Упражнения на развитие речевого (фонематического и интонационного) слуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на развитие речевого (фонематического и интонационного) слуха



1 Прослушайте в магнитной записи звуки, слоги, слова и предложения, читаемые разными дикторами, и отметьте номерами мужские, женские и детские голоса.

2. Определите большую или меньшую четкость произношения дикторов. Определите темп двух фоно­грамм (более быстрый или более медленный).

3. Из воспринятого на слух ряда звуков вычлените и запишите указанные преподавателем звуки,
сначала наблюдая артикуляцию преподавателя, за­тем не наблюдая ее.           

4. Устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их.

5. Определите количество слогов в услышанных словах.

6. Определите на слух принадлежность слов к родному или иностранному языку (подбираются сло­ва со сходным звуковым составом, например, рус. штиль — нем. still; рус. этаж — фр. etage; рус. проблема — исп. problema).

7. Выделите в услышанном слове указанный пре­подавателем звук и проанализируйте особенности его звучания в речевом потоке.

8. Установите количество кратких гласных в услышанных словах.

9. Прослушайте слова и назовите те, которые рифмуются.

10. Найдите в колонках и отметьте соответствующими номерами услышанные слова в той последова­тельности, в которой они звучат.

11. Отметьте в звучащих словах оппозиции звуков на основании предварительно данной установки.

12. Выделите на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и запишите их в орфографии.

13. Определите количество слов в прослушанных предложениях.

14. Определите на слух и запишите в орфографии последнее слово каждого предложения прослушанно­го отрезка речи.

15. Составьте слово из прослушанных изолиро­ванных звуков и запишите его в орфографии.

16. Определите на слух омонимы и паронимы.

17. Скажите, по какому признаку различают смысл пар слов родного языка (замок — замок, стол — стул, том — дом).

18. Определите на слух место ударения и его роль: смыслоразличительную, логико-выделитель­ную, модальную.

19. Определите паузы в звучащем речевом по­токе.

20. Определите на слух дефект речи по фонограм­ме (шепелявость, сюсюкание, картавость).

Формирование произносительных навыков

1. Многократно прослушайте звук во фразе, cлове, затем прослушайте изолированный звук.

2. Прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.

3. Прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда услышите новый звук.

4. Прослушайте предложения и скажите, сколько раз в нем встретился данный звук.

б. Прослушайте предложения и поднимите руку, когда услышите повествовательное (вопросительное, отрицательное) предложение.

6. В ряду слов (словосочетаний, предложений) подчеркните то, которое произносит диктор.

7. Подчеркните в предложении слово, на которое падает ударение.

8. Сделайте фонетическую разметку текста на ос­нове голоса преподавателя (диктора), прочитайте
затем текст вслух.

9. Произнесите вслед за диктором звуки (слоги, слова, словосочетания), обращая внимание на
произношение указанных звуков.

10. Назовите слова, содержащие определенный звук.

11. Прочитайте предложения в утвердительной форме, а затем трансформируйте их в вопроситель­ные и отрицательные предложения. Проверьте себя по ключу.

12. Произнесите слова по слогам, обращая внима­ние на произношение гласных (согласных) в началь­ной (конечной) позиции.

13. Прослушайте пары слов на русском и ино­странном языках и повторите вслед за преподава­телем только слова на иностранном языке. ОИ»      

14. Произнесите вслед за диктором пары слов, обращая внимание на различное произношение звуков.

15. Произнесите варианты фонем, типичные для изучаемого языка.

16. Произнесите коммуникативное предложение сначала медленно, затем быстро.

17. Проговорите по памяти пословицу (скороговорку, стихотворение, текст) сначала медленно, за­тем быстро.

18. Повторите за преподавателем отдельный звук (звукосочетание, слог, слово, синтагму, фразу).

19. Повторите гласные звуки в оппозиции: закры­тый / открытый; лабиализованный / нелабиализо­ванный; носовой I неносовой; переднего ряда / зад­него ряда; долгий / краткий.

20. Повторите гласные звуки в оппозиции: глухой / звонкий; носовой / неносовой; палатализован­ный I непалатализованный.

21. Назовите буквы алфавита.

22. Произнесите услышанное слово по слогам.

23. Повторите за диктором в паузе отдельный звук (сочетание звуков, слово).

24. Прослушайте и повторите за диктором в па­узах 2—3 раза слова с изучаемым звуком.

25. Прослушайте слова и назовите те из них, кото­рые имеют сходный звуковой состав в родном и ино­странном языках (рус. нх — нем. ich; рус. Дон — фр. donne; рус. том — англ. Тот; рус. луна — исп. luna).

26. Повторите за диктором фразы по синтагмам в паузах.

27. Назовите предметы, изображенные на картинках, обращая внимание на произношение заданного звука.

28. Повторите за диктором предложения, заменяя в них последний член (подсказка на ленте), обращая внимание на произношение заданного звука.

 29. Повторите за диктором предложения, заме­няя в них последний член (подсказка на ленте), обращая внимание на правильную интонацию дан­ных предложений.

 30. Прочитайте текст по синтагмам вслед за дик­тором.

 31. Опишите классную комнату, указывая на ме­бель и обращая внимание на правильное произноше­ние обозначающих ее слов.

32. Выучите наизусть стихотворение (скороговорку, рифмовку, диалог). Обратите внимание на четкое произношение звуков и интонацию.

33. Прочтите вслух отрывок текста.

34. Примите участие в фонетическом конкурсе.

35. Примите участие в предлагаемой фонетиче­ской игре.

 

Обучение произношению

Фонематический слух – «способность человеческого уха к анализу и синтезу речевых звуков на основе различения фонем данного языка».

 

Слухо-произносительные навыки – навыки правильного произнесения и понимания звуков в устной речи.

 

Ритмико-интонационные навыки – навыки интонационно и ритмически правильного оформления иноязычной речи (ударение, ритм, мелодика, распределение пауз)

 

Аппроксимированное произношение – приближенное к правильному артикулированию отдельных звуков, которое существенно не влияет на процесс понимания. Аппроксимация проявляется также в ограничении количества иноязычных фонем и интонационных моделей, подлежащих усвоению.

 

Схема



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.051 с.)