Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Й этап. Формирование произносительных умений и навыков↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Й этап. Подготовительный Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно: а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них; б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях; в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков; г) в процессе систематических тренировок вырабатывать владение комплексом пальчиковой гимнастики; д) укреплять физическое здоровье (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль). Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени. Й этап. Формирование произносительных умений и навыков Задачи: а) устранить дефектное звукопроизношение; б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. Виды коррекционной работы на данном этапе: 1). Постановка звуков в такой последовательности: Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в подготовительной логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий). Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. - свистящие [С], [3], [Ц], [С], [3']; - шипящий [Ш]; - сонор [Л]; - шипящий [Ж]; - соноры [Р], [Р']; - шипящие [Ч], [Щ]. Способ постановки — смешанный. Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики): • для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»; • для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»; • для [Р], [РЬ]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
• для [Л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах (по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе): • [С], [3], [Ш], [Ж], [С], [3'], [Л"] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных (Звонкие согласные 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах); • [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со стечением согласных; • [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3). Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4). Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5). Дифференциация звуков: С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш; Ж-З, Ж-Ш; Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ; Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш; Р-Л, Р-Рь, Рь-Ль, Рь-Й, Ль-Л. 6). Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.) 3-й этап. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения. ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ Упражнения для челюстей 1.Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек. 2.Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами. 3.То же в быстром темпе. 4.Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты. 5.Повторяется первое упражнение. Упражнения для губ 6.«Улыбка» — растягивание разомкнутых губ; зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы. 7.То же с сомкнутыми губами и зубами. 8.«Трубочка» («Хоботок») — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).
9.Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки». 10.Вращательные движения губами. 11.Отставление нижней губы от зубов и десен. 12.Втягивание нижней губы внутрь рта. Упражнения для языка (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти): 13. «Болтушка»— движения языком вперед-назад. 14. «Часики» — движения языком вправо-влево. 15. «Качели»— движения языком вверх-вниз: а) к верхней — нижней губе; б) к верхним — нижним зубам; в) к верхним — нижним альвеолам. 16. Круговые движения языком: а) по губам; б) по зубам в преддверии рта; в) за зубами. 17.«Лошадки» — щелканье языком. 18. «Лопатка»— широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу; подержать 10-15 с. (при напряжении похлопать по языку шпателем или пошлепать губами). 19. «Иголочка»— узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в этом положении 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до его кончика шпателем). 20. Попеременное выполнение «Лопатки» и «Иголочки». 21.«Желобок» («Трубочка»)— высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх. 22.«Чашечка» («Ковшик»)— широкий язык поднять кверху. 23.«Грибок»— язык широкий, плоский, присосать к твердому нёбу; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка — к верхним альвеолам.
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ФИО ребенка Группа_______ Возраст______ 1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата___ 2. Развитие фонематического слуха______________________ 3. Коррекция звукопроизношения_______________________ 4. Формирование навыков фонематического восприятия____ 5. Развитие речевого дыхания, голоса____________________ 6.Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков__________________________________ 7. Развитие общей и мелкой моторики____________________ 8. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления 9. Подготовка к обучению грамоте_______________________ 10. Воспитание самоконтроля за речью___________________ 11. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью_____________________________________ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
ФИО ребенка______________ Группа________ Возраст_____ 1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата______ 2. Коррекция звукопроизношения_______________________ 3. Развитие речевого дыхания, голоса____________________ 4. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков__________________________________ 5. Развитие общей и мелкой моторики_________________. 6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления________________________________ 7. Подготовка к обучению грамоте_______________________ 8. Воспитание самоконтроля за речью____________________ 9. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью_____________________________________ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Опытные логопеды рекомендуют строить индивидуальное логопедическое занятие с учетом развития всех сторон речи. Пример индивидуального логопедического занятия 1. Патология ребенка: псевдобульбарная дизартрия (стертая форма); ОНР (3 уровень речевого недоразвития по Р.Е. Левиной): нарушено произношение свистящих и шипящих звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], звука [Л]; нарушение полиморфное. Несформированность фонематического анализа (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема пассивного словаря, номинативного, атрибутивного. Нарушения грамматических функций словоизменения и словообразования; выраженные экспрессивные аграмматизмы, нерезко выраженные импрессивные аграмматизмы. Несформированность слухового внимания и памяти. В поведении адекватен, контактен, эмоционально лабилен.
Логопедическое заключение и его обоснование указывается один раз, можно на титульном листе плановой тетради. 2. Индивидуальная диагностическая карточка ребенка: Фамилия, имя____________________________________________ Речевое заключение_______________________________________ Диагноз ________________________________________________ а). 200 __- 200 __ уч. год___________________________________ б). 200 __- 200 __ уч. год___________________________________ Звукопроизношение а). б). Фонематическое восприятие а). б). Лексика – Грамматика а). б). Связная речь а). б). Этап коррекционнои работы: подготовительный. Время проведения занятия: 20 мин. Оборудование: (указывается то, что используется на занятии). Тема занятия: «Пчелка Майя» (Занятие следует проводить в едином игровом сюжете, определяющем игровую тему). Рабочая тема: «Звук Ш». Ход занятия 1) Организационный момент. 2) Формирование диафрагмального дыхания, длительного фонационного выдоха. 3) Артикуляционная гимнастика. 4) Фонематический строй речи. 5) Формирование ритмической стороны речи. 6) Воспитание мягкой голосоатаки. 7) Графическое восприятие буквы. 3. Задание для воспитателя: Артикуляционные упражнения. 1. Работа по индивидуальным тетрадям. 4. Домашнее задание: Основная задача — отрабатывать и закреплять навыки, полученные на занятии. ПРИМЕР ВЕДЕНИЯ ПЛАНОВОЙ ТЕТРАДИ:
Примерный план на 10 занятий
Структура занятия
1. Организационный момент. 2. Артикуляционная зарядка: • общие артикуляционные упражнения; • специальные артикуляционные упражнения; • упражнения по развитию силы голоса и выдоха. 3. Объявление темы занятия.
4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием). 5. Анализ артикуляции по плану: • положение губ; • положение зубов; • положение языка (кончика, спинки, корня); • участие голосовых складок; • характер выдыхаемой струи. 6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание. 7. Развитие фонематического слуха — опознавание звука: • в ряду изолированных звуков, отдаленных по артикуляционным и акустическим характеристикам; • в слогах, с учетом вышеуказанных рекомендаций; • в словах; • в предложениях; • в тексте. 8. Закрепление произнесения звука в слогах. 9. Домашнее задание. 10. Итог занятия: • повторение: «Какой звук отрабатывался на занятии?»; • анализ основных положений артикуляции изучаемого звука; • заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное). 11. Оценка работы ребенка на занятии с положительной психологической направленностью. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ЛОГОПЕДА НА ЛЕТНЕ-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД Й этап. Подготовительный Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно: а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них; б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях; в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков; г) в процессе систематических тренировок вырабатывать владение комплексом пальчиковой гимнастики; д) укреплять физическое здоровье (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль). Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени. й этап. Формирование произносительных умений и навыков Задачи: а) устранить дефектное звукопроизношение; б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. Виды коррекционной работы на данном этапе: 1). Постановка звуков в такой последовательности: Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в подготовительной логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий). Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. - свистящие [С], [3], [Ц], [С], [3']; - шипящий [Ш]; - сонор [Л]; - шипящий [Ж]; - соноры [Р], [Р']; - шипящие [Ч], [Щ]. Способ постановки — смешанный. Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики): • для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»; • для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»; • для [Р], [РЬ]: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»; • для [Л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах (по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе): • [С], [3], [Ш], [Ж], [С], [3'], [Л"] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных (Звонкие согласные 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах); • [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со стечением согласных; • [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3). Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4). Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5). Дифференциация звуков:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.68 (0.014 с.) |