Опишите медико-социально-педагогический патронаж. Раскройте медико-социальную профилактику и раннюю комплексную помощь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опишите медико-социально-педагогический патронаж. Раскройте медико-социальную профилактику и раннюю комплексную помощь.



Под патронажем понимается особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией.

Медико-социально-педагогический патронаж предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля.

Базовой основой МСП-патронажа являются психолого-медико-педагогические комиссии (консультации), психолого-медико-социальные центры, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.

Система МСП-патронажа реализует собственную деятельность по следующим направлениям:

ü разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в работе с детьми, находящимися за рамками образовательного пространства;

ü реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс;

ü содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов, направленных на создание вариативных инновационных форм обучения и социализации детей;

ü реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования;

ü поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий для свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями;

  Основными критериями эффективной деятельности учреждений системы МСП-патронажа являются следующие:

ü рост востребованности услуг служб патронажа со стороны родителей, педагогов, детей;

ü увеличение перечня проблем, в отношении которых может оказываться квалифицированная помощь;

ü качественный рост показателей развития ребенка независимо от степени ограничения жизнедеятельности (инвалидности);

ü нормализация внутрисемейных отношений;

ü качественный рост компетентности не только педагогов и других специалистов в области решения проблем современного детства, но и родителей.

Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь

   В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г., определен комплексный по своему сущностному содержанию процесс предупреждения (профилактики) инвалидности.

   Под предупреждением инвалидности понимается осуществление комплекса мер, направленных на профилактику возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).

Предупреждение инвалидности может предусматривать не только осуществление мер медицинского характера, в частности, оказание первичной медико-санитарной помощи, предродовой и послеродовой уход, но и раннюю стимуляцию развития ребенка с целью профилактики возникновения вторичных отклонений в процессе становления психофизических функций.

Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются актуальными проблемами современной коррекционной педагогики как в России, так и во всем мире. В настоящее время практически во всех странах мира имеются научно обоснованные и практически апробированные программы ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Теоретическую базу для этих программ составляют основопола гающие работы Л.С.Выготского о значимости практической дея тельности для активации мыслительных процессов. Положени его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о про филактике вторичных дефектов - «социального вывиха» - оказь:; вают сегодня значительное влияние на современные исследован» в области специального образования детей с отклонениями в рас витии и создание методического обеспечения для работы с ними.

 

28. Раскройте специальное образование глухих.

   Сурдопедагогика — составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха.

Л.С. Выготский считал необходимым условием коренного улучшения воспитания глухих детей максимальное использование всех видов речи, доступных для неслышащего ребенка, и подчеркивал важность индивидуального, дифференцированного подхода к их образованию и выбору языковых средств их обучения.

Педагогическая система билингвистический подход

Билингвистический подход в обучении глухих предусматривает использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процесса — русского (или иного национального) языка (в устной, письменной и тактильной форме) и русского (или иного) жестового языка.

Второе направление в обучении глухих связано с обучением их языку словесной речи. Известным советским сурдопедагогом проф. С. А. Зыковым и его сотрудниками была предложена новая коммуникационная система. Коммуникационная система предполагает, что систематическому усвоению языка должно предшествовать практическое усвоение словесных форм общения. У детей должна развиваться языковая способность как особый вид речевой активности, помогающий интуитивно угадывать смысл новых высказываний.

В школе для глухих детей специальное изучение языка происходит в рамках коммуникационной системы на основе структурно-семантического принципа, разработанного Л. П. Носковой применительно к глухим детям дошкольного и школьного возраста. Этот принцип предполагает в качестве исходного использование предложения как материала для системного изучения языка, как единицы речевого высказывания. Наблюдая различные типы предложений, строя коммуникативно значимые новые предложения, глухие дети постепенно подходят к языковым обобщениям, усваивают необходимые сведения о языке. Заучивание готовых правил, моделей высказываний, склонений и спряжений при этом не предусматривается. Впоследствии внимание уделяется речевым единицам других уровней, которые уже выделяются на основе практического усвоения языка.

Генетический принцип обучения глухих языку предусматривает необходимость программирования содержания и методов обучения с ориентацией на все возрастные этапы обучения на основе знания о развитии языка в онтогенезе (на протяжении детства) и в филогенезе (на протяжении истории человечества). Работая с глухим ребенком, сурдопедагог соотносит уровень его речевых достижений с нормой для ребенка соответствующего возраста и строит обучение таким образом, чтобы скомпенсировать упущенное в период, предшествовавший обучению, заложить в настоящем основы для будущих пластов и структур языка.

  Деятельностный принцип обучения языку в коммуникационной системе предусматривает необходимость создания таких условий, в которых словесная речь и освоение языка станут потребностью. Для возникновения и развития потребности в общении организуется коллективная предметно-практическая деятельность (в дошкольный период это бытовая деятельность, игра, эстетическая деятельность, элементарная трудовая деятельность). В условиях школьного обучения принцип предметно-практической направленности обучения реализуется как на специальных уроках предметно-практического обучения, так и на других уроках, когда обеспечивается деятельностный коллективный подход к организации познавательной деятельности учеников (работа парами, бригадами, с «маленьким учителем», через распределение функций, ролей и обязанностей, планирование деятельности и реализацию ее в соответствии с намеченным планом и т.д.). В этом случае сам процесс речевого общения выступает как процесс речевой деятельности.

 

29. Расскажите о дошкольном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:

· ясли-сады;

· детские сады;

· дошкольные детские дома;

· дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

  Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом создавались дошкольные учреждения (группы) для детей:

· с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих);

· с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с

· косоглазием и амблиопией);

· с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитие речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);

· с нарушениями интеллекта (умственно отсталых);

· с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами наполняемость групп (до 15 воспитанников).

Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких специалистов-дефекотологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских работников.

   Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

   Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно для детей:

· с тяжелыми нарушениями речи — до 6 и 10 человек;

· с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет — до 12 человек;

· глухих — до 6 человек для обеих возрастных групп;

· слабослышащих — до 6 и 8 человек;

· слепых — до 6 человек для обеих возрастных групп;

· слабовидящих, для детей с амблиопией, косоглазием — до 6 и 10 человек;

· с нарушениями опорно-двигательного аппарата — до 6 и 8 человек;

· с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) — до 6 и 10 человек;

· с задержкой психического развития — до 6 и 10 человек;

· с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет — до 8 человек;

· с туберкулезной интоксикацией — до 10 и 15 человек;

· часто болеющих—до 10 и 15 человек;

· со сложными (комплексными) дефектами — до 5 человек для обеих возрастных групп;

· с иными отклонениями в развитии —до 10 и 15 человек.

   Отбор детей с отклонениями в развитии во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК. Но обычно они приходят сюда уже с направлением из лечебно-профилактического учреждения (поликлиники, детской больницы, сурдологичского центра и пр.). Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.83.97 (0.013 с.)