Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Слушание произведения А. Оннегера «Пасифик № 231».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
И еще одно произведение, в котором использование принципов авангардизма оправданно. А. Оннегер «Пасифик № 231». Слушание. - О чем музыка? Вам понравилась?
Вокально-хоровая работа. 4. Итог урока. Учебно-материальное обеспечение: 1. Литература: Учебник, программа. 2. Наглядные пособия: портрет А.Шенберга. 3. Музыкальный материал: А.Шенберг «Уцелевший из Варшавы», А.Онеггер «Пасифик 231». Преподаватель Н.Н. Кустарова (подпись, инициалы имени и фамилия руководителя занятия) ПЛАН проведения урока по Музыке (наименование учебной дисциплины) с 8 классом
Тема: №11. Музыка «легкая» и «серьезная».
Цель: Помочь учащимся разобраться в общественных функциях «легкой» и «серьезной» музыки, показать, что их объединяет, а что различает.
Задачи: - обучающая – изучить творчество П.Уинтера; - развивающая – развивать интерес к музыкальной культуре ХХ века; - воспитательная – воспитывать уважение к музыкальной культуре разных народов мира.
Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы урока. 3. Работа по теме урока: - - Какое из произведений, прозвучавших на прошлом уроке, можно отнести к музыке «легкой», а какое - к «серьезной». Почему? - Что такое «легкая» музыка? А «серьезная»? - Как вы думаете, разделение на «легкое» и «серьезное» искусство присуще только музыке? (Литература: Бальзак, Дюма, Чехов, Д. Джером и т. д.) П. Разговор о проблеме легкой и серьезной музыки. Грани между понятиями «легкое» и «серьезное» в искусстве очень прозрачны. Они в большой степени зависят от уровня слушательской культуры. Нельзя сказать, что легкая музыка появилась недавно, она, как и серьезная, - давний спутник человечества. И.-С. Бах, несомненно, серьезный музыкант, но его «Кофейная кантата», «Шутка», «Дуэт для двух пар очков», множество народных танцев написаны с не-меныним мастерством и любовью, талантом и трудолюбием. Подобное можно встретить в творчестве любого композитора-мастера. О легкой музыке много спорят. Спорят музыкальные критики, спорят поколения. - Как вы обычно обращаете внимание на того или иного кумира? Складывается своеобразная схема: - услышали в разговоре с друзьями о новом исполнителе (рок-группе), заинтересовались; - купленная кассета или взятая у друзей, слушаем раз, другой, между прочим - вроде бы ничего, нравится; - затем записывается новый альбом... и так пока не надоест. Какая разница, что каждый новый альбом менее интересен. - Если внимательно вслушаться, то можно обнаружить однообразие текстов и мелодии. Но реклама видеоклипов обеспечивает хороший успех своей «продукции». Так к нам попадает музыка даже не легкая, не легкомысленная, а просто низкопробная. Любовь иных к легкой музыке понятна: с ней можно развлечься, отдохнуть. Здесь господствуют ритм и громкость. - Что произойдет с человеком, который в жизни своей оставит только музыку легкомысленную, развлекательную? - Давайте попробуем провести грань между музыкой «легкой» и «серьезной».
А. Н. Сохор (музыковед) дает 3 общепринятых признака разграничения «легкой» и «серьезной» музыки: - где исполняют произведения (концертный зал, филармония, дискотека, вечеринка и т. д.), это внешний признак; - доходчивость; - содержание музыки, которое определяет его назначение. Принадлежность к «легкой» и «серьезной» музыке проверяется - можно ли ее слушать «между прочим».
III. Знакомство с музыкой П. Уинтера и разговор о ней. - Сегодня на уроке на примере «Концерта Земле» Пола Уинтера в исполнении ансамбля «Консорт» мы попробуем разобраться -музыка «легкая» или «серьезная». Из всей Солнечной системы Земля - единственная обитаемая планета. Человечество живет на Земле всего около миллиона лет, однако уже сумело изобрести средства собственного уничтожения. Нам выпало счастье жить, мыслить и определять наше будущее. Каким оно будет на Земле после нас? Чтобы сохранить и укрепить жизнь, которая украшает нашу планету, мы должны бороться против варварства и бескультурья, против угрозы ядерной войны. В ряду таких борцов американский ансамбль «Консорт» под руководством Пола Уинтера. Выступая на Генеральной Ассамблее ООН со своим «Концертом Земле», музыканты призывали все народы мира объединяться для спасения нашего общего дОма - пока еще живой и прекрасной планеты Земля. Не совсем обычен состав ансамбля. Кроме традиционных для джаза: саксофона, фортепиано, двух гитар, контрабаса, ударных и вокала - в него входят виолончель, валторна и хор. Слушание «Звуки над водой». - Обратили ли внимание на мастерство джазовой певицы Сьюзен Осборн, на теплоту и естественную выразительность ее интонации, на изобразительные эффекты, которые она создает с помощью хора? - Понятны ли мысли и чувства, которые передают нам американские исполнители, даже если мы не знаем английского языка? - Можно ли назвать «Звуки над водой» развлекательной музыкой? Ансамбль «Консорт» мастерски использует приемы «конкретной музыки». В красочное музыкальное звучание вплетают естественные голоса природы: шум моря и зовы кита («Колыбельная матушки Китихи маленьким тюленям»), волчий вой. Это позволяет музыкантам не только создавать трепетные, проникновенные, «живые» картины природы, но и высказывать очень важные мысли. Такое направление в музыке XX в. называют «экологическим джазом». Слушание «Волчьи глаза». - Каков характер музыкального образа? Какова его нравственная идея? - Какими выразительными средствами и музыкально-изобразительными средствами создана композиция «Волчьи глаза»? - Проследите драматургию художественного образа композиции. Из взаимодействия каких элементов она складывается? Где, на ваш взгляд, кульминация образа? - Музыка «серьезная» или «легкая»? Вывод. Людям необходима самая разная музыка, отражающая в своем многообразии нашу жизнь, но не менее важным для человека является наличие музыкальной культуры, умение отличить подделку от истинного шедевра как серьезной, так и легкой музыки.
IV. Продолжение работы над разучиванием и отработкой вокально-певческих навыков песни Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик». Можно Предложить ребятам, играющим на гитаре, аккомпанировать классу. Домашнее задание: сочините несколько вариантов ритмического аккомпанемента. 4. Итог урока
Учебно-материальное обеспечение: 1. Литература: Учебник, программа. 2. Наглядные пособия: слуховая наглядность, портрет. 3. Музыкальный материал: Пол Уинтер «Концерт Земле», «Звуки над водой», «Волчьи глаза».
Преподаватель Н.Н. Кустарова (подпись, инициалы имени и фамилия руководителя занятия) ПЛАН проведения урока по Музыке (наименование учебной дисциплины) с 8 классом
Тема: №12. «Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (полька) Цель: раскрыть тяготение к «легкой» и «серьезной» музыке одного жанра на примерах «Польки-пиццикато» И. Штрауса и «Польки» С. Рахманинова.
Задачи: - обучающая – определить характерные черты польки. - развивающая – развивать интерес к музыкальной культуре ХХ века; - воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы урока. 3. Работа по теме урока: I. Работа по теме урока. Долгое время танцевальная музыка существовала только лишь для сопровождения танцев, затем стали появляться танцевальные произведения, которые имели совсем другую художественную ценность. Одним из главных признаков танцевальной музыки является преобладающая роль ритма. Из всех видов музыкального искусства танцевальная музыка самым непосредственным образом связана с бытом и подвержена влиянию моды. Она отражает облик людей данной эпохи, их нравы, манеру поведения, их эмоциональность. Сдержанный менуэт, веселая полька, гордый полонез, развинченный твист, шейк, брейк-данс представляют нам время и людей по-разному. Танцевальность проникает во многие произведения крупной формы: оперы, симфонии. - На этом уроке мы попробуем разобраться в двух польках -знакомой вам «Польке» И. Штрауса и незнакомой «Польке» С. Рахманинова. - «Легкая» или «серьезная»? На этот вопрос мы ответим, прослушав обе польки. Слушание «Польки-пиццикато» И. Штрауса. - Какое впечатление произвела на вас музыка? Какие чувства и настроения переданы в ней? - Какая группа инструментов исполняет польку? В чем особенность исполнения? (Пиццикато в струнных.) Пиццикато (от итал. слова pizzicare - щипать) - прием исполнения на струнных смычковых инструментах. Звук извлекается не ведением смычка, а защипыванием струны пальцем. - К легкому или серьезному жанру можно отнести польку? Почему? (Во времена И. Штрауса это выла самая настоящая, часто шокирующая публику танцевальность, легкость.) Немногим великим композиторам судьба принесла в дар признание и любовь современников. К их числу относится Иоганн Штраус. Он познал радость творчества, находящего живой отклик в сердцах миллионов. Штраус обладал редким трудолюбием, сочинял в любых условиях. «Мелодии текут из меня, как вода из крана», - в шутку говорил он. И. Штраус создавал истинно художественные произведения, доступные и понятные массам. С критерием мастерства, присущим серьезному искусству, он подошел к музыке легкой и поэтому сумел стереть грань, отделявшую высокий жанр (концертный, театральный) от якобы низкого (бытового, развлекательного). Так поступали и другие крупные композиторы прошлого, например Моцарт, для которого не существовало принципиальных различий между «высоким» и «низким» в искусстве. И. Штраус противопоставил художественно-обновленный легкий, развлекательный жанр натиску мещанства и пошлости. В тех формах, какие мы знаем сейчас, легкая музыка начала развиваться с XIX века в условиях бурного роста городов и демократизации музыкальной жизни. До этого она существовала в народном творчестве - в творчестве скоморохов, шпильманов, шансонье, певцов-куплетистов, цыганских хоров. В XVIII в. появляется вальс, затем в 30-е гг. XIX в. - полька, чардаш, оперетты. - Вспомните, какие польки вы еще знаете. Наиграть чешскую польку «Танцуй, танцуй», «Итальянскую польку» С. Рахманинова. - Как вы думаете, музыка «легкая» или «серьезная»? Почему? (Чешская полька - бытовая танцевальная музыка. Полька С. Рахманинова - музыкальный «сувенир», подарок из Италии, где он слышал этот напев. Его родственница вспоминала: «По вечерам, когда спадала жара, на улице появлялись уличные музыканты: женщина и мужчина, а маленький длинноухий ослик вез механическое пианино, к которому была прилажена люлька с ребенком. Время от времени они останавливались, и женщина заводила пианино, а мужчина, в цилиндре и с тросточкой, пел и приплясывал. В их репертуаре была очень мне нравившаяся полька. Впоследствии, когда я услышала «Итальянскую польку» Сережи, передо мной вставала картина: яркое небо, синее море, ослепительно белая улица и уличные музыканты с осликом, покорно ждущим, когда надо будет ехать дальше».) - С. Рахманинов неоднократно отказывался от блестящей, концертно-виртуозной обработки «Итальянской польки»? Почему? (Пропала бы непосредственность, бесхитростность напева.) С. Рахманинов ценил шутку, улыбку и наряду с серьезной музыкой, в минуты отдыха, чувствовал потребность в музыкальном развлечении. 3. А. Прибыткова, племянница С. Рахманинова, вспоминает: «Иногда он с детьми играл коллективные вариации (Бородина, Римского-Корсакова, Лядова, Кюи на тему «Собачьего вальса»). Дети играли только тему. И как красиво выходило». Сергей Васильевич любил эту вещь, ему нравилось тонкое музыкальное остроумие вариаций. В своих воспоминаниях описывает 3. А Прибыткова минуты отдыха композитора, который ценил юмор, улыбку, чувствовал потребность в музыкальном развлечении, музыкальных шутках. «После обеда, если никого из гостей нет, начиналось веселье; Сергей Васильевич играл нам, детям, всякую всячину, и мы это обожали... Еще мы любили в детстве, когда дядя Сережа играл нам польку своего отца, из которой сделал труднейшую концертную транскрипцию. Сам же Сергей Васильевич обожал, когда отец его играл польку. А играл Василий Аркадьевич ее ярко, весело, немного корявыми, плохо гнущимися пальцами. Но выходило ловко, и Сергей Васильевич, получая полное удовольствие, захлебывался смехом. А потом сам садился за рояль и тоже играл польку, но это было совсем другое! И теперь веселились оба: и отец, и сын - отец от того, что из его простенькой музыки сделал сын, а сын от того, как отец воспринимает метаморфозу со своей полькой. И мы все смеялись, на них глядя». Звучит «Полька». Сам композитор называл ее «Полька УК» -Василий Рахманинов. - Какое настроение вызывает у вас эта музыка? Каков характер основной интонации? Влияние какого композитора вы ощутили в этой музыке? - Как вы думаете, с помощью каких приемов развития музыки композитор превратил простенький бытовой танец в блестящую концертную пьесу? - К какой области музыки (легкой или серьезной) можно отнести «Польку»? (Жизнерадостный «шик» венской развлекательной музыки. Рахманинов получал истинное удовольствие от музыки Штрауса. По тонкости, изяществу и богатству развития стоит ближе к серьезной музыке.) «Небольшая пьеса вполне может стать таким же шедевром, как и большое произведение. В самом деле, я нередко убеждался, что короткая фортепианная пьеса причиняла мне всегда гораздо больше мук и ставила передо мной больше проблем, чем симфония или концерт», - вспоминал С. В. Рахманинов. Итог. С песни, марша, танца - бытовой массовой музыки вы начали постигать большой мир музыки. И теперь, в 8 классе, мы вновь встречаемся с песнями, танцами и пробуем разобраться, что с ними произошло в XX в., какие изменения претерпела бытовая музыка. II. Исполнение песни Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик». III. Разучивание песни «Под музыку Вивальди», музыка В. Берковского и С. Никитина на слова А. Величанского (см. Приложение 14). - Созвучна ли музыка стихотворению А. Величанского «Под музыку Вивальди»? - Какими особенностями она напоминает старинную музыку? Татьяна и Сергей Никитины - не профессиональные музыканты. Они биофизики, влюбленные в музыку и поэзию. Сергей Никитин не пишет стихов, он сочиняет к ним музыку, стараясь извлечь мелодию, уже заложенную в слове, расширить образный смысл и красочность каждого стихотворения. Авторская песня возникла из протеста пустой эстрадной развлекательности и отдает предпочтение поэзии, выразительному слову. Ей противопоказаны украшения и светоэффекты, стадионы и Дворцы спорта. Она должна идти от сердца к сердцу.
4. Итог урока
Учебно-материальное обеспечение: 1. Литература: Учебник, программа. 2. Наглядные пособия. 3. Музыкальный материал: «Полька-пиццикато» И. Штрауса и «Полька» С. Рахманинова, «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Танцуй-танцуй» чешская полька.
Преподаватель Н.Н. Кустарова (подпись, инициалы имени и фамилия руководителя занятия) ПЛАН проведения урока по Музыке (наименование учебной дисциплины) с 8 классом
Тема: №13. «Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (вальс).
Цель: раскрыть тяготение к «легкой» и «серьезной» музыке одного жанра – вальса - на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки, фрагментов песен, сочиненных в наши дни.
Задачи: - обучающая – определить характерные черты вальса; - развивающая – развивать интерес к музыкальной культуре ХХ века; - воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы урока. 3. Работа по теме урока:
Звуки вальса тихонько коснулись души, В глубину всех сердец незаметно проникли. Пригласить свою даму на танец спеши, Пусть сердца закружат в зачарованном ритме.
Здравствуйте, ребята. Наш урок я хочу начать с прослушивания фрагментов песен, написанных в наши дни. - Каким песням принадлежат эти мелодии и что между ними общего? (Эти песни написаны в ритме вальса и исполняются в темпе вальса) СЛУШАНИЕ: «Мальчишки, девчонки» Аркадия Островского СЛУШАНИЕ: «Туристская песня» Кирилла Молчанова
- Чем объяснить популярность вальса на протяжении вот уже 2 веков? - Как вы думаете, почему многие песни, сочинённые в наши дни, имеют черты вальса? - Скажите, как мы узнаём о быте, музыке, танцах прошлых лет? (из повестей, романов, сказок) - Прочитайте отрывок из романа Льва Толстого «Война и мир» (сцена первого бала Наташи Ростовой). - Какому танцу созвучен образ юной Наташи Ростовой? В 7 классе вы знакомились с «Вальсом» из оперы «Война и мир» Сергея Прокофьева. Именно он рисовал нам образ Наташи Ростовой. СЛУШАНИЕ: «Вальс» из оперы «Война и мир» С. Прокофьева - Почему именно он, а не мазурка, полонез, менуэт? Изучение нового материала. При дворах высокопоставленных лиц танцевали множество танцев: менуэты, сарабанды, полонезы. Простой люд плясал на праздниках народные танцы – в каждой стране свои. Одни танцы (особенно народные) сохранялись веками, другие исчезали без следа. Предлагаю вам разгадать «Танцевальный кроссворд» и назвать популярные танцы прошлых столетий. Каждый танец нужно отнести к той стране, в которой он бытовал. (приложение «Танцы народов мира») РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА Перед вами 7 прекрасных стран, которые стали Родиной для 7 разных танцев. - А какую страну считают Родиной ВАЛЬСА? Родиной вальса считают три страны: Францию, Чехию и Австрию. В середине 18 столетия во Франции бытовал народный танец ВОЛЬТ. Танцевали его парами, с поворотом одного танцующего вокруг другого. В Чехии в это же время был популярен весёлый танец ФУРМАНТ («франт», «гордец»). В Австрии танцевали степенный танец ЛЕНДЛЕР. Была ещё немецкая разновидность лендлера – быстрый, стремительный ВАЛЬЦЕР. Во всех этих танцах партнёры, крепко обнявшись, кружились в быстром, вихревом движении. Новый танец ВАЛЬС соединил в себе элементы вольта, лендлера, фурманта и вальцера. Вальс вышел из сельских кабачков и вошёл в аристократические танцевальные залы. Только принят там был не сразу. Во дворцах новый танец считался очень неприличным. В России, например, Павел 1 издал предписание, запрещающее «употребление пляски, вельсеном именуемой». Но ни смотря ни на что, вальс нельзя было остановить, он с триумфом шёл по странам Европы. Особенно любили танцевать венцы. До сих пор знамениты вальсы Иоганна Штрауса-отца, его сыновей Иозефа, Эдварда и Иоганна. Последнего уже при жизни называли королём вальса. Его вальсы покорили Европу. Немецкий композитор Франц Шуберт написал около 250 вальсов. У польского композитора Фридерика Шопена вальсы стали концертными пьесами. За 200 лет прошедших с рождения ВАЛЬСА, облик его менялся, становился разнообразным. В России самыми популярными жанрами стали вальс-романс, вальс-песня («На сопках Маньчжурии» И. Шатрова, «Амурские волны» М. Кюсса). В творчестве композиторов разных стран и эпох вальсы были разными: бальными, эстрадными, симфоническими и оперными, мятежными и нежно-поэтическими. О таком вальсе мы сегодня поговорим – это произведение великого русского композитора Михаила Глинки. СЛУШАНИЕ: «Вальс-фантазия» М. Глинки - Какое впечатление произвела на вас музыка Михаила Глинки? Какие чувства и мысли она вызвала? - Вы бы отнесли её к области «лёгкой» или «серьёзной» музыки? - Как вы думаете, почему композитор дал своему произведению такое название? «Вальс-фантазия» - одно из самых задушевных лирических произведений М. И. Глинки. В нём отразились мечты о неуловимом, прекрасном образе любимой женщины, о хрупких образах юности, о светлой и мимолётной красоте. Это произведение явилось в какой-то мере «страницей дневника» композитора. Вальс был негласно посвящен Екатерине Ермолаевне Керн – дочери воспетой А.С. Пушкиным А.П. Керн. (на доску прикрепляется портрет Е.Е. Керн). Поэтическое увлечение этой юной девушкой было одним из самых глубоких жизненных впечатлений Глинки. Прослушайте это произведение ещё раз и охарактеризуйте интонацию и ритм главной мелодии. Повторное СЛУШАНИЕ: «Вальс-фантазия» М. Глинки «Вальс-фантазия» Михаил Глинка Мелодия Певучая, гибкая. В ней слышится нежный и страстный призыв любви Ритм Лёгкий, трепетный, причудливый, как будто Глинка рисовал прелестный облик девушки, её воздушную походку, быстрые и лёгкие движения. ВЫВОД: «Вальс-фантазия» - это целая лирическая драма, разворачивающаяся на фоне вальса. Значение «Вальса-фантазии» в истории русской симфонической музыки очень велико. Полная искреннего вдохновения лирическая поэма Глинки указала многим русским композиторам особый путь развития танца. ВЫВОД: Танцы могут относится и к «лёгкой» и к «серьёзной» музыке. В танцевальных интонациях могут быть воплощены различные оттенки человеческих чувств. Словно лёгкие капельки или снежинки Начинают волшебно владеть тишиной… Не спеша Нарастает мелодия Глинки – И яснеет бездонная высь надо мной.
Работа над песней «Вальс о вальсе». Как мы уже говорили в начале урока, многие современные композиторы пишут свои песни в ритме вальса. Одна из самых известных песен Эдуарда Колмановского на стихи Евгения Евтушенко называется «Вальс о вальсе».
СЛУШАНИЕ: «Вальс о вальсе» Э. Колмановского (Татьяна и Сергей Никитины) СЛУШАНИЕ: «Вальс о вальсе» Э. Колмановского (К. Шульженко) - Как вы понимаете смысл этой песни? - Соответствует ли форма этой песни её содержанию? - Опишите свои впечатления от пения Татьяны и Сергея Никитиных. - Сравните эту интерпретацию песни с исполнением Клавдии Шульженко. Запишем текст песни в тетрадь.
ИСПОЛНЕНИЕ:«Вальс о вальсе» Э. Колмановского
домашнее задание. Выучить текст песни Э. Колмановского «Вальс о вальсе»
Подведение итогов урока.
Вальс! Как велика его слава, как радостно раскрывается навстречу ему человеческое сердце. Юноши и девушки, мужчины и женщины разных стран и эпох дарили и дарят ему свою благосклонность. Они выбрали и отличили его среди множества других танцев и сделали королем танцев! ...Пусть на земле нашей старой Новые вальсы звучат! Пусть восхищенные парни Кружат счастливых девчат. Пусть в тишине затаенной Кружатся звезды для нас! Вальс - это танец влюбленных, Вальс - это все - таки вальс...
Учебно-материальное обеспечение: 1. Литература: Учебник, программа. 2. Наглядные пособия: портреты композиторов. 3. Музыкальный материал: «Вальс-фантазия» М. Глинки, фрагменты песен «Мальчишки, девчонки» Островского, «Туристской песни» из оперы «А зори здесь тихие…» К. Молчанова, «Школьный корабль» Г. Струвве. Преподаватель Н.Н. Кустарова (подпись, инициалы имени и фамилия руководителя занятия) ПЛАН проведения урока по Музыке (наименование учебной дисциплины) с 8 классом
Тема: № 14. «Легкое» и «серьезное» в песне.
Цель: познакомить с классическими образцами французской песенной эстрады.
Задачи: - обучающая – определить характерные черты классической французской песенной эстрады; - развивающая – развивать интерес к музыкальной культуре ХХ века; - воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.
Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы урока. Рассказ учителя о французской песне. Огромный мир мыслей, образов заключен в самом простом и доступном музыкальном жанре – песня. Песня нас встречает на пороге жизни, едва мы появились на свет. Первая песня, которую мы слышим,- колыбельная. С “колыбельными” песнями вошли в нашу жизнь многие классики – от Моцарта до Дунаевского. Жизнь человека можно проследить не только по его делам, но и по его песням. В песне запечатлевается не только биография человека, но и летопись страны. Существует множество разновидностей песен, постоянно взаимодействующих друг с другом. Мы давно провели грань между песней композиторской и народной, но между ними существует постоянная взаимосвязь. В операх и симфониях композиторы часто обращаются к народной песне, тогда как некоторые песни, созданные композиторами, уходят в народ (например, “Катюша” М.Блантера). 3. Работа по теме урока: На этом уроке мы познакомимся с некоторыми представителями французской песни. Отметим характерные особенности французской эстрады. Францию называют республикой шансонов. У современной французской песни два истока – кафеконцерт и высокая политическая поэзия, породнившаяся с народной музыкой. Шансонье пели не только в кафе или в бистро, но и на баррикадах, и в колоннах уличных демонстраций. Их песни были посвящены не только любви, но и борьбе с несправедливостью. Выдающиеся французские шансонье всегда включали в свой репертуар народные песни: старинные баллады, рабочие гимны, сатирические куплеты. Шансон – это французская народная песня, а так же современная эстрадная. Шансонье – это французский эстрадный певец, который сам пишет музыку, сам сочиняет слова и сам исполняет. Одним из таких шансонье был Гастон Монтегюс – певец и поэт, любимец рабочих кварталов. Рабочие встречали его “бешенными аплодисментами, а он в рабочей куртке, повязав шею платком, как это делали французские рабочие, пел им песни на злобу дня”. Сегодня и прозвучит такая песня “Слава семнадцатому полку” на стихи Г.Монтегюса в исполнении французского эстрадного певца Кристиана Бореля. После прослушивания песни задать вопросы: Какое впечатление произвела на вас эта песня? Каким настроением она пронизана? Охарактеризуйте музыкальную речь припева. Проследите за интонационным развитием? Есть ли различие в исполнение певцом запева и припева? К какой сфере музыке относится? Ещё одна певица – ещё один исполнительский стиль, ещё одно направление – Эдит Пиаф. Эдит Пиаф (19 декабря 1915 года – 11 октября 1963 года) - французская певица. Родилась в артистической семье. Её матерью была неудачливая актриса Анит Майяр, носившая сценический псевдоним Лина Марса. Отец Эдит, Луи Гассион, зарабатывал себе на хлеб ремеслом уличного акробата. В конце 1915 года в связи с рождением дочери Луи Гассион, прибывает в Париж в очередной фронтовой отпуск и узнаёт, что жена от него ушла и отдала Эдит на воспитание своей матери, которая плохо обращалась с ребёнком. Луи Гассион принял решение отправить дочь к собственной матери. Тут выяснилось, что Эдит совершенно слепа.Бабушка прилагала все усилия, чтобы вылечить ребёнка. Эдит прозрела, когда ей было 6 лет. Она начала своё восхождение с парижского дна, не зная ни грамоты, ни нот, ни ласки. Только песня спасала её от голода, холода, издевательств. Если бы не песни, её не заметил бы Луи Лепле, директор театра. Он услышал её, нищую певичку, когда она пела о парижском воробышке. Лепле назвал её “Мон Пиаф” и пригласил в свой театр. Так началась Эдит Пиаф. Одна из площадей Парижа названа именем Эдит Пиаф. Здесь есть памятник Эдит и её музей. Её называют самой великой французской эстрадной певицей современности. Её песни причисляют к жемчужинам искусства. Основоположником французского шансонье была Эдит Пиаф. Она стала символом новой эры французских шансонов.
Вопросы: Какими музыкальными красками создаётся образ этой песни? Что показано в данной песне? (Чувства, картины природы, событие) Что такое гимн? Слушание песни “Гимн любви”.
Вопрос: Как вы думаете в этой песне Эдит обращается ко всем влюблённым или только к одной паре? А теперь - песни в исполнении одной из лучших современных французских эстрадных певиц Мирей Матье. Мирей Матье родилась в 1946 году в рабочей семье и рано обнаружила музыкальный дар и любовь к песне. Песни Мирей Матье, преимущественно о любви – любви скромной, чистой, нежной. Слушателей пленяет красивый голос певицы и стиль её исполнения – также скромный, чистый, нежный. В репертуаре Матье нет боевых рабочих песен, хотя, выступая в Советском Союзе, она однажды спела “Марсельезу”. С 1962г. Она пробовала выступать в певческих конкурсах, но безуспешно. Только в 1965 г., когда Матье появилась на телеэкране и исполнила несколько песен, о её голосе заговорила вся Франция. Вскоре певица предстала перед публикой в знаменитом Парижском концертном зале “Олимпия”. В 1966г. Вышла первая пластинка Матье, разошедшаяся тиражом более полутора миллионов экземпляров. Девиз творчества: “Вера в бога и неустанный труд”. Мы услышим две её песни, очень популярные в нашей стране: лирическая песня – “История любви” и иронически – оживлённая –“ Прощай, мальчик, мне жаль, но я ухожу…”. “История любви” - слушание. Какое впечатление произвела на вас эта музыка? К какой сфере музыке относится? Какими музыкальными красками создаётся образ этой песни? О каких человеческих чувствах рассказывает эта песня? “Прощай, мальчик, мне жаль, но я ухожу…” – слушание и обсуждение.
О следующем исполнителе – Джо Дассене – рассказывают сами ребята. Дассен родился в Нью-Йорке, где тогда, в предвоенную пору, работал его отец, известный кинорежиссёр Жюль Дассен. Поэтому с юных лет мальчик дышал воздухом киностудий. После войны, когда в Америке началась волна гонений на прогрессивную интеллигенцию, Жюль Дассен вернулся на родину, во Францию, и Джо стал ассистентом отца. Повзрослев, Дассен - младший исполнил в кино и две самостоятельные роли, которые, правду сказать, не принесли ему славы. Именно после этого он и задумался над тем. Что будущее его – не в кино, а на эстраде. До этого песня была для Дассена – младшего лишь развлечением. Однако друзья не упускали возможности послушать, как он исполняет песни из репертуара французских шансонье, особенно знаменитого Жоржа Брасанса, его кумира.
Молодой француз дебютировал в одном из ночных кабаре Детройта. Его песни сразу привлекли внимание публики своей несхожестью с известными образцами, он пытался сочетать в них традиции шансона с элементами американской народной музыке, которая всерьёз увлекала его. Но подлинное рождение его как профессионального певца произошло всё же на французской почве и началось не на эстраде, а в студии звукозаписи. Его заметили после выхода первой пластинки – “Американский фольклор”.
С той поры на протяжении 15 лет Джо Дассен создал и спел немало настоящих шлягеров. У всех на слуху были его песни “На Елисейских полях”, “Хлеб и шоколад”, “Цыганское лето”, “Подыгрывая на холме”, “Печальная история”, многие другие. Они и принесли Дассену успех у публики, вывели его на эстраду “Олимпии”. На экраны французского телевидения (была там даже популярная передача “Час с Джо Дассеном”, которую и показывали и у нас), принесли ему немало наград на фестивалях, “золотых дисков” и… критических стрел. Его постоянно упрекали в легковественности, в стремлении развлекать публику, ему ставили даже в вину, что его песни “хорошо идут”. И действительно, Дассен, подобно Морису Шевалье, не был певцом – трибуном, но он и не стремился им быть, полагая,что слушателям нужны и песни лирические, если, конечно, лирика не оборачивается в них слащавой сентиментальностью. Его песни доступны широким кругам слушателей.
Когда Джо Дассен выходил на сцену, импульсы его искусства действительно доходили до каждого в зале. Внезапная смерть оборвала карьеру Джо Дассена: он умер вдали от родины, на далёком острове Таите от сердечного приступа в возрасте 42 лет... Звучит музыка “Если б не было тебя”. Слушание и обсуждение.
Итог урока: О каких человеческих чувствах рассказывают нам, прослушанные песни? (О любви) К какой сфере музыке относятся данные песни? Почему? (К лёгкой)
А теперь проведём грань сходства и различия между песнями.
Различия: “Гимн любви” - это обращение ко всем влюблённым. “История любви” - это рассказ о любви, которая прошла. “Как тебя мне разгадать” - это восхищение любовью, благотворение любви. Сходство: Объединяет одна тема – любовь.
Учебно-материальное обеспечение: 1. Литература: Учебник, программа. 2. Наглядные пособия: портреты. 3. Музыкальный материал: Гастон Монтегюс «Слава 17-му полку», Эдит Пиаф «Нет, я ни о чем не жалею», Мирей Матье «История любви», песни в исполнении Джо Дассена, Патрисии Каас.
Преподаватель Н.Н. Кустарова (подпись, инициалы имени и фамилия руководителя занятия) ПЛАН проведения урока по Музыке (наименование учебной дисциплины) с 8 классом
Тема: № 16. Ансамбль – значит вместе.
Цель: Дать представления о сложности понятия «поп-музыка», ВИА на примере групп «Битлз», «Кино»; показать характерные черты ансамблевого исполнения.
Задачи: - обучающая – определить характерные черты современной отечественной и зарубежной музыки; - развивающая – развивать интерес к музыкальной культуре ХХ века; - воспитательная – пробудить у учащихся интерес к современной музыке.
Ход урока: Организационный момент. “Петь вместе, это не говорить разом, это вместе чувствовать, думать, мечтать, одними словами и одной, положенной на музыку страстью” (Мудрость мира). - О чём это высказывание? (ансамбль) - Сегодня мы поговорим о западных и отечественных поп – группах, научимся разбираться в “настоящей музыке”.
Сообщение темы урока. 3. Работа по теме урока: Введение понятия “ансамбль”. - Перед вами текст “Что такое ансамбль?”. Задание: прочитать и подобрать ассоциации к ключевому слову “Ансамбль”. (Проверка выполненного задания)
Беседа о современной поп-музыке. - В наше время существует огромное количество вокально-инструментальных ансамблей. - Сейчас их называют группы. Рост количества, к сожалению, сопровождается падением качества. - Как вы считаете, почему? М. о. Наверное, потому что интереса к музыке у молодёжи нет.
Подкрепляется ростом профессиональной музыкальной подготовки.
- Если мы с вами не предъявляем высоких требований как слушатели, то исполнители и сочинители не стремятся к совершенствованию, что ведёт к снижению наши<
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.8 (0.015 с.) |