Методика оценки показателей физического развития и функционального состояния организма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика оценки показателей физического развития и функционального состояния организма



Введение

 

Дневник самоконтроля является документом, заполняемым студентом в период обучения I - IV курсе по дисциплине “Физическая культура”. В заполненном виде он предоставляется преподавателю физической культуры по требованию (текущий контроль), а также на занятии, предшествующим зачетному занятию по данной дисциплине.

Дневник предназначен для регистрации показателей физического и функционального состояния организма в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом, что предусмотрено учебной программой. Анализ результатов самоконтроля позволяет студентам оптимизировать интенсивность и характер физических нагрузок в соответствии с состоянием их здоровья и индивидуальными предпочтениями в выборе средств и методов физического воспитания. Такой переход к самостоятельной организации учебно-тренировочного процесса является начальной фазой использования полученных при обучении физкультурных знаний в последующей деятельности будущего специалиста [программа Минск].

 

Пояснительная записка

Документ EXEL «Иванов, дневник» с заполненными графами листа «ЧСС» в конце каждого месяца отправляется на электронную почту преподавателю физической культуры по адресу: ______________________________________

Документ EXEL «Иванов, дневник» с заполненными колонками листа «Пробы» заполняется студентом самостоятельно в сентябре 1, 3, 5, 7 семестров и в мае 2, 4, 6, 8 семестров и отправляется на электронную почту преподавателю за 10-7 дней до последнего занятия соответствующего семестра.

Документ EXEL «Иванов, дневник» с заполненными колонками листа «Физподготовка» заполняется студентом в течении семестра при сдаче нормативов на занятиях по физической культуре и отправляется на электронную почту преподавателю за 10-7 дней до последнего занятия соответствующего семестра.

При отсутствии у студента возможности предоставления результатом самоисследования результаты вносятся в письменном виде в распечатанные таблицы Приложения 1, 2, 3.

 

Методика оценки показателей физического развития и функционального состояния организма

 

Длина тела (рост) измеряется с помощью сантиметровой ленты (рулетки), закреплённой на вертикальной стене, при соблюдении правильной осанки, без обуви.

Масса тела (вес) определяется на медицинских или бытовых весах, желательно - натощак. Индекс массы тела. Является морфологическим показателем физического развития, позволяющимохарактеризовать степень соответствия массы тела и роста.   Оцениваемый показатель рассчитывается по формуле:

 

ИМТ = m/p², где m – масса тела (кг); р – рост (м).

 

Таблица 1. Оценочная шкала ИМТ (юноши и девушки)

Баллы 10 (норма) 7 (недостаток массы)          5 (избыток массы) 2  (ожирение, истощение)
ИМТ 18,5-24,9       18,4-17,0   25,0-30,0 30,1-35,0 <17,0

 

Частота сердечных сокращений в покое лёжа. Характеризует состояние сердечнососудистой системы. Частота сердечных сокращений измеряется пальпаторно на любой точке у поверхности артерий (как правило, лучевой или сонной) утром после сна, не вставая с постели, в течение 1 минуты.

Таблица 2. Оценочная шкала результатов измерения ЧСС в покое лёжа

Юноши

Баллы 10 (отлично) 7 (хорошо)   5 (удовлетворительно) 2 (неудовлетворительно)
ЧСС, уд./мин.          42-62 63-74   75-89 90 и более
     

Девушки

 
Баллы 10      (отлично) 7        (хорошо)      5 (удовлетворительно)   2 (неудовлетворительно)
ЧСС, уд./мин.         48-68 69-80   81-95 96 и более

 

Субъективная самооценка своего физического состояния проводится студентом исходя из внутренних ощущений по 10-балльной шкале, где 1-3 балла соответствует состоянию болезни, 4 -5 - послеболезненному, 6 -7 - удовлетворительному, 8 -9 – хорошему и отлич- ному, 10 - превосходному.

Проба Генчи. Характеризует состояние кровеносной и дыхательной систем организма при задержке дыхания на фоне глубокого выдоха. В положении сидя (спина прямая, мышцы живота расслаблены) выполняются последовательно 3 обычных (не максимальных) вдоха и выдоха. После третьего неполного выдоха зажимают нос пальцами и задерживают дыхание на время, которое фиксируется по секундомеру. Длительность времени задержки дыхания определяется периодом, в течение которого получается спокойно, без волевых усилий воздержаться от вентиляции легких.

Таблица 4. Оценочная шкала результатов тестирования (проба Генчи)

Юноши

Баллы 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
секунды 43 и выше 40-42 37-39 34-36 31-33 28-30 25-27 22-24 19-21 18 и ниже
          Девушки          
Баллы 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
секунды 31 и выше 29-30 27-28 25-26 23-24 21-22 19-20 17-18 15-16 14 и ниже

 

Проба на дозированную нагрузку (Мартинэ) - 20 приседаний за 30 секунд. Характеризует реакцию сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку. Методика определения:

1. Стоя в неподвижном, расслабленном состоянии тела, трижды, с интервалом равным одной минуте, посчитать количество ударов сердца за 60 секунд (ЧСС исходн.). Результат подсчета, минимальный по своему абсолютному значению (ЧСС исходн.), использовать для расчета показателя пробы на дозированную нагрузку.

2. Выполнить 20 приседаний за 30 секунд:

И.П. – стойка, ноги врозь, руки - вперед, спина прямая

3. После 20-ти приседаний посчитать количество ударов сердца за 10 секунд, с последующим умножением зафиксированного результата на 6. Полученное значение показывает ЧСС после нагрузки в ударах в минуту.

Оцениваемый показатель рассчитывается по формуле:

ЧСС после нагрузки – ЧСС исходн. х 100%

ЧСС исходн.

Таблица 5. Оценочная шкала результатов проведения пробы на дозированную нагрузку

Баллы 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
% до 10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-68 69-75 76-80 80 и более

 

Проба Ромберга (усложненная) для оценки статической координации.

При выполнении усложненной пробы Ромберга:испытуемый должен стоять так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой ноги, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены. Время устойчивости в такой позе у здоровых нетренированных лиц находится в пределах 30-50 секунд, при этом отсутствует тремор пальцев рук и век. У детей показатели пробы зависят также от возраста (таблица 6).

Таблица 6. Среднее время устойчивости в позе Ромберга (усложненной) у детей, подростков и юношей, не занимающихся спортом (по А.Ф.Синякову)

Возраст (годы) 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Время устойчивости (сек) 13 16 21 24 28 30 36 44 48 50 52 51 53

Таким образом, ориентируясь на данные таблицы 6, в соответствующую строку Приложения 1 вносим следующий результат (баллы):

· возрастная норма (+/- 10 сек.) = 3 балла;

· выше возрастной нормы на 10 и более сек. = 6 баллов;

· меньше возрастной нормы на 10 сек. и более = 1 балл.

 

Вегетативный индекс Кердо (ВИ) является одним из наиболее простых показателей функционального состояния вегетативной нервной системы, в частности, соотношения возбудимости ее симпатического и парасимпатического отделов.

Индекс Кердо рассчитывается на основании значений пульса и диастолического давления по формуле:

ВИ = (1 – АД Д / Пульс) х 100

Таблица 7. Оценка индекса Кердо

ВИ Результат
от +16 до +30 симпатикотония
≥ + 31 выраженная симпатикотония
от -16 до -30 парасимпатикотония
≤ - 30 выраженная парасимпатикотония
от -15 до +15 уравновешенность симпатических и парасимпатических влияний

 

Теппинг – тест позволяет определить максимальную частоту движений кисти.

Методика проведения: испытуемому в течение 40 секунд необходимо поставить максимальное количество точек карандашом в квадрате (20х20 см, разделенном на четыре квадрата 5х5 см). Сидя за столом, испытуемый по команде начинает с максимальной частотой ставить точки в одном из квадратов, по команде через каждые 10 сек без паузы переносит руку на следующий квадрат, продолжая движения с максимальной частотой. По истечении 40 сек подается команда «стоп».

Оценка результатов: для оценки теста подсчитывают количество точек в каждом квадрате. У тренированных спортсменов максимальная частота движений более 70 за 10 секунд. У спортсменов, тренирующих качество быстроты и ловкости, максимальная частота больше, чем у спортсменов, работающих над выносливостью. Снижение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы. Увеличение частоты движений во 2-м и 3-м квадратах свидетельствует о замедлении процессов врабатывания. Ступенчатое возрастание частоты до нормального уровня и выше говорит о недостаточной лабильности двигательной сферы.

 

Анкета (опросник) по самооценке здоровья (по В. П. Войтенко):

1. Беспокоит ли Вас головная боль?

2. Можно ли сказать, что Вы легко просыпаетесь от любого шума?

3. Беспокоит ли Вас боль в области сердца?

4. Считаете ли Вы, что у Вас ухудшилось зрение?

5. Считаете ли Вы, что у Вас ухудшился слух?

6. Стараетесь ли Вы пить только кипяченую воду?

7. Уступают ли Вам младшие место в городском транспорте?

8. Беспокоит ли Вас боль в суставах?

9. Влияет ли на Ваше самочувствие перемена погоды?

10. Бывают ли у Вас периоды, когда из-за волнений Вы теряете сон?

11. Беспокоит ли Вас запор?

12. Беспокоит ли Вас боль в области печени (в правом подреберье)?

13. Бывают ли у Вас головокружения?

14. Стало ли Вам в настоящее время сосредотачиваться труднее, чем в прошлые годы?

15. Беспокоит ли Вас ослабление памяти, забывчивость?

16. Ощущаете ли Вы в различных частях тела жжение, покалывание, «ползание мурашек»?

17. Беспокоит ли Вас шум или звон в ушах?

18. Держите ли Вы для себя в домашней аптечке один из следующих медикаментов: валидол, нитроглицерин, сердечные капли?

19. Бывают ли у Вас отеки на ногах?

20. Пришлось ли Вам отказаться от некоторых блюд?

21. Бывает ли у Вас одышка при быстрой ходьбе?

22. Беспокоит ли Вас боль в области поясницы?

23. Приходилось ли Вам употреблять в лечебных целях какую-нибудь минеральную воду?

24. Можно ли сказать, что Вы стали плаксивым?

25. Вы перестали бывать на пляже?

26. Считаете ли Вы, что стали менее работоспособны, чем прежде?

27. В Вашей жизни исчезли периоды, когда Вы чувствуете себя радостным, возбужденным, счастливым?

28. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья (хорошее, удовлетворительное, плохое или очень плохое)?

На первые 27 вопросов предусмотрены ответы «да» или «нет». Подсчитайте количество ответов «да» и прибавьте к ним 1 балл, если на последний вопрос дан ответ «плохое» или «очень плохое». Итоговая величина индекса самооценки здоровья даст количественную характеристику здоровья, равную 0 при «идеальном» здоровье и 28 при «очень плохом».

 

Контрольные упражнения для определения физической подготовленности

 

Бег на короткие дистанции проводится по дорожкам стадиона или на любой ровной площадке с твердым покрытием. Бег на 30 м выполняется с высокого старта, бег на 60 и 100 м — с низкого или высокого старта. Участники стартуют по 2 — 4 человека.

Бег средние (500 и 1000 м.) и длинные (2км. и 3 км.) дистанции проводится с высокого старта по дорожкам стадиона или на любой ровной площадке с твердым покрытием.

Челночный бег 3х10 метров проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м прочерчиваются 2 параллельные линии – «Старт» и «Финиш». Участники, не наступая на стартовую линию, принимают положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомера) участники бегут до финишной линии, касаются линии рукой, возвращаются к линии старта, касаются ее и преодолевают последний отрезок без касания линии финиша рукой. Секундомер останавливают в момент пересечения линии «Финиш». Участники стартуют по 2 человека.

Метание снаряда на дальность и в цель. Метание спортивного снаряда проводится на стадионе или любой ровной площадке в коридор шириной 15 м. Длина коридора устанавливается в зависимости от подготовленности участников. Для тестирования используются спортивный снаряд весом 150 гр. (теннисный мяч) или 500 гр. и 700 гр. (гранаты для девушек и юношей). Метание теннисного мяча в цель производится с расстояния 6 метров в закрепленный на стене гимнастический обруч диаметром 90 сантиметров. Нижний край обруча находится на высоте 2 метра от пола. Для тестирования используются мяч весом 50-57 гр. Метание мяча проводится на стадионе или любой ровной площадке в коридор шириной 15 метров.

Прыжок в длину с места. Позволяет определитьскоростно-силовые способности.Оценивается длина прыжка с точностью до 5 смлучшей из трёх попыток.

Наклон вперед из положения сидя. Характеризует гибкость. Выполняется сидя на полу, ноги выпрямлены, расстояние между стопами 30 см. После двух пружинистых наклонов вперед, на 3-ем наклоне руки опустить на пол и зафиксировать положение на 2 с. Оценивается расстояние от линии стоп по направлению движения до кончиков средних пальцев рук с точностью до 1 см.

Подтягивание на высокой перекладине (юноши). Характеризует силу мышц рук и плечевого пояса. Выполняется из положения виса хватом сверху, руки выпрямлены. Подтягивание засчитывается, когда подбородок достигает уровня выше перекладины. Оценивается максимальное количество выполненных подтягиваний. Запрещается использование посторонней помощи, применение рывков, маховых движений и скрещивание ног.

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (девушки). Вис лежа лицом вверх хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию, пятки могут упираться в опору высотой до 4 см.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девушки) выполняется из следующего исходного положения (ИП): упор лежа на гимнастической скамье (или сиденье стула), руки на ширине плеч, кисти рук опираются о передний край гимнастической скамьи (или сиденья стула), плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в пол без опоры. Сгибая руки, необходимо прикоснуться грудью к гимнастической скамье (или сиденья стула), затем, разгибая руки, вернуться в ИП и, зафиксировав его на 0,5с, продолжить выполнение упражнения. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (юноши) выполняется от пола с учетом вышеперечисленных требований.

Поднимание туловища из положения лёжа на спине. Характеризует силовую выносливость. Выполняется из положения лёжа на спине, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки за головой (дистальные фаланги средних пальцев правой и левой руки примыкают одна к другой), партнер удерживает ступни. Испытуемый поднимает туловище до вертикального положения. Обратным движением возвращается в исходное положение до касания лопатками поверхности. Оценивается количество подъёмов в течение 1 мин.

 

Примерные нормы физической подготовленности студентов (юноши и девушки) основного и подготовительного учебных отделений представлены в Приложении 4.

 

 

Семестр

Семестр

Семестр

Семестр

Семестр

Семестр

Семестр

Семестр

1 Рост (см./балл)                                 2 Масса тела (кг./балл)                                 3 ИМТ (результат/балл)                                 4 Проба Мартинэ (результат/балл)                                 5 Проба Ромберга (сек./балл)                                 6 Проба Генчи (сек./балл)                                 7 Вегетативный индекс Кердо (результат)                                 8 Анкета (опросник) по самооценке здоровья (баллы)                                   Сумма средних баллов по показателям 1-8 за семестр                                   Средний балл физического состояния за семестр (сумма средних баллов/9)                                

 

 

 

Приложение 3

 

Норматив

Семестр

Семестр

Семестр

Семестр

Семестр

Семестр

Семестр

Семестр

Рез. балл Рез. балл Рез. балл Рез. балл Рез. балл Рез. балл Рез. балл Рез. балл
1 Бег на 30 м.                                
2 Бег на 60 м.                                
3 Бег на 100 м.                                
4 Бег 500 м. (дев.) и 1 км. (юн.)                                
5 Бег 2 км. (дев.) и 3 км. (юн.)                                
6 Челночный бег 3×10 м.                                
7 Метание на дальность                                
8 Метание в цель                                
9 Прыжок в длину с места                                
10 Наклон вперед из положения сидя                                
11 Подтягивание на высокой перекладине (юноши)                                
12 Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (девушки)                                
13 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа                                
14 Поднимание туловища из положения лёжа на спине                                
15 Средний балл физической подготовки за семестр (сумма средних баллов/14)                                

Приложение 4

 

Примерные нормы физической подготовленности студентов (юноши и девушки) основной и подготовительной группы здоровья

          

       

 

      

Приложение 5

Учет дневной активности

В приведенном выше виде обе формулы дают возможность определить только уровень энергии для основного обмена веществ. Но, разумеется, практически каждый человек, кроме того что спит и ест, как минимум передвигается по квартире или ходит в магазин, не говоря уже о более активной деятельности – занятиях спортом или тяжелом физическом труде. А все это требует дополнительной энергии. Поэтому полученные данные следует умножить на коэффициент активности:

 

Уровень физической нагрузки Коэффициент, на который следует умножить рассчитанный за формулой результат
Практически нет 1,2
Легкая (занятия спортом или физической работой 2-3 раза в неделю или т.п.) 1,375
Умеренные (3-5 дней в неделю) 1,55
Тяжелые (6-7 дней в неделю) 1,725
Очень тяжелые (дополнительные тренировки перед соревнованиями по два раза в день или т.п.) 1,9

 

 

BMR =________________________________________________________________________________________________

 

Приложение 6

 

 

Таблицы калорийности некоторых продуктов (количество каллорий в 100 гр. Продукта)

      

Приложение 7

 

Таблица энергозатрат человека при некоторых видах деятельности с учетом основного обмена

(на 1 кг. веса в 1 мин., ккал)

 

 

 

 

Приложение 8

Медицинские диеты

Лечебные столы N 1-N15

Диета является одним из важных методов лечения при многих заболеваниях, а при таких, как сахарный диабет легкого течения, алиментарное ожирение - единственным. При лечебном питании имеет значение не только правильный подбор продуктов, но и соблюдение технологии кулинарной обработки, температура потребляемой больным пищи, кратность и время приема пищи.

Обострения многих заболеваний связаны с различными нарушениями в питании: нарушения в диете при сахарном диабете приводят к резкому повышению сахара в крови, к сухости во рту, усилению жажды, прогрессирует жировая инфильтрация печени и поджелудочной железы; хронического панкреатита после употребления жирной сметаны, блинов, алкогольных напитков, жареных блюд; повышение артериального давления у больных, страдающих гипертонической болезнью, наблюдается при употреблении соленой пищи, назначаемое при этом лечение мало эффективно.

Во всех лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждениях пользуются номерной системой диет. Многие из них имеют несколько вариантов, например: N 1а, 16, N 7а, 76, 7в, 7г.

Если обострение заболевания прошло и больной вернулся к активному образу жизни, общие принципы диеты не должны меняться: прежде всего это касается продуктов, исключаемых из питания, но можно расширить способы кулинарной обработки (тушить, запекать после отваривания), включить овощи домашнего консервирования. Недостаток витаминов можно компенсировать готовыми аптечными формами (гексавит, декамевит, гентавит и т.д.), отваром шиповника, пшеничных отрубей. Во всех диетах запрещены алкогольные напитки, в индивидуальных случаях вопрос об их употреблении решает лечащий врач.

При сочетании у одного больного двух заболеваний, требующих диетического питания, назначается питание с соблюдением принципов обеих диет. Так, при обострении язвенной болезни у больного с сахарным диабетом, назначается диета N1, но с исключением всех продуктов, противопоказанных при сахарном диабете.

 

•     Диета №1, №1а, №1б - язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

•     Диета №2 - хронический гастрит, острые гастриты, энтериты и колиты, хр. энтероколиты

•     Диета №3 - запоры

•     Диета №4, №4а, №4б, №4в - заболевания кишечника с поносами

•     Диета №5, №5а - заболевания печени и желчных путей

•     Диета № 6 - подагра, мочекаменная болезнь с образованием камней из солей мочевой кислоты

•     Диета №7, №7а, №7б - острый и хронический нефрит (пиелонефрит, гломерулонефрит)

•     Диета №8 - ожирение

•     Диета №9 - сахарный диабет

•     Диета №10 - заболевания сердечно-сосудистой системы с недостаточностью кровообращения

•     Диета №11 - туберкулез

•     Диета №12 - функциональные заболевания нервной системы

•     Диета №13 - острые инфекционные заболевания

•     Диета №14 - почечнокаменная болезнь с отхождением камней, состоящих преимущественно из оксалатов

•     Диета №15 - различные заболевания, не требующие специальных диет

 

Стол N 4в. Показан при острых заболеваниях кишечника в период выздоровления как переход к рациональному питанию; хронические заболевания кишечника в период затухания обострения, а также вне обострения при сопутствующих поражениях других органов пищеварения.

Диета назначается для обеспечения полноценного питания при некоторой недостаточности функции кишечника, что будет способствовать восстановлению деятельности других органов пищеварения. Это физиологически полноценная диета с небольшим увеличением содержания белка и умеренным ограничением поваренной соли, механических и химических раздражителей кишечника, исключающая продукты и блюда, которые усиливают в кишечнике брожение и гниение, резко повышают его секреторную и двигательную функции, секрецию желудка, поджелудочной железы, желчеотделение. Пищу готовят в неизмельчённом виде, на пару, варят в воде или запекают. Режим питания: 5 раз в день.

Химический состав и энергоценность:

белки - 100-120 г (60 % животные),

жиры - 100 г (15-20 % растительные),

углеводы - 400-420 г,

поваренная соль - 10 г,

свободная жидкость - 1,5 л.

Калорийность - 2900-3000 ккал.

 

Пример формы для комплексов упражнений по физкультуре

Комплекс упражнений ________________________________________________________

Выполнил студент (ФИ)________________________________ ___________ группы

Дата выполнения (проведения): ___________________(_____________)

Цель: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование:__________________________________________________________________________________________________________

Оценка и подпись преподавателя:____________________________________

 

  № Упр-я Исходное положение Упражнение Дозировка Методические рекомендации
Водная часть (5 упражнений)          
           
Основная часть (10 – 12 упражнений)          
Заключительная часть (3-5 упражнений)          

 

Введение

 

Дневник самоконтроля является документом, заполняемым студентом в период обучения I - IV курсе по дисциплине “Физическая культура”. В заполненном виде он предоставляется преподавателю физической культуры по требованию (текущий контроль), а также на занятии, предшествующим зачетному занятию по данной дисциплине.

Дневник предназначен для регистрации показателей физического и функционального состояния организма в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом, что предусмотрено учебной программой. Анализ результатов самоконтроля позволяет студентам оптимизировать интенсивность и характер физических нагрузок в соответствии с состоянием их здоровья и индивидуальными предпочтениями в выборе средств и методов физического воспитания. Такой переход к самостоятельной организации учебно-тренировочного процесса является начальной фазой использования полученных при обучении физкультурных знаний в последующей деятельности будущего специалиста [программа Минск].

 

Пояснительная записка

Документ EXEL «Иванов, дневник» с заполненными графами листа «ЧСС» в конце каждого месяца отправляется на электронную почту преподавателю физической культуры по адресу: ______________________________________

Документ EXEL «Иванов, дневник» с заполненными колонками листа «Пробы» заполняется студентом самостоятельно в сентябре 1, 3, 5, 7 семестров и в мае 2, 4, 6, 8 семестров и отправляется на электронную почту преподавателю за 10-7 дней до последнего занятия соответствующего семестра.

Документ EXEL «Иванов, дневник» с заполненными колонками листа «Физподготовка» заполняется студентом в течении семестра при сдаче нормативов на занятиях по физической культуре и отправляется на электронную почту преподавателю за 10-7 дней до последнего занятия соответствующего семестра.

При отсутствии у студента возможности предоставления результатом самоисследования результаты вносятся в письменном виде в распечатанные таблицы Приложения 1, 2, 3.

 

Методика оценки показателей физического развития и функционального состояния организма

 

Длина тела (рост) измеряется с помощью сантиметровой ленты (рулетки), закреплённой на вертикальной стене, при соблюдении правильной осанки, без обуви.

Масса тела (вес) определяется на медицинских или бытовых весах, желательно - натощак. Индекс массы тела. Является морфологическим показателем физического развития, позволяющимохарактеризовать степень соответствия массы тела и роста.   Оцениваемый показатель рассчитывается по формуле:

 

ИМТ = m/p², где m – масса тела (кг); р – рост (м).

 

Таблица 1. Оценочная шкала ИМТ (юноши и девушки)

Баллы 10 (норма) 7 (недостаток массы)          5 (избыток массы) 2  (ожирение, истощение)
ИМТ 18,5-24,9       18,4-17,0   25,0-30,0 30,1-35,0 <17,0

 

Частота сердечных сокращений в покое лёжа. Характеризует состояние сердечнососудистой системы. Частота сердечных сокращений измеряется пальпаторно на любой точке у поверхности артерий (как правило, лучевой или сонной) утром после сна, не вставая с постели, в течение 1 минуты.

Таблица 2. Оценочная шкала результатов измерения ЧСС в покое лёжа

Юноши

Баллы 10 (отлично) 7 (хорошо)   5 (удовлетворительно) 2 (неудовлетворительно)
ЧСС, уд./мин.          42-62 63-74   75-89 90 и более
     

Девушки

  Баллы 10      (отлично) 7        (хорошо)      5 (удовлетворительно)   2 (неудовлетворительно) ЧСС, уд./мин.         48-68 69-80   81-95 96 и более

 

Субъективная самооценка своего физического состояния проводится студентом исходя из внутренних ощущений по 10-балльной шкале, где 1-3 балла соответствует состоянию болезни, 4 -5 - послеболезненному, 6 -7 - удовлетворительному, 8 -9 – хорошему и отлич- ному, 10 - превосходному.

Проба Генчи. Характеризует состояние кровеносной и дыхательной систем организма при задержке дыхания на фоне глубокого выдоха. В положении сидя (спина прямая, мышцы живота расслаблены) выполняются последовательно 3 обычных (не максимальных) вдоха и выдоха. После третьего неполного выдоха зажимают нос пальцами и задерживают дыхание на время, которое фиксируется по секундомеру. Длительность времени задержки дыхания определяется периодом, в течение которого получается спокойно, без волевых усилий воздержаться от вентиляции легких.

Таблица 4. Оценочная шкала результатов тестирования (проба Генчи)

Юноши

Баллы 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
секунды 43 и выше 40-42 37-39 34-36 31-33 28-30 25-27 22-24 19-21 18 и ниже
          Девушки          
Баллы 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
секунды 31 и выше 29-30 27-28 25-26 23-24 21-22 19-20 17-18 15-16 14 и ниже

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.162 с.)