Концепция организационной структуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция организационной структуры



Проблему рационального анализа и построения структуры организации рассмотрели и по некоторым аспектам решили представители классической теории организации. В их понимании "структура - это логические отношения функций в организации, установленные для эффективного достижения ее цели".

Разработка структуры организации осуществляется в этом случае в соответствии со следующими принципами:

• разделение труда и распределение функций. Если применить этот принцип к вертикальной строения организации, он означает иерархию, если к горизонтальной - разделение на функции и задачи;

• деление на отделы, который предполагает распределение различных видов деятельности между компонентами организации в зависимости от ее назначения и других факторов. Так, функционирование отделов и соответствующей структуры организации осуществляется так, чтобы дать возможность каждой организационной единицы сконцентрировать свои усилия на определенных аспектах деятельности. Кроме того, отделы можно формировать, ориентируясь на клиентов, а также по географическим регионам;

• обеспечение координации работ - прежде всего за счет их рационального группировки (по степени однородности и взаимосвязанности) под единым руководством. Как исключение допускалась координация работ непосредственными исполнителями из разных подразделений, находящихся на одном иерархическом уровне («мостик» Файоля)

• полная идентификация структуры организации и ее организационной схемы, которую закрепляют и регламентируют штатные расписания, положения о подразделениях и должности, маршрутные карты, ежедневные расписания работ, формы планирования и отчетности.

Перечисленные принципы получили широкое распространение и составляют основу классического понимания структуры организации как четко регламентированного "бюрократического" инструмента.

Современная теория организационных систем расширяет классическое понятие структуры организаций путем включения человеческого фактора в перечень основных структурных характеристик. Структура организации рассматривается как постоянно воспроизводимый в отношениях людей формально-неформальный распределение полномочий, ответственности, воздействий, задач, связей.

Объединение формально-неформальных и поведенческих аспектов структуры организации составляет основу ситуативного теории организационных структур. ее основные положения сформулированы в работах Г. Саймона, Дж. Марча, П. Лоуренса. Они заключаются в следующем:

1. Первичной основой организации является система взаимосвязанных социальных поведений ряда людей - участников организации. Согласно структура организации должна состоять из тех аспектов, шаблонов поведения в организации, которые являются сравнительно стабильными и меняются медленно. Каркас структуры - это состав подразделений и должностей, а в более общем смысле - система центров принятия решений и процессов, на которых замыкаются, реальное же его наполнение - взносы отдельных членов организации в процессы принятия решений и достижения организационных целей.

2. Главным моментом структуры является не сама логика распределения общей задачи на под-задачи и не установление ответственности за их выполнение, а "поведенческие эффекты специализации", то есть степень влияния структуры на поведение людей.

3. важным является не распределение задач на под-задачи, а дальнейший процесс их выполнения, связи, возникающие при этом, в частности для преодоления вновь выявленных проблем.

4. Сфера эффективного использования функциональной специализации (по отдельным функциям, этапами, работами в едином производственно-хозяйственном процессе) объективно ограничена. Наиболее целесообразной является специализация по целям, поскольку она позволяет сосредоточить внимание и сориентировать работника на результат, а не на процесс, заставляет проводить поиск эффективных (необязательно заранее заданных) путей достижения результатов и правильнее оценивать эффективность своей деятельности.

Составной более общей теории специального подхода к построению структуры организациями является теория дифференциации и интеграции П. Лоуренса и Дж. Лорша. На основе обследования ряда предприятий П. Лоуренс и Дж. Лорш пришли к выводу, что на отношения между подразделениями наряду с другими влияют такие факторы, как степень различия между подразделениями (дифференциация) и степень необходимого сотрудничества подразделений (интеграция).

Дифференциация означает деление работ между частями или подразделениями организации так, чтобы каждая из них получили определенную степень завершенности в рамках этого подразделения. Дифференциация - это выделение частей в организации, каждая из которых предлагает что-то в ответ на спрос определяется внешней средой. Для определения степени дифференциации в организации П. Лоуренс и Дж. Лорш предложили использовать четыре параметра:

• определенность целей или задач - есть цели ясными и легко измеряемыми или они двусмысленны и имеют сильный качественный оттенок;

• структура - есть структура формальной, с жесткой политикой и процедурами или она свободная и гибкая, с политикой, ориентируется на определенный момент;

• уровень взаимодействия - осуществляются значительные меж- личностные и между групповые связи и кооперация или нет;

• временные рамки обратной связи - получают люди информацию о результатах работы через короткие или длительные интервалы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.213 (0.004 с.)