Детско - родительекая игра «цветик - семицветик» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детско - родительекая игра «цветик - семицветик»



(развитие децентрации мышления, нравственных ка­ честв личности)

Каждая семейная команда получает цветик-семицветик. Участники игры задумывают семь желаний (родитель может помочь в написании желаний дошкольника): три желания за­думывает ребенок для родителей, три — взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя). Затем родитель и ребенок меняются лепестками и отбирают ле­пестки-желания, которые им действительно приятны. Побеж­дает семейная команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.

Описание игр для взрослых

1. Игра «СКАЖИ ДРУГОМУ КОМПЛИМЕНТ» (объединен
ние)

Всем участникам игры предлагается по очереди говорить приятное друг другу. Комплименты могут касаться личных ка­честв, настроения, внешности.

2. Игра «1 МИНУТА НА РАЗГОВОР» (психологическаяраз ­
рядка, вербальная активность)

Участникам игры предлагается разбиться на пары и по еди­ному для всех сигналу начать разговор. Речь должна быть быс­трой, со смыслом. Через 1 минуту общий сигнал объявляет ко­нец разговора, происходит смена пар, и разговор возобновляет­ся (от 3 до 5 смен). Необходимо следить, чтобы все участники побывали в роли говорящего.


 


102


103


'


Игротерапия общения

3. Игра «ПРОДОЛЖЕНИЕ ФРАЗЫ * (объединение, раскре ­
пощение)

Ведущий придумывает фразу (количество слов равно коли­честву игроков), записывает ее на листе бумаги • Затем лист пере­ворачивается, на обратной стороне записывается первое слово задуманной фразы. Второй участник игры, продолжив фразу предполагаемым словом, передает лист следующему участни­ку и т.д. Когда фраза возвращается к ведущему, лист перевора­чивается и фразы сравниваются. Происходит смена ведущего и игра продолжается.

4. Игра «ПРОДОЛЖИ ФИГУРУ» (объединение, раскрепо ­
щение)

Проводится так же, ^как игра «Продолжение фразы», но вме­сто слов участники придумывают детали животного и по очере­ди дорисовывают изображение.

5. «ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ,
ПОКАЖЕМ»
(мимика, пантомимика, взаимопонимание)

Участники делятся на две группы. Группы договаривают­ся, какую деятельность они будут имитировать. Можно изобра­жать профессиональную деятельность, домашнюю работу, кон­фликтную ситуацию в общественном месте, эмоциональное состояние и т.п. Одна группа показывает движения, а вторая должна догадаться, что делают участники.

Более интересно, когда участники выполняют разные дви­жения одной ситуации.

6. Игра «СУД» (игра для группового тренинга)

В игре участвуют подсудимый, судья, заседатели (присяж­ные), обвинитель, защитник. Сюжет игры должен быть чисто игровым и ни в коем случае не должен касаться внутригруппо-вых взаимоотношений. Все случаи перехода игры в выяснение отношений необходимо пресекать, а для сохранения темпа ве­дущему следует активно использовать метод аквариума (опера­тивно заменять несправившихся игроков, по необходимости са­мому вступать в игру).

= 104                                 -


--- Примерный план игровой терапии с родителями   •—-•

7. Игра «ЧУВСТВО ДРУГОГО» (взаимопонимание)

Из группы выделяются двое играющих. Их задача: медлен­но удаляясь в противоположные стороны, одновременно огля­нуться, остановиться, идти и вновь оглянуться — и так три раза подряд.

8. Игра «ПОЧЕТНЫЙ ГОСТЬ» (упражнение для тренинга
общения)

Участникам игры объявляется, что через некоторое время один из членов группы покинет помещение и войдет только тог­да, когда его позовут. Он будет выполнять роль почетного гос­тя, а остальные члены группы должны сделать так, чтобы гость чувствовал себя как дома. Несколько человек выбираются чле­нами жюри, которые по пятибалльной системе оценивают все действия участников. Учитывается и оценивается сухость или фамильярность, подобострастие Или грубость, скованность или развязность и т.п.

9. Игра «НАЙДИ СВОЕГО РЕБЕНКА» (совместно с детьми)
Один из родителей завязывает себе глаза и ощупывает каж­
дого играющего ребенка. Дети должны стоять молча, можно
менять одежду (кофту, бантики и т.д). Взрослый, найдя своего
ребенка, называет его имя и снимает повязку с глаз. Если роди­
тель ошибается, то платит фант, который в конце игры выкупа­
ется. Необходимо, чтобы все родители участвовали в отгадыва­
нии.

10. Игра «УГАДАЙ, ЧТО Я ПРИДУМАЛ» (объединение,
раскрепощение)

Ведущий игры придумывает слово (количество букв равно количеству игроков), записывает его на листе бумаги.

Далее игра продолжается так же, как и игры «Продолже­ние фразы», «Продолжи фигуру».

105


 


Игротерапия общения

Консультации для родителей

Психологическая, педагогическая работа с детьми не будет эффективна без помощи и поддержки родителей. Кроме роди­тельского тренинга и совместных детско-родительских игр, спе­циалистам часто приходится разъяснять индивидуальные пси­хологические особенности детей, а также типичные возрастные закономерности в развитии личности. Такие беседы не имеют характера терапевтической консультации, они представляют собой ознакомление с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использова­ния. Информация предлагается родителям в рекомендательной, а не в обязательной форме. Родители могут сами выбрать, что приемлемо. Такой демократичный стиль общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотруд­ничество в воспитании и развитии ребенка.

Как помочь эмоциональным детям?

(Тревожные, агрессивные, гиперактивные дети)

Эмоциональное развитие ребенка начинается с первых мгно­вений беременности матери, и даже еще раньше. Ведь хрони­ческая усталость, семейные неурядицы и прочее уже подгото­вили «негативную почву» для эмоциональных проблем ребен­ка. Процесс рождения, первые минуты, месяцы жизни опреде­ляют многое в эмоциональной сфере мальчика или девочки. И очень важно, если в семье единый стиль воспитания. Тогда ре­бенку не придется «разрываться» в выборе своих действий, не нужно будет приспосабливаться и ловчить. При авторитарном, командном стиле воспитания, у детей чаще наблюдается склон­ность к вранью, упрямству и даже мелкому воровству. Эмоцио­нальность ребенка определяется и наследственным фактором (на кого похож ваш малыш?).

Некоторые дети эмоциональны внешне (шумные, плакси­вые), иные внутренне эмоциональны (боязливые, тревожные), но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями. Кри­ки и наказания со стороны взрослых лишь усиливают пробле­мы у детей. Что же делать?

= 106                                  -


— ' — Примерный план игровой терапии с родителями ---

Прежде всего необходимо попытаться понять своего ребен­ка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Ког­да родители в конфликтах проговаривают свое понимание де­тям, ситуация значительно меняется. Например: «Я тебя пони­маю, ты сейчас чувствуешь (печаль радость, страх...) или хо­чешь (играть, гулять, кричать...), но ты пойми и меня, я чув­ствую...». После этого останется только предложить ребенку альтернативу или ограничить эмоциональные проявления во времени. Для этого на помощь приходит игрушка (лучше всего звуковая). Например: «Ты еще немного поиграешь, а когда зай­чик тебя позовет, игра закончится».

Таким образом убирается агрессия, направленная на взрос­лых, и родителям легче быть более последовательными в требо­ваниях. А когда последовательности нет, т. е. если сегодня вы сказали «да», а завтра «нет», не объясняя причин, или после детских приставаний вы «сдались!», тогда можете считать, что ребенок начнет вами манипулировать, искать «новые кнопки». Что делать, если такое уже случилось и ребенок путает «можно» и «нельзя»? На помощь приходит игра «Солнышки», в которую родители могут поиграть с детьми дома (жетонная терапия).

Красиво оформляется лист бумаги или блокнот. Детям пред­лагается вступить в игру: «Ты у нас уже совсем большой, мно­гое можешь делать самостоятельно (необходимо перечислить 2-3 положительных качества ребенка), но, например, убирать игрушки у тебя еще не совсем получается. (Объясняется как надо убирать.) Можно формировать любое другое желаемое взрослыми качество, назвав его ребенку.

«Мы будем рисовать солнышки, когда ты поиграешь и сам правильно уберешь игрушки. Если у тебя будет более двух сол­нышек (затем количество увеличивается), то в конце дня полу­чишь сюрприз». (Детям не объясняется, что именно, но в каче­стве сюрприза используются нематериальные ценности. Напри­мер: игра с папой, чтение любимой сказки, просмотр мультфиль­ма, разрешение лечь спать на 15 минут позже и др.) Сюрприз обязателен! Когда одно качество сформировано (сроки индиви­дуальны), тогда можно приступать к формированию другого.

107


Игротерапия общения

Родителям перед проведением такой игры рекомендуем вы­яснить, чего же все хотят от ребенка, каким его видят в буду­щем папа, мама, бабушка, дедушка. Некоторым семьям это удоб­но делать в письменном виде. Возможно, каждая семья сама вы- I берет общий, единый образ-мечту для ребенка.

Эмоциональные дети (боязливые или шумные) нуждают­ся в двигательной физической активности. Можно использо­вать «агрессивные игры» («Злая - добрая кошка», «Упрямая подушка», «Минута шалости» и др.). Кроме того, необходимо обучать их расслаблению, релаксации (игры на расслабление см. в описании), так как постоянные зажимы у детей (агрессив­ные или тревожно-боязливые) могут приводить к психосомати­ческим заболеваниям.

В играх, как и в требованиях, желательно быть последова­тельными и систематичными. Если родителям не хватает пред­ложенных психологических приемов, или что-то не получает­ся, необходимо почувствовать свой путь, найти свои интерес­ные решения. Собственная интуиция родителя может подска­зать удивительные психологические техники. Например, мама ребенка, страдающего перевозбуждением перед сном, придума­ла игру в «Бессонницу». Поглаживая теплыми ладонями по телу малыша, мама «собирала бессоницу», а затем выбрасывала ее, прогоняя прочь, т. е. в игровой форме производилась релакса­ция ребенка.

Однако, прежде чем применять свои педагогические наход­ки, рекомендуем родителям посоветоваться с профессиональ­ным психологом. Так как иногда родительское творчество вме­сто положительных результатов приносит отрицательные. На­пример, в семье, где с гиперактивным ребенком использовалась игра «Солнышки», родители добавили «тучки» (как элемент на­казания), и ребенку стало нравиться «получать тучки».

И действительно, с точки зрения детской психологии, обра­щать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. А быть «хорошим» трудно и не так уж весело. Поэтому психо­логи рекомендуют только позитивные подкрепления, поощре­ния (в речи — «Если сделаем так, то будет еще лучше», в дей­ствиях — обнять, погладить; в сюрпризах).

Родительская любовь и профессионализм психолога помо­гут ребенку справиться с любыми трудностями.

108                               =


------ Примерный план игровой mepaituu с родителями ----



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.015 с.)