Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение произносительной стороне речи ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
(Методика обучения ИЯ под ред. Филатова В.М.)
Как показывает современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов РД. Под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка – совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, пауза). Овладение звуковым строем – обязательное условие общения в любой форме. Речь будет понятна слушающим с трудом или не понятна вообще, если говорящий нарушает фонетические нормы языка. Слушающий плохо поймет чужую речь, если он сам не владеет произносительными навыками, так как слуховые образы, или эталоны, накапливаются у человека в слуховой памяти, а потом идет сверка того, что он слышит, с тем, что он накопил в своей памяти. Звуковой образ, который человек слышит, сверяется не только с эталоном, но еще возбуждает в мозгу определенное значение. Если звуковой образ искажен, то и значение возбуждается не то или вообще не возбуждается. Таким образом, срывается коммуникация. Во время чтения и письма работает внутреннее проговаривание, а значит, - внутреннее озвучивание и произношение. Следовательно, только наличие твердых произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех видов РД. Цель обучения – овладение слухопроизносительной стороной говорения и чтения: 1) умениями слушать и слышать, развитие фонематического слуха. 2) Навыками произношения, т.е. доведенное до автоматизма владение артикуляторной базой ИЯ, способами интонирования. 3) Развитие внутренней речи (внутреннего проговаривания) как психофизиологической основы внешней речи. В соответствии с Программой обучения ИЯ учащиеся должны овладеть всеми смыслоразличительными звуками (фонемами) и основными интонационными структурами наиболее распространенных типов простых и сложных предложений, уметь правильно оформлять их с точки зрения ударения, ритма, мелодики, и распределения пауз. В условиях общеобразовательной средней школы необходимо добиваться относительно правильного произношения, опираясь на принцип аппроксимации, т.е. приближения к желаемому результату. Критерием нормативности служит так называемая интеллигибельность (intelligibility) – понимаемость речи.
В английском языке содержание обучения произношению составляют звуки, звукосочетания, интонационные модели и единицы речи: фразы, в частности разные коммуникативные типы предложения и связный текст (лингвистический компонент содержания обучению произношению), а также конкретные действия с этими единицами (психологический компонент содержания обучения) – формирование произносительного навыка. Основные требования в произношению – фонематичность, т.е. степень правильности фонетического оформления речи, достаточная для понимания ее собеседником, и беглость, т.е. степень автоматизации произносительных навыков, позволяющая учащимся говорить в нормальном темпе речи (130 – 150 слов в минуту) Овладение правильным произношением возможно лишь при усвоении фонетической базы ИЯ на уровне слога, словесного ударения, интонации. Иными словами, учащиеся должны усвоить специфику артикуляционной базы ИЯ, а также характерные особенности ударения и интонации. Для овладения фонетической базой ИЯ необходимо прежде всего усвоить артикуляционный уклад, характерный для носителей языка, т.е. привычное положение органов речи в момент отсутствия артикуляционных движений. Учитель с помощью специальных упражнений должен добиться того, чтобы артикуляционный уклад ИЯ со временем стал для учащихся привычным и они могли бы даже не замечать момента перестройки с одного артикуляционного уклада на другой. Специфика английских звуков проявляется в следующем: 1) апикально-альвеолярная артикуляция согласных [t, d, n, l] 2) аспирация звуков [p, t, k] 3) сохранение звонкости согласных в любом положении в слове 4) отсутствие палатализации 5) долгота и краткость гласных, широта и узость 6) дифтонгизация ряда звуков с силовым произношением первого элемента 7) редуцированное произношение служебных слов и неударных слогов. Сопоставление звуковой системы английских звуков с русскими позволяют создать методическую типологию звуков, которая помогает учителю правильно организовать ознакомление и тренировку нового звука в речи.
Учитывая влияние родного языка на произношение, звуки ИЯ условно делятся на три группы: 1. Звуки, близкие к звукам родного языка по артикуляционным и акустическим свойствам – [p, b, g, s, z, m] 2. Звуки, отличные от родного языка существенными признаками [t, l, h] 3. Звуки, не имеющие аналогов в родном языке [r, w, Ө] Произносительный навык – это способность свободно и быстро различать и узнавать на слух фонетические явления в чужой речи и правильно и автоматично произносить звуки ИЯ отдельно и в потоке речи, правильно интонировать. Согласно Е.И. Пассову, в процессе формирования произносительного навыка осуществляются следующие действия и операции: 1. Восприятие – ознакомление. Задача этого этапа – создание правильного звукового образа, без которого невозможно ни дальнейшее формирование навыка, ни его функционирование. Слуховой образ создается в процессе презентации фонетического явления. 2. Дифференциация – осмысление, различение. Происходит осмысление дифференциальных признаков звука или другого явления. 3. Имитация – закрепляются связи звуковых и речедвигательных образов речевой единицы. 4. Изолированная репродукция – на основе использования фонетического явления закрепляется артикуляция. 5. Комбинирование – на основе комбинирования фонетических явлений и переключения внимания с одного на другое укрепляются все операции, составляющие произносительный навык. 1. принцип коммуникативной направленности 2. принцип сознательности 3. принцип активности 4. принцип наглядности (зрительной и слуховой) 5. принцип аппроксимации 6. принцип учета родного языка
Обучение произношению
Звуки речи, имеющие сигнальное значение, представляют собой материю языка. Различая в языке на всех его уровнях обозначаемое и обозначающее, лингвисты полагают, что абсолютным обозначающим свойственным всем уровням языка, является звуковой поток. Звуки речи определяют и назначают слова, и морфологические формы, влияют на синтаксические структуры и стиль речи, т.о. важнейшая предлосылка общения – развитие слухопроизносительных навыков, т.е. способность правильно ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значением и продуцировать звуки, соответствующие определенным значениям. Нарушение фонетической правильности речи, неправильное интонационное оформление ее говорящим ведет к недоразумениям и непониманию со стороны слушающего. Овладение слухопроизносительными навыками – важное условие при обучении чтению. К чтению вслух предъявляются те же требования, что и к говорению. При чтении при себя большое значение имеет внутренняя речь, основу которой составляет устная речь. В настоящее время можно считать общепризнанным, что обучение произношению в целом подчиненно развитию РД. Раньше отдавали предпочтение «вводным фонетическим курсам», но это сокращало возможность работы над устной речью и чтением, т.к. работа над совершенствованием произношения должна вестись в течение всего срока обучения. Задача начального этапа – автоматизация слухопроизносительных навыков. Задача среднего этапа – поддержание этих навыков. Задача старшего этапа состоит в поддержании и совершенствовании слухопроизносительных навыков.
В основе обчения произношению лежит идея так называемой аппроксимации, т.е. приближения к правильному произношению. Аппроксимация базируется на избыточности, свойственной языку как системе на разных уровнях: лексическом, грамматическом, фонетическом. При овладении произношением аппроксимация проявляется в 2 направлениях: в ограничении количества иноязычных звуков и интонационных моделей, подлежащих обработке, в приблизительном артикулировании некоторых звуков. В основе обучения лежит фонема – совокупность фонетически существенных признаков, свойственных данному языковому образованию. Следует предотвращать перенос произносительных привычек с родного на иностранный язык. До недавнего времени вопросу обучения интонации не уделялось внимание. В настоящее время выделяется так называемые интонемы, которые бывают эмоциональные (выражают радость, горе) и синтаксические (целостность высказывания, коммуникативная установка – вопрос, побуждение).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.012 с.) |