Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Укажите особенности психического развития слабослышащих детей.

Поиск

Развитие психики слабослышащего ребенка протекает с отклонениями от об ычной нормы. Дело не только в том, что ребенок плохо слышит, т. е. имеет физический (биологический) недостаток, но и в том, что этот недостаток привел к нарушению многих функций и сторон психики, определяющих ход развития личности ребенка, у которого сформировались только зачатки речи, мышление почти не продвинулось в своем развитии от наглядно-образного к словесно-абстрактному. Другие стороны психики в своем становлении у этого ребенка не испытывали того решающего воздействия со стороны речи и отвлеченного мышления, которое имеет место в норме. Это относится прежде всего к сфере восприятия, в том числе к дефектному слуху: он не стал в полной мере речевым слухом. В таком состоянии взаимодействие слухового анализатора с речедвигательным оказалось нарушенным. Это помешало нормальному становлению речевых механизмов, вторично привело к недоразвитию речевой деятельности и продолжает препятствовать дальнейшему формированию речи. Частичное восприятие речи таким ребенком нередко создает у окружающих неправильное представление о том, что ребенок может полностью понимать речь, а то, что ребенок часто не понимает смысла сказанного, иногда расценивается как интеллектуальная недостаточность. У ребенка речевое недоразвитие обусловлено неполноценным слухом, что ведет к изменению хода общего развития (нарушение слуха — общее нарушение познавательной деятельности — недоразвитие речи). Речевое недоразвитие носит характер вторичного проявления, оно возникает и существует как функциональное на фоне аномального развития психики в целом. Это осложняет социальное взаимодействие слабослышащего ребенка. Именно в сфере речевого общения слабослышащие оказываются в невыгодном по отношению к своим слышащим сверстникам положении. Затрудненность словесного общения является одной из главных причин аномального развития. Бедность речевого запаса, искаженный характер речи ребенка, формирующейся в условиях нарушенного слухового восприятия, накладывают отпечаток на ход развития познавательной деятельности. Это, в свою очередь, оказывает обратное отрицательное влияние на все компоненты языка в процессе их функционирования в речевой деятельности. При поступлении в школу слабослышащие дети часто обнаруживают следующие нарушения речи: 1) недостатки произношения; 2) ограниченный запас слов; З) недостаточное усвоение звукового состава слова, которое выражается не только в неточностях произношения, но и в ошибочном написании слов; 4) неточное понимание и неправильное употребление слов; 5) недостатки грамматического строя речи: а) неправильное построение предложения; б) неправильное согласование предложения; б) ограниченное понимание устной речи; 7) ограниченное понимание читаемого текста. К началу обучения в школе диапазон различий в уровне сформированности речи слабослышащих детей достаточно велик: от наличия зачатков речи (чрезвычайно бедный словарь, зачастую представленный обрывками слов, множественные проявления несформированности произносительной и грамматической сторон речи) до относительно сложившейся речи с отдельными лексикосемантическими, фонетическими и грамматическим и недостатками. Исследования речи слабослышащих позволили сделать вывод о том, что своеобразие их речи следует рассматривать не столько как недостаточность, сколько как процесс замедленного поступательного развития речи, подчиненного особым закономерностям. Овладение языком в условиях специального обучения предполагает закономерное развитие речевого мышления слабослышащих детей, постепенный переход от свойственного им наглядного, конкретного отражения окружающей действительности к более обобщенному осознанию и воспроизведению на уровне усваиваемых языковых значений.

 

33. Раскройте профессиональную ориентацию, систему профессионального образования, профессиональную адаптацию лиц с ограниченной трудоспособностью.

Одной из важнейших проблем в подготовке детей с огра­ниченными возможностями здоровья и инвалидов к само­стоятельной трудовой деятельности является формирование профессионального самоопределения, в соответствии с воз­можностями данной категории граждан.

Профессиональная ориентация — система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение по­требности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-професси­ональной структуры.

Профессиональная ориентация как комплекс психолого­педагогических мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями, яв­ляется частью воспитательной и учебной работы образова­тельных организаций. Этот процесс, осуществляемый в ос­новном в школе, предполагает целенаправленное воздействие на личность обучающегося, опирающееся, с одной стороны, на изучение обучающегося, с другой — на понимание объек­тивных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.

Профессиональная ориентация, являясь целостной систе­мой, состоит из взаимосвязанных подсистем, объединенных общностью целей, задач и единством функций.

Составной частью выбора является профессиональный от­бор (подбор). Завершающий этап процесса профессиональ­ного самоопределения человека, по мнению всех исследова­телей, — профессиональная адаптация, которая предполагает приспособление обучающихся в школах к условиям их про­фессионального труда, к производству в целом, к особенностям конкретной специальности. Профессиональная адаптация ха­рактеризуется такими признаками, как сохранение и дальней­шее развитие склонностей к конкретной профессиональной деятельности, совпадение общественной и личной мотивации труда, зависящей от его содержания, влияния семьи и произ­водственного окружения. Профессиональная адаптация осу­ществляется в единстве с социальной адаптацией.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное, можно принять за один из приемлемых вариантов структуры профес­сионального выбора совокупность следующих компонентов:

- профессиональное просвещение обучающихся;

- предварительная теоретическая и практическая подготов­ка учащихся к работе в избираемой области;

- изучение учащихся в целях профориентации;

- профессиональная консультация;

- постконсультационный контроль;

- профессиональный отбор (подбор);

- профессиональная адаптация.

Профессиональная ориентация воспитанников специаль­ных образовательных учреждений осуществляется на уроках по другим учебным предметам и во внеурочное время. Прово­дятся беседы, посвященные различным профессиям, конкурсы «Лучший по профессии», деловые игры, праздники труда, экскурсии на предприятия, в профессиональные лицеи, встре­чи с представителями рабочих специальностей, с бывшими выпускниками, оформляются стенды по профориентации, проводятся индивидуальные консультации согласно учебно­воспитательной работе.

В основу разработки программных мероприятий реабилитации и социальной адаптации инвалидов положены следующие принципы: создание системы многопрофильной комплексной реабилитации, направленной на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности инвалидов и своевременное удовлетворение потребности инвалидов в различных формах реабилитации; соблюдение основных государственных принципов реабилитации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.233 (0.007 с.)