Суды мусульманского духовенства в 19 в. в Башкортостане 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суды мусульманского духовенства в 19 в. в Башкортостане



К шариатным судам относились суды мусульманского духовенства в башкирских, татарских, мишарских аулах и волостях, а также Оренбургское мусульманское духовное собрание. Председатель (муфтий) назначался императором по представлению министерства внутренних дел и местной администрации.

В связи с восстанием 1834-1835, в котором была замешана часть духовных лиц, правительство принимает ряд мер по сужению круга дел, подсудных шариатным судам.

Поскольку шариатными судьями являлись все духовные лица мусульман, то царизм решил положить конец этой практике. Отныне не всякое духовное лицо имело право исполнить обязаиности шариатного судьи. Ими могли быть только т.н. «указные» муллы.

Была установлена весьма строгая система подбора и утверждения всех мусульманских духовных лиц в их званиЯх. Последние, после избрания их населением, обязательно должны были пройти в духовном собрании испытание на знание шариатных законов. Лишь после тщательной проверки органами полиции благонадежности кандидата в духовный сан и соответствующей рекомендации Духовного собрания, губернатор издавал указ об утверждении того или иного лица в звании мyллы, с чем бьmо связано и право отправления правосудия.

       Вместе с тем правительство принимало меры и к ограничению числа духовных лиц при мечетях. Оно объясняло это тем, что большое количество служителей культа при мечетях «вредно для самого благосостояния прихожан».

Все эти меры позволяли усилить контроль за деятельностью духовных лиц и шариатных судов.

Указом от 9.12.1835 количество мулл при мечетях было значительно сокращено.

В дальнейшем, до введения в крае мировыхсудов, серьезных изменений в деятельности шариатныx судов не произоmло.

Низовое звено - суд МУЛЛ. Дела в них рассматривались единолично «указным» муллой, но, как правило, в присутствни Других мусульманских дyxoвных лиц аула, которые участвовали в суде как свидетели законности выносимого решения.

Подсудность: некоторые гражданские дела; проступки служителей мусульманского культа (преступления должности). НО: круг дел, подсудных судам мулл, не был четко очерчен. Изучение материалов соответствующей судебной практики позволяет конкретизировать эту самую подсудность и выделить дела следующих категорий:

-связанныe с семейно-брачными отношениями мусульман;

-наследование и раздел имущества;

-мелкие ссоры, обиды и иски личного характера;

-религиозные проступки мусульман;

-мелкие проступки по службе духовных лиц, если не отнесены к компетенции Духовного собрания;

-споры о записях в метрических книгах (с 1828).

При решении дела шариатный суд мог руководствоваться как нормами мусульманского, так и обычного права башкир. При этом обычаи башкир были санкционированы указанием правительства, что «дела решаются по обычаям сего народа».

Разбирательство дела происходило в устном порядке. Часто - мягкое наказание.

По денежным или имущественным спорам - возмещение убытков истцу и ущерб. По ссорам, обидам - замечание или выговор. Если «большое» наказание, то суд должен был обратиться к губернатору или к мировым И общим судам. Если вскрывалось уголовное преступление, то дело передавалось в уголовный суд. В отдельных случаях шариатныe суды не считались с указаниями правительства и применяли жестокие меры наказания (в основном это качалось дел о прелюбодеянии башкирских женщин).

Решение приводилось в исполнение добровольно или с помощью юртовых чинов И старшин. Только в исключительныx случаях прибегали к содействшо полицейских чинов.

Следует отметить, что правом пересмотра и окончательного решения всякого дела, решенного в любой инстанции шариатных судов, были наделены все общие судебные opгaны губернии. Например, дела о возвращении калымa (выкупа за невесту) рассматривались в уездных судах. Также в качестве апелляционных, надзорных и ревизионных инстанций по шариатским делам выступали Оренбургское мусульманское Духовное собрание и Управление духовныx дел МВД (через губернатора).

Дvxовное Собрание - среднее звено. Но в его деятельности было много своеобразного. Например, кроме апелляционных функций имело еще некоторые кассационные, когда в Духовное собрание приходили дела из Управления дyxoвных дел МВД с указаниями на нарушение кoнкpeтных шариатных законов при разбирательстве дела. Это делалось невзирая на то, что законами империи всем судам категорически было запрещено пересматривать собственное решение.

Вторая особенность - собрание являлось второй инстанцией при пересмотре дел, решенных судами не только Б-на, но И др.

По некоторым делам выступало в качестве первой инстанции:

-по проступкам мусульманских духовных лиц империи (по своей инициативе либо по жалобам населения);

-значимые местные дела, которые Собрание считало желательным рассмотреть самому, не передавая их судам мулл.

Духовное Собрание решало все дела только на основе общемусульманских законов (шариата).

Решения могли быть обжалованы в Управление духовных дел МВД, которе было высшей апелляционно-ревизионной инстанцией для всех шариатных судов cтpaны.

Пред., муфтий назначался имп. по представлению МВД и местной адм-ции.

Структура Духовного собрания была трехступенчатой:

-высшая (муфтиат) состояла из муфтия, 5-6 казыев (судей), ответ. секр., переводчика, столоначальников и писарей;

-средняя - из 2-5 чел. во главе с мухтасибом (контролером мусульм. общины);

-нижняя (мутаваллиат) - из муллы, муэдзина и секр.-казначея при каждой мечети.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.007 с.)