Изобразительно-выразительные средства языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изобразительно-выразительные средства языка



ТРОП – употребление слова или выражения в переносном значении.

ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. «В сто сорок солнц закат пылал» (В.Маяковский).

ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному. «Гвоздин, хозяин превосходный,/ Владелец нищих мужиков» (А.С. Пушкин).

ЛИТОТА – художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета. «В больших сапогах, в полушубке овчинном,/ В больших рукавицах… а сам с ноготок!» (Н.А.Некрасов).

МЕТАФОРА – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение. «Покатились глаза собачьи/ Золотыми звёздами в снег» (С.А. Есенин).

МЕТОНИМИЯ – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал - изделие из него, содержимое - содержащее, продукт -его производитель, действие-орудие действия и т.д.). «И вы, мундиры голубые,/ И ты, послушный им народ» (М.Ю. Лермонтов).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия, разновидность метафоры. «Зима не даром злится,/ Прошла её пора - / Весна в окно стучится / И гонит со двора» (Ф.И.Тютчев).

ПЕРИФРАЗ – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. «Улыбкой ясною природа/ Сквозь сон встречает утро года» (А.С.Пушкин).

СИНЕКДОХА – перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т.д. «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий/ Тунгус, и друг степей калмык» (А.С.Пушкин).

СРАВНЕНИЕ – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. «как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория». (М.А.Шолохов).

ЭПИТЕТ – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. «Отговорила роща золотая/ берёзовым весёлым языком» (С.А.Есенин).

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта и придающие выразительность художественной речи.

АНАФОРА – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз. «Люблю тебя, Петра творенье,/ Люблю твой строгий, стройный вид» (А.С.Пушкин).

БЕССОЮЗИЕ – (асиндетон) – пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность. «Швед, русский – колет, рубит, режет,/ Бой барабанный, крики, скрежет…» (А.С.Пушкин).

ГРАДАЦИЯ – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости». «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А.Есенин).

ИНВЕРСИЯ – нарушение привычного, естественного для русского языка порядка слов. «Швейцара мимо он стрелой/ Взлетел по мраморным ступеням» (А.С.Пушкин).

МНОГОСОЮЗИЕ – (полисиндетон) – намеренный повтор союза обычно в начале смежных строк. «Ох, лето красное!/ Любил бы я тебя,/ Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи». (А.С.Пушкин).

ПЛЕОНАЗМ – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности речи. «Мария Годунова и её сын Фёдор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы». (А.С.Пушкин).

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчёркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется. «Куда ты скачешь, гордый конь,/ И где опустишь ты копыта?» (А.С.Пушкин).

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную информацию: торжественную, патетическую, ироническую. «А вы, надменные потомки,/ Известной подлостью прославленных отцов…» (М.Ю.Лермонтов).

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – торжественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще – стихотворных строк или строф). «Я звал тебя, но ты не оглянулась,/ Я слёзы лил, но ты не снизошла». (А.Блок).

ЭЛЛИПСИС – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. «Зверю – берлога,/ Страннику – дорога,/ мёртвому – дроги,/ Каждому – своё». (М.И.Цветаева).

ЭПИФОРА – повтор слов или сочетания слов в конце смежных стихов, строф или фраз. «Деточка, / Все мы немножко лошади,/ Каждый из нас по-своему лошадь» (В.Маяковский).

ПЕРИОД – (от греч. обход, окружность) – большое сложное законченное предложение, разделённое отчётливой паузой на 2 части, которые произносятся с повышением голоса. «как плавающий в небе ястреб…, так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего». (Н.В.Гоголь).

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – экспрессивный синтаксический приём письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь». (П.Г.Антокольский).

 

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Член предложения Вопрос Часть речи
Подлежащее кто? что? Имя существительное, местоимение
Сказуемое что делать? каков? Глагол, имя прилагательное, краткое прилагательное
Дополнение падежные вопросы, кроме именительного Имя существительное, местоимение
Определение какой? чей? Имя прилагательное
Обстоятельство где? куда? откуда? зачем? почему? как? сколько? Наречие, имя существительное

 

ЧАСТИ РЕЧИ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1. ВОПРОСЫ: кто? что?

2. Называет предмет.

3. Имеет постоянные признаки: одушевленное – неодушевленное (кто? что?), собственное – нарицательное, род (женский, мужской, средний), склонение (1 ж. р. и м. р. с окончанием –а-, -я-, 2 м.р. и с.р., 3 ж.р. без окончания).

непостоянные признаки: число (мн.ч и ед.ч.), падеж.

4. СКЛОНЯЕТСЯ (изменяется по падежам)

И.п (есть) кто? что?

Р.п (нет) кого? чего?

Д.п (рад) кому? чему?

В.п (вижу) кого? что?

Т.п (доволен) кем? чем?

П.п (думаю) о ком? о чем?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1. ВОПРОСЫ: какой? какая? какие? какое?

2. Называет признак предмета.

3. Зависит от имени существительного (род, число, падеж определяется по имени существительному).

4. Имеет постоянные признаки: качественное (обозначают признаки предметов, имеет степень сравнения, можно образовать краткую форму, подобрать антонимы), относительное ( обозначают материал, из которого сделан предмет),

притяжательное (признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному),

непостоянные признаки: род, число, падеж.

ГЛАГОЛ

1. ВОПРОСЫ: что делает? что делать? что будет делать?

2. Называет действие предмета и его состояние, процесс (прыгает, зеленеет, радуется).

3. Имеет постоянные признаки: вид (совершенный, несовершенный), спряжение (1,2).

непостоянные признаки: наклонение (изъявительное, условное, повелительное), время (настоящее, будущее, прошедшее), лицо (1,2,3) число, род.

4. Спрягаются (изменяется по лицам) только глаголы настоящего и будущего времени.

Ед.ч. мн.ч

1 лицо я мы

2 лицо ты вы

3 лицо он они

НАРЕЧИЕ

1. ВОПРОСЫ: Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Когда? В какой мере? В какой степени? В какой мере? Какое?

2. Обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета.

3. Наречие не изменяется.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.

1. ВОПРОСЫ: Сколько? Какой? Какая? Какие?

2. Называет количество предметов (сколько?) – количественные числительные, порядок предмета при счете (какой? какая? какие? какое?) – порядковые числительные.

3. Имена числительные бывают:

- простые (из корня, корня и суффикса) три,

тринадцать

- сложные (из двух корней) пятьдесят

- составные (из нескольких слов) двадцать один



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.014 с.)