Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления эволюции↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Морфологический прогресс (ароморфоз) – усложнение организации биосистемы, поднятие ее на более высокий уровень; 2. Идиоадаптация – приспособление к особым условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации вида. 3. Морфологический регресс (дегенерация) – упрощение организации, исчезновение некоторых органов. Адаптация – приспособление функций и строения opганизма к условиям существования. Инстинкт – приспособительная форма поведения. Питанию, росту, размножению и самосохранению соответствуют четыре вида инстинктов: голода, половой, агрессии и страха Бессознательное – содержание психической жизни субъекта, которая скрыта от его сознания и невербализована. Социобиология – направление исследований, синтезирующее естественнонаучное (популяционная генетика, этология, экология, эволюционная теория) и социогуманитарное (социология, социальная психология, антропология, этнография) для изучения биологических основ социального поведения живых существ, включая человека. Данная наука изучает законы, на основании которых животные интегрируются в сообщества, факторы, определяющие структуру и генезис социальных структур. Основоположником социобиологии считается Э. Уилсон. Нравственная ответственность ученого – проблема этики науки, профессиональной этики ученого-исследователя. Возникает с того момента, когда устанавливается ценность его деятельности, как и вообще науки в целом с точки зрения потребностей и интересов людей, общества, человечества. Данная проблематика приобрела большую актуальность на современном этапе, когда научно-технический прогресс повлек за собой определенные потенциальные опасности. Например, достижения ядерной физики, биотехники и медицины (трансплантация органов, генная инженерия, клонирование и др.), психиатрии и психотехники. Потенциальную угрозу человечеству представляют техногенные изменения среды его обитания. Биологическая этика (биоэтика) в широком смысле учение о нравственном отношении человека ко всему живому или в узком смысле – учение о том, как должен вести себя человек в случаях, когда он оказывается перед выбором жизни или смерти (собственных или другого человека). В проблематику биоэтики входит также применение понятий и норм общечеловеческой морали, в которых определяются проблемы добра и зла, совести, чести и т.д. к научно-исследовательской и профессиональной деятельности в биологии. Экология – отрасль знания, исследующая взаимоотношения человеческого сообщества с окружающей средой и связанные с этим производственные, технические, урбанизационные и другие антропогенные аспекты деятельности человека, приводящие к изменению окружающей среды и самого человека как биологического вида. Биосфера – совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами Термин «биосфера» впервые был введен в 1875 г. австрийским геологом Э. Зюссом. Основные принципы существования биосферы: 1. Целостность; 2. Динамическая гармония. Обладая значительно большей активностью, чем неорганическая природа, живые организмы стремятся к постоянному развитию, совершенствованию и размножению, включая популяции и биоценозы. Последние входят во взаимодействие между собой, достигая в конечном счете взаимного уравновешивания систем различного уровня. В результате достигается гармония всей суперсистемы – биосферы; 3. Коэволюция – взаимное приспособление видов. Именно коэволюция обеспечивает взаимное сосуществование различных видов животных и растений и повышение устойчивости биоценоза как системы 4. Растекание жизни по планете, проявление ее геохимической энергии; 5. Жизнь целиком определяется полем устойчивости зеленой растительности – крайними пределами выживания организма, верхний предел обусловлен лучистой энергией Солнца, от избытка которой предохраняет озоновый слой; нижний предел связан с достижением границ температуры: интервал в 433°С (от -252 до +l80 °С) является предельно допустимым тепловым полем. 6. Постоянство количества живого вещества в биосфере. Количество свободного кислорода в атмосфере имеет тот же порядок, что и количество свободного живого вещества (1,5·1019 кг), и биосфера в основных чертах сохраняет один и тот же химический аппарат с древнейших геологических периодов. 7. Постоянное распространение жизни по планете. Географическая среда – это часть природы, т.е. растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера, где происходит жизнедеятельность данного социума, природные условия и полезные ископаемые этого региона оказывают существенное влияние на разные стороны жизни людей, прежде всего на развитие материального производства. От особенностей географической среды зависят конкретные направления человеческой деятельности, развитие тех или иных отраслей производства, а также особенности исторического развития народов. Окружающая среда – понятие более широкое, чем географическая. Оно включает в себя помимо перечисленного и часть биосферы и даже астросферы (Солнечной системы или околоземного пространства), а также материальный мир, созданный человеком. В структуре окружающей среды можно выделить две важнейшие составляющие: естественную и искусственную среды обитания. Естественная среда обитания охватывает живую и неживую природу – биосферу и геосферу. Она существует и развивается по своим внутренним законам, естественным образом, без вмешательства людей. Искусственная среда обитания – комплекс продуктов человеческой деятельности: предметы, здания, техника, домашние растения и животные, преобразованные ландшафты, каналы, сооружения, средства связи и т. Техносфера – вся совокупность технических устройств и систем вместе с формами технической деятельности человека. Ее структура включает в себя техногенное вещество, технические системы и комплексы, часть земной коры, гидросферы, атмосферы и даже (в связи с выходом человека в космос) часть околоземного пространства. Искусственный интеллект – проблемная область исследований по моделированию человеческой способности к творческой деятельности. В прикладном аспекте данная область включает разработку самых различных объектов от манипуляторов до сложных технологий и от сервисных программ до интеллектуальных систем, включая экспертные и обучающие системы и интеллектуальные интерфейсы. В этом аспекте искусственный интеллект связан с системами управления объектами и процессами, включая соответствующие аспекты бионики и робототехники. Ноосфера – 1) состояние планеты, когда человеческая деятельность становится крупнейшей преобразующей геологической силой на Земле; 2) область активного проявления научной мысли; 3) главный фактор перестройки и изменения биосферы (В.И. Вернадский). Проблематикой ноосферы занимались также исследователи Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден и др., но наибольшую разработку идеи ноосферы получили в трудах В.И. Вернадского.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бабушкин А.Н. Совремнные концепции естествознания: лекции по курсу / А.Н. Бабушкин. – СПб.: Лань, 2001. 2. Введение в историю и философию науки / под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. 3. Гуляев С.А. Основы естествознания: учеб. пособие для гуманитарных направлений бакалавриата / С.А. Гуляев, В.М. Жуковский, С.В. Комов. – Екатеринбург: УралЭкоЦентр, 2000. 4. Дорошенко В.А. Концептуальные системы естествознания: в 2-х ч. / В.А. Дорошенко. Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2007. 5. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т.Я. Дубнищева. – М.: Академия, 2006. 6. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учеб. для вузов / С.Х. Карпенков. – М.: Академический проект, 2006. 7. Липовко П.О. Концепции современного естествознания / П.О. Липовко – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 8. Лучшие рефераты. Концепции современного естествознания. Сер. «Банк рефератов». Ростов н\Д.: Феникс, 2002. 9. Майданов А.С. Методология научного творчества / А.С. Майданов. – М.: URSS; Изд-во ЛКИ, 2008. 10. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: учебник / В.М. Найдыш. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2005. 11. Пуанкаре А. О науке / А. Пуанкаре. – М.: Наука, 1989. 12. Рузавин Г.И. Методология научного исследования / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 1999. 13. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 14. Словарь философских терминов / под ред. В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2004. 15. Современное естествознание: Энциклопедия: В 10 т. / Гл. ред. В.Н. Сойфер. – М.: Магистр-Пресс, 2000-2001. Т. 1-10. 16. Суханов А.Д. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуматитарным направлениям подготовки и специальностям / А.Д. Суханов, О.Н. Голубева. – М.: Дрофа, 2006. 17. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки / Е.В. Ушаков. – М.: Экзамен, 2005. 18. Философия естественных наук / под ред. С.А. Лебедева. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2006.
Учебное издание Дорошенко Виктор Александрович, Москаленко Максим Русланович
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Редактор И.Г. Южакова
Компьютерный набор М.Р. Москаленко
Редакционно-издательский отдел УГГУ-УПИ 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19 rio@mail.ustu.ru
Ризография НИЧ УГТУ-УПИ 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.246 (0.011 с.) |