разнообразные танцевальные движения телом, но больше наблюдала за взрослыми. Хорошо расслабилась. Проблема: скованность в движениях, низкая творческая активность.
120 121 Занятие 12 (совместно с родителями) Начало занятия: с большим нетерпением ожидала занятие. В игре «Летает - не летает» выполняла движения сама и ориентировалась на правильность выполнения другими участниками. В случае ошибки (особенно со стороны мам и пап) громко смеялась. Середина занятия: в соревновательных играх была активна. Желание помочь со стороны родителей воспринималось спокойно, но результата предпочитала добиваться самостоятельно. Это доставляло ей удовольствие, возникало чувство уверенности в себе. Весело смеялась в игре «Найди своего ребенка», пыталась шутить, когда родители ощупывали других детей. В конце занятия: в детско-родительской игре «Цветик-семицветик» загадала желание для себя (материальное) и для родителей (материальное). Была эмоциональна и раскрепощена в танцах с родителями. При награждении медалью за игру была счастлива, глаза светились, на лице сияла лучезарная улыбка. Заключение Положительные результаты: 1. Была снята скованность в игре, стала проявляться свобо 2. Отмечен положительный сдвиг в развитии мимики (губ). 3. Преодолен страх перед волком. 4. Появилось умение понимать и рефлексировать, давать 5. Стало чаще возникать желание добиваться результата в Рекомендации: 1. Продолжать развивать образное мышление, речь, учить составлять рассказы * активизировать творчество.
2. в домашних условиях давать больше самостоятельности, приобщать к обязанностям по дому. 3. в домашних условиях организовывать совместные игры, занятия, развлечения, экскурсии и.т.п. Воспитателям, педагогам, психологам вести контрольное наблюдение за эмоциональными реакциями Тани в коллективе.
Стимульный материал к методике тревожности Тэммл, Дорки, Амен
ПРОТОКОЛ № Код испытуемого: Возраст испытуемого Дата проведения:
Литература 1. Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников 2. Семья в психологической консультации (Опыт и проблемы пси 3. Бодалев А. А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988. 4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // 5. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно- 6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 4.- М.: Пе 7). Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. 8. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпов С. Н. Актуальные 9. Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. - М.: 10. Дубровина И. Я. и др. Активные методы в работе школьного 11. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подрост 12. Кадырова 3. Р. Формирование нравственных норм у стар 13. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие. - 14. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности де 15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: 16. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педаго = 152 = 17. Лысюк Л. Г. Различные планы взаимоотношений детей в 18. Мухина В. С. Детская психология. -М.: Просвещение, 1985. 20. Родари Дж. Грамматика фантазии (Введение в искусство 21. Рузская А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстни 22. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов: комп 23. ФельдштейнД. И. Психология развития личности в онтоге 24. Хоментаускас Т. Г. Семья глазами ребенка. - М.: Педагоги
25. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 26. Элъконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: 27. Элъконин Д. Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. 28. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития 29. Зенкевич - Евстигнеева Т. Г. Путь к волшебству. - СПб: Зла 30. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Форум, 1997. 31. Фурманов И. А. Детская агрессивность. - Минск, 1996. 32. Захаров А. И. Ребенок до рождения. - СПб., 1998. 33. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991. 34. Лешан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., 1990. 35. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. - М., 1991. 36. Кащенко В. П. Педагогические коррекции. - М., 1994. 37. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика 38. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познаватель- 39. Романова Е. С, Потомкина О. Ф. Графические методы в пси 153 40. Акишипа А. А., Кано X., Акишина Т. Е. Жесты и мимика в 41. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - 42. Зимбардо Ф. Застенчивость. - М., 1991. 43. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. - /44. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996. ?45j Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. -v/M., 1998. 46. Хамская Е. Д., Бытова Н. Я. Мозг и эмоции. - М., 1998. 47. Измерения интеллекта детей /Под ред. Гилъбух Ю. 3. - 48. Матыцин В. П. Будь еще умнее. - Тверь: РНФ, 1993. 49. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- 50. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной 154 Содержание введение................................................................ 3 особенности общения и развития личности ребенка................................................ 5 Генезис общения ребенка со взрослым и сверстником.. 7 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ КАК ТЕРАПЕВЧЕСКОГО СРЕДСТВА. ЭТАПЫ РАБОТЫ........................................... 20 Диагностический этап......... ____................................... 22 Описание диагностических методов................................ 25 I. Диагностика межличностных конфликтов...... 25 Анкета № 1 (дляродителей).............................. 25 Анкета № 2 (для воспитателей)........................ 29 Анкета № 2 А (для воспитателей, педагогов) 31 Тест «Рисунок семьи»......................................... 33 Социометрическая проба «Деньрождения»...36 И. Диагностика внутриличностных проблем ребенка....................... ____________________ 42 Тест на определение уровня притязаний ребенка............................................................ 42 Методика определения самооценки дошкольника....__.................................. — 45 Методика родительских оценок и притязаний.................................................. 47 III. Диагностика реальных психологических возможностей ребенка.................................... 49 Экспресс - диагностика познавательных процессов............................................................... 49 Диагностика эмоциональных процессов........ 54 Графическая методика «Кактус»................54 Тест «Страхи в домиках»............................... 58 Тест тревожности....................................... 61 Коррекционный этап.......................................................65 Контрольный этап........................................................... 67 - 155 - ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ 68 I. Ориентировочные занятия............................................ 68 П. Терапевтические занятия............................................. 70 III. Обучающие занятия................................................... 74 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ С РОДИТЕЛЯМИ..................................................................76 I. Ориентировочные занятия............................,............. 76 П. Терапевтические занятия............................................. 77 III. Обучающие занятия.................................. —........... 80 Описание игр для детей............................................... 80 I. Контактные игры, подвижные игры, II. Обучающие игры, развивающие игры............ 84 III. Терапевтические игры................................... 90 IV. Соревновательные игры.............. _______..... 101 Описание игр для взрослых......................................... 103 Консультации для родителей...................................... 106 Как помочь эмоциональным детям?...................... 106 Как подготовить ребенка к школе?........................ 109 Считать, писать, читать........................................... 110 Приложение 1.Игровые тесты для родителей.............112 Остроумны ли Вы?.................................................. 112 Умеете ли Вы контролировать себя?........... 113 Понимаете ли Вы язык мимики?..................... 114 Тест В. Ряховского.................................................... 114 Приложение 2. Протокол занятий. —............................ 118 Приложение 3. Тест тревожности..................................124 Литература ,........................................................... 152 Серия «В помощь психологу»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.213 (0.012 с.) |