Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовые учения башкирских просветителей XIX века.
На рубеже 18-19 вв. в Башкортостане широкой волной распространяется сvфизм (тасаввуф). Суфийский толк, бравший начало от среднеазиатского течения тасаввуфа Юсуфа аль-Хамадени (12 в.) и Мухаммада аль-Бухари (14 в.), был издревле известен в крае. В новое время, особенно после "бунташного века", популярность суфийского мировоззрения и образа жизни резко возросла. В "башкирском" суфизме вопросы веры и религ. морали сплошь и рядом перерастают в иссл. гражд. состояния людей, критику соц. явлений, расходящихся с божеств. справедливостью, разоблачение морального зла. Согласно Шамсетдину Заки, философия - это только школа, "только начало, подготавливающее искателей истины". Абульманих каргалы представлял соц. отношения, гос. устройство и взаимооrnошения между монархом и народом в виде отношений религ. наставника и его учеников. Он последовательно проводил идею религ.-нравств. очшцения всех сторон. В центре размышлений Хибатуллы Салихова - исполнение гражд. долга, осуществление добродетельных поступков,определяющих как нравств. достоинство человека, так и его творч. роль в об-ве. Легендарной стала наставнич. и проповеднич. деят-сть Зайнуллы Расулева(18ЗЗ-1917), под духовным влиянием к-рого находились сотни и тысячи мулл Урала, Поволжья, Сибири. У него учились Г.Расулев, Г.Баруди, М.Гафури и др. Засл. авторитетом пользовались в богословии муллы-суфии Валетдин Багдади, Габдулла Саитов. Нек-рые из суфийских мыслителей края были одновр. стихотворцами (те же Заки, Каргалы, Салихов, Г.Усман аль-Болгари и др.). Эстетич. канон суфийских поэтов, представля:вших многовековые традиции лит-ры на тюрки, опирался на духовные предписания ислама и морально-этнич. нормы шариата и был подчинен задачам религ. и нравств. просвещения. Важнейшую роль в развитии философской мысли на рубеже 19 и 20 вв. в Башкортостане сыграло просветительское движение. В полную силу просветительство в Б-не развернулось в последней четв. 19 в. и приняло реформаТорское направление. Одним из самых крупных представителей просветительства в Башкортостане был М.Уметбаев. Рассматривая автономную от Верх. Существа природу в качестве универсального источника всего сущего, мыслитель выводил из него принцип единства законов природы и об-ва. Познание этих законов, соблюдение их в интересах человека способно, по его рассуждению, поднять страну на более эффективную ступень обществ.-политич. орг-ции, материальной и духовной культуры. Ист. и этногр. труды Уметбаева впервые ввели в науку конкретные вопросы интеграции баш. об-ва в рос. государствениость.
Крупнейшим предст. религ.-реформаторского крыла просветительства в Бaшкортостане явился Ризаитдин Фахретдинов. Общепринятое понятие "мусульманская реформация", сложившееся к нач. 20 в. полно И исчерпывающе характеризует его творч. деят-сть, преисполнениую пафоса обогащения всех установок и норм МУСУЛЬМ. бытия достижениями современиости: "Ислам и есть культура, восходящая культура, под воздействием которой дети Адама непрестанно меняются к лyчшему". М.Акмулла прямо соотносит свое поэтнч. т-во со взглядами, восходящими к Марджани, и воплощает в нем весь спектр идей просветительства. Он ратовал за широкое распространение образования в массах. Гафури входит в лит-ру с кн. "Сибирская железная дорога, или Положение нации", непосредственно декларирующей пpосветит. идеалы прогресса. Поэты, драматурги, пуБлицисты М.Бурангулов, Х.Габитов, Г.Гумери, Б.Мирзанов, Якшигулов и др. на материале истории, этнографии и фольклора баш. народа выдвигают канонич. для просветительства концепцию о решающей роли в мир. истории "естествениого порядка". С глубокой заботой о судьбах родного народа они выразили сомнение в оправданности новейшей цивилизации, надвинувшейся вместе с новым веком. Ш.Бабич пишет сатирич. поэму "Газазил".Поэма в формах "гротескного реализма" обыгрывает коранич. сюжет о падшем ангеле и создает меткую картину обществ- жизни Башкортостана и всей России, охвачеииой рев. кризисом.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.004 с.) |