Обучение произносительной стороне речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение произносительной стороне речи



(Методика обучения ИЯ под ред. Филатова В.М.)

 

Как показывает современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов РД. Под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка – совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, пауза). Овладение звуковым строем – обязательное условие общения в любой форме. Речь будет понятна слушающим с трудом или не понятна вообще, если говорящий нарушает фонетические нормы языка. Слушающий плохо поймет чужую речь, если он сам не владеет произносительными навыками, так как слуховые образы, или эталоны, накапливаются у человека в слуховой памяти, а потом идет сверка того, что он слышит, с тем, что он накопил в своей памяти. Звуковой образ, который человек слышит, сверяется не только с эталоном, но еще возбуждает в мозгу определенное значение. Если звуковой образ искажен, то и значение возбуждается не то или вообще не возбуждается. Таким образом, срывается коммуникация. Во время чтения и письма работает внутреннее проговаривание, а значит, - внутреннее озвучивание и произношение. Следовательно, только наличие твердых произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех видов РД.

Цель обучения – овладение слухопроизносительной стороной говорения и чтения:

1) умениями слушать и слышать, развитие фонематического слуха.

2) Навыками произношения, т.е. доведенное до автоматизма владение артикуляторной базой ИЯ, способами интонирования.

3) Развитие внутренней речи (внутреннего проговаривания) как психофизиологической основы внешней речи.

В соответствии с Программой обучения ИЯ учащиеся должны овладеть всеми смыслоразличительными звуками (фонемами) и основными интонационными структурами наиболее распространенных типов простых и сложных предложений, уметь правильно оформлять их с точки зрения ударения, ритма, мелодики, и распределения пауз. В условиях общеобразовательной средней школы необходимо добиваться относительно правильного произношения, опираясь на принцип аппроксимации, т.е. приближения к желаемому результату. Критерием нормативности служит так называемая интеллигибельность (intelligibility) – понимаемость речи.

В английском языке содержание обучения произношению составляют звуки, звукосочетания, интонационные модели и единицы речи: фразы, в частности разные коммуникативные типы предложения и связный текст (лингвистический компонент содержания обучению произношению), а также конкретные действия с этими единицами (психологический компонент содержания обучения) – формирование произносительного навыка.

Основные требования в произношению – фонематичность, т.е. степень правильности фонетического оформления речи, достаточная для понимания ее собеседником, и беглость, т.е. степень автоматизации произносительных навыков, позволяющая учащимся говорить в нормальном темпе речи (130 – 150 слов в минуту)

Овладение правильным произношением возможно лишь при усвоении фонетической базы ИЯ на уровне слога, словесного ударения, интонации. Иными словами, учащиеся должны усвоить специфику артикуляционной базы ИЯ, а также характерные особенности ударения и интонации.

Для овладения фонетической базой ИЯ необходимо прежде всего усвоить артикуляционный уклад, характерный для носителей языка, т.е. привычное положение органов речи в момент отсутствия артикуляционных движений. Учитель с помощью специальных упражнений должен добиться того, чтобы артикуляционный уклад ИЯ со временем стал для учащихся привычным и они могли бы даже не замечать момента перестройки с одного артикуляционного уклада на другой.

Специфика английских звуков проявляется в следующем:

1) апикально-альвеолярная артикуляция согласных [t, d, n, l]

2) аспирация звуков [p, t, k]

3) сохранение звонкости согласных в любом положении в слове

4) отсутствие палатализации

5) долгота и краткость гласных, широта и узость

6) дифтонгизация ряда звуков с силовым произношением первого элемента

7) редуцированное произношение служебных слов и неударных слогов.

Сопоставление звуковой системы английских звуков с русскими позволяют создать методическую типологию звуков, которая помогает учителю правильно организовать ознакомление и тренировку нового звука в речи.

 

 

Учитывая влияние родного языка на произношение, звуки ИЯ условно делятся на три группы:

1. Звуки, близкие к звукам родного языка по артикуляционным и акустическим свойствам – [p, b, g, s, z, m]

2. Звуки, отличные от родного языка существенными признаками [t, l, h] 

3. Звуки, не имеющие аналогов в родном языке [r, w, Ө]

Произносительный навык – это способность свободно и быстро различать и узнавать на слух фонетические явления в чужой речи и правильно и автоматично произносить звуки ИЯ отдельно и в потоке речи, правильно интонировать.

Согласно Е.И. Пассову, в процессе формирования произносительного навыка осуществляются следующие действия и операции:

1. Восприятие – ознакомление. Задача этого этапа – создание правильного звукового образа, без которого невозможно ни дальнейшее формирование навыка, ни его функционирование. Слуховой образ создается в процессе презентации фонетического явления.

2. Дифференциация – осмысление, различение. Происходит осмысление дифференциальных признаков звука или другого явления.

3. Имитация – закрепляются связи звуковых и речедвигательных образов речевой единицы.

4. Изолированная репродукция – на основе использования фонетического явления закрепляется артикуляция.

5. Комбинирование – на основе комбинирования фонетических явлений и переключения внимания с одного на другое укрепляются все операции, составляющие произносительный навык.

1. принцип коммуникативной направленности

2. принцип сознательности

3. принцип активности

4. принцип наглядности (зрительной и слуховой)

5. принцип аппроксимации

6. принцип учета родного языка

 

Обучение произношению

  1. Связь слухопроизносительных навыков с различными видами РД.
  2. Место обучения произношению в процессе развития речевых умений (РУ)
  3. Требования к слухопроизносительным навыкам учащихся
  4. Проблема фонетического минимума для средней школы
  5. Методика выработки слухо-произносительных навыков.

 

Звуки речи, имеющие сигнальное значение, представляют собой материю языка. Различая в языке на всех его уровнях обозначаемое и обозначающее, лингвисты полагают, что абсолютным обозначающим свойственным всем уровням языка, является звуковой поток. Звуки речи определяют и назначают слова, и морфологические формы, влияют на синтаксические структуры и стиль речи, т.о. важнейшая предлосылка общения – развитие слухопроизносительных навыков, т.е. способность правильно ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значением и продуцировать звуки, соответствующие определенным значениям. Нарушение фонетической правильности речи, неправильное интонационное оформление ее говорящим ведет к недоразумениям и непониманию со стороны слушающего.

Овладение слухопроизносительными навыками – важное условие при обучении чтению. К чтению вслух предъявляются те же требования, что и к говорению. При чтении при себя большое значение имеет внутренняя речь, основу которой составляет устная речь.

В настоящее время можно считать общепризнанным, что обучение произношению в целом подчиненно развитию РД. Раньше отдавали предпочтение «вводным фонетическим курсам», но это сокращало возможность работы над устной речью и чтением, т.к. работа над совершенствованием произношения должна вестись в течение всего срока обучения. Задача начального этапа – автоматизация слухопроизносительных навыков. Задача среднего этапа – поддержание этих навыков. Задача старшего этапа состоит в поддержании и совершенствовании слухопроизносительных навыков.

В основе обчения произношению лежит идея так называемой аппроксимации, т.е. приближения к правильному произношению. Аппроксимация базируется на избыточности, свойственной языку как системе на разных уровнях: лексическом, грамматическом, фонетическом.

При овладении произношением аппроксимация проявляется в 2 направлениях: в ограничении количества иноязычных звуков и интонационных моделей, подлежащих обработке, в приблизительном артикулировании некоторых звуков.

В основе обучения лежит фонема – совокупность фонетически существенных признаков, свойственных данному языковому образованию. Следует предотвращать перенос произносительных привычек с родного на иностранный язык.

До недавнего времени вопросу обучения интонации не уделялось внимание. В настоящее время выделяется так называемые интонемы, которые бывают эмоциональные (выражают радость, горе) и синтаксические (целостность высказывания, коммуникативная установка – вопрос, побуждение).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.012 с.)