Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Мягкий знак на конце слов после шипящих
ЧАСТЬ РЕЧИ
| Ь ПИШЕТСЯ
| Ь НЕ ПИШЕТСЯ
| ИМЯ СУЩ.
| Ж.р. 3скл.:
Дочь, ночь, тень
| 1. м.р.: плащ, меч
2. р.п., мн.ч.: (нет) туч, рощ
| ИМЯ ПРИЛАГ.
| ---------
| В кратких именах прилагательных:
Хорош, пахуч, свеж
| ГЛАГОЛ
| 1. Неопред.форма (инфинитив): беречь, стеречь
2. 2 лицо ед.ч.:
приедешь, ругаешься
3. в повел.накл.: съешь, назначь
|
------------
| НАРЕЧИЕ
| ВСЕГДА
| ИСКЛЮЧЕНИЯ:
Уж, замуж, невтерпеж
|
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
1. 2 спряжение:
все глаголы на –ить– кроме: брить, стелить
7 глаголов на –еть– ненавидеть, смотреть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, видеть
4 глагола на –ать– слышать, гнать, держать, дышать
1 спряжение:
Все остальные глаголы.
2. Как выбрать букву для обозначения гласного звука?
Поставь глагол в неопределенную форму, определи вид. Посмотри на что оканчивается (-ить-, -еть-, ать- т.д.). Вспомни слова – исключения (помни о родственных словах: слышать – услышать, гнать – пригнать). Определи спряжение. Если 1 спряжение, то пиши – е – (3 лицо, мн.ч -ут-, -ют-), 2 спряжение – и – (3 лицо, мн.ч. -ат-, -ят-)
ПРАВОПИСАНИЕ - ТСЯ И – ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ
Задай к глаголу вопрос. Если в вопросе есть ь знак, то пиши его в глаголе, если нет – то не пиши его в глаголе.
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ
1. -ЫВА-, -ИВА-, -ОВА-, ЕВА-.
Поставь глагол в форму 1 лица ед.ч., если нет изменений суффикса, то пиши -ыва-, ива-
если превращается в суффикс -у-, -ю-, то пиши -ова-,-ева-
1 лицо, наст., буд., времени
| Инфинитив
(формы прош. времени)
| -у-, -ю-
| -ова-(ть),-ева-(ть)
| -ыва-, -ива-
| -ыва-(ть), -ива-(ть)
| (выращивать – выращиваю, забрасывать - забрасываю)
(горевать – горюю, бинтовать - бинтую).
2. Как выбрать букву для обозначения гласного звука?
Если глагол стоит в прошедшем времени, то поставь его в начальную форму, посмотри на суффикс в основе. Напиши этот суффикс в прошедшем времени.
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ
1. С приставками на-,за-, в- пишется – о. С приставками из- (ис-), до-, с- пишется –а. Можно проверять словом «окно» с предлогом: налево (на окно).
2. Без приставок пиши –о или –е.(крепко, певуче)
О - Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц
Часть речи
| В корне
| В суффиксе
| В окончании
| Имя сущ.
| Можно подобрать родственное слово с гласной е. то пиши ё. Если нет то - о. Если сомневаешься - посмотри в словаре (шепот– шептать, шофер)
|
| Под ударением о, без ударения е (ключом, сердцем, грушей)
| Наречие
| Как у имен существительных.
| Под ударением о, без ударения е (горячо, певуче)
|
| Глагол
| Как у имен существительных.
|
| Всегда под ударением ё (бережёшь)
|
КАК ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
1. УЗНАЙ ЧАСТЬ РЕЧИ.
2. РАЗБЕРИ СЛОВО ПО СОСТАВУ.
- ОКОНЧАНИЕ (ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА)
КАК НАЙТИ ОКОНЧАНИЕ
| ГЛАГОЛ
| ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
| ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
| 1. УЗНАЙ ВРЕМЯ.
- ЕСЛИ НАСТОЯЩЕЕ ИЛИ БУДУЩЕЕ, ПРОСПРЯГАЙ (ИЗМЕНИ ПО ЛИЦАМ).
- ЕСЛИ ПРОШЕДШЕЕ – ИЗМЕНИ ПО РОДАМ (М.Р., Ж.Р., СР.Р.) И ЧИСЛАМ.
|
ПРОСКЛОНЯЙ (ИЗМЕНИ ПО ПАДЕЖАМ) И ПО РОДАМ
|
ПРОСКЛОНЯЙ (ИЗМЕНИ ПО ПАДЕЖАМ)
| ОРФОГРАММА В ОКОНЧАНИИ
| 1. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ.
ПОСТАВЬ В НЕОПРЕДЕЛЕННУЮ ФОРМУ.
все глаголы на –ить– кроме: брить, стелить
7 глаголов на –еть– ненавидеть, смотреть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, видеть
4 глагола на –ать– слышать, гнать, держать, дышать ОТНОСЯТСЯ КО
2 спряжение.
Все остальные глаголы
1 спряжения.
2. ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ИЗМЕНИ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ.
| 1. ПРОВЕРЬ ВОПРОСОМ (КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Т.Д.).
| 1. ОПРЕДЕЛИ СКЛОНЕНИЕ
- 1 СКЛОНЕНИЕ Ж.. и М. РОД С ОКОНЧАНИЕМ – А, - Я (ОНА, ОН)
- 2 СКЛОНЕНИЕ М. РОД (ОН) БЕЗ ОКОНЧАНИЯ И СР.РОД (ОНО)
- 3 СКЛОНЕНИЕ Ж. РОД (ОНА), БЕЗ ОКОНЧАНИЯ.
2. ЗАМЕНИ СЛОВОМ:
1.СКЛ. ЗЕМЛЯ
2.СКЛ. ОКНО
3.СКЛ. РОЖЬ (СТЕПЬ)
| - ОСНОВУ (У ГЛАГОЛА –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ В ОСНОВУ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ)
- КОРЕНЬ (ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА)
ЕСЛИ ОРФОГРАММА В КОРНЕ: ПОСТАВЬ В СИЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ ИЛИ ПОСМОТРИ В СЛОВАРЕ.
- СУФФИКС И ПРИСТАВКУ (ВСПОМНИ НАПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И ПРИСТАВОК)
Если глагол стоит в прошедшем времени, то поставь его в начальную форму, посмотри на суффикс в основе. Напиши этот суффикс в прошедшем времени.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Точка ставится:
- В конце повествовательного предложения: В мёртвом молчании лежала степь.
- В том числе и перед союзами и, а, но, если ими начинается самостоятельное предложение: Самые рискованные операции удаются лучше тщательно подготовленных, но чаще самые крупные дела проваливаются из-за одного неверного шага.
- 2. В конце предложения, выражающего повеление или просьбу (при спокойном тоне речи): Напиши письмо.
Восклицательный знак ставится:
- В конце восклицательных предложений: Какой чудесной стала жизнь!
- После: а) обращений: Вперёд, друзья!; б) междометий: Бух! Ухнуло где-то в лесу.; в) слов да и нет, стоящих перед предложением: Нет! Никогда я зависти не знал.
- В конце предложений, выражающих повеление или просьбу, если они произносятся с восклицательной интонацией: «Отворяй!» - сказал Пугачёв.
Вопросительный знак ставится:
- В конце вопросительного предложения: Знаете ли вы украинскую ночь?
- После прямой речи перед авторскими словами: «Давно ты замужем?» - спросил я её.
- После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится: Выясните у него, что нам делать.
Многоточие ставится:
- Для выражения незаконченности высказывания, а также перерыва внутри предложения, который вызван волнением говорящего: Помогите мне собраться… А потом посидим напоследок вместе, как сиживали когда-то…Давно…
- Для обозначения пауз при описании быстро сменяющихся явлений: Хлынули потоки дождя…запрыгал угловатый град…крутятся, вьются деревья…
- Для обозначения недосказанности, которая сопровождается многозначительным размышлением или сильным чувством: Разговор мальчиков угасал вместе с огнями…
- В цитатах – для указания на пропуски слов и предложений.
Запятая ставится:
- Для разделения однородных членов предложения: а) если они не соединены союзами: Стал накрапывать редкий, мелкий дождь.; б) если они связаны противительными союзами а, но, да (= но): И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.; в) если они соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами и-и, ни-ни, да-да, или-или, либо-либо, то-то, не то-не то: Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред.; г) если однородные члены соединены двойными союзами, то запятая ставится перед второй частью двойного союза: Он хорошо знает как русский, так и немецкий язык.
- Для выделения обращений: Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?
- Для выделения вводных слов и вводных предложений: Это показалось ему, по-видимому, странным.
- Для выделения междометий: Ах, как скоро ночь минула!
- Для выделения слов да, нет, конечно, ладно, обозначающих подтверждение, согласие, и слова что, употребляемого для вопроса: Да, были люди в наше время! Что, испугался?
- Для выделения обособленных второстепенных членов: а) определений, особенно причастных оборотов: Усталая, она замолчала. Небо, золотое и багровое, отражалось в воде.; б) приложений: Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.; в) деепричастий и деепричастных оборотов: Закаркав, отлетела ватага чёрных ворон.; г) распространённых обстоятельств: Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть.; д) уточняющих членов предложения: Недалеко от нас, выстрела за два, был аул.; е) дополнений, вводимых предлогами кроме, помимо, вместо, сверх, за исключением: Все, кроме матери, отправились на поле.
- Для разделения сложносочинённых предложений с союзами: Дождь капал, ветер выл уныло, и с ним вдали перекликался часовой.
- Для отделения придаточных предложений от главного: Нужно такую жизнь строить, чтобы в ней всем было просторно.
- Для разделения предложений, входящих в состав бессоюзного сложного предложения: Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.
Точка с запятой ставится:
- Для разделения распространённых однородных членов без союзов, особенно если внутри них уже есть запятые: Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела.
- Для разделения предложений, входящих в состав сложного предложения и связанных сочинительными союзами или без союзов, если они сильно распространены, если внутри них есть уже запятые или если они достаточно самостоятельны по значению: У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял рисовать охоту.
- Для разделения распространённых соподчинённых (однородных) придаточных предложений: Был тот предночный час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным.
Двоеточие ставится:
- Перед однородными членами предложения после обобщающих слов: Нас было двое: брат и я.
- Перед предложением, обозначающим причину, доказательство или раскрывающим содержание предыдущего и присоединяемым к нему без союзов: Сержусь-то я на самого себя: сам кругом виноват.
- Перед чужими словами или мыслями, изречениями, цитатами, когда они следуют за словами автора без подчинительных союзов и союзных слов: Швейцар поразил его словами: «Не приказано принимать».
Тире ставится:
- Между подлежащим и сказуемым, если сказуемое выражено именем существительным, числительным, инфинитивом глагола и связка отсутствует: Книга – источник знания.
- После однородных членов предложения перед обобщающим словом: В поле, в роще, в воздухе – всюду царствовало безмолвие.
- Для выделения вводных слов и предложений, вставляемых в середину предложения с целью пояснения или дополнения его: Тут делать нечего – друзья поцеловались.
- Перед сказуемым, между сказуемыми или между подлежащими (в бессоюзном сложном предложении) для выражения быстроты действия или перед неожиданной мыслью: Шагнул – и царство покорил.
- Для выражения резких противопоставлений: Я царь – я раб, я червь – я бог!
- В бессоюзном сложном предложении: а) если первое предложение обозначает условие или время: Много снегу – много хлеба.; б) если то, о чём говорится в одном, сравнивается с содержанием второго: Молвит слово – соловей поёт.; в) если второе предложение заключает в себе результат того или вывод из того, о чём говорится в первом: Хвалы приманчивы – как их не пожелать?
- Для выделения слов автора, когда они вставлены в прямую речь или когда они следуют за прямой речью: «Выслушайте меня, - сказала Надя, - когда-нибудь до конца».
- Между репликами диалога: «Но ведать я желаю: вы сколько пользы принесли?» - «Да наши предки Рим спасли».
- Между двумя словами, обозначающими место, время, количество. Здесь тире обозначает «от…до»: На линии Горький – Москва ходят хорошо оборудованные теплоходы.
Скобки ставятся:
- В скобки ставятся вводные слова и предложения, приводимые в качестве замечания, и вообще различные пояснения или дополнения высказываемой мысли: В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас с сестрой ранее обыкновенного.
Кавычки ставятся:
- Для выделения прямой речи: Могучий Олег головою поник и думает: «Что же гаданье?»
- Для выделения слов, употребляемых не в своём обычном значении; слов, употребляемых иронически; слов, впервые предлагаемых или, наоборот, устарелых, а так же слов необычных: Как человек опытный, дельный, Зверьков начал наставлять меня на «путь истины». Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т.е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАУРА
|