Особенности общения и развития личности ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности общения и развития личности ребенка



BBK 4 S.6 П 16

Панфилова М, А.

П 16 Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и роди­телей. -М.: «ИздательствоГНОМиД», 2001. — 160 с. (В помощь психологу.)

ISBN 5-296-00037-4

В книге рассматривается проблема общения и его роль в форми­ровании личности ребенка.

Дается подробное описание методик для диагностики межлич­ностных и внутриличностных конфликтов, реальных психологичес­ких возможностей дошкольника и младшего школьника.

Автор предлагает примерные планы игровой терапии с детьми и родителями, описывает терапевтические и развивающие игры, зна­комит с приемами и методами взаимодействия взрослых с гиперак­тивными, тревожными, агрессивными детьми.

Пособие предназначено для психологов, педагогов, родителей.

ВВК 43.5

1                             М, Л., 2000

I. (МНЬИзда -

III. IM и Д», 2001

ISBN 5-296-00037-4


ВВЕДЕНИЕ

«Как понять своего ребенка?», «Как научиться быть терпи­мее к его шалостям?» — многие родители задают эти вопросы психологу. А педагоги уже пытаются не только «вложить зна­ния, умения, навыки в личность ребенка, но изучить ее целост­но, со всеми индивидуальными особенностями, неповторимы­ми проявлениями.

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.

Проблема общения, его роль в формировании личности ребенка — тема нашей работы. Задача, которую мы ставили пе­ред собой, — предупреждение нарушений внутрисемейного об­щения для благоприятного развития личности ребенка.

В теоретической части мы попытались проследить генезис общения ребенка со взрослыми и сверстниками до периода по­ступления ребенка в школу. Как известно по работам М. И. Ли­синой, А. Г. Рузской и других авторов, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения.

Но именно ранние формы общения во многом определяют даль­нейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отно­шение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка не­достаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри-личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить (произвести их коррекцию) очень сложно, а иногда и невозможно.

К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт обще­ния со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизволь­ный характер поведения. Это позволяет эмпирически и экспе­риментально проследить связь нарушений общения ребенка в семье с нарушениями его общения со сверстниками и с пробле­мами развития его личности.


ББК 43.5 П 16

Панфилова М. А.

П 16 Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и роди­телей.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.— 160 с. (В помощь психологу.)

ISBN 5-296-00037-4

В книге рассматривается проблема общения и его роль в форми­ровании личности ребенка.

Дается подробное описание методик для диагностики межлич­ностных и внутриличностных конфликтов, реальных психологичес­ких возможностей дошкольника и младшего школьника.

Автор предлагает примерные планы игровой терапии с детьми и родителями, описывает терапевтические и развивающие игры, зна­комит с приемами и методами взаимодействия взрослых с гиперак­тивными, тревожными, агрессивными детьми.

Пособие предназначено для психологов, педагогов, родителей.

ББК 43.5

ISBN 5-296-00037-4

© Панфилова М. А., 2000 © Оформление. ООО «Изда­тельство ГНОМ и Д», 2001


ВВЕДЕНИЕ

«Как понять своего ребенка?», «Как научиться быть терпи­мее к его шалостям?» — многие родители задают эти вопросы психологу. А педагоги уже пытаются не только «вложить зна­ния, умения, навыки в личность ребенка, но изучить ее целост­но, со всеми индивидуальными особенностями, неповторимы­ми проявлениями.

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.

Проблема общения, его роль в формировании личности ребенка — тема нашей работы. Задача, которую мы ставили пе­ред собой, — предупреждение нарушений внутрисемейного об­щения для благоприятного развития личности ребенка.

В теоретической части мы попытались проследить генезис общения ребенка со взрослыми и сверстниками до периода по­ступления ребенка в школу. Как известно по работам М. И. Ли­синой, А. Г. Рузской и других авторов, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения.

Но именно ранние формы общения во многом определяют даль­нейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отно­шение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка не­достаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри-личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить (произвести их коррекцию) очень сложно, а иногда и невозможно.

К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт обще­ния со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизволь­ный характер поведения. Это позволяет эмпирически и экспе­риментально проследить связь нарушений общения ребенка в семье с нарушениями его общения со сверстниками и с пробле­мами развития его личности.


Введение


Для этого мы предлагаем использовать игру, учитывая ее значение для дошкольника, и подтвердить формирующую и кор­ригирующую роль игры для личности ребенка при возникнове­нии конфликтов в общении со взрослыми и сверстниками. В ос­мыслении этой проблемы нам помогли работы зарубежных и оте­чественных психологов, психотерапевтов, в которых отражен опыт использования игротерапии в детских и родительских группах.

В практической части данного пособия предлагаются игро­вые приемы для детей и взрослых, которые можно использовать на занятиях в специализированных группах, на фронтальных занятиях в детском саду и в домашних условиях, во время досу­га. Игры рассчитаны на период дошкольного детства. С их по­мощью решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками, корригируют­ся типичные эмоциональные и личностные нарушения в дис­гармонии семейных отношений (страх, тревога, агрессия, не­адекватная самооценка). Эти игры помогают в адаптации детей к дошкольному учреждению.

Игровые занятия представляют собой синтез современных пси-хотерапевческих методов: игротерапии, метода беседы, арттера-пии, психогимнастики, телесной терапии, элементов психодрамы, сказкотерапии, социальной терапии, жетонной терапий и др.

Предлагаемый комплекс занятий для дошкольников и ро­дителей в доступной форме, постепенно направляет игру на ре­шение актуальных проблем взрослого и ребенка. А для того что­бы увидеть эффективность коррекционной работы, использует­ся диагностический блок методик.

Практические рекомендации для родителей и педагогов пред­ставлены в заключительной части данного пособия. Здесь в фор­ме консультаций излагаются приемы и методы взаимодействия взрослых с детьми гиперактивными, тревожными, агрессивны­ми, с морально-этическими нарушениями.

Необходимость изучения влияния предлагаемых нами ме­тодов определяется большим количеством нерешенных вопро­сов, стоящих перед родителями, педагогами и практическими психологами.


ЭТАПЫ РАБОТЫ

Игра в практике детской психотерапии впервые была исполь­зована 3. Фрейдом (1913) как вспомогательный метод. Задачей 3. Фрейда было выявить через цепь ассоциаций «истинный ис­точник символической игры». Позже А. Фрейд (1946) использо­вала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Целью такой игры было доведение путем интерпретации до со­знания ребенка его собственных действий, конфликтов, вызыва­ющих болезненное состояние. Взрослый рассматривался как пас­сивная фигура. Игра ребенка являлась спонтанной. М. Клейн (1932), которая также применяла игру в целях психологической терапии, считала, что Психотерапевт должен занимать по отно­шению к детям активную руководящую позицию. Она отказалась от утверждения, что в игре непременно происходит символиза­ция вытесненных конфликтов, допуская, что в ней могут нахо­дить свое отражение реальные жизненные отношения. Важным является положение М. Клейн об обязательном привлечении к работе родителей с целью коррекции их отношения к воспита­нию ребенка. Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами основывается на теории игры Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.

А. И. Захаров [11] разработал методику игровой терапии, ко­торая является частью целого комплекса различных воздей­ствий на ребенка, включающего и семейную психотерапию.

Игровая психотерапия выполняет три функции: диагности­ческую, терапевтическую и обучающую.

Терапевтические игры ставят своей целью устранение аф­фективных препятствий в межличностных отношениях, а обу­чающие — достижение более адекватной адаптации и социали­зации детей.


-----   Использование игры как терапевтического средства -----

В нашей работе мы использовали игротерапию в форме те­рапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окру­жающим миром и людьми.

В практику игротерапии предлагается включать и другие формы психотерапии: арттерапию (искусство), составление рас­сказов, психогимнастику, элементы психодрамы, телесную те­рапию, сказкотерапию и др.

Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую. «Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений бу­дет групповая игротерапия» [5, 88].

Мы применяем групповую игротералию для обучения детей отношениям друг с другом, со взрослыми, а также в качестве коррекции при нарушениях общения.

Работа состоит из диагностического, коррекционного и кон­трольного этапов.

Вначале проводится собрание с родителями, где дается ин­формация о возможностях игротерапии, определяются запро­сы родителей, согласовывается режим совместной работы.

Диагностический этап представляет собой предварительное тестирование детей и взрослых (родителей и воспитателей).

Коррекционный (формирующий) этап проходит в форме игровой терапии. В курсе игротерапии выделяются три блока. В первом блоке (2 занятия) происходит объединение участни­ков в группы. Во втором блоке (8-10 занятий) психолог, исполь­зуя сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматиза­ции, беседы, изобразительную деятельность, знакомит детей и взрослых с оптимальными формами общения, с возможностя­ми предотвращения конфликтов. В третьем блоке (2 занятия) происходит объединение детей и родителей в совместные раз­влечения, игры.

Длительность игрового занятия составляет 50-60 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать пере­утомления детей. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

Контрольный этап состоит из заключительного тестирова­ния детей и взрослых.

21


Игротерапия общения


Использование игры, как терапевтического средства ——


 


После завершения исследования родители и воспитатели вновь приглашаются на собрание, где подводится итог игровых занятий, обсуждаются результаты работы (опрос родителей и воспитателей, результаты тестирования детей и взрослых, до­полнительные диагностические данные, полученные в процес­се игротерапии и т.д.). А также даются психологические реко­мендации для дальнейшего закрепления полученных навыков во внутрисемейном общении.

Диагностический этап

Диагностические методы, предлагаемые в нашей работе, по­зволяют выявить личностные нарушения у детей, определить механизмы негативных воздействий на развитие дошкольника (биологические, психологические, социальные).

 

Анализируемые факторы Методы

:             I. Диагностика межличностных конфликтов

• Беременность, роды; Анкета № 1 (дляродителей)
• физическое развитие ребен-  
ка до 1 года;  
• соматический статус (группа  
здоровья, болезни, госпитали-  
зации);  
• семейный статус (мать, отец,  
братья и сестры);  
• проблемы ребенка (наруше-  
ния сна, еды, проблемы в само-  
обслуживании, упрямство, на-  
вязчивые движения, тики);  
• семейная атмосфера (стиль  
воспитания, единство требова-  
ний, режим дня, эмоциональ- ;.! •• ' •••.. ••    - • ' •;   '. '  •                ...',..                        •;    г,       . • '-, • '
ные привязанности)  

22


 

• Темперамент ребенка; • напряженность; • активность; • чувствительность; • импульсивность; • адаптация в коллективе Анкетам 2 (для воспитателей); Анкета № 2А (для воспитате­ лей, педагогов)
• Эмоциональное восприятие членов семьи; • эмоциональное восприятие себя во внутрисемейном обще­нии; • наличие потребности в обще­нии; • конфронтация в семье; • проявление эгоцентризма; • сотрудничество в семье; • семейные и внутрисемейные предпочтения; • половая идентификация; • предпочитаемые половые и возрастные группы общения Тест «Рисунок семьи»; Социометрическая проба «День рождения»; Социометрический опросник (для детей)

II. Диагностика внутриличностных проблем ребенка

• Притязания ребенка (адек­ватные, низкие, высокие); • эмоциональные стимулы (ре­акции на «успех»);,            ! • фрустрированные реакции («неудача»); • общая удовлетворенность со­бой; • частные характеристики са­мооценки; • оценка способностей и воз­можностей ребенка воспитате­лями, родителями; • родительские притязания Тест на определение уровня притязаний ребенка; Методика определения само­оценки дошкольника; Методика родительских оце­нок и притязаний

23


 


Игротератшя общения

 

III. Диагностика реальных психологических             i возможностей ребенка

• Характеристика развития познавательных процессов ре­бенка (восприятие, внимание, память, мышление, речь, ма­тематические навыки, разви­тие мелкой моторики руки); • психологические возможно­сти раннего обучения Экспресс-диагностика познава­тельных процессов
• Характеристика развития эмо­ циональных процессов ребенка; • наличие тревоги, страха, аг­рессии; • особенности агрессивного по­ведения (вербальная, физичес­кая, внутренняя, внешняя) Графическая методика «Как­тус»
• Количественные и каче­ственные проявления страха; • количественное и качествен­ное проявление тревоги Тест «Страхи в домиках» (мо­ дифицированный тест А. И. Захарова); Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки. В. Амен)

В процессе диагностики, а также во время деятельности де­тей в привычных условиях (на занятиях в дошкольном учрежде­нии, на прогулках с детьми, в режимных моментах, в играх, в общении с родителями и т.п.) психолог ведет наблюдение за пси­хологическими проявлениями каждого малыша. Мимические изменения, жесты, особенности интонирования, кожные прояв­ления и т. п. являются для психолога, педагога ценным исследо­вательским материалом, который позволит глубже понять лич­ность ребенка. Данные подробно фиксируются в протоколах, а затем используются при составлении коррекционных занятий.

Специально организованные беседы с родителями и воспи­тателями об индивидуальных особенностях ребенка, о его труд­ностях дополнят картину исследуемой личности.

= 24                                            -


---- Использование игры как терапевтического средства ---

Описание диагностических методов /. Диагностика межличностных конфликтов

АНКЕТА № 1 (дляродителей)

Цель 1-й части, в которую входит 14 вопросов — сбор анам­неза и общих сведений о ребенке и составе семьи.

2-я часть включает 10 вопросов, касающихся эмоциональ­ного развития ребенка, его привязанностей.

3-я часть содержит подборку из 14 вопросов. Проанализи­ровав ответы на них, психолог познакомится с особенностями воспитания ребенка в семье, его интересами и проблемами.

Результаты анкеты рекомендуется обрабатывать с помощью условных обозначений:

(+) — нет предпосылок к межличностным конфликтам;

(Н—) — предпосылки могут появиться;

(—) — наличие конфликтных предпосылок.

Данные оформляются в специальную таблицу.

1. Общие сведения о ребенке и семье

1. Фамилия, имя ребенка

2. Дата рождения_______

3. Ф.И.О. отца, профессия

4. Ф.И.О. матери, профессия

5. Домашний адрес, телефон

6. Какой ребенок по счету в семье (возраст сестры, брата)?

7. Как протекали беременность и роды?

25


Игротерапия общения

8. Было ли что-то необычное или проблематичное в раннем раз­
витии ребенка?_______________________________________

9. Развитие ребенка идет замедленно, нормально, ускоренно
(подчеркните) ______________________________________


- Использование игры как терапевтического средства 2. Эмоциональное развитие ребенка

1. Часто ли ребенок плачет? (Да, нет)_________________________

2. Какое обычно состояние у ребенка? (Спокойное, плаксивое,
возбужденное и др.)____________________


3. Как долго ребенок остается расстроенным?


10. Какие болезни перенес ребенок?


4. Чего боится ребенок?


5. Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?


11. Есть ли у ребенка какие-либо проблемы, связанные с меди­
циной (хронические заболевания, физические помехи, про­
шлые госпитализации)?______________________________


6. Быстро ли устает ребенок?


 


12. Употребляет ли сейчас ребенок какие-либо лекарства? На­
пишите и объясните, каково их назначение__________________


7. На кого в семье похож характером ребенок?

8. Как ребенок относится к незнакомым взрослым?


9. Как ребенок относится к детям?


13. Есть ли аллергия у ребенка на пищевые продукты, медика­
менты и пр.?_________________________________________


10. Как ребенок относится к животным?


 


14. Состоял ли ребенок на учете у психоневролога? Укажите ди­
агноз, время снятия с учета___________________________


3. Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы

1. Посещал ли ребенок детский сад, лицей, группы развития и
др.? Укажите с какого возраста_________________


 


26


27


Игротерапия общения

2. Какие игрушки, игры, материалы для занятий есть у ребен­
ка? Где и как они хранятся?___________________________


---- Использование игры как терапевтического средства ——

11. Какие из перечисленных видов деятельности выполняет
ребенок успешнее других? (Придумывание совместных игр;
рассказывание сказок, историй; рисование, лепка, пение,
танцы, сооружения из кубиков)_______________________


3. Кто чаще воспитывает ребенка?


4. Есть ли трудности у ребенка (подчеркните): в одевании, в
засыпании (спит ли днем), в умывании, в еде, в уборке игру­
шек, при самообслуживании в туалете?    '


12. Какие качества вашего ребенка вы особенно цените? (Доб­
роту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание


 


5. Какой режим в семье (подъем, кормление, прогулка, сон)?_


13; Существуют ли у ребенка следующие проблемы: писается в постель (ночью, днем); грызет ногти; сосет палец или другие?


 


6. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку,
в том, что ему разрешают или запрещают? (Единодушны, не
всегда единодушны, нет)                                     __________      • • _________

7. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье?
(Поощрения, наказания, внушение, выговор, объяснение,
рассуждения)_______________________________________

8. Кого в семье ребенок слушается? (Всех, папу, маму, никого)

9. Помогает ли ребенок по дому?_________________________

10. Назовите любимые игры и игрушки ребенка, любимые сказ­
ки и книжки, любимую пищу_________________ • ' ____


14. Является ли религия важной частью семейных традиций?
Какая религия практикуется?__________________________

АНКЕТА № 2 (для воспитателей)

Из 30 вопросов, предлагаемых в анкете Т. А. Репиной, мы использовали 20 вопросов, которые соответствуют цели нашей работы. Восемь вопросов (2-6, 10, 7, 28) определяют наличие конфликтности в общении ребенка со сверстниками, 12 вопро­сов дают представление о сформированности навыков общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Анкета дается воспитателям в форме готовых вариантов от­ветов. Полученные данные систематизируются в специальную таблицу.


 


   

28


29


Игротерапия общения

Инструкция. Подчеркните один из наиболее соответству­ ющих, с Вашей точки зрения, ответов. Если не уверены в пра­ вильности ни одного из них, не подчеркивайте ничего.

Фамилия, имя, дата рождения ребенка____________________

1. Общительный со взрослыми; не очень; замкнутый (необщи­
тельный).

2. Общительный с детьми (в большинстве случаев предпочита­
ет играть с детьми, а не один); не очень общительный (в оди­
наковой степени любит играть с детьми и один); замкнутый,
необщительный (любит играть один).

Если ребенок общительный, то он предпочитает: играть с детьми старше себя; с ровесниками; с детьми младше себя.

3. Умеет организовать детей в игре и других детских занятиях,
выполняет только ведущие роли; одинаково успешно выпол­
няет в игре ведущие и второстепенные роли; в игре чаще под­
чиняется другим детям и выполняет второстепенные роли.

4. Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми; кон­
фликты возникают, но редко; часто конфликтует.

5. Делится игрушками, сладостями с другими охотно; не очень
охотно; неохотно.

6. Сочувствует другому, когда тот чем-нибудь огорчен, пытает­
ся помочь ему, утешить, пожалеть; только иногда выражает
сочувствие другому; внешне не выражает своего сочувствия.

7. Часто обижает других детей, дерется; иногда бывает агресси­
вен; редко дерется с детьми и редко обижает их; спокоен, со­
всем не дерется.

8. Часто жалуется взрослым, когда ссорится с товарищами; ред­
ко жалуется; совсем не жалуется.

9. Обидчивый; не очень, совсем не обидчивый.

10. Всегда бывает справедливым во взаимоотношениях со свер­
стниками, разбирает конфликты других, мирит товарищей;
не всегда бывает справедливым; чаще бывает несправедливым.

= 30                                  -


----   Использование игры как терапевтического средства ——

11. Обычно говорит правду, никого не обманывает; иногда гово­
рит неправду; часто обманывает.

12. Всегда старается быть вежливым; иногда бывает вежливым,
иногда нет; часто бывает грубым, забывает говорить «вол­
шебные слова».

13. Почти всегда послушен; в равной мере бывает послушным и
непослушным; чаще бывает непослушным, упрямым.

14. Любит делать все самостоятельно, даже если и не умеет; не
очень стремится к самостоятельности; предпочитает, что­
бы за него все делали другие.

15. Старается доводить начатое дело до конца.

16. Охотно и старательно выполняет трудовые поручения взрос­
лых; проявления трудолюбия неустойчивы; не любит тру­
диться — чаще всего плохо выполняет поручения взрослых.

17. Уверенный, решительный; не очень уверенный; неуверенный.

18. Умеет придумывать интересные игры, игровые навыки и
умения развиты хорошо; игровые навыки и умения разви­
ты средне; игровые навыки и умения развиты плохо.

19. Преобладает веселое, жизнерадостное настроение (радует­
ся, смеется, смешит других, почти не плачет); в равной мере
бывает веселым и недовольным (часто смеется, радуется и
часто плачет); чаще бывает недоволен окружающим (плак­
сив, плачет из-за малейшего пустяка).

20. Приятный, красивый, симпатичный; просто приятный, сим­
патичный; с малоприятной внешностью.

АНКЕТА № 2А (для воспитателей, педагогов)

Анкета заполняется воспитателями, педагогами в период адаптации детей к дошкольному учреждению. С помощью дан­ной анкеты выделяются проблемные дети, которые нуждаются в психологической коррекции или повышенном внимании со стороны воспитателей, родителей.

31


\


 


 


Игротерапия общения

Ф.ИЛЭ. (воспитателя, педагога)


---- Использование игры как терапевтического средства

Популярные дети (в общении со сверстниками)


 


Профессия, должность

Ваши трудности на занятиях в первые дни адаптации детей


Непопулярные дети


 


Ваши трудности на данный момент


Подпись педагога


 


Какую помощь со стороны психолога Вы ждете?:


Дата


ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ»1


Какие дети из группы лучше развиты?

Какие дети отстают в развитии?

Какие дети агрессивны?

Какие дети плаксивы, тревожны?

Какие дети не выполняют требований воспитателя, педагога?

Медлительные дети

Подвижные дети


Анализ данного рисуночного теста дополнит полученные анкетные данные о внутрисемейном общении, поможет ориен­тации в проблемах ребенка. Ребенку предлагается: лист белой бумаги (20 х 29), 6 цветных карандашей (черный, красный, си­ ний, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Дается инструк­ ция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Слово «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребе­нок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется вновь. Время выполнения задания не ограничивается. При вы­полнении задания в протоколе отмечается:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым со­
держанием.

После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: «Кто тут нарисован? Где они находят­ся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из на­рисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них са­мый несчастный? Почему?»


 


32


Интерпретация Г. Т. Хоментаускас [24]

33


 


 


3-2992


Игротерапия общения

Интерпретацию рисунка семьи разделяют на три части, ко­торые соответствуют трем выводам в конце работы.

1. Анализ рисунка семьи

а) сравнение состава нарисованной и реальной семьи:

не изображены люди — сильный эмоциональный конф­
ликт, недовольство семейной ситуацией;

изображены люди, не связанные с семьей — травматические
переживания, связанные с семьей, чувство отверженности,
покинутости, плохой контакт исследователя с ребенком;

уменьшение реального состава семьи — «забывают» на-

рисовать тех членов семьи, с которыми сложились конф­ликтные отношения, которые являются эмоционально менее привлекательными;

ребенок не рисует себя — чувство неприятия в семье, ощу-

щение отверженности;

ребенок рисует только себя — эгоцентричность, несфор-

мированное чувство общности;

увеличение состава семьи — неудовлетворенные психи­
ческие потребности, поиск человека, способного удовлет­
ворить потребности ребенка в близких эмоциональных
контактах;

б) расположение членов семьи:

сплоченность семьи, объединенностъ в общих действиях,

соединенные руки — психологическое благополучие;

разобщенность членов семьи — низкий уровень эмоциональных связей;

в) группировка членов семьи, психологические микрострук­туры семьи:

рядом с собой рисует другого члена семьи — эмоциональ-

ная связь;

физические расстояния отдельных семейных групп от­
ражают различный уровень эмоциональной связи;

отдельные группы — конфронтация в семье.

= 34                                            =


Использование игры как терапевтического средства ——

2. Анализ особенностей графических презентаций членов семьи

а) количество деталей тела: присутствуют ли голова, воло­
сы, уши, глаза, зрачки, ресницы, шея, брови, нос, рот,
плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;

большое количество частей тела — позитивное отношение;

схематичность, неоконченностъ — негативное отноше-

ние к человеку;

б) количество используемых цветов для рисования фигур:

разнообразие цвета, позитивные яркие цвета — хорошее

отношение;

темные цвета, однообразие цвета — конфликт, негатив­
ное восприятие;

в) величина фигур: выражение превосходства, значитель­
ности, силы;

большая фигура мамы — авторитетность ее в семье, руко­
водство;

большая величина собственного изображения — незначи­
тельность «Я» в семье, требование опеки;

одинаковые фигуры, — равноправие, равная ценность се-

мьи, сотрудничество;

большие поднятые вверх руки с длинными пальцами —
агрессивные желания, желание быть сильным;

нет рук, маленькие руки — бессилие, чрезмерный конт­
роль со стороны;

нет лица, головы — нарушения в сфере общения;

зубы, большой рот — вербальная агрессия.

3. Анализ процесса рисования

а) последовательность рисования членов семьи:


\


Игротерапия общения

первый образ — главный, наиболее эмоционально близкий
человек;

последний образ — менее значимый человек, негативное
Отношение;

если в начале рисования изображаются предметы, жи -

вотные — защитная реакция ребенка в неблагополучной семейной ситуации;

б) стирание, паузы, возвращение к нарисованным деталям:
доминирующее переживание, выделение главного;

паузы — конфликтные отношения;

стирание с последующим улучшением — позитивные эмо-

ции, с ухудшением — конфликт с данным человеком;

в) спонтанные комментарии: проясняют смысл рисуемого
содержания ребенку, ослабляют внутреннее напряжение.
На каком образе были комментарии — на таком человеке
больше напряжения, возможность конфликта.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОБА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Этот тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда необходимо провести исследование отношения ребенка к детям и взрослым. Тест проводится инди­видуально и коллективно (с младшими школьниками), в фор­ме игры.

Инструкция. «Давай поиграем с тобой в твой день рожде­ния. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит празд­ничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки — это что? Конечно, стулья. Выбери стул, на кото­рый ты сядешь. Давай твой стул отметим — звездочкой или сне­жинкой? (Ответ ребенка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звездочку, девоч­ки — снежинку.)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.185 с.)