Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Личность и общество.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ Как бы мы ни развивали личности наших детей в детстве, как бы ни старались дать им «самое» лучшее, но что получается, то получается. Наблюдая за людьми, приходится признать, что все мы делимся на некоторые психологические типы. Об этом нам постоянно говорят психологи, а теперь и в школе начинаются попытки чуть ли не с первого класса определить некий психологический тип ребенка и обучать в соответствии ему. Правда речь идет не о воспитании, а о белении детей на производственные касты. Одни должны с самого раннего возраста готовиться управлять и быть всякого рода «творцами-креативщиками», другие быть инженерами, третьи рабочими у станков, четвертые – сельскохозяйственными рабочими. Речь о свободном выборе профессии и жизненного пути, по мнению этих горе-воспитателей, нужно исключить. Нежизнеспособность такого подхода очевидна для многих, и как учит история тех кто желает у нее учиться - судьба неуемных революционеров незавидна. А для нежелающих это понимать, следует напомнить, что попытки поставить преграду жизненным силам общества всегда кончались плохо для таких преград. Нужно не придумывать искусственные общественные конструкции, а идти вслед жизненным силам народа, лишь направляя их в возможное лучшее русло. ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Например, на Западе успешно работает модель деления личности по геометрическим типам: круг, квадрат, треугольник, зигзаг. Как-то изучая эту типологию между делом обратил внимание, что почти невозможно подвести кого-то из моих товарищей под один из типов. На мое недоумение один психолог объяснил: «Это у них на Западе все прекрасно работает. Там действительно если человек круг, то он круг и никак не проявляет свойств треугольника». Вывод запомнил, а вопрос остался: как можно понимать окружающих меня людей с точки зрения психологии? Жизнь, как всегда оказалась интересней теории и помогла разобраться с вопросом самым неожиданным способом. Началось все с того, что после начала занятий танцами в клубе собралось большое число девиц. Если парни требовали только приключений, то от девушек шел мощный призыв к пониманию их проблем, не учитывание которого грозило взорвать клуб изнутри. Девицам нужно было жать ответ на второй извечный русский вопрос: «Что делать?» СКАЗКА О ЗОЛУШКЕ. «Кто женщину поймёт, тот будет править миром, А.Фет Конечно же, первый психологический тип девушки в обществе – это ПРИНЦЕССА. Она мила, весела, говорлива, готова общаться. Принцесс мало, но общество образуют они и это их главная забота. Про принцесс написана большая половина сказок. Василиса Премудрая и Золушка – суть принцессы или становятся ими. Принцессы любят все красивое: красиво одеваться, красиво двигаться, красиво говорить, красиво жить. Но беда всех принцесс в том, что для красивой жизни нужен принц, а принцев мало даже среди воспитанников военно-патриотических клубов. Поэтому мы стали разбирать с нашими принцессам смысл сказки о Золушке. Кто такая Золушка по сюжету сказки? Будем опираться на прекрасный вариант сказки от Евгения Львовича Шварца, вышедший на киноэкраны в 1944 году. Она дочь знатного вельможи – главного лесничего и по праву происхождения приглашена на бал – смотрины невест для принца. Правда, жизненные обстоятельства заставляют Золушку заниматься работой и самой черной, от чего девушка постоянно покрыта слоем золы и немного неопрятна, но уверена, что «очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь». Попадая на бал, Золушка сразу же попадает в центр внимания. Все от короля до принца ее сразу же замечают, как будто нет других знатных и красивых девушек. Секрет Золушки очень прост: она ведет себя как девушка из двух общественных групп: тонка, воспитана как знатная дама, проста как крестьянка («не ломается» когда ее просят спеть), умела как горничная (зашивает королю воротник). Такие контрасты не могут не заинтересовать окружающих. Такова, кстати, природа интереса молодого барина Алексея Берестова к переодетой крестьянкой Лизе Муромской в повести Пушкина «Барышня-крестьянка». Проявляя особенности и простой крестьянки и недоступной, строговоспитанной барышни Лиза сразу овладевает вниманием Алексея. Да и сам интерес Лизы к столичному гостю диктуется контрастом, складывающимся из рассказов ее горничной и ее подружек из числа помещичьих дочек. Поэтому нашим принцессам сразу разъяснялся смысл сказок про Золушку, и сами девочки пристраивались к работе. Пилить дрова, варить кашу, ставить палатку в походе, шить платья и всякие безделушки к балу, убирать, мыть, наряжать – все это добровольно (по-волонтерски) и с радостью. Девочки за дело взялись (всем ведь хочется быть принцессой, а не только ей казаться), и тут обнаружилась разница в их поведении. Нужно было создавать модель поведения личности в обществе. «ТРИ ДЕВИЦЫ ПОД ОКНОМ ….»
Три девицы под окном - "Кабы я была царица,- А.С. Пушкин Что было дальше – история всем знакомая с детства. Одна сестрица, проявившая прямое отношение к личности молодого человека облеченного властью становится его супругой - царицей. Две остальные сестры, воспринимавшие молодого мужчину через его внешние атрибуты (возможность всех организовать систему массового питания, возможность наладить производство полотна) отправлены заниматься тем, к чему у них была расположенность. Тем более, что каждая из них заявила о своем желанном занятии. Но они от чего-то обижаются. С чего бы? – «Знать завидуют оне государевой жене». Это важный психологический момент как для развития сюжета сказки, так и для понимания психологической природы всех русских бунтов и революций. Но сейчас оставим его за рамками нашего исследования. В первой главе, была упомянута способность русского человека совмещать разные психологические типы, разные занятия, занимать положение в разных сословных группах одновременно. Люди, проявляющие противоположные качества нас не настораживают, а вызывают живой интерес и даже желание сжиться с ними, дружить и любить их. Не в этой ли особенности русской души таится то беззаветное чувство, с которым наши предки восприняли Иисуса Христа, иным народам казавшимся столь противоречивым?
ЧАСТИ И ТИПЫ ЛИЧНОСТИ. «ТКАЧИХА» Но все же, в каждом многогранном человеке есть одно из трех различных стремлений, определяющий тип его личности. Так «ткачиха» стремится иметь отношения с бездушными предметами. Ее тянет к рукоделию и если не развивать интерес и потребность в общении, то такая личность навсегда останется «ткачихой». Развитие личности у ткачихи блокируется в основном осуждением ближнего. Начни осуждать окружающих и сможешь дело иметь только с ремеслом. С работой, или с такими же осуждающими. Осуждение приводит к сужению сознания, а объединение людей с узким сознанием порождает секту. И все же, перед любой «ткачихой» за самым современным станком всегда стоит пример открытых личностей и потому «плачет у станка ткачиха…». «Ткачиха» ткет из того что есть и ориентируется только на свои представления об истине, красоте и порядке. Изменить усвоенные истины «ткачихе» самостоятельно практически невозможно. Из «ткачих» выходят прекрасные рабочие, интеллигенты-технари, чиновники-исполнители, солдаты, наконец. «ПОВАРИХА». Личность «поварихи» не ограничена своими абстрактными представлениями как у ткачихи. Она уже может взаимодействовать с другими личностями, понимать их вкусы, желания, стремления и потому ей удается угождать вкусам окружающих – «готовить им». Собственные представления «повариха» умеет подвергать сомнению, может управлять их содержанием как повар управляет вкусом приготовляемой пищи. И не обязательно это будет приготовление пищи. Например секретарша, умеющая понять ситуацию и помочь директору и своим товарищам также относится к типу «поварихи». Если «ткачихи» прекрасные производственные работницы, то «поварихи» -великолепные помощницы, но не в личных, а в производственных отношениях. «ПРИНЦЕССА» («ЦАРИЦА»). Тип «царицы» или «принцессы» ориентирован целиком на личность человека. И не важно мужчина это, или женщина. «Принцесса» в первую очередь помогает состоятся личности другого, а не берется опекать как «повариха», или делать вместонего как «ткачиха». Поэтому с практической точки зрения «принцессы» - существа никчемные, но в перспективе только они позволяют другим личностям развиваться и быть счастливыми. «Принцы» и «принцессы» умеют воплощать в своей жизни какие-нибудь идеи, заражая ими окружающих. Будь то идея красоты, идея доблести, идея власти «принц» будет воплощать ее в своей жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.10 (0.011 с.) |