Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование слухо-произносительных навыков↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Формирование слухо-произносительных навыков Цель занятия: расширение и углубление знаний об особенностях формирования слухо-произносительных навыков и освоение способов решения методических задач, типичных для деятельности учителя в процессе формирования слухо-произносительных навыков в школьных условиях. Задачи занятия: 1. Формирование основных методических понятий по теме занятия. 2. Формирование гностических, конструктивно-планирующих и организаторских методических умений в обучении слухо-произносительных навыкам: — методический анализ фонетического материала УМК, выделение объектов обучения, прогнозирование потенциальных трудностей усвоения материала учащимися; — определение задач и приемов обучения на каждом этапе процесса формирования слухо-произносительных навыков; — анализ приемов и способов ознакомления учащихся с новым фонетическим явлением, предусмотренным в планах уроков «Книги для учителя»; — анализ фонетически направленных упражнений, предлагаемых в «Книге для учителя»; определение их методических целей и режимов выполнения в соответствии с условиями обучения; — отбор и разработка дополнительных фонетических упражнений; последовательность их выполнения в соответствии с целями и задачами урока; — определение и классификация ошибок в произношении учащихся; правильная организация работы по их профилактике и исправлению; фонетическая и речевая зарядка; — планирование фрагмента урока, имеющего целью ознакомление учащихся с новыми звуками и формирование слухо-произносительных навыков по аналогии с планом-образцом «Книги для учителя». План занятия 1. Роль и место произносительной стороны речи в процессе обучения иноязычной речевой деятельности. 2. Цели и задачи обучения произносительной стороне речи на различных ступенях в соответствии с требованиями программы. 3. Содержание обучения произносительной стороне иноязычной речи: а) отбор и методическая организация фонетического минимума для средней школы; б) сравнительно-сопоставительный анализ фонологической базы иностранного и родного языков. Методическая типология фонетического материала; в) характеристика слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков;
г) взаимодействие произносительных навыков с лексическими и грамматическими в процессе их формирования. 4. Методика работы над произносительной стороной речи: а) этапы работы по формированию слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков; б) способы и приемы работы над произносительной стороной речи; в) комплекс упражнений для формирования и поддержания произносительных навыков: — специальные упражнения (фонетико-артикуляционные и фонетико-интонационные); — неспециальные упражнения; г) приемы контроля и критерии оценки уровня сформированности произносительных навыков учащихся. Вопросы для обсуждения 1. Что понимается под термином «произношение»? 2. В какой связи находятся произношение и внутреннее проговаривание? 3. В чем состоит положение об аппроксимированном владении учащимися средней школы произношением на иностранном языке? 4. Возможные пути постановки произношения и факторы, влияющие на их выбор. 5. Какова роль транскрипции в обучении произношению? Литература 1. Программы средней школы. Иностранные языки. 2. Пассов Е. И., Колова Т. И. и др. Беседы об уроке иностранного языка. — Л., 1975, 3. «Книга для учителя» для 4—5-х классов (по всем языкам). 4. Васильев В. А. Обучение английскому произношению в средней школе.—Л., 1977. *8. Гез Н. И., Ляховицкий М. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. —М., 1982, с. 156. Задания 1. Подготовиться к обсуждению вопросов по теме занятия. 2. Выписать и запомнить определения основных методических положений и понятий: фонема, интонема, аппроксимация, фонетический минимум, методическая типология фонетического материала, слухо-произносительные и ритмико-интонационные навыки, фонематический слух, фонетически направленные упражнения; выписать этапы формирования слухо-произносительных навыков, приемы и формы контроля слухо-произносительных навыков. 3. Проанализировать предлагаемую в «Книге для учителя» для 4-го класса последовательность работы по усвоению речевых образцов, включающих слова с новыми звуками. 4. Составить фонетическую зарядку с целью совершенствования слухо-произносительных навыков к уроку Опорный конспект
Главной целью обучения фонетике в школе является формирование слухо-произносительных навыков. Слухо-произносительные навыки входят главным компонентом в такие речевые умения, как говорение, аудирование, чтение), т. е. как в экспрессивные, так и в рецептивные виды речевой деятельности./Таким образом, наличие прочных произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех видов речевой деятельности. Этим и объясняется то значение, которое придается работе над произношением в средней школе. При подготовке ответа на первый вопрос плана необходимо вспомнить сущность понятия «произношение» и раскрыть его роль в процессе обучения, исходя не только из внешнего проявления произношения, но и внутреннего проговаривания. Необходимо рассмотреть такие понятия, как «фонема», «интонема», «аппроксимация», обратив внимание на особенности их проявления при овладении иноязычным произношением в средней школе. Переходя к вопросу о задачах обучения произношению в средней школе, необходимо обратить внимание на основную цель — создание слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков. Под речевыми слухо-произносительными навыками понимаются навыки фонемно-правильного произношения всех изученных звуков в потоке речи, понимание всех звуков при аудировании речи других. Под ритмико-интонационными навыками подразумеваются навыки интонационно и ритмически правильного оформления речи и соответственно, понимание речи других. Следует выделить и описать основные компоненты психологической структуры артикуляционного и интонационного навыков. В связи с тем, что в фонетическом материале реализуется вся лексика и грамматика, фонетический минимум должен обеспечить правильное произношение всех звуков, звукосочетаний, интонирование наиболее употребительных типов предложений (структур), которые являются коммуникативно важными для средней школы. Формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков на иностранном языке осуществляется в условиях, когда учащийся уже владеет устойчивыми автоматизированными слухо-произносительными навыками на родном языке, поэтому необходимо осуществить сравнительно-сопоставительный анализ фонетических явлений изучаемого и родного языков. Это позволит студентам определить источники трудностей и ошибок, возникающих при овладении иноязычным произношением. Выделяют три основные группы произносительных трудностей: артикуляционные, позиционные, акустические. К первой группе относятся трудности, возникающие при воспроизведении определенного звука; ко второй — трудности, которые наблюдаются в воспроизведении одного звука и сочетания звуков в различных фонетических условиях; к третьей — трудности в произношении оппозиции звуков, выделяющей их качества путем противопоставления, а также трудности, связанные с дифференциацией звуков, звукосочетаний. Для каждого языка характерна своя особая артикуляция в процессе произношения: определенное положение языка, губ, степень напряженности, общая направленность движений при артикуляции и т. д., что представляет серьезную помеху при овладении иноязычным произношением. Выяснив основные источники трудностей в овладении иноязычным произношением, можно перейти к вопросу о методической типологии фонетического материала, которая позволяет сгруппировать фонемы иностранного языка, исходя из их сходства с фонемами родного языка. Звуки иностранного языка условно делятся на три группы:
1. Совпадающие или очень сходные фонемы. 2. Фонемы, имеющие черты сходства, но не совпадающие полностью. 3. Фонемы, отсутствующие в родном языке. Необходимо проанализировать эти категории, чтобы выяснить, какие из них являются наиболее трудными в школьном обучении иностранному языку и почему. Знакомясь с методикой обучения произносительной стороне речи, важно вспомнить структуру слуховых, произносительных и ритмико-интонационных навыков и выделить особенности работы по их формированию, совершенствованию и поддержанию на различных ступенях обучения в школе. При изучении методики работы над новым звуком обращает на себя внимание тот факт, что в настоящее время вся работа над произношением подчинена развитию речевой деятельности и проводится на единицах более крупных, чем слова: на словосочетаниях и типовых фразах. При работе над произношением в рамках типовых фраз возможны два пути: имитативный и аналитико-имитативный. На занятии могут быть предложены практические задания по выбору правильного с методической точки зрения способа овладения новыми звуками. При подготовке вопроса об этапах формирования слухо-произносительиых навыков необходимо вспомнить психологическую характеристику и этапы формирования речевых навыков, выявить особенности работы по формированию произносительных навыков. Первый этап — ориентировочно-подготовительный, где учащиеся знакомятся с новым фонетическим явлением и выполняют первичные действия по образцу либо с опорой на правило, либо без правила. Таким образом создается ориентировочная база как необходимое условие для последующего ' формирования навыка. На этом этапе артикуляционные действия при произнесении каждого звука находятся в центре произвольного внимания и актуального осознавания. На втором этапе формирование слухо-произносительных навыков осуществляется' путем выполнения комплекса фонетически направленных упражнений. Осознание произносительных действий отходит на второй план и уступает место сознательному контролю. Цель ситуативно-варьирующего этапа состоит в дальнейшей автоматизации произносительных действий и формировании «пластических», «лабильных» свойств навыка, что достигается путем выполнения произносительных действий в вариативных словосочетаниях, модельных фразах, на уровне сверхфразовых единств.
На занятиях надо овладеть определенной системой действий по введению нового звука или интонационной модели, научиться решать задачи типа: 1. Выбрать из двух предложенных вариантов наиболее правильную последовательность введения нового звука, аргументируя свой ответ. 2. Какое из предложенных правил-инструкций по объяснению артикуляции является более правильным с методической точки зрения и почему?
Обучение произношению Фонематический слух – «способность человеческого уха к анализу и синтезу речевых звуков на основе различения фонем данного языка».
Слухо-произносительные навыки – навыки правильного произнесения и понимания звуков в устной речи.
Ритмико-интонационные навыки – навыки интонационно и ритмически правильного оформления иноязычной речи (ударение, ритм, мелодика, распределение пауз)
Аппроксимированное произношение – приближенное к правильному артикулированию отдельных звуков, которое существенно не влияет на процесс понимания. Аппроксимация проявляется также в ограничении количества иноязычных фонем и интонационных моделей, подлежащих усвоению.
Схема Формирование слухо-произносительных навыков Цель занятия: расширение и углубление знаний об особенностях формирования слухо-произносительных навыков и освоение способов решения методических задач, типичных для деятельности учителя в процессе формирования слухо-произносительных навыков в школьных условиях. Задачи занятия: 1. Формирование основных методических понятий по теме занятия. 2. Формирование гностических, конструктивно-планирующих и организаторских методических умений в обучении слухо-произносительных навыкам: — методический анализ фонетического материала УМК, выделение объектов обучения, прогнозирование потенциальных трудностей усвоения материала учащимися; — определение задач и приемов обучения на каждом этапе процесса формирования слухо-произносительных навыков; — анализ приемов и способов ознакомления учащихся с новым фонетическим явлением, предусмотренным в планах уроков «Книги для учителя»; — анализ фонетически направленных упражнений, предлагаемых в «Книге для учителя»; определение их методических целей и режимов выполнения в соответствии с условиями обучения; — отбор и разработка дополнительных фонетических упражнений; последовательность их выполнения в соответствии с целями и задачами урока; — определение и классификация ошибок в произношении учащихся; правильная организация работы по их профилактике и исправлению; фонетическая и речевая зарядка; — планирование фрагмента урока, имеющего целью ознакомление учащихся с новыми звуками и формирование слухо-произносительных навыков по аналогии с планом-образцом «Книги для учителя». План занятия 1. Роль и место произносительной стороны речи в процессе обучения иноязычной речевой деятельности.
2. Цели и задачи обучения произносительной стороне речи на различных ступенях в соответствии с требованиями программы. 3. Содержание обучения произносительной стороне иноязычной речи: а) отбор и методическая организация фонетического минимума для средней школы; б) сравнительно-сопоставительный анализ фонологической базы иностранного и родного языков. Методическая типология фонетического материала; в) характеристика слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков; г) взаимодействие произносительных навыков с лексическими и грамматическими в процессе их формирования. 4. Методика работы над произносительной стороной речи: а) этапы работы по формированию слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков; б) способы и приемы работы над произносительной стороной речи; в) комплекс упражнений для формирования и поддержания произносительных навыков: — специальные упражнения (фонетико-артикуляционные и фонетико-интонационные); — неспециальные упражнения; г) приемы контроля и критерии оценки уровня сформированности произносительных навыков учащихся. Вопросы для обсуждения 1. Что понимается под термином «произношение»? 2. В какой связи находятся произношение и внутреннее проговаривание? 3. В чем состоит положение об аппроксимированном владении учащимися средней школы произношением на иностранном языке? 4. Возможные пути постановки произношения и факторы, влияющие на их выбор. 5. Какова роль транскрипции в обучении произношению? Литература 1. Программы средней школы. Иностранные языки. 2. Пассов Е. И., Колова Т. И. и др. Беседы об уроке иностранного языка. — Л., 1975, 3. «Книга для учителя» для 4—5-х классов (по всем языкам). 4. Васильев В. А. Обучение английскому произношению в средней школе.—Л., 1977. *8. Гез Н. И., Ляховицкий М. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. —М., 1982, с. 156. Задания 1. Подготовиться к обсуждению вопросов по теме занятия. 2. Выписать и запомнить определения основных методических положений и понятий: фонема, интонема, аппроксимация, фонетический минимум, методическая типология фонетического материала, слухо-произносительные и ритмико-интонационные навыки, фонематический слух, фонетически направленные упражнения; выписать этапы формирования слухо-произносительных навыков, приемы и формы контроля слухо-произносительных навыков. 3. Проанализировать предлагаемую в «Книге для учителя» для 4-го класса последовательность работы по усвоению речевых образцов, включающих слова с новыми звуками. 4. Составить фонетическую зарядку с целью совершенствования слухо-произносительных навыков к уроку Опорный конспект Главной целью обучения фонетике в школе является формирование слухо-произносительных навыков. Слухо-произносительные навыки входят главным компонентом в такие речевые умения, как говорение, аудирование, чтение), т. е. как в экспрессивные, так и в рецептивные виды речевой деятельности./Таким образом, наличие прочных произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех видов речевой деятельности. Этим и объясняется то значение, которое придается работе над произношением в средней школе. При подготовке ответа на первый вопрос плана необходимо вспомнить сущность понятия «произношение» и раскрыть его роль в процессе обучения, исходя не только из внешнего проявления произношения, но и внутреннего проговаривания. Необходимо рассмотреть такие понятия, как «фонема», «интонема», «аппроксимация», обратив внимание на особенности их проявления при овладении иноязычным произношением в средней школе. Переходя к вопросу о задачах обучения произношению в средней школе, необходимо обратить внимание на основную цель — создание слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков. Под речевыми слухо-произносительными навыками понимаются навыки фонемно-правильного произношения всех изученных звуков в потоке речи, понимание всех звуков при аудировании речи других. Под ритмико-интонационными навыками подразумеваются навыки интонационно и ритмически правильного оформления речи и соответственно, понимание речи других. Следует выделить и описать основные компоненты психологической структуры артикуляционного и интонационного навыков. В связи с тем, что в фонетическом материале реализуется вся лексика и грамматика, фонетический минимум должен обеспечить правильное произношение всех звуков, звукосочетаний, интонирование наиболее употребительных типов предложений (структур), которые являются коммуникативно важными для средней школы. Формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков на иностранном языке осуществляется в условиях, когда учащийся уже владеет устойчивыми автоматизированными слухо-произносительными навыками на родном языке, поэтому необходимо осуществить сравнительно-сопоставительный анализ фонетических явлений изучаемого и родного языков. Это позволит студентам определить источники трудностей и ошибок, возникающих при овладении иноязычным произношением. Выделяют три основные группы произносительных трудностей: артикуляционные, позиционные, акустические. К первой группе относятся трудности, возникающие при воспроизведении определенного звука; ко второй — трудности, которые наблюдаются в воспроизведении одного звука и сочетания звуков в различных фонетических условиях; к третьей — трудности в произношении оппозиции звуков, выделяющей их качества путем противопоставления, а также трудности, связанные с дифференциацией звуков, звукосочетаний. Для каждого языка характерна своя особая артикуляция в процессе произношения: определенное положение языка, губ, степень напряженности, общая направленность движений при артикуляции и т. д., что представляет серьезную помеху при овладении иноязычным произношением. Выяснив основные источники трудностей в овладении иноязычным произношением, можно перейти к вопросу о методической типологии фонетического материала, которая позволяет сгруппировать фонемы иностранного языка, исходя из их сходства с фонемами родного языка. Звуки иностранного языка условно делятся на три группы: 1. Совпадающие или очень сходные фонемы. 2. Фонемы, имеющие черты сходства, но не совпадающие полностью. 3. Фонемы, отсутствующие в родном языке. Необходимо проанализировать эти категории, чтобы выяснить, какие из них являются наиболее трудными в школьном обучении иностранному языку и почему. Знакомясь с методикой обучения произносительной стороне речи, важно вспомнить структуру слуховых, произносительных и ритмико-интонационных навыков и выделить особенности работы по их формированию, совершенствованию и поддержанию на различных ступенях обучения в школе. При изучении методики работы над новым звуком обращает на себя внимание тот факт, что в настоящее время вся работа над произношением подчинена развитию речевой деятельности и проводится на единицах более крупных, чем слова: на словосочетаниях и типовых фразах. При работе над произношением в рамках типовых фраз возможны два пути: имитативный и аналитико-имитативный. На занятии могут быть предложены практические задания по выбору правильного с методической точки зрения способа овладения новыми звуками. При подготовке вопроса об этапах формирования слухо-произносительиых навыков необходимо вспомнить психологическую характеристику и этапы формирования речевых навыков, выявить особенности работы по формированию произносительных навыков. Первый этап — ориентировочно-подготовительный, где учащиеся знакомятся с новым фонетическим явлением и выполняют первичные действия по образцу либо с опорой на правило, либо без правила. Таким образом создается ориентировочная база как необходимое условие для последующего ' формирования навыка. На этом этапе артикуляционные действия при произнесении каждого звука находятся в центре произвольного внимания и актуального осознавания. На втором этапе формирование слухо-произносительных навыков осуществляется' путем выполнения комплекса фонетически направленных упражнений. Осознание произносительных действий отходит на второй план и уступает место сознательному контролю. Цель ситуативно-варьирующего этапа состоит в дальнейшей автоматизации произносительных действий и формировании «пластических», «лабильных» свойств навыка, что достигается путем выполнения произносительных действий в вариативных словосочетаниях, модельных фразах, на уровне сверхфразовых единств. На занятиях надо овладеть определенной системой действий по введению нового звука или интонационной модели, научиться решать задачи типа: 1. Выбрать из двух предложенных вариантов наиболее правильную последовательность введения нового звука, аргументируя свой ответ. 2. Какое из предложенных правил-инструкций по объяснению артикуляции является более правильным с методической точки зрения и почему?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 2280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.244 (0.013 с.) |