Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика тестирования знаний по курсу

Поиск

Лабораторный практикум

 

№ п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость (часы/зачетные единицы)

Не предусмотрен

 

Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовые работы не предусмотрены

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие.-М.: Высшее образование, 2007.-335с.

2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.-М.: Высшая школа, 2003.-488с.

3. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов/под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-319с.

4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник.-М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2008.-704с.

5. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-464с.

6. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-447с.

7. Самыгин С.И., Голубинцев В.О., Лобченко В.С., Минасян Л.А. Концепции современного естествознания: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: Феникс, 2001.-246с.

 

б) дополнительная литература

1. Азимов А. Краткая история химии М.: Мир, 1983.-167с.

2. Азимов А. Популярная физика.-М.: Центрополиграф, 2006.-215с.

3. Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной.-М.: Наука, 1981.-30с.

4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста.-М.: Наука, 1988.-109с.

5. Винер Н. Кибернетика.-М.: Советское радио, 1968.-326с.

6. Войткевия Г.В. Рождение Земли.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-182с.

7. Гарднер М. теория относительности для миллионов.-М.: Атомиздат, 1967.-112с.

8. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.: 1987.-125с.

9. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора.-М.: Тайдекс Ко, 2003.-865с.

10. Евгеника в дискурсе глобальных проблем современности/Под ред. Ю.В. Хен.-М.: Наука, 2005.-210с.

11. Кендрью Дж. Нить жизни. М.: Наука, 1968.-109с.

12. Козлова М.С. Эволюция человека: прошлое, настоящее, будущее.-М.: Наука, 2006.-203с.

13. Лоренц К. Агрессия. М.: Наука, 1994.-236с.

14. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы/Избранные труды.-М.: Тайдекс Ко, 2003.-451с.

15. Поппер К. Логика и рост научного познания.-М.: Прогресс, 1983.-241с.

16. Пригожин И., Стенгерс. Время, хаос, квант.-М.: Прогресс, 1994.-301с.

17. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.-М.: URSS, 2005.-246с.

18. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы.-Киев: Ника-Центр; Вист-С, 1997.-321с.

19. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем.-М.: Республика, 1998.-216с.

20. Силк Дж. Большой взрыв. Рождение и эволюция Вселенной.-М.: Мир, 1982

21. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы.-М.: Гардарики, 2006.-365с.

22. Тейяр де Шарден П. Феномен человека.-М.: Наука, 2002.-271с.

23. Урсул А.Л., Демидов Ф.Д. Устойчивое социоприродное развитие.-М.: Наука, 2006.-315с.

24. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии.-М.: Высшая школа, 1992.-103с.

25. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. М.-Ижевск, 2003.-203с.

26. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни.-М.: Мысль, 1995.-211с.

27. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум.-М.:Наука, 1980.

28. Юнг К. Архетип и символ. М. Прогресс, 1991.-295с.

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

· компьютеры с доступом в интернет;

· мультимедийный проектор;

· диски с научно-популярными фильмами и презентациями;

· коллекции минералов, горных пород, окаменелостей.

 

10. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

Рабочим учебным планом выполнение контрольных работ студентами предусмотрено.

Тематика контрольных работ

1. Что такое наука? Ее основные черты и отличия от других отраслей культуры.

2. Что такое естествознание и его отличия от других циклов наук?

3. Сущность и основные особенности научно-технической революции.

4. Классификация естественных наук.

5. Структура естественнонаучного познания.

6. Общенаучные и конкретно-научные методы исследования.

7. Специфика научных революций.

8. Научные революции в XX веке.

9. Теория познания и современное естествознание.

10. Основные методологические концепции развития современного естествознания.

11. Современная научная картина мира.

12. Этические проблемы естествознания.

13. Перспективы естественнонаучного познания.

14. Концепции сциентизма и антисциентизма.

15. Место и роль науки в общественной жизни современного человека.

16. Связь современного естественнонаучного познания с техникой.

17. Экологическое значение естествознания.

18. Роль математики в современном естествознании.

19. Модель Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной.

20. Происхождение и развитие галактик и звезд.

21. Происхождение Солнечной системы.

22. Современные проблемы астрофизики.

23. Проблемы происхождения и развития Земли.

24. Основные положения глобальной тектоники.

25. Главные выводы специальной и общей теории относительности.

26. Современные проблемы квантовой механики.

27. Роль вероятностных методов в классической физике и квантовой механике.

28. Значение синергетики для современного естественнонаучного познания.

29. Общенаучное значение понятия энтропии.

30. Проблемы соотношения вещества и поля, материи и энергии.

31. Роль симметрии и асимметрии в научном познании.

32. Проблемы соотношения сохранения и эволюции.

33. Современные представления о пространстве и времени.

34. Характеристика основных физических взаимодействий.

35. Основные проблемы современной химии.

36. Проблема детерминизма и индетерминизма в современном естествознании.

37. Проблема сущности живого и его отличия от неживой материи.

38. Естественнонаучные модели происхождения жизни.

39. Основные проблемы генетики и роль воспроизводства в развитии живого.

40. Современные проблемы цитологии и роль клетки в развитии живого.

41. Основные проблемы синтетической теории эволюции.

42. Роль мутаций и окружающей среды в эволюции живого.

43. Основные проблемы экологии и роль среды для жизни.

44. Закономерности развития экологических систем.

45. Роль разнообразия в живой природе.

46. Учение о биосфере В. И. Вернадского.

47. Иерархическое строение биосферы и трофические уровни.

48. Механизмы обратной связи и их значение.

49. Организация и самоорганизация в живой природе.

50. Основные проблемы этологии и роль агрессии в эволюции видов.

51. Гипотеза Геи-Земли как единого организма и ее естественнонаучное обоснование.

52. Основные различия между растениями и животными.

53. Представление о коэволюции.

54. Влияние космического излучения и солнечной энергии на живые тела и общественные процессы.

55. Новые данные о происхождении человека и поиски его прародины.

56. Основные проблемы социобиологии.

57. Человек как предмет естествознания и обществознания.

58. Естественнонаучный статус психоанализа.

59. Бихевиоризм и проблема психогенеза.

60. Модель «расширяющегося сознания» и ее соотношение с классическими представлениями.

61. Основные проблемы парапсихологии.

62. Основные методы современной нейрофизиологии.

63. Проблемы этнологии и теория пассионарности Л. Н. Гумилева.

64. Основные проблемы кибернетики.

65. Роль информации как общенаучного понятия и его соотношение с понятиями вещества и энергии.

66. Значение системного, структурного и функционального подходов в современном естествознании.

67. Донаучное, научное и теологическое понимание целесообразности.

68. Соотношение глобальной экологии, социальной экологии и экологии человека.

69. Концепция ноосферы и ее научный статус.

70. Естественнонаучное обоснование нравственности.

71. Наука как эволюционный механизм.

72. Проблема множественности разумных миров и изучение НЛО.

 

Контрольная работа – развернутый ответ на вопрос, в котором студент должен всесторонне раскрыть тему, полностью проработав основную и дополнительную литературу, рекомендованную к изучению. Желательно использование краеведческого материала. Например в теме «Основные проблемы экологии и роль среды для жизни» необходимо проанализировать экологические условия в месте (районе) проживания.

 

Семинары являются важной формой обучения студентов. Они способствуют глубокому усвоению изучаемой дисциплины и формированию научного мировоззрения. Для обсуждения на семинарском занятии выносятся вопросы, которые не излагаются на лекциях, но являются достаточно сложными для понимания.

Для подготовки к занятию рекомендуется использовать базовые учебники, которые студент получает в библиотеке для индивидуального пользования. В списке литературы к семинарским занятиям рядом с названием этих учебников приводятся номера вопросов и подвопросов с указанием соответствующих страниц.

В начале занятия преподавателем проводится блиц-опрос студентов по основным терминам и понятиям семинарского занятия.

Для более детального изучения материала с использованием дополнительных источников, в том числе и периодических изданий и Интернета, студенты представляют краткие сообщения-презентации. Таким образом, в процессе обсуждения вопросов семинарского занятия студент дополняет и углубляет знания, полученные из базового учебника, информацией из специально подготовленных сообщений.

Самостоятельная работа по дисциплине необходима ввиду обширности, трудности для понимания концепций современного естествознания. Она запланирована в нескольких формах.

Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка докладов, презентаций на семинарах; поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору; работа с тестами и вопросами для самопроверки; анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

Если самостоятельная работа предусматривает посещение музея, то отчет о нем на семинаре делается в виде презентации-доклада по следующему плану:

1. Тема занятия.

2. Название музея, фотографии здания, в котором он расположен.

3. Время постройки здания, архитектор, история здания.

4. Если музей посвящен деятелю науки, необходимо представить его портрет, краткую биографию, научные открытия и изобретения.

5. Объекты эскпозиции (если их много, то наиболее запомнившиеся), их фотографии и описание.

Одна из важнейших задач этой формы самостоятельной работы – воспитание патриотизма, уважения к ее творцам, к культуре в целом.

 

Примерные вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Вопросы к экзамену

1. Характерные черты науки.

2. Структура естественнонаучного познания.

3. Методы естествознания.

4. Античная натурфилософия.

5. Естествознания эпохи Средневековья и эпохи Возрождения.

6. Научная революция XVII века.

7. Научная революция второй половины XVIII-XIX веков.

8. Естественнонаучная революция первых десятилетий XX века.

9. Положительные и отрицательные черты научно-технической революции.

10. Происхождение вселенной.

11. Модель расширяющейся вселенной.

12. Эволюция и строение галактик.

13. Этапы развития космонавтики.

14. Строение и эволюция звезд.

15. Солнечная система и ее происхождение.

16. Эволюция и строение Земли.

17. Литосферные плиты, геофизика, геохимия, география.

18. Эволюция климата. Гея-гипотеза.

19. Специальная теория относительности.

20. Современные представления о пространстве и времени.

21. Общая теория относительности.

22. Механика микромира.

23. Уровни организации неживой материи.

24. Основные физические взаимодействия.

25. Понятия о сложной системе. Неравновесные системы.

26. Принципы эволюционизма. Точка бифуркации.

27. Гипотеза рождения материи в синергетике.

28. Строение атома.

29. Теория химической связи.

30. Органический синтез и новые материалы.

31. Биохимия и биогеохимия.

32. Отличие живого от неживого.

33. Концепции возникновения жизни.

34. Начало жизни на земле.

35. Теория эволюции.

36. Клеточная теория.

37. Воспроизводство жизни.

38. Законы генетики.

39. Генетическая инженерия.

40. Синтетическая теория эволюции.

41. Основные понятия экологии. Экологические системы.

42. Биохимические круговороты.

43. Законы экологии.

44. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

45. Животные, растения, грибы, бактерии, вирусы.

46. Социальная экология.

47. Глобальные проблемы окружающей среды.

48. Концепция ноосферы.

49. Нервная система.

50. Рефлексы и типы поведения.

51. Инстинкты и научение.

52. Этология и человек.

53. Поведение и гены.

54. Социобиология.

55. Естественно-научное обоснование нравственности.

56. Сходства и различия человека и животных.

57. Антропология.

58. Эволюция культуры и этнология.

59. Психоанализ.

60. Сознание и бессознательное.

61. Понятия обратной связи и целесообразности в кибернетике.

62. Развитие вычислительной техники и модели мира.

63. Концепция структурных уровней организации материи.

64. Трудности и парадоксы развития науки.

65. Личность ученого.

66. Наука и проблема смысла и цели человеческого бытия.

67. Биоэтика.

 

Дисциплина – Концепции современного естествознания

Преподаватель – Бова Э.Ю.

Факультет ____________________________, курс _____, группа _________

ФИО студента_____________________________________________________

Дата и время начала тестирования____________________________________

Время окончания тестирования_______________________________________

Вариант №1.

Вопрос № 1. Причины возникновения науки в Западной Европе в Но­вое время заключаются в том, что:

а) европейская культура соединяет в себе рациональ­ность и чувственность;

б) христианство стимулировало развитие определенно­го тина мышления;

в) быстрое увеличение численности европейцев под­талкивало развитие промышленной техники, а следом и науки;

г) произошла случайность, наука могла возникнуть и на Востоке.

 

Вопрос № 2. Сингулярность — это:

а) «черная дыра»;

б) сверхплотная материя;

в) начальное состояние Вселенной, характеризующееся бесконечной плотностью массы и бесконечной кривиз­ной;

г) Большой взрыв.

 

Вопрос № 3. Что рождается в недрах галактик?

а) свет;

б) тепло;

в) водород;

г) углерод.

 

Вопрос № 4. Земля от Солнца по счету является:

а) первой планетой;

б) второй;

в) третьей;

г) девятой.

 

Вопрос № 5. Каковы принципы общей теории относительности/

а) все в природе относительно;

б) пространство не зависит от материи;

в) пространство неразрывно связано с материей;

г) движение в природе относительно.

 

Вопрос № 6. Что такое корпускулярно-волновой дуализм?

а) разложимость света;

б) двойственность в поведении объектов микромира;

в) несовпадение свойств у одной и той же элементар­ной частицы, полученной на разных ускорителях;

г) разные типы элементарных частиц.

 

Вопрос № 7. Что такое бифуркация?

а) момент выхола сложной системы из состояния рав­новесия;

б) момент рождения новой системы из хаоса;

в) хаотическое состояние сложной системы;

г) распад сложной системы.

 

Вопрос № 8. Что изучает химия.

а) неживую природу;

б) химические элементы;

в) атомы;

г) молекулярный уровень материи.

 

Вопрос № 9. Теорию биохимической эволюции создал:

а) Л.И. Опарин;

б) В.И. Вернадский;

в) Ч. Дарвин;

г) Л. Пастер.

 

Вопрос № 10. Ген — это:

а) мутация;

б) закон наследственности;

в) часть ДНК, отвечающая за синтез одного белка;

г) признак, приобретенный при жизни организма.

 

Вопрос № 11. Синтетическая теория эволюции отличается от теории Ч. Дарвина:

а) признанием мутации основным источником измен­чивости;

б) отказом от идеи естественного отбора;

в) признанием синтетического влияния разнообразных факторов на генотип;

г) отказом от идеи борьбы за существование.

 

Вопрос № 12. Сукцессия — это:

а) рост разнообразия видов;

б) эволюция экосистем;

в) борьба за существование;

г) ненаправленные изменения экосистем.

 

Вопрос № 13. Биосфера есть:

а) область распространения жизни;

б) все живые организмы Земли;

в) биогеоценоз;

г) совокупность разных экосистем.

 

Вопрос № 14. Этология — это:

а) система этических норм;

б) наука о типах мышления;

в) наука о повелении животных;

г) наука о человеческих инстинктах.

 

Вопрос № 15. Социобиология — это:

а) паука о поведении социальных животных;

б) паука об экономических и социальных связях в об­ществе;

в) наука о влиянии наследственных особенностей на по­ведение людей;

г) наука о влиянии общества па природу.

 

Вопрос № 16. Эволюционный ряд «человека разумного»:

а) синантроп, неандерталец, кроманьонец;

б) «человек умелый», «человек прямоходящий», кро­маньонец;

в) австралопитек, неандерталец, кроманьонец;

г) «человек умелый», «человек прямоходящий», неан­дерталец, кроманьонец.

 

Вопрос № 17. Психоанализ — это:

а) учение о психических возможностях человека;

б) одно из направлений психологии, занимающееся изучением бессознательного в человеке;

в) методика лечения психически больных людей;

г) анализ инстинктивных проявлений.

 

Вопрос № 18. Кибернетика - это наука:

а) об устройстве компьютера;

б) об управлении сложными системами;

в) о создании киберов и роботов;

г) о мышлении.

 

Вопрос № 19. Основная черта современной картины мира:

а) трехмерность;

б) относительность субъекта и объекта;

в) эволюционность;

г) относительность пространства и времени.

 

Вопрос № 20. Биоэтика — это:

а) система ценностей в отношении к природе;

б) наука особого типа;

в) любовь к природе;

г) борьба за права животных.

Итого правильных ответов _____ из 20 возможных, или ____ %.

 

 

Дисциплина – «Концепции современного естествознания»

Преподаватель – Бова Э.Ю.

Факультет ____________________________, курс _____, группа _________

ФИО студента_____________________________________________________

Дата и время начала тестирования____________________________________

Время окончания тестирования_______________________________________

Вариант №2.

Вопрос № 1. Когда могло возникнуть такое высказывание: «Книга природы написана языком математики»?

а) в античности;

б) в Новое время;

в) в XX в.;

г) в Средневековье.

 

Вопрос № 2.  «Красное смешение» — это:

а) понижение частот электромагнитного излучения, идущего от звезд;

б) излучение красных гигантов;

в) изменение излучения, идущего от ядер галактик;

г) особое излучение самых дальних звезд.

Вопрос № 3. Что такое «черные дыры»?

а) места выделения энергии;

б) места поглощения энергии;

в) пустоты в космосе;

г) образования с неизвестными свойствами.

 

Вопрос № 4. Геохимия изучает.

а) геохимические процессы, происходящие в недрах и на поверхности Земли;

б) геохимические процессы в атмосфере Земли;

в) радиоактивное излучение Земли;

г) химическую эволюцию Земли.

 

Вопрос № 5. Что такое абсолютное пространство и время?

а) нечто непознаваемое;

б) нечто, существующее независимо ни от чего;

в) неизменное;

г) находящееся за пределами восприятия.

 

Вопрос № 6. Какое физическое взаимодействие в природе самое слабое?

а) электромагнитное;

б) слабое;

в) гравитационное;

г) сильное.

Вопрос № 7. Эмерджентные свойства — это:

а) свойства, которые присущи системе и которых нет ее подсистем;

б) наиболее общие свойства сложных систем:

в) свойства, возникающие в неравновесной области;

г) свойства системы, рождающейся из хаоса.

Вопрос № 8. Модель атома создана:

а) Ф. Жолио-Кюри;

б) Д. Менделеевым;

в) Э. Резерфордом;

г) И. Гсйзенбергом.

 

Вопрос № 9. Первичная атмосфера древней Земли состояла:

а) из водорода, кислорода, углерода;

б) из аммиака, углекислого газа, кислорода;

в) из азота, кислорода, углекислого газа;

г) из аммиака, метана, углекислого газа.

 

Вопрос № 10. Генетика - это наука:

а) об эволюции клеток.

б) о вирусах и бактериях;

в) о мутациях;

г) о наследственности.

 

Вопрос № 11. К положительным типам биотических взаимодействий относятся:

а) протокооперация и мутуализм;

б) мутуализм и аменсализм;

в) промкооперация и комменсализм;

г) аменсализм и комменсализм.

Вопрос № 12. В какой из перечисленных экосистем мы обнаружим более высокое разнообразие видов?

а) подмосковный лес;

б) торная экосистема;

в) саванна;

г) степь.

 

Вопрос № 13. Биогенная миграция атомов в основном вызывается:

а) процессами горообразования;

б) водой;

в) солнечным светом;

г) живыми организмами.

 

Вопрос № 14. Бихевиоризм — это:

а) учение о формировании условных рефлексов;

б) процесс в сложных живых системах;

в) философское учение в Древней Греции;

г) одно из направлений психоанализа.

 

Вопрос № 15. Социобиология «выводит» человеческую нравствен­ность:

а) из потребности в любви;

б) из инстинкта агрессии;

в) как результат естественного отбора;

г) из разумного эгоизма.

 

Вопрос № 16. Основной социальный фактор становления человека — это:

а) прямохождение;

б) изготовление орудий;

в) речь;

г) абстрактное мышление.

 

Вопрос № 17. Коллективное бессознательное - это понятие, предло­женное:

а) 3. Фрейдом;

б) к. Юнгам;

и) Э. Фроммом,

г) К. Хорни.

 

 

Вопрос № 18. Глобальная модель мира Медоуза и его группы называ­ется:

а) «Пределы роста»;

б) «Человечество на переломе»;

в) «Повестка дня на XXI век»;

г) «Человеческие качества».

 

Вопрос № 19. Мегамир — это:

а) Мир элементарных частиц;

б) звездные системы, галактики, планеты;

в) мир живых организмов;

г) ближайшая к нам часть космоса.

 

Вопрос № 20. Какой из типов ученых, предложенных Г. Селье, явля­ется идеальным?

а) «Делатель»;

б) «Думатель»;

в) «Чувствователь»;

г) «Фауст».

Итого правильных ответов _____ из 20 возможных, или ____ %.

Дисциплина – «Концепции современного естествознания»

Преподаватель – Бова Э.Ю.

Факультет ____________________________, курс _____, группа _________

ФИО студента_____________________________________________________

Дата и время начала тестирования____________________________________

Время окончания тестирования_______________________________________

Вариант №3.

Вопрос № 1. Когда могла быть произнесена следующая фраза: уче­ный-астроном в ответ на вопрос великого человека: «Почему в Вашей концепции нет места для Бога?», сказал: «Я не нуж­даюсь в этой гипотезе»?

а) в античности;

б) в Новое время;

в) в XX в.;

г) в Средневековье.

 

Вопрос № 2.  Принцип нестационарности Вселенной следует из:

а) движения планет и звезд;

б) расширения Вселенной;

в) искривленности пространства;

г) гипотезы о ее рождении.

Вопрос № 3. Что служит строительным материалом и создании кос­мических тел во Вселенной?

а) кварки;

б) элементарные частицы;

в) атомы кислорода;

г) газопылевые туманности.

 

Вопрос № 4. Гея-гипотеза — это:

а) гипотеза о происхождении Земли;

б) гипотеза об эволюции Земли;

в) гипотеза о гомеостазе Земли;

г) древний миф о Земле.

 

Вопрос № 5. Принцип относительности в физике означает:

а) законы физики имеют одинаковую форму во всех инерциальных системах;

б) относительны пространство и время;

в) пространство искривлено;

г) законы относительны, так как они часть истины.

 

Вопрос № 6. Что такое соотношение неопределенностей?

а) не существует состояний, в которых и местоположе­ние, и количество движения частиц определимы;

б) невозможно узнать траекторию движения частиц;

в) невозможно узнать скорости движения частиц;

г) свободные проявления частицами самых разных свойств.

 

Вопрос № 7. Синергетика — это:

а) взаимодействие сложных систем;

б) наука о поведении сложных систем;

в) наука об эволюции неживой материи;

г) наука о взаимодействиях в природе.

Вопрос № 8. Основоположником биогеохимии является:

а) И.Н. Семенов;

б) В.И. Вернадский;

в) Д.И. Менделеев;

г) К.М. Докучаев.

 

Вопрос № 9. Самые древние организмы Земли были похожи на со­временные:

а) вирусы;

б) сине-зеленые водоросли;

в) бактерии, живущие на больших глубинах океанов;

г) амебы.

 

Вопрос № 10. Что такое репликация?

а) уличение ДНК:

б) деление клетки;

в) синтез белков;

г) фотосинтез.

 

Вопрос № 11. Конкуренция, как правило, приводит:

а) к гибели одного из конкурирующих видов;

б) к эволюции обоих видов;

в) к подавлению одного вида другим:

г) рано или поздно прекращается.

Вопрос № 12. Человеческая деятельность задерживает сукцессию на ранних стадиях, потому что:

а) случайно;

б) по легкомыслию;

в) на ранних стадиях выше урожаи отдельных видов;

г) растения по отдельности лучше растут.

 

Вопрос № 13. Основной принцип, заложенный в учение В.И. Вернад­ского о биосфере:

а) принцип эволюции;

б) принцип непрерывности жизни;

в) принцип единства живого и неживого;

г) принцип распространения жизни.

 

Вопрос № 14. Основным инстинктом в природе является:

а) половой инстинкт;

б) инстинкт самосохранения;

в) инстинкт агрессии;

г) инстинкт голода.

 

Вопрос № 15. Какой тип отбора формирует эгоистическое поведение?

а) родственный отбор;

б) групповой отбор:

в) социокультурный отбор;

г) индивидуальный отбор.

 

Вопрос № 16. Развитие цивилизации идет, по Л. Тойнби:

а) через войны;

б) через подражание;

в) через эволюцию орудий;

г) через соприкосновение культур.

 

Вопрос № 17. Что называется коллективным бессознательным?

а) паника;

б) влечения, возникающие путем коллективного подра­жания;

в) архетипы;

г) мифологические и религиозные представления.

 

Вопрос № 18. «Демон Максвелла» — это:

а) герой научно-фантастической книги XIX в.;

б) существо, которое имеет представление сразу о лю­бой точке Вселенной;

в) идеальная модель, нарушающая второе начало термодинамики;

г) гомеостатическая система.

 

Вопрос № 19. Кварк — это:

а) мельчайшая из известных частиц;

б) единица измерения энергии;

в) пучок света;

г) пучок электронов.

 

Вопрос № 20. В чем главное отличие научных положений от этиче­ских?

а) научные объективны, а этические нет;

б) научные выражаются в виде закона, а этические в виде постулата;

в) научные соответствуют природе, а этические нет;

г) научные формируются учеными, а этические — обычными людьми.

Итого правильных ответов _____ из 20 возможных, или ____ %.

Дисциплина – «Концепции современного естествознания»

Преподаватель – Бова Э.Ю.

Факультет ____________________________, курс _____, группа _________

ФИО студента_____________________________________________________

Дата и время начала тестирования____________________________________

Время окончания тестирования_______________________________________

Вариант №4.

Вопрос № 1. Динамика развития науки — это:

а) накопление знаний;

б) лишка развития науки;

в) чередование гипотез и теорий;

г) нормальное развитие науки.

 

Вопрос № 2. Экспериментальное подтверждение модели Большого взрыва и расширения Вселенной:

а) «красное смешение»;

б) реликтовое излучение;

в) эволюция звезд;

г) точка сингулярности.

 

Вопрос № 3. Почему светит Солнце?

а) потому что на Солнце бывают пожары;

б) потому что на Солнце происходят химические реак­ции;

в) потому что на Солнце тепло;

г) потому что на Солнце происходят реакции термо­ядерного синтеза.

 

Вопрос № 4. Гипотезу о движении литосферных плит впервые выс­казал:

а) О.Ю. Шмидт;

б) А. Вегенер;

в) Ж. Кювье;

г) Д. Хойл.

 

Вопрос № 5. Что абсолютно в теории относительности?

а) пространство;

б) законы;

в) скорость света;

г) пространственно-временной континуум.

 

Вопрос № 6. Что такое индетерминизм?

а) двойственность;

б) связь объекта с субъектом;

в) независимость;

I) нарушение принципа причинности.

 

Вопрос № 7. По Пригожину, мир родился в результате:

а) распада высокоорганизованной сущности;

б) из «ничего»;

в) случайно;

г) в результате спонтанной флуктуации.

Вопрос № 8. Положительно заряженная внутриядерная частица – это:

а) нейтрон;

б) позитрон;

в) электрон;

г) протон.

 

Вопрос № 9. Жизнь возникла на Земле:

а) около 5 млрл лет назад;

б) около 3 млрд лет назад;

в) около 2 млрд лет назад;

г) 1,5 млрд лет назад.

 

Вопрос № 10. Генная инженерия занимается:

а) выращиванием целого организма из одной клетки;

б) мутациями;

в) переносом генов от одного организма к другому;

г) клонированием.

 

Вопрос № 11. Коэволюция — это:

а) выживание наиболее приспособленной группы;

б) эволюция популяций;

в) взаимное приспособление взаимодействующих ви­дов;

г) конкуренция любых совместно проживающих групп.

Вопрос № 12. В результате эволюции экосистем происходит:

а) вымирание побежденных;

б) борьба за зоны обитания;

в) снижение видового разнообразия;

г) увеличение видового разнообразия.

Вопрос № 13. Социальная экология — это:

а) наука о загрязнении природной среды;

б) наука о взаимодействии общества с природой;

в) наука о глобальных проблемах;

г) паука о здоровье человека.

 

Вопрос № 14. Запечатление — это:

а) внезапное озарение;

б) сохранение в памяти образа после однократного воз­действия его;

в) научение путем проб и ошибок;

г) научение в процессе игры.

Вопрос № 15. Основателем социобиологии является:

а) Э. Уилсон;

б) К. Лоренц;

в) У. Гамильтон;

г) Р. Докинс.

 

Вопрос № 16. Пассионарий — это:

а) тип созвездия;

б) тип личности;

в) первобытный человек;

г) глава рода.

 

Вопрос № 17. Основное отличие холотропной модели сознания классической заключается в том, что:

а) поле сознания бесконечно;

б) мысли рождаются не в голове;

в) сознания всех людей связаны между собой;

г) в психике содержится весь опыт эволюции.

 

Вопрос № 18. Обратные связи действуют:

а) в любых сложных системах;

б) только в информационных системах;

в) только в живых системах;

г) только в звездных системах.

 

Вопрос № 19. Уровни организации материи — это:

а) отдельные науки;

б) соподчиненно расположенные объекты действи­тельности;

в) основные научные открытия XX пека;

г) открытия в области физики.

 

Вопрос № 20. Какие черты современной науки противоречат ее сути?

а) агрессивность;

б) этическая нейтральность;

в) осознание ответственности;

г) экологизация.

Итого правильных ответов _____ из 20 возможных, или ____ %.

 

 

Содержание

 

Цели освоения дисциплины.................................................................................................2

Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания программы по дисциплине «Концепции современного естествознания»………………………………….…2

Место дисциплины в структуре ООП и ВПО……………………………………...…….3

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………..………………4

Содержание дисциплины...... ………………………………………………………..........5

Содержание тем дисциплины..............................................................................................5

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами…………………………………….........................................8

Разделы дисциплин и виды занятий...................................................................................8

Лабораторный практикум……………………………………………….....………..…….9

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………....9

Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………………….10

Методические рекомендации по изучению дисциплины………………………...……10

Вопросы к зачету................................................................................................................11

Вопросы к экзамену………………………………………………………………………12

Методика тестирования знаний по курсу Концепции современного естествознания………………………………………………………………………………….14

Ключ к тесту проверки знаний по курсу Концепции современного естествознания.............................................................................................................................24

Словарь основных категорий и понятий по курсу Концепции современного естествознания.............................................................................................................................25

Крупнейшие исследователи естествознания…………………………………..…….….34

Содержание……………………………………………………………………….………39

 

Лабораторный практикум

 

№ п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость (часы/зачетные единицы)

Не предусмотрен

 

Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовые работы не предусмотрены

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие.-М.: Высшее образование, 2007.-335с.

2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.-М.: Высшая школа, 2003.-488с.

3. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов/под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-319с.

4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник.-М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2008.-704с.

5. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-464с.

6. Садохин А.П. Концеп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.123 (0.013 с.)